маршак мастер ломастер чему учит
Анализ стихотворения «Мастер-ломастер» Самуила Маршака
Произведение «Мастер» Самуила Яковлевича Маршака с легкой руки иллюстратора книги А. Пахомова обрело выразительное двойное название.
Стихотворение создано не позднее 1927 года. Поэту в эту пору исполнилось сорок лет, он привлечен к работе над изданием детской литературы, знакомится с Д. Хармсом, по мере сил возражает против формализма, отстаивает необходимость в книгах даже для советских детей сказки, игры, шутки. Этот год также отмечен возобновлением отношений с М. Горьким, лечением в санатории и начавшейся там дружбой с Б. Пастернаком. Стихи хореические, рифмовка перекрестная и смежная. Начинает лирический герой со смелого заявления: учиться не хочу. Оказывается, он уже родился с золотыми руками и с любовью ко всему масштабному. Первой фантазией становится буфет. Видно, что мальчик слышал разговоры взрослых на эту тему, потому рассуждает авторитетно и с подробностями. Далее перечисляются рабочие инструменты. Наконец, работа закипела. Пила-злодейка (сказочная характеристика) препятствуют созданию шедевра. Ничего, можно ведь взяться за табурет. Юный столяр рьяно бьет по полену и попадает себе по лбу. Не беда, самое время изготовить раму для портрета. «У дедушки бабушкиной мамы»: момент игры, ребуса. Тут уже подвел клей. Да гвозди плохи. Впрочем, «унывать» герой не стал. Полученные щепки пойдут на растопку для самовара. Вот уже и зовут к столу. Звучит мораль от ребят, но не обидная, а снисходительная. Счет, как в считалочках. Числа, придающие стихам правдоподобия: сотня, раз, два. Сравнение: гвоздь червяком. Уменьшительные суффиксы прямиком из фольклора: щепочки, лучинок, дощечек. Эпитеты: колючие, горючие. Книги о профессиях часто страдали казенщиной. Здесь же точность детали сочетается с образностью. Прозаизм некоторых понятий, лексики не подавляет лиризм рассказа. Это не бодрая «производственная» поэзия для самых маленьких, да и быт тут не подчеркнуто советский, а скорее общечеловеческий – и детский. Автор не опускается на условный уровень восприятия ребенка, а напротив, поднимает его над этой планкой, расширяет кругозор, знакомит с разными явлениями, сторонами жизни. Таким вдумчивым было и его отношение к иллюстрациям. Собственно, именно художник А. Пахомов, спустя 3 года после завершения работы над книгой, передал писателю отзыв одного мальчика о ней с эпитетом «ломастер».
Добрый юмор, афористичность, связь с устным народным творчеством, прибауткой и трудовой энтузиазм – рецепт успеха стихотворения С. Маршака «Мастер-ломастер».
Самуил Маршак — Мастер-ломастер: Стих
Я учиться не хочу.
Сам любого научу.
Я — известный мастер
По столярной части!
У меня охоты нет
До поделки
Мелкой.
Вот я сделаю буфет,
Это не безделка.
Смастерю я вам буфет
Простоит он сотню лет.
Вытешу из елки
Новенькие полки.
Наверху у вас — сервиз,
Чайная посуда.
А под ней — просторный низ
Для большого блюда.
Полки средних этажей
Будут для бутылок.
Будет ящик для ножей,
Пилок, ложек, вилок.
У меня, как в мастерской,
Все, что нужно, под рукой:
Плоскогубцы и пила,
И топор, и два сверла,
Молоток,
Рубанок,
Долото,
Фуганок.
Есть и доски у меня.
И даю вам слово,
Что до завтрашнего дня
Будет все готово!
Завизжала
Пила,
Зажужжала,
Как пчела.
Пропилила полдоски,
Вздрогнула и стала,
Будто в крепкие тиски
На ходу попала.
Я гоню ее вперед,
А злодейка не идет.
Я тяну ее назад
Зубья в дереве трещат.
Не дается мне буфет.
Сколочу я табурет,
Не хромой, не шаткий,
Чистенький и гладкий.
Вот и стал я столяром,
Заработал топором.
Я по этой части
Знаменитый мастер!
Раз, два
По полену.
Три, четыре
По колену.
По полену,
По колену,
А потом
Врубился в стену.
Топорище — пополам,
А на лбу остался шрам.
Обойдись без табурета.
Лучше — рама для портрета.
Есть у дедушки портрет
Бабушкиной мамы.
Только в доме нашем нет
Подходящей рамы.
Взял я несколько гвоздей
И четыре планки.
Да на кухне старый клей
Оказался в банке.
Будет рама у меня
С яркой позолотой.
Заглядится вся родня
На мою работу.
Только клей столярный плох:
От жары он пересох.
Обойдусь без клея.
Планку к планке я прибью,
Чтобы рамочку мою
Сделать попрочнее.
Как ударил молотком,
Гвоздь свернулся червяком.
Забивать я стал другой,
Да согнулся он дугой.
Третий гвоздь заколотил
Шляпку набок своротил.
Плохи гвозди у меня
Не вобьешь их прямо.
Так до нынешнего дня
Не готова рама…
Унывать я не люблю!
Из своих дощечек
Я лучинок наколю
На зиму для печек.
Щепочки колючие,
Тонкие, горючие
Затрещат, как на пожаре,
В нашем старом самоваре.
То-то весело горят!
А ребята говорят:
— Иди,
Столяр,
Разводи
Самовар.
Ты у нас не мастер,
Ты у нас ломастер!
Анализ стихотворения «Мастер-ломастер» Маршака
Произведение «Мастер» Самуила Яковлевича Маршака с легкой руки иллюстратора книги А. Пахомова обрело выразительное двойное название.
Стихотворение создано не позднее 1927 года. Поэту в эту пору исполнилось сорок лет, он привлечен к работе над изданием детской литературы, знакомится с Д. Хармсом, по мере сил возражает против формализма, отстаивает необходимость в книгах даже для советских детей сказки, игры, шутки. Этот год также отмечен возобновлением отношений с М. Горьким, лечением в санатории и начавшейся там дружбой с Б. Пастернаком. Стихи хореические, рифмовка перекрестная и смежная. Начинает лирический герой со смелого заявления: учиться не хочу. Оказывается, он уже родился с золотыми руками и с любовью ко всему масштабному. Первой фантазией становится буфет. Видно, что мальчик слышал разговоры взрослых на эту тему, потому рассуждает авторитетно и с подробностями. Далее перечисляются рабочие инструменты. Наконец, работа закипела. Пила-злодейка (сказочная характеристика) препятствуют созданию шедевра. Ничего, можно ведь взяться за табурет. Юный столяр рьяно бьет по полену и попадает себе по лбу. Не беда, самое время изготовить раму для портрета. «У дедушки бабушкиной мамы»: момент игры, ребуса. Тут уже подвел клей. Да гвозди плохи. Впрочем, «унывать» герой не стал. Полученные щепки пойдут на растопку для самовара. Вот уже и зовут к столу. Звучит мораль от ребят, но не обидная, а снисходительная. Счет, как в считалочках. Числа, придающие стихам правдоподобия: сотня, раз, два. Сравнение: гвоздь червяком. Уменьшительные суффиксы прямиком из фольклора: щепочки, лучинок, дощечек. Эпитеты: колючие, горючие. Книги о профессиях часто страдали казенщиной. Здесь же точность детали сочетается с образностью. Прозаизм некоторых понятий, лексики не подавляет лиризм рассказа. Это не бодрая «производственная» поэзия для самых маленьких, да и быт тут не подчеркнуто советский, а скорее общечеловеческий – и детский. Автор не опускается на условный уровень восприятия ребенка, а напротив, поднимает его над этой планкой, расширяет кругозор, знакомит с разными явлениями, сторонами жизни. Таким вдумчивым было и его отношение к иллюстрациям. Собственно, именно художник А. Пахомов, спустя 3 года после завершения работы над книгой, передал писателю отзыв одного мальчика о ней с эпитетом «ломастер».
Добрый юмор, афористичность, связь с устным народным творчеством, прибауткой и трудовой энтузиазм – рецепт успеха стихотворения С. Маршака «Мастер-ломастер».
Урок чтения на тему:
Задачи: познакомить учащихся с биографией С. Я. Маршака, формировать умение работать с текстом, развивать навыки смыслового чтения, воспитывать интерес к чтению и литературному творчеству, Развитие мотивов учения, через создание на уроке проблемной ситуации.
— Итак, прозвенел звонок и мы начинаем наш урок.
Подготовка к восприятию.
— Посмотрите на доску, вы узнали кто изображен на этих портретах?
— Правильно, это С. Я. Маршак.
— А что вы знаете об этом писателе?
Русский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, редактор. Родился 22 октября (3 ноября) 1887 года в Воронеже в семье техника-мастера на химических заводах. С 4 лет начал сочинять стихотворные строки. В 11 лет уже переводил с латинского древнегреческого поэта Горация.
В своих произведениях он учил ребят радоваться красоте поэтического слова. Показывал, что стихами можно рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки.
— Какие произведения С. Я. Маршака вы уже читали?
— Как вы думаете о чем оно?
— Вы знаете кто такой мастер?
— А как вы думаете кто такой ломастер?
3. Первичное чтение и проверка восприятия.
Сейчас я вам прочитаю это стихотворение, а вы внимательно слушайте.
— Понравилось ли вам стихотворение?
— Что вам показалось интересным?
4. Словарно – лексическая работа.
5. Физкульт минутка.
Где была я не скажу, а что делала покажу
— А сейчас прочитайте это стихотворение сами.
7. Постановка проблемной ситуации и ее решение.
— А как вы думаете герой этого стихотворения Мастер или ломастер?
— Что мы должны с вами сделать что бы ответить на этот вопрос?
8. Подведение итогов
— Итак, с каким произведением мы сегодня познакомились?
— Что вы больше всего понравилось на уроке?
9. Домашнее задание.
— Спасибо вам за урок!»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: 59385040440
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Мастер-ломастер
Я учиться не хочу.
Сам любого научу.
Я — известный мастер
По столярной части!
У меня охоты нет
До поделки
Мелкой.
Вот я сделаю буфет,
Это не безделка.
Смастерю я вам буфет
Простоит он сотню лет.
Вытешу из елки
Новенькие полки.
Наверху у вас — сервиз,
Чайная посуда.
А под ней — просторный низ
Для большого блюда.
Полки средних этажей
Будут для бутылок.
Будет ящик для ножей,
Пилок, ложек, вилок.
У меня, как в мастерской,
Все, что нужно, под рукой:
Плоскогубцы и пила,
И топор, и два сверла,
Молоток,
Рубанок,
Долото,
Фуганок.
Есть и доски у меня.
И даю вам слово,
Что до завтрашнего дня
Будет все готово!
Завизжала
Пила,
Зажужжала,
Как пчела.
Пропилила полдоски,
Вздрогнула и стала,
Будто в крепкие тиски
На ходу попала.
Я гоню ее вперед,
А злодейка не идет.
Я тяну ее назад
Зубья в дереве трещат.
Не дается мне буфет.
Сколочу я табурет,
Не хромой, не шаткий,
Чистенький и гладкий.
Вот и стал я столяром,
Заработал топором.
Я по этой части
Знаменитый мастер!
Раз, два
По полену.
Три, четыре
По колену.
По полену,
По колену,
А потом
Врубился в стену.
Топорище — пополам,
А на лбу остался шрам.
Обойдись без табурета.
Лучше — рама для портрета.
Есть у дедушки портрет
Бабушкиной мамы.
Только в доме нашем нет
Подходящей рамы.
Взял я несколько гвоздей
И четыре планки.
Да на кухне старый клей
Оказался в банке.
Будет рама у меня
С яркой позолотой.
Заглядится вся родня
На мою работу.
Только клей столярный плох:
От жары он пересох.
Обойдусь без клея.
Планку к планке я прибью,
Чтобы рамочку мою
Сделать попрочнее.
Как ударил молотком,
Гвоздь свернулся червяком.
Забивать я стал другой,
Да согнулся он дугой.
Третий гвоздь заколотил
Шляпку набок своротил.
Плохи гвозди у меня
Не вобьешь их прямо.
Так до нынешнего дня
Не готова рама…
Унывать я не люблю!
Из своих дощечек
Я лучинок наколю
На зиму для печек.
Щепочки колючие,
Тонкие, горючие
Затрещат, как на пожаре,
В нашем старом самоваре.
То-то весело горят!
А ребята говорят:
— Иди,
Столяр,
Разводи
Самовар.
Ты у нас не мастер,
Ты у нас ломастер!
Мастер-ломастер — Маршак С.
Я учиться не хочу.
Сам любого научу.
Я — известный мастер
По столярной части!
У меня охоты нет
До поделки мелкой.
Вот я сделаю буфет!
Это не безделка.
Смастерю я вам буфет —
Простоит он сотню лет.
Вытешу из ёлки
Новенькие полки.
Наверху у вас — сервиз,
Чайная посуда.
А под ней — просторный низ
Для большого блюда.
Полки средних этажей
Будут для бутылок.
Будет ящик для ножей,
Пилок, ложек, вилок.
У меня, как в мастерской,
Всё, что нужно, под рукой:
Плоскогубцы, и пила,
И топор, и два сверла,
Молоток, рубанок,
Долото, фуганок.
Есть и доски у меня.
И даю вам слово,
Что до завтрашнего дня
Будет все готово!
Завизжала Пила,
Зажужжала,
Как пчела.
Пропилила полдоски,
Вздрогнула и стала,
Будто в крепкие тиски
На ходу попала.
Я гоню её вперёд,
А злодейка не идёт.
Я тяну её назад —
Зубья в дереве трещат…
Не даётся мне буфет.
Сколочу я табурет,
Не хромой, не шаткий,
Чистенький и гладкий.
Вот и стал я столяром,
Заработал топором.
Я по этой части
Знаменитый мастер!
Раз, два — по полену.
Три, четыре — по колену.
По полену, по колену,
А потом врубился в стену.
Топорище — пополам,
А на лбу остался шрам.
Обойдусь без табурета.
Лучше — рама для портрета.
Есть у дедушки портрет
Бабушкиной мамы.
Только в доме нашем нет
Подходящей рамы.
Взял я несколько гвоздей
И четыре планки.
Да на кухне старый клей
Оказался в банке.
Будет рама у меня
С яркой позолотой.
Заглядится вся родня
На мою работу.
Только клей столярный плох;
От жары он пересох.
Обойдусь без клея.
Планку к планке я прибью,
Чтобы рамочку мою
Сделать попрочнее.
Как ударил молотком,-
Гвоздь свернулся червяком.
Забивать я стал другой,
Да согнулся он дугой.
Третий гвоздь заколотил —
Шляпку набок своротил.
Плохи гвозди у меня —
Не вобьёшь их прямо.
Так до нынешнего дня
Не готова рама…
Унывать я не люблю.
Из своих дощечек
Я лучинок наколю
На зиму для печек.
Щепочки колючие,
Тонкие, горючие
Затрещат, как на пожаре,
В нашем старом самоваре.
То-то весело горят!
А ребята говорят:
— Иди,
Столяр,
Разводи
Самовар.
Ты у нас не мастер.
Ты у нас ломастер!