майонез ежк что это значит
ЕЖК держит половину уральского рынка майонеза
Владимир Филипцев: «Общий объём потребления майонеза на Урале в начале года немного упал, но сейчас ситуация стабилизировалась». Фото: Анастасия Баскакова
Опубликовано в №192 от 17.10.2015
В советские годы майонез в Свердловской области был в страшном дефиците. Его выдавали по распределению только по большим праздникам. Возможно, поэтому в наши дни этот соус пользуется огромной популярностью. Накануне Дня работников пищевой промышленности, который отмечается 18 октября, о любимом продукте свердловчан в интервью «ОГ» рассказал генеральный директор Екатеринбургского жирового комбината Владимир Филипцев.
Побольше горчички
— Владимир Павлович, как вы думаете, с чем связана такая любовь уральцев к майонезу? Некоторые ни дня не могут обойтись без этого продукта.
— У каждого региона, города есть свои традиции, в том числе гастрономические предпочтения. Так получилось, что Урал — это родина любителей майонеза, а Екатеринбург даже ставит рекорды по потреблению этого продукта (среднестатистический россиянин потребляет 5 килограммов майонеза в год, а уральцы целых 8).
Думаю, основную роль в этом сыграло то, что именно в Уральском регионе находится Екатеринбургский жировой комбинат, а выпускаемый им майонез с самого начала отличался уникальными вкусовыми качествами. Он более острый, в нём больше горчички и уксуса. Поэтому майонез ЕЖК, может быть, лучше подходит к традиционным уральским блюдам — пельмешкам, супам и прочему.
В 1959 году на жировом комбинате были запущены сразу несколько цехов: маргариновый, гидрогенизационный, рафинационный, электролизный и тарный, а также маслосливная станция и парокотельная.
— С чего начиналась работа комбината в советские годы? С майонеза или с другой продукции?
— Строительство жирового комбината в Екатеринбурге началось в 1948 году, а запущен в строй он был спустя 11 лет. Первый маргарин можно было попробовать уже в январе 1959 года. Предприятие даже получило поздравительную телеграмму от делегатов XXI съезда КПСС.
Майонезный цех ЕЖК был пущен в эксплуатацию в 1967 году — для расфасовки масла и производства майонеза. А в 1968 году майонезный цех выдал первую продукцию — сразу три вида этого соуса: «Яичный», «Любительский» и «Провансаль».
А сегодня ассортимент комбината составляет более 100 наименований продукции — это майонезы, соусы, маргарины, спреды, кетчуп, горчица и мыло.
— Вернёмся к майонезу. Что-то изменилось с советских времён в рецептуре, в самой линейке майонезов?
— Таких майонезов, как «Яичный» и «Любительский», давно уже нет на рынке. Это было только в самом начале работы комбината, и уже в 90-е годы производился только «Провансаль».
В наши дни под маркой «Провансаль» ЕЖК производится сам «Провансаль» и расширенная линейка — «Домашний», «Оливковый», «С лимонным соком» и «С перепелиным яйцом». Это то, что пришло к нам из Европы и сейчас пользуется популярностью. Мы расширили линейку, потому что у всех национальных крупных игроков, таких как «Махеев», «Слобода», «Ряба», есть такие вкусы. И у этих вкусов есть свои потребители. Мы поняли, что для уральских потребителей, которые любят новинки, мы должны сами предложить подобные продукты, чтобы наши покупатели не ушли к другим производителям.
Что касается ГОСТов, то они менялись, конечно, в том числе из-за изменения технологии, поэтому полного аналога майонезу советских лет нет. Но с точки зрения ингредиентов и их пропорций всё сохранилось — компоненты осовременились, а основная комбинация осталась прежней.
Делимся только с сибиряками
— Майонез ЕЖК продают только на Урале или в других регионах России тоже?
— Помимо Урала майонез ЕЖК хорошо продаётся в Сибири, конкретно в Омске, дальше на восток уже не поставляем. Исторически каждое предприятие снабжало свой регион, поэтому майонез «Провансаль» ЕЖК популярен именно на Урале. Это региональный бренд.
— Каковы объёмы производства сегодня?
— ЕЖК входит в пятёрку крупнейших производителей майонеза в РФ, его продукция составляет 11 процентов от общего объёма производства майонезов в России.
На рынке Уральского региона доля майонеза ЕЖК составляет 50 процентов. Самые большие объёмы продаж удерживает Екатеринбург — столица майонеза ЕЖК, здесь его доля — 77 процентов.
— Антимонопольщики не беспокоят по этому поводу?
— Мы же никаких незаконных действий не предпринимаем. В магазинах есть товар и других производителей, и выбор абсолютно равноценный. Это предпочтения покупателей, мы просто приводим статистику.
Не майонезом единым.
— Какова доля на рынке другой продукции комбината?
— Доля кетчупа ЕЖК в Екатеринбурге — 16 процентов. Доля горчицы ЕЖК в Уральском регионе — 52 процента. Годовой объём производства мыла составляет 5 процентов от общего объёма производства мыла в РФ.
ЕЖК — лидер по производству фасованного маргарина в России. Доля комбината в общем объёме производства — 49 процентов. Большая часть произведённого маргарина уходит на продажу в страны Средней Азии — в Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Киргизию.
Маргариновый бренд «Щедрое лето» в России занимает второе место по доле рынка (12 процентов), доля продаж в Уральском регионе — 63 процента.
И ещё майонез
— Каковы перспективы ЕЖК? Планируете ли увеличивать производство?
— Вообще на рынке России Группа компаний «Русагро», в которую мы вошли в 2003 году, представлена двумя майонезными брендами — «ЕЖК» и «Мечта хозяйки».
Бренд «Мечта хозяйки» существует на рынке майонезов с 2002 года (до 2013 года производитель Петросоюз/Heinz). С начала 2013 года он принадлежит ГК «Русагро». Ежегодный рост продаж по РФ майонеза этой марки составляет 100 процентов (каждый год объёмы продаж удваиваются, и на 2016–2017 годы планы не менее амбициозные). «Мечта хозяйки» присутствует во всех регионах РФ, является лидером рынков СНГ (Молдова, Азербайджан), и уже сейчас потребности рынка превышают производственные возможности.
В качестве оперативной меры ЕЖК даже был вынужден подключить две дополнительные производственные площадки для обеспечения возросшего спроса на продукт. Параллельно запущена перестройка завода: проект, направленный на увеличение мощностей и повышение и без того высокого качества продукта. Помимо завода в Екатеринбурге, расширяется география производства и, если говорить о последних новостях, то речь идёт об интеграции с Уссурийским масло-жировым комбинатом (производственная площадка на Дальнем Востоке, на которой уже в ноябре стартует производство продукции «Мечта хозяйки»). Данная площадка будет полностью покрывать потребность Дальнего Востока, снизит логистические издержки и позволит предлагать продукт потребителям в отдалённом регионе по привлекательной цене.
Уральский Прованс: репортаж с майонезной фабрики
Самый лучший уральский сувенир — не малахит с изумрудами, а майонез. Эту старую шутку знают все. Но в каждой шутке есть доля правды. Вкус нашего, уральского майонеза действительно еще никто не сумел повторить. Тот самый «Провансаль» в голубой баночке стал гастрономическим символом Екатеринбурга.
Сельдь под шубой, оливье, «Мимоза», домашние пельмени, запеченная курочка — советская, а потом и российская хозяйка уже не представляла, как накрыть праздничный стол без этого универсального соуса. Менялась страна, менялось правительство и даже государственный строй, а майонез, кажется, был неизменным.
Но это только кажется. На самом деле изменения в промышленном производстве произошли почти революционные. Менялся дизайн упаковки, разрабатывались новые рецептуры — на оливковом масле, с лимонным соком, с уменьшенным содержанием жира и даже постный майонез. Недавно ЕЖК вывел новый продукт — майонез «Провансаль Natural Control». Мы побывали на производстве и узнали, как рождается новый майонез, кто и как его производит и главное — действительно ли он такой натуральный, как нам обещает производитель.
Кто придумал майонез?
Мозг ЕЖК сосредоточен в отделе разработки и исследований. Именно тут в головах опытных разработчиков каждый день рождаются новые рецептуры для приготовления майонеза, кетчупа, соусов и маргарина.
Знакомьтесь: Ирина Евдокимова, начальник отдела разработки и исследований Екатеринбургского жирового комбината. Благодаря команде профессиональных разработчиков старые добрые продукты обретают новый вкус.
«В какой-то момент мы заметили, что молодежь выбирает продукты в магазине совсем по-другому. Просто голубая баночка для них хоть и признак качества и вкуса, но они хотят больше — чтобы продукт был натуральным, чтобы при его производстве использовалось как можно меньше химии. В классическом майонезе «Провансаль» используются только безвредные консерванты, но современного покупателя они все равно смущают. Мы задумались над новым рецептом», — рассказывает начальник отдела разработки и исследований ЕЖК.
Перед разработчикам поставили задачу — создать майонез с более мягким вкусом, отобрав только самое лучшее и полезное сырье. В то же время по цене продукт должен был оставаться доступным. В лабораториях закипела работа. Прежде всего изучили поставщиков всех необходимых для приготовления соуса компонентов. Разработчики сравнивали разные виды подсолнечного масла, соли, воды, яичные желтки… Только для того чтобы выбрать подходящего поставщика яиц, отобрали почти два десятка компаний. После разных опытов и испытаний для нового натурального майонеза решено было брать желтки только от кур свободного выпаса. Свою жизнь они проводят почти в санаторных условиях: пасутся на лужайках, питаются экологически чистыми продуктами, а значит и яйца несут без стресса.
В Екатеринбург яичные желтки приходят в виде желткового компаунда — это яичный порошок, который получают с помощью современной технологии распылительной сушки.
Все остальные компоненты решили закупать в России, но прежде тщательно проверили. В новом майонезе соль — только морская, вода — артезианская. Эфирное горчичное масло прямо на заводе обогащается каротином и жирными кислотами омега-3 и омега-6.
«Когда выбирали масло, которое станет основой для соуса, решили остановиться на привычном масле подсолнечника. Во-первых, это позволило бы сохранить вкус майонеза, к которому мы привыкли. Во-вторых, наше подсолнечное масло оказалось несправедливо забыто, когда пришла мода на заграничное оливковое масло. Хотя в подсолнечном масле витамина Е, например, вдвое больше», — отмечают разработчики ЕЖК.
В составе натурального майонеза семь основных компонентов: подсолнечное масло, артезианская вода, яичный желток, уксус, морская соль, сахар, уксус и горчичное масло, обогащенное каротином (витамином А). Никаких ароматизаторов и красителей для приготовления соуса решено было не использовать.
Испытать огнем, водой и пластиковыми пакетами
Ингредиенты выбраны. Но запускать в производство майонез еще рано — нужно понять, в каких пропорциях смешивать все компоненты и как, собственно, готовить: сколько времени мешать, сколько варить и нужно ли пастеризовать?
Ответы на эти вопросы ищут опытным путем: все опытные образцы готовят вручную.
Майонез — это по сути эмульсия из масла и воды. Но просто так масло с водой не смешать — для этого добавляют эмульгаторы. За непонятным словом «эмульгатор» скрывается обыкновенный желток, именно он помогает связать в единое целое масло и воду.
Даже несмотря на наличие связующего звена, смешать воду и масло домашнему миксеру не под силу. В лаборатории используют гораздо более мощный его аналог — гомогенизатор.
В итоге получается густая белая масса.
Лаборатория — это производство в миниатюре, здесь есть приборы, которые имитируют все производственные процессы — от смешения до пастеризации.
После того как продукт готов — нужно пробовать. Созывают комиссию специально обученных дегустаторов.
Дегустация — дело не такое простое, как может показаться. Это вам не просто ложку майонеза съесть, а потом сказать, вкусно или нет.
Для того чтобы легко распознавать малейшие нюансы вкуса, нужно пройти специальное обучение. Только после того как сотрудник получает сертификат профессионального дегустатора, он может принимать участие в оценке новых рецептур.
Категории «вкусно» для дегустаторов вообще не существует. Они оценивают продукт совсем по другим критериям: кислота, сладость, горечь, соленость и не только.
Если пробный майонез слишком горький или кислый, рецепт отправляется на доработку. Прежде чем будет найдена идеальная рецептура, может пройти не один десяток дегустаций. Для линейки «Natural Control Мягкий вкус», например, было разработано около 100 рабочих вариантов.
Затем сваренный по выбранной рецептуре майонез расфасовывают в разную тару и отправляют на хранение. В течение всего срока годности продукт должен сохранять вкус и консистенцию.
Срок хранения нового майонеза 90 дней в закрытой упаковке и 14 дней — в открытой. Чтобы не ждать три месяца, используют методику ускоренного старения и помещают соус не в холодильник, а в термо-шкаф. При повышении температуры на каждые 10 градусов скорость реакции увеличивается в 2–4 раза, а значит, проверить, как себя будет вести майонез в течение всего срока годности, можно за более короткое время. Несколько раз образцы отправляются на лабораторные испытания и на дегустацию.
«Если появляется прогорклый вкус, горечь или кислота, если майонез расслаивается или становится слишком густым или слишком жидким, рецепт забраковывается. А разработчики вновь приступают к исследованиям, в чем проблема такого эффекта, какой компонент дал сбой и как все исправить», — рассказывает Ирина Евдокимова.
Еще одно испытание на прочность майонез проходит в духовке. Производители знают, что российские хозяюшки любят запекать мясо и рыбу под этим соусом, кое-кто даже блины умудряется готовить. Чтобы оправдать ожидания кулинаров-любителей, майонез отправляют в духовку.
Необходимо также проверить новый продукт на совместимость с разными видами упаковки: он должен сохранять свои свойства в любой таре, от самой маленькой до самой большой. Одно из многочисленных испытаний упаковки выглядит так: закрытую упаковку майонеза в пакете «дой-пак» роняют на пол с высоты около одного метра. Если покупатель, вынимая майонез из холодильника, случайно его уронит, упаковка должна остаться целой. Конкуренты этот краш-тест проходят не всегда. Чтобы избежать их ошибок, разработчики просчитывают вплоть до микронов, какой должна быть упаковка.
Интересно, что все это огромное количество тестов, испытаний и дегустаций укладывается в 90 дней — таковы стандарты разработчиков.
Космическая мешалка и автомат-фасовщик
Только когда опытный образец прошел все испытания, его запускают в производство. Процесс этот практически полностью автоматизирован.
Почти все компоненты для майонеза привозят на завод по железной дороге.
Жидкие компоненты, вроде масла и воды, хранятся в огромных баках, а в цех поступают по трубам.
Загрузка сырья в оборудование также происходит без участия человека: из трубопровода подсолнечное масло, горчичное масло и желток поступают в одну емкость, а вода, уксус, соль и сахар — в другую. Исключен даже контакт с воздухом. Две эти емкости с масляной и водной фазой нагреваются до 80 градусов на 3 минуты (по-научному, происходит пастеризация), чтобы не потерять полезных свойств всех компонентов.
Все компоненты встречаются в одной большой кастрюле этажом ниже. Эти огромные немецкие машины Shtefan за 25 минут могут замешать 800 кг будущего майонеза.
Дальше полученная эмульсия охлаждается и опять же по трубопроводам идет на фасовку.
Процесс фасовки также автоматизирован: машина ставит ведерки на линию, дозатором заполняет и после — закрывает ведерки…
С дой-паками процесс чуть сложнее: из такого рулона пленки нужно сделать пакеты под соус.
Но все это тоже делает машина: обрезает, запаивает, крепит крышку на пакет и наливает майонез.
Автоматизирован даже процесс групповой упаковки: умная машина укладывает дой-паки в коробку в определенном порядке, чтобы при транспортировке упаковка не повредилась. Большие ведерки майонеза, маленькие стеклянные баночки — все запечатывается для поставки в торговые сети автоматически.
Присутствие человека здесь необходимо только для контроля. В течение варки майонез подвергается контролю трижды: работники делают забор водной и масляной фазы, а затем — готового майонеза перед фасовкой. На линии фасовки сотрудники контролируют уже целостность упаковки.
Когда все сварено и упаковано, остается только отправить готовый продукт в магазин.