маркетри что это такое
Значение слова «маркетри»
МАРКЕТРИ́, нескл., ср. Мозаичные изображения или орнаменты, выполненные наклеиванием на какую-л. основу тонких фигурных пластинок из различных по цвету и структуре пород дерева, иногда с добавлением пластинок слоновой кости и перламутра. || в знач. прил. Украшенный такой мозаикой (о мебели и других предметах). Столик маркетри. Шкафчик маркетри.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
МАРКЕТРИ’, нескл., ср. [фр. marqueterie]. Деревянная мозаика. || в знач. неизмен. прил. Украшенный деревянной мозаикой. Столик м.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
маркетри́
1. искусств. разновидность мозаики, техника создания изображений или орнаментов путём наклеивания на какую-либо основу тонких фигурных пластинок из различных по цвету и структуре пород дерева, иногда с добавлением пластинок слоновой кости и других материалов; также произведения, выполненные в такой технике ◆ Он встал и подошел к маленькому очаровательному бюро русской работы времен Александра Первого, поднял вверх крышку красного дерева, украшенную замечательным маркетри с изображением военных атрибутов, и извлек из верхнего левого ящика две объемистые тетрадки. Петр Галицкий, «Опасная коллекция», 2000 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: грандиозность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Интарсия и маркетри: инкрустация по дереву
Искусство инкрустации известно человечеству еще с древних времен. Для инкрустации можно использовать разные материалы (керамику, мрамор, металл и пр.), но один из самых податливых материалов — дерево. Поэтому инкрустация деревом по дереву (маркетри и интарсия) очень популярна среди мастеров.
Интарсия
Из двух видов инкрустации по дереву интарсия появилась раньше — ее по праву можно считать «мамой» маркетри. При выполнении интарсии деревянные пластинки разного цвета и текстуры врезаются в деревянную же поверхность, что позволяет получить сложное фигурное изображение.
Считается, что интарсия зародилась еще в Древнем Египте, где древесину впервые стали применять для инкрустации наряду с более «благородными» материалами. Но пика своего расцвета интарсия достигла в Италии в эпоху Возрождения. В этой технике чаще всего украшали церковную мебель и утварь.
Первоначально преобладающими орнаментами были геометрические и растительные, но постепенно сложность работ, выполненных в технике интарсии, возрастала. Мастера начали изготавливать целые картины из дерева. Для того, чтобы сделать из более эффектными, использовали не только «игру» на контрасте светлой и темной древесины, но и обжиг, гравировку, травление древесины.
Как изготавливается изделие в технике интарсии? Сначала выбирается рисунок и делается эскиз, который разбивается на отдельные элементы (пластинки) — наподобие мозаики. Затем эти элементы вырезаются из дерева разного цвета и фактуры. Основной (фоном) для изделия выступает массив древесины, в котором при помощи специального режущего инструмента вырезают углубления для кусочков мозаики.
Лицевую сторону деревянных пластинок шлифуют и полируют, а обратную оставляют шероховатой, чтобы она лучше сцеплялась с фоном. Затем нужно плотно пригнать пластинки по кромкам, склеить и вложить в массив-основу. Изделие готово! Если кусочки мозаики выступают над основой — это называется рельефная интарсия. А если они находятся с ней на одном уровне — это живописная интарсия.
Маркетри
Маркетри — это упрощенная техника интарсии. По сути, это тоже мозаика из дерева, но кусочки мозаики изготавливаются из тонкого шпона, собираются между собой по кромкам, как паззл, склеиваются и наклеиваются на плоскую основу.
Маркетри — менее трудоемкая и затратная техника, чем интарсия, но это не значит, что она слишком простая. Для изготовления изделия в технике маркетри тоже важны аккуратность, терпение и художественный вкус.
Для маркетри используют натуральный шпон — однослойную облицовочную фанеру, изготавливаемую из различных пород древесины. Толщина шпона может быть разной (от 0,5 до 1,2 мм), а его цвет и оттенок зависит от породы древесины, которая использовалась для изготовления шпона. Кроме этого, для окраски дерева используют химические методы — например, прокрашивание морилкой.
Как и при работе в технике интарсии, сначала нужно продумать узор и нарисовать чертеж (шаблон) на плотной бумаге. Затем при помощи специальных инструментов из шпона вырезают кусочки мозаики и смазывают их столярным клеем. Затем «паззл» нужно наклеить на бумажный шаблон-чертеж, плотно пригнав друг к другу. Собрав мозаику, ее переворачивают и наклеивают на основу — украшаемое изделие.
Готовое изделие накрывают бумагой и на несколько часов кладут под пресс. Через два дня маркетри шлифуют, покрывают несколькими слоями лака или специальной мастикой. Через сутки мозаику полируют при помощи полировочной пасты и ткани (сукна, фетра, драпа).
Можно выполнять маркетри немного по-другому, врезая элементы мозаики в фон из шпона. Получившаяся мозаика закрепляется смазанной клеем бумагой и наклеивается на поверхность украшаемого изделия. Этот вид маркетри ближе по технике исполнения к своему «родителю» — интарсии.
Маркетри и интарсия используются для украшения мебели, при изготовлении художетсвенного паркета, оригинальных картин, панно и сувениров. Для того, чтобы научиться работать в этих техниках, нужны не только аккуратность и художественный вкус. Очень важно знать, как «поведут» себя те или иные породы дерева при обработке, покрытии лаком и т.п. Но если очень постараться — можно в итоге получить настоящее произведение искусства.
Инкрустация
Из Википедии — свободной энциклопедии
Инкрустация (в широком значении термина) — древнейшая техника. Обычай облицовки глинобитных строений глазурованными керамическими плитками известен в древней Месопотамии и Древнем Египте. В истории искусства известны древнегреческие, неплохо сохранившиеся по причине своей прочности, мозаичные полы из морской гальки. В Древнем Риме здания, построенные из кирпича и бетона, подлежали облицовке снаружи и внутри плитами разноцветного мрамора. Этот приём стал одной из основных особенностей, отличающих древнеримскую архитектуру от древнегреческой. Известные слова Светония о том, что «Август принял Рим кирпичным, а оставил мраморным», следует понимать именно в этом смысле. В жилых зданиях древних Помпей полы и частично стены облицовывали мозаикой из разноцветной морской гальки и кусочков мрамора, росписью также имитировали облицовку мраморными плитами.
В декоративно-прикладном искусстве для инкрустации используют мрамор, керамику, дерево, перламутр и поделочные и драгоценные камни. Флорентийская мозаика (итал. pietra dura — твёрдый камень) используется для декорирования мебели. Она выполняется из пластинок разноцветных камней — яшмы, малахита, родонита, лазурита. В технике римской мозаики декорируют изделия (наиболее знамениты столешницы в собрании Эрмитажа в Санкт-Петербурге) мелкими кусочками цветного камня и смальты. Мельчайшие кубики (тессеры) позволяли достигать точности изображения при воспроизведении живописных картин, что особенно ценилось в XIX веке. Второе название получило распространение по причине особой популярности продукции римских мозаичных мастерских.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Маркетри — изящное старинное искусство инкрустации шпоном
Маркетри (от французского marqueter — «видоизменять») — это разновидность инкрустации, техника отделки поверхностей путем наклеивания декоративных элементов из шпона (тонкой фанеры) на деревянную основу. Маркетри широко используется для художественного оформления предметов мебели и декора в виде красивых узоров, орнаментов или рисунков.
Маркетри. Пьер Голль. Письменный стол, конец XVII века
Маркетри — это древнее ремесло, в котором мастер с помощью режущих инструментов и клея создает уникальные произведения искусства. Эта техника инкрустации требует от художника огромного терпения и усидчивости, а также обязательного наличия таланта и работоспособности.
Виды и особенности техники маркетри
Маркетри иногда называют искусством деревянной мозаики, но в этой технике, помимо древесины, могут использоваться для отделки небольших участков поверхности и другие материалы:
Маркетри. Адам Вайсваллер. Комод, конец XVIII века
Простейшая разновидность маркетри включает отделку поверхностей декоративными элементами из фанеры двух разных оттенков. Для изготовления шпона обычно используют древесину ценных сортов:
Маркетри. Андре-Шарль Буль. Комод, начало XVIII века
Произведения искусства, изготовленные в технике маркетри, можно классифицировать по многим параметрам:
Маркетри. Андре-Шарль Буль. Шкафчик, 1700
На начальном этапе маркетри художник обычно делает эскиз (проект) будущего произведения искусства и необходимые инструменты. В наши дни мастера маркетристы в своей работе используют комплекты ножей со съемными лезвиями.
История маркетри
История маркетри берет свое начало с античной эпохи. Уже в Древнем Риме были мастера художественной отделки мебели тонкими полосками древесины ценных пород. Возраст старейших инкрустированных предметов, обнаруженных современными археологами, составляет не менее 2000 лет.
Маркетри. Генрих Гамбс. Бюро с пультом для письма стоя, музыкальным механизмом и бронзовой группой, начало XIX века
После распада Римской империи древнее искусство маркетри было утрачено на многие столетия. Центрами его ренессанса в XVI веке стали европейские города Флоренция и Неаполь. Но итальянские мастера предпочитали больше работать с натуральным мрамором и драгоценными камнями.
Маркетри. Гийом Бенеман. Медальер, конец XVIII века
Полноценное возрождение искусства деревянной мозаики произошло в другой части Европы — во Фландрии (на территории современных Нидерландов и Бельгии). В начале XVI века Антверпен был крупнейшим морским портом Старого Света, куда из Америки, Африки и Азии привозили древесину ценных пород.
Маркетри. Давид Рентген. Комод, конец XVIII века
Фламандские мастера быстро научились изготавливать из шпона уникальные предметы быта и мебель, музыкальные инструменты и стеновые панели, панно и колонны. Из наборного дерева художники создавали не только узоры и орнаменты, но и целые картины с сюжетами на религиозные, исторические, мифологические и бытовые темы.
Маркетри. Давид Рентген. Стол, конец XVIII века
Во второй половине XVI — начале XVII века во Франции жил и работал величайший мастер-мебельщик эпохи Барокко Андре-Шарль Буль (André-Charles Boulle). Этого гения деревянной инкрустации современники называли «ювелиром мебели» за изысканность стиля и безупречность техники. А король Франции Людовик XIV не только был у Буля постоянным заказчиком, но и способствовал появлению моды на работы художника в высшем обществе Западной Европы.
Маркетри. Жан-Анри Ризенер. Письменный стол Марии-Антуанетты. конец XVIII века
Период наивысшего расцвета искусства маркетри пришелся на XVII век. Инкрустрированные шпоном предметы пользовались огромной популярностью среди богатейших людей Франции, Германии и Англии. С XVII столетием неразрывно связаны имена большинства величайших маркетристов всех времен, кроме Андре-Шарля Буля.
Маркетри. Жан-Анри Ризенер. Французский сундук с ящиками. 1776
С начала XVIII века мода на маркетри постепенно угасает, хотя спрос на мебель в стиле Буль пережил смену многих исторических эпох в искусстве: от классицизма до абстракционизма. В наши дни предметы антиквариата, изготовленные в уникальной технике маркетри, стоят огромных денег и неизменно вызывают фурор на аукционах во всем мире.
Маркетри. Жан-Франсуа Эбен. Цилиндрическое бюро Людовика XV. 1769
Самые известные художники-маркетристы
Имена самых известных маркетристов были хорошо знакомы их современникам. Судьбы этих художников сложились по-разному, но каждый из них внес огромный вклад в развитие древней техники декорирования и заслуживает отдельного упоминания:
Маркетри. Мартен Карлен. Женский письменный стол с картиной, конец XVIII века
Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям
Использование техники маркетри для декора в закладки 3
Маркетри – это специальная техника изготовления деревянных мозаик. Мозаики выполняются на основе натурального шпона, который выкладывается кусками для достижения интересного художественного эффекта. Искусство маркетри по дереву появилось еще в глубокой древности.
История маркетри по дереву
Наши пращуры украшали деревянные фрагменты вставками из других древесных пород, что приводило к появлению новых декоративных элементов и украшений.
Термин «маркетри» переводится с французского как «деревянная мозаика». Древние мастера называли изделия из кусочков древесины «деревянным набором» или «деревянным комплектом». Изделия в стиле маркетри можно встретить даже в античной эпохе. К примеру, в гробнице Тутанхамона исследователи обнаружили изделия, которые имели вставки из черной древесины. Однако такой подход можно назвать лишь предтечей маркетри, ведь в своем классическом варианте эта техника предполагает использование тончайших пластин из шпона. Толщина каждой пластины должна быть не более 2-3 мм.
Станок для распиливания шпона был сконструирован лишь во второй половине XVI века. В те времена техника маркетри стала активно распространяться по многочисленным странам. Примерно в XVIII веке она добралась и до России. Сегодня техника маркетри не настолько популярна в силу высокой сложности сборки изделий. Однако мастера маркетри остались – они производят уникальные изделия на заказ, которые великолепно смотрятся в современных интерьерах.
Техники изготовления маркетри
Маркетри включает в себя несколько техник:
Сфера применения мозаики маркетри
Сфера применения маркетри очень широка. Деревянные мозаики можно встретить на поверхности мебели, стен, с их помощью могут создаваться настоящие произведения искусства.
Для работы в технике маркетри требуется многочисленный инвентарь: фанера, шпон, резак, гумирка, прикатка, пресс, клей, шлифовальное устройство и т.д. Шпон, применяемый для создания мозаик, может иметь различный распил, что напрямую влияет на его декоративные качества. Дефекты древесины – еще одно прекрасное дополнение для уникальных изображений, выполненных в технике маркетри. Если же добиться нужного оттенка не получается, можно прибегнуть к травле или морению шпона.
Создание шедевров в технике маркетри – очень кропотливый процесс, который требует высокой усидчивости и аккуратности. Готовые предметы интерьера, украшенные маркетри, будут иметь свой собственный облик и прекрасно дополнят пышный интерьер. Но стоит помнить о том, что такое удовольствие влетит вам в копеечку. Впрочем, если вы хотите добавить своему дому эксклюзивности, то маркетри — лучший способ сделать это.