медиакоммуникации что это за направление
О программе
Высшая школа экономики — первый и единственный российский вуз, который в 2015 году начал набор студентов для обучения на образовательной программе «Медиакоммуникации».
Сегодня медиа, или вся совокупность средств коммуникации, — это не только печатная пресса, фотография, кино, радио, телевидение, но и приложения для мобильных устройств, компьютерные игры, электронные книги, технологии виртуальной и дополненной реальности и многое другое. Образовательная программа НИУ ВШЭ «Медиакоммуникации» направлена на обучение будущих архитекторов медиапространства, универсальных специалистов медиасистем, владеющих не только творческими и технологическими методами, но и управленческими навыками.
Что я буду изучать?
В течение всех лет обучения студенты участвуют в проектном семинаре, в рамках которого учатся создавать медийные продукты, работать в команде, реализовывать креативные идеи и управлять проектами в сфере медиа.
Проектное обучение состоит из тематических блоков; обучение по каждому из них занимает 1 модуль (2–2,5 месяца):
Какое оборудование я смогу использовать?
Мультимедийные студии, теле- и радиостудия, класс радиомонтажа (свободный доступ для всех студентов)
83 компьютера Apple iMac, Macbook, Mac Mini, PC с предустановленным пакетом ПО Adobe Creative Suite Master Collection 6 (обработка изображений и фотографий, верстка печатных и цифровых материалов (книги, журналы, афиши, цифровые книги), работа со звуком и видео (аудио- и видеомонтаж), подготовка видеографики, анимации и различных эффектов для видеоматериалов
15 видеокамер Sony со штативами, 7 флип-камер, микрофоны, петлички, диктофоны и т.д.
У кого я буду учиться?
Студентов обучают академические преподаватели, которые обеспечивают фундаментальную теоретическую подготовку, а также преподаватели-практики – ведущие специалисты индустрии, представители телерадиокомпаний и медиахолдингов, разработчики мультимедийных проектов.
Преимущества обучения на программе
Гибкая система обучения. Положение об академической мобильности студентов дает возможность учиться не только в зарубежных вузах, но и в филиалах Вышки в Питере, Перми, Нижнем Новгороде. Вам зачтется даже изучение дистанционного курса, если он отвечает требованиям программы.
Практика. Студенты не только получат фундаментальную теоретическую подготовку, но и смогут пройти практику на лучших российских и мировых площадках. Как правило, после успешной практики студента приглашают на работу.
Изучение языков. На программе изучается несколько языков. Кроме того, в Вышке действуют несколько Центров международного сотрудничества, которые предлагают участие в языковых школах на конкурсной основе.
Возможность учиться за границей в ведущих университетах, развивать язык и получать кредиты. В Вышке работает Программа академической мобильности студентов, которая дает возможность выбрать университет, модуль и программу обучения. Если зарубежный университет дает согласие вас принять, вы согласуете параметры вашей стажировки с руководителем программы, едете туда и засчитываете курс в своем учебном плане.
Старт научной карьеры. Студенты участвуют в работе научно-исследовательских семинаров, при желании проходят практику в научных лабораториях и институтах. Каждый год в Вышке проводится конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу. Победители конкурса отправляются в разные страны, в зависимости от профиля работы.
Трудоустройство выпускников. Вся система образования на нашей программе, как и во всей Вышке, нацелена на обеспечение конкурентоспособности выпускников на рынке труда, не только на российском, но и зарубежном, начиная от Центра развития карьеры и заканчивая регулярными встречами будущих работодателей, которые входят в аудитории, в том числе, и как преподаватели.
Медиа-индустрия — профессии будущего? Что ждёт медиа-сферу в 2021 году и стоит ли идти в нее работать новичкам
Кто-то считает, что медиа-сфера сбавляет обороты. Кто-то — что у неё ещё всё впереди. Многие работники в медиа-индустрии уже переквалифицировались в смежные сферы. А между тем медиа продолжает своё развитие: в будущем профессии станут только сложнее и интереснее.
Что сейчас из себя представляет медиа-индустрия
Медиа-сфера претерпевает существенные изменения. Помимо журналистики и телевидения развивается и интернет с его множеством возможных форматов. Новые популярные площадки появляются каждые несколько месяцев. А узкие направления, с которыми раньше справлялись общие специалисты, выделяют в отдельные вакансии. Появились такие востребованные профессии, как PR-менеджер, гостевой редактор, специалист по антикризисным коммуникациям. Те IT-профессии, которые раньше считались простыми — копирайтер или SMM-специалист — переросли в полноценную профессию пиарщика, который определяет направление продвижения продукта или даже всей компании.
Неудивительно, что вчерашние студенты с дипломом из сферы коммуникаций просто не знают, какую профессию выбрать: выбор действительно широк. Кроме того, развивающиеся профессии из современной медиа-индустрии могут служить началом головокружительной карьере будущего, если сделать правильный выбор.
Профессии в коммуникациях: как в них прийти и что там ждёт
В зависимости от выбранной сферы вас ждут разные перспективы. В медиа-сферу традиционно идут или по призванию, или за хорошим заработком. Везде можно найти свою нишу, но в некоторых случаях путь будет тернистее и длиннее.
Телевидение
Хотя ТВ всё ещё достаточно популярно, оно переживает сложные времена, ищет новые форматы, чтобы и не терять прежнюю аудиторию, и завоевать новую. Однако сфера телевидения всё ещё достаточно большая, поэтому ей постоянно требуются новые специалисты в коммуникациях — продюсеры, редакторы и другие.
Но перспектив здесь, к сожалению, меньше всего. По крайней мере до тех пор, пока не будет произведена глобальная реформа всего телевидения, и оно не станет снова главным коммуникационным каналом страны. Сейчас ТВ всё ещё выполняет функции пропаганды и развлечения. Если вы готовы работать в этих направлениях, то возможностей для работы у вас хоть отбавляй.
Журналистика
Самый успешный журналист — тот, кто успел зарекомендовать себя, сделать себе имя. А значит, для успешной работы в будущем придётся очень постараться в начале пути. У вас есть несколько вариантов, как построить карьеру, связанную с журналистикой.
PR
А это уже реальная перспектива в медиа на хорошую карьеру и работу по душе. Сейчас в PR есть множество направлений: от работы с социальными сетями до общения с клиентами, от внутренних коммуникаций до управления проектами. Выбор будущей профессии зависит только от ваших предпочтений и гибких навыков. Конечно, здесь есть свои сложности:
Но на текущий момент это самая перспективная отрасль медиа. Конечно, со своими оговорками: в крупную IT-компанию вас сразу никто, разумеется, не возьмёт. Начинайте с небольших организаций, чтобы наработать опыт, или стать первым пиарщиком в известной фирме.
Что ждёт новичков в медиа-сфере
Если говорить о самом ближайшем будущем, то новичкам в медиа места ещё много. Судите сами:
Через десять лет ситуация, скорее всего, изменится не в лучшую сторону. Неизвестно, что станет с телевидением и классической журналистикой. Digital-рынок захватывают не только люди с профессией, но и обычные люди. Возможность ребятам из Архангельска работать в Москве, с одной стороны, позволяет им развиваться и больше зарабатывать. А с другой — понижает уровень заработной платы сразу для всех специалистов, ведь соискателей намного больше, чем предложений работы.
Зато впереди нас ждёт развитие технологий и появление новых потребностей и каналов связи. Не за горами вакансии «специалиста по рекламе в виртуальной реальности» или «менеджер по продвижению концепции умного дома». Осталось подождать совсем немного, и работа будущего станет работой настоящего.
Медиакоммуникации – дорога в высокотехнологичное медиабудущее?
— Владимир Васильевич, расскажите, что такое «Медиакоммуникации» и чем это направление отличается от трёх других, существующих на факультете?
— Область профессиональной деятельности выпускников, осваивающих программу бакалавриата «Медиакоммуникации», намного шире. Она включает как традиционные медиа, так и культурную индустрию (студии звукозаписи, продюсерские агентства в сфере кино, шоу-бизнеса, телевидения, производящие аудиовизуальный контент компании); индустрию интерактивного контента (мультимедийные студии, интернет-порталы, базы данных видео и аудиоконтента, фирмы по производству компьютерных игр, анимации и программных продуктов, мобильных приложений); книгоиздательский бизнес; смежные информационно-коммуникативные сферы (рекламные, коммуникационные агентства, агентства по связям с общественностью, агентства социального маркетинга).
— Кого же руководимый вами факультет будет готовить в рамках данного направления?
— Это контент-менеджеры и контент-редакторы, копирайтеры, интернет-маркетологи, арт-директора и креативные директора, редакторы интернет-сайтов, организаторы интернет-сообществ, дизайнеры интерфейсов, специалисты в области коммуникационного дизайна и коммуникационного аудита. Специалисты такого рода должны знать и уметь многое: создавать, редактировать и адаптировать контент под ожидания аудитории и возможности платформы. Также разрабатывать концепции и содержание различных медиаресурсов, поддерживать их работу, обновлять и редактировать контент; режиссировать презентации, публичные выступления, акции в мультимедийной среде; обеспечивать взаимодействие с аудиторией медиаресурса, решать профессиональные задачи в соцсетях и т.д.
— На журфаке сформирована определенная техническая база, будет ли она совершенствоваться в связи с открытием нового направления? Ведь, судя по вашим словам, это направление высокотехнологичное и требует серьёзного оснащения.
— Конечно, будет – хватило бы средств… Мы ежегодно совершенствуем свою техническую базу, учитывая запросы времени, хотя и сегодня располагаем такой инфраструктурой, которой можно позавидовать: специализированные компьютерные классы, интернет-центр, фото- и типографическая лаборатории, радио- и телестудии, мультимедийный класс. Наши аудитории оборудованы аудио- и визуальными средствами для организации и проведения лекционных и семинарских, практических и лабораторных занятий. Компьютерная техника и пакеты современных программ позволяют обрабатывать различные виды иллюстраций, верстать печатные и цифровые материалы (газеты, журналы, брошюры, афиши, цифровые книги), заниматься аудио- и видеомонтажом, готовить видеографику, анимацию и различные эффекты для видеоматериалов.
— Абитуриентам с какими интересами будет комфортно учиться на этом направлении?
— Ребятам, которым интересна информация – словесная, визуальная, аудиовизуальная, которые нацелены на творчество, на создание чего-либо оригинального в медиасфере.
— Какие экзамены нужно будет сдавать при поступлении на это новое направление?
— У поступающих на бакалавриат это «Русский язык», «Литература», «Обществознание» (зачисление будет производиться по результатам ЕГЭ); у поступающих в магистратуру – «Основы медиакоммуникаций».
— Будут ли бюджетные места и какова стоимость обучения на коммерции?
— Бюджетных мест нет, ведь это новое направление. Стоимость же, скорее всего, будет такой же, как на направлениях «Журналистика», «Телевидение», «Реклама и связи с общественностью», – 106 900 руб.
— Будет ли набираться дополнительно преподавательский состав для работы по новому направлению?
— Как говорится, война план покажет… Пока мы обходимся собственными кадрами.
— Расскажите, как будет организована практика на «Медиакоммуникациях»?
— Практика будет проходить по установленным правилам и на основе договоров с предприятиями медиаотрасли – редакциями СМИ и книгоиздательствами, рекламными и PR-агентствами, мультимедийными студиями и интернет-порталами.
— А как будут обстоять дела по данному направлению в магистратуре?
— Магистерская образовательная программа на новом направлении называется «Массмедиа и контент-маркетинг». Она включает набор базовых дисциплин («Компьютерные технологии в сфере медиакоммуникаций», «Медиаэкономика», «Современный медиатекст», «Современные медиасистемы» и др.) и большое количество спецдисциплин («Разработка медиапродукта», «Современные конвергентные медиа», «Сторителлинг в медиакоммуникациях», «Бренд-менеджмент» и др.). Обучение нацелено на выработку таких качеств, как способность к абстрактному мышлению, синтезу и анализу; способность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; способность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала. Все это должно позволить выпускникам успешно трудоустраиваться в творческих и управленческих структурах медиаорганизаций, на интернет-порталах, в рекламных агентствах, в сфере культурных индустрий, в научных и образовательных организациях.
Алексей Фаюстов: «Профессионал, работающий в медиа, должен быть «многостаночником»»
В Уральском гуманитарном институте УрФУ открыто новое направление подготовки «Медиакоммуникации»
В Уральском гуманитарном институте УрФУ открыто новое направление подготовки «Медиакоммуникации». Абитуриентов ждут в бакалавриате на образовательную программу «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии» и в магистратуре на программу «Проектирование и сопровождение медиапроцессов». В чем «фишка» нового направления, чем оно отличается от направлений подготовки «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью», чему научатся будущие студенты, где смогут работать – об этом и другом рассказывает руководитель образовательной программы, заместитель проректора по информационной политике, директор медиацентра УрФУ, ведущий новостей на телеканале «41-Домашний» Алексей Фаюстов.
— Что такое медиакоммуникации, и чем это направление подготовки будет отличаться от смежных? В частности, от журналистики, PR, издательского дела…
— В первую очередь направление многопрофильное. Я считаю это конкурентным преимуществом, ведь сегодня в нашей профессии остается все меньше «чистых» специалистов. Безусловно, их не перестали готовить — факультеты/отделения/кафедры журналистики, PR, издательского дела, дизайна как были, так и будут существовать дальше в том или ином виде. Но требование времени таково, что профессионал, работающий в медиа, должен быть «многостаночником» – уметь создавать и тиражировать продукт для разных каналов коммуникации.
От профессионала сегодня требуется не просто умение найти информацию. Ее надо переработать и передать эффективно для разных целевых аудиторий. Соответственно, медиакоммуникатор должен уметь работать с источниками информации, владеть всеми инструментами фиксации реальности – фото, видео и др., уметь писать, обладать навыками теле- и радиоведущего, согласно требованиям разных каналов, перерабатывать информацию для того, чтобы она была удобоваримой и воспринималась адекватно потребителями.
Направление «Медиакоммуникации» в бакалавриате будет готовить тех, кто изначально решит вступить на путь профессионала в медиа. А вот в магистратуре мы ждем не только выпускников факультетов журналистики, направления «Реклама и связи с общественностью», но и любых других направлений – даже инженерных. Главное – чтобы было желание развиваться в сфере медиа. Мы настроены на междисциплинарность, которая сегодня в тренде. Образовательная программа «Медиакоммуникации» реализуется как теоретиками, так и практиками из различных областей знания: филологии, журналистики, искусствоведения, культурологии, философии, логики, психологии, лингвистики, экономики, социологии, истории, юриспруденции и др. Наш выпускник должен уметь в одном лице сотворить тот продукт, который завладеет умами многих тысяч человек.
— Какие предметы планируются в программе?
— Здесь надо сразу сказать, что поскольку мы на старте – это будет своего рода эксперимент. Мы настроены найти правильный баланс между теорией и практикой. Я бы даже сказал, поскольку медиа – сфера прикладная, крен будет в сторону практики.
В наших планах, чтобы на направлении была максимально развернутая палитра предметов: начиная от современного искусства и заканчивая экономикой. Чтобы студент получал, в первую очередь, классическое, сильное, качественное гуманитарное образование. А далее возникают индивидуальные траектории, связанные с тем, к чему больше душа лежит у студента и чем бы он хотел больше заниматься. И что очень важно, какие таланты смогут разглядеть в нем преподаватели.
Из профильных дисциплин в программе бакалавриата будут курсы по медиафилософии, digital-коммуникациям и социальным медиа, технологии создания медиатекстов, социологии медиапотребления и др.
Простой пример. Выпускник решил пойти работать на телевидение. Он будет знать все инструменты телеведущего или репортера. В то же время, мы понимаем, что телевидение сегодня уходит в социальные сети, в интернет. Появляются такие инструменты, все более востребованные, как например, инфографика, приемами создания которой тоже нужно владеть и грамотно этими приемами и навыками пользоваться. Поэтому мы постараемся сделать таким образом, чтобы дать студентам как минимум азы в этих направлениях: начиная с издательского дела, фотосъемки, дизайна и заканчивая умением работать в прямом эфире.
— Если программа ориентирована на практику, то и преподавать будут практикующие специалисты?
— Преподавать будут медиаменеджеры, ведущие журналисты, пиарщики, рекламщики Екатеринбурга и страны. Сейчас мы активно ведем переговоры, чтобы подключать к образовательному процессу федеральных экспертов в различных структурах, которые имеют отношение к этой области. В частности, уже есть предварительные договоренности с Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР). Сейчас я веду переговоры с Академией российского телевидения по содействию в приглашении звезд телевидения, радио, которые бы могли приезжать из Москвы читать лекции.
Планируется, что будет сформирован учебный процесс на постоянной основе, как и положено в университете – то, что мы привыкли называть «парами». Но, поскольку будут приезжающие эксперты, то это будет и постоянно действующий практический семинар.
Конечно, преподавать будет и университетская профессура. Мы готовы раз в год вносить коррективы в учебный план с учетом пожеланий студентов.
— Какие конкретно области знаний ребята охватят за время учебы?
— Назову точки, так или иначе связанные между собой. Это журналистика: умение собрать и обработать информацию, то есть создать некий продукт – текст, аудио- или видеосообщение. Это социальные сети, издательское дело, мультимедиа и всё то, что связано с этим. Обязательно научим работать с картинкой, делать презентации, обращаться с компьютерными программами.
Представлен курс по event-сервису, несмотря на то, что существуют целые направления. Мы понимаем, что медиа – это сегодня вся цепочка: начиная от идеи, разработки проекта, его реализации и заканчивая на финале пост-сопровождением, мониторингом публикаций, которые вышли в СМИ. Кроме того, будут курсы по фотоделу, видео, речевым практикам. Расскажем о психологических аспектах медиакоммуникаций, социологии медиапотребления.
Будет отдельный блок, связанный с рекламой и пиаром. Поэтому тут появится и копирайтинг, спичрайтинг, это и позиционирование, бренд-технологии, то, что называется ньюзмейкинг.
В магистратуре мы будем делать ставку на проектирование и управление медиапроцессами. Преподаватели обучат полной цепочке – начиная от идеи и заканчивая уже продвижением созданного продукта, этого события и получения отклика в средствах массовой информации. Понятно, что мы говорим не только про классические СМИ, но и про новые медиа. Добавим к этому экономику медиапроекта, медиапланирование, управление медиа-активами, мониторинг и анализ медиарынка, целевых аудиторий и много других дисциплин.
— Какие перспективы ждут выпускников медиакоммуникаций? Где будут работать ребята и поможет ли в этом университет?
— Я выступаю за модель «мульти», когда один человек умеет выполнять несколько задач. Все будет зависеть от того, в каком направлении студент сможет максимально эффективно проявить свои навыки и полученные знания. Естественно, во время учебного процесса планируется производственная практика. Это тот период, когда ребята смогут понять свои предпочтения. На трех практиках они смогут попробовать себя в разных сферах: в рекламных агентствах, PR-агентствах, event-агентствах, на телевидении, на радио, в периодической печати, в информационном агентстве.
— Нужны ли желающим поступить профильные знания на старте или всему научите?
— Конечно, не будет лишним, если абитуриент перед поступлением уже попробует себя в сфере медиа, как, например, абитуриенты журфака несут на творческий конкурс свои первые публикации, телесюжеты, программы. Но это не является обязательным требованием. Ключевое – развитые коммуникационные качества, подходящий темперамент для работы в этой сфере и «горящие глаза». А писать пресс-релизы или сюжеты для выпуска новостей, публично выступать, не бояться камеры, рисовать инфографику — этому мы научим, для овладения азами того или иного дела нужно от месяца до полугода. Медиа сегодня — это ремесло как ни крути, потому что ты осваиваешь определенный инструментарий и потом используешь его. И помогает в этом бэкграунд, который дает классическое образование. Плюс постоянное желание учиться и находиться в информационном потоке, понимать те информационные процессы, которые происходит в стране и в мире.
— Какие предметы нужно сдать для поступления на бакалавриат?
— В бакалавриат принимаем по результатам ЕГЭ – русский язык, литература и обществознание. К сожалению, так как в этом году у нас только первый набор, бюджетных мест не будет. Поэтому достаточно набрать минимальные баллы, утвержденные университетом, подать документы в приемной комиссии и заключить договор в контрактном отделе.
— Расскажите подробнее о магистратуре. В чем особенности этой программы и как поступить?
— В магистерской программе «Проектирование и сопровождение медиапроцессов» будем делать ставку на управление. Задача – обучить студента всем звеньям в цепи этих процессов – от рождения идеи продукта, проекта и заканчивая его продвижением в СМИ, smm, с помощью других носителей.
В магистратуру можно поступить после сдачи вступительного экзамена – вопросы размещены на сайте, даты экзаменов тоже. Базовые знания при поступлении желательны, но особенность магистратуры в том, что туда могут прийти люди, которые, например, не знают законов построения текста, но хорошо его чувствуют, не понимают технологии проведения крупного события, но обладают хорошими организаторскими способностями. А дальше уже наша задача, образовательного процесса – дать базу, если ее нет, тем, кто пришел.
Если в магистратуре все-таки окажутся люди, которые окончили направление «Журналистика» или «Реклама и связи с общественностью», они многие вещи уже знают, мы будем давать им дополнительные навыки, развивать тьюторство, чтобы они в командной работе передавали опыт другим студентам/магистрантам, а сами учились менеджменту.
Кем работают студенты направлений «Журналистика» и «Медиакоммуникации»
Иван Лебедев, 4 курс, «Медиакоммуникации»
Работает младшим продюсером в Hate Agency
На втором курсе я пошел в проект «Школа продюсирования массовых медиа-проектов», чтобы получить кредиты. В конце курса руководитель проекта Юра Корчагин скинул в наш чат информацию о стажировках в Останкино. Сначала я стажировался там, потом немного поработал. После второго курса я написал Юре и спросил, есть ли у него работа. Тогда работы не оказалось, но перед началом третьего курса он сам написал мне с предложением работы от знакомой. Я пришел на собеседование, а после него по пути домой получил сообщение: «Было бы интересно с тобой поработать».
Я работаю на позиции младшего продюсера в отделе Production. Снимаем рекламу, делаем анимационные, съемочные истории, креатив…
В мои обязанности входит много разных вещей, но если коротко, то я обеспечиваю условия для достижения нужного результата. Очень обобщенно, конечно, но в этом суть профессии продюсера. Поступает задача от клиента и спускается в отдел продакшна. Например, нужно сделать motion-ролик. Ты начинаешь искать подрядчиков, локации, актеров, согласовывать с клиентом дикторов, сценарий, креатив, создаешь раскадровки, контролируешь монтаж.
Мой обычный рабочий выглядит в последнее время выглядит так: я сижу весь день дома. Со стороны кажется, что я просто залипаю в комп. У меня есть определенные задачи на день, которые я выполняю. В условиях самоизоляции задач не так много, но, если мы говорим про офис (а моя работа в основном там) – я приезжаю в офис, сажусь за комп и работаю. Что я делаю? Например, для клиента нужно сделать видео. Я пишу ему сценарий, готовлю несколько креативных идей для интеграции в контент блогеров. Я напоминаю людям обо всем, спрашиваю про тайминги, принимаю задачи и пишу креативные концепции.
Мне нравится создавать контент, аудиовизуальные продукты – это прикольно и интересно, когда из ничего вы что-то рождаете с командой, а потом это находит отклик, приобретает ценность. Мне нравится креативная составляющая, потому что без творческой самореализации мне скучно. А на работе есть немало креативных задач. Круто сделать добавочную стоимость продукта просто из воздуха, создать то, что условно говоря может стоить миллион – это какая-то магия.
У нас хорошая команда, молодые ребята, open-minded, так сказать. В агентстве есть возможность делать какие-то свои вещи – все открыты для новых идей. Ты можешь сказать: «Хочу снять короткометражку, появилась идея сценария на миллиард баксов, она возьмет все фестивали». И тебе говорят: «Круто, держи деньги, делай». Моя работа дает множество бесплатных ресурсов для реализации творческих идей.
Немало знаний с Медиакома помогают мне в работе. Например, как написать креативную концепцию для проекта. Это очень крутая вещь, инструмент, который помогает дойти от брифа до креатива. Или диаграмма Ганта – узнал о ней на учебе, пользуемся ей в работе.
На Медиакоме был курс А.С. Тарасенко «Креативное продюсирование телеканалов». Он учил нас, как презентовать и оформлять заявку на формат. Мне это очень помогло, когда осенью появился запрос на создание YouTube-канала с развлекательными шоу. Нужно было придумать креативную идею. Я презентовал ее по формуле, которую давал преподаватель, и это впечатлило ребят настолько, что после этого меня даже стали просить оформлять другие креативные идеи в эту оболочку.
Учеба научила говорить на том лексиконе, на котором надо говорить. Ты пришел в агентство и знаешь, например, что такое ЦА, на достаточно прокачанном уровне шаришь в медиа. Понимаешь все про контент, драматургию, что чуть ли не в каждой единице контента нужен конфликт, потому что это притягивает внимание. Понимание того, как все работает в медиа, помогает мне каждый день.
Ангелина Ордовская, 4 курс, «Журналистика»
Работает редактором в лайфстайл-редакции Рамблер
Я случайно устроилась в Рамблер. Искала работу и параллельно общалась со знакомой, которая закончила наш факультет пару лет назад. Она сказала, что им в Рамблер нужен редактор. Дала мне контакты шеф-редактора, я скинула резюме. Меня пригласили на собеседование и сразу после него приняли.
В Рамблере есть разделение на Рамблер-новости и Лайфстайл-редакцию, которая пишет в несколько основных наших рубрик: «Женский», «Путешествия», «Доктор», «Кино» и «Субботний». Три дня в неделю я пишу по 8 текстов на 1000-2000 знаков в рубрики, и два дня в неделю пишу новости с 7 утра до 15 дня. У лайфстайл-редакции есть новостной отдел, который не берет новости о политике и экономике. Я пишу новости про шоубиз, медицину, кино и т.д.
Поскольку я учусь в университете, и мои приоритеты расставлены в соответствии с этим, больше всего мне нравится, что я могу работать на удаленке. Прошлым летом я работала несколько месяцев в офисе, потому что меня обучали работе с админкой и всем остальным, а потом перешла на удаленку. Удаленка – это гибкий график. Да, я работаю 5 дней в неделю, но когда я не пишу новости, я могу начать работать хоть в 13 и закончить в 19, или начать в 8 и закончить в 14. Мне нравится коллектив: в основном работают редакторы 30+, но у нас со всеми коллегами очень хорошие дружеские отношения (да, коллектив чисто женский), все общаются на «ты» – это очень радует и помогает в работе.
Пожалуй, университет научил меня скорости написания текстов – мой шеф-редактор нередко отмечала, что я успеваю написать очень много новостей. Норма – примерно 15 новостей в день, а я иногда пишу по 25.
Больше всего из полученных в университете знаний помогают навыки по верстке текста и в целом по тому, как писать новостные тексты, как их правильно оформлять, к каким источникам обращаться. Понятно, что в новостном тексте я не буду ссылаться на какие-то сомнительные источники, ведь они могут быть недостоверными.
Студент 4 курса, «Журналистика»
Работает редактором эфира на RT и не может раскрыть свою личность из-за подписанного договора о неразглашении
Я работаю на телеканале RT в телевизионной английской редакции. Попал туда в конце второго курса – сначала на стажировку, а потом остался работать. Работаю там почти два года. Я bj – broadcasting journalist. По-русски, наверное, проще назвать редактором. Я монтирую, пишу тексты ведущим, ищу и проверяю информацию, работаю с режиссерами, монтажерами, графистами. По сути, это обычная телевизионная работа с поправкой на то, что все на английском языке, плюс у международной аудитории немного другие стандарты.
Анастасия Тодосиева, 4 курс, «Медиакоммуникации»
Работала новостным редактором в спортивной редакции ТАСС
Я давно верчусь в кругах околоспортивной журналистики, потому что с 2013 года веду информационный паблик ВКонтакте про сборную России по художественной гимнастике. Подписчица написала, что ее подруга работает HR в ТАСС, и они ищут стажера-редактора спортивных новостей. После двух недель стажировки тебя устраивают работать, если подходишь. Я решила попробовать, потому что в детстве это было моей мечтой. Несмотря на то, что я пошла на Медиаком, я всегда хотела попробовать себя в спортивной журналистике. Я отправила резюме, прошла собеседование с HR и два тестирования: на знание мировых новостей и знание русского языка. Затем прошла собеседование с главным редактором отдела спортивных новостей и меня взяли как стажера. Как стажер я имела право приходить, когда хочу, но ходила полный рабочий день, потому что не только они выбирали меня, но и я свою должность – хотела понять, как получится совмещать с учебой. У меня выходило: я пропускала всего несколько лекций в неделю, а все остальное время подстраивала свои смены так, чтобы было удобно учиться. А потом меня взяли в штат.
В мои обязанности входил мониторинг ленты новостей, соцсетей сборных. Я брала комментарии у спортсменов, следила за соревнованиями, писала новостные отчеты. Есть такой миф, что в спортивных редакциях разделяют новости: одни пишут про футбол, другие про хоккей и т.д. Но здесь такого не было: ты мониторишь и этап кубка мира по бадминтону на каком-нибудь китайском сайте, и освещаешь чемпионат Европы по спортивной гимнастике.
Если рабочий день более-менее свободный, можно было заготавливать новости. Грубо говоря: знаешь, что будет только этап кубка мира по художественной гимнастике. Пишешь бэкграунд (конец новостной заметки) о достижениях гимнастки, например: «Евгения Канаева – двукратная олимпийская чемпионка, в ее копилке столько-то медалей чемпионата мира». Все написанное строго проверяется, каждая ошибка на вес золота. Если ты ошибаешься и это выходит в ленту новостей – пиши пропало.
Работа очень прокачивала на знание всего. Было забавно – я находила общий язык со всеми пацанами: если кому-то нравится теннис, я могла обсудить последний US Open, если общалась с фанатом Зенита, могла обсудить, как они классно обходили всех в РФПЛ. Сомнительный скилл, но я разбиралась во всех видах спорта, и эта привычка до сих пор у меня осталась, хотя я уволилась летом 2019. Я стала понимать многие виды спорта, даже шахматы!
Департамент медиа научил меня многозадачности. Мне нужно было одновременно следить за новостями, писать, мониторить кучу всего. А еще универ дал мне выносливость – если бы у меня не было бэкграунда на Департаменте медиа, я бы вряд ли потянула такую работу.
Мне не нравилось, что я очень сильно выдыхалась. Часто были смены до двух ночи. ТАСС вызывал нам такси от работы до дома. Это было круто, но одновременно и нет – я боюсь такси, особенно по ночам. Стало тяжело совмещать с учебой, у меня не было выходных (я брала их на полные учебные дни). Помню, в первый день, как уволилась, я на автомате встала в 6 утра…
Ксения Жукова, 4 курс, «Журналистика»
Работает дизайнером на телеканале «Ключ»
Я работаю дизайнером на кабельном телеканале «Ключ». Устроилась туда через одногруппницу, которая скинула вакансию в общий чат. В мои обязанности входит создание картинок для новостной/развлекательной программы «Моменты». Я ищу иллюстрации на фотостоках или делаю сама. Мой рабочий день выглядит так: я просыпаюсь, делаю 2-3 выпуска для программы. Потом занимаюсь своими делами, а после редактирую выпуски по правкам главного редактора. Вечером могу сделать еще немного, но в целом я трачу на работу 3-4 часа, не больше. Мне нравится, что работа не очень тяжелая и позволяет зарабатывать нормальные деньги. Я три года пыталась устроиться по специальности и ничего не получилось, а когда стала работать не по специальности – купила машину. Поэтому не могу сказать, что мне помогли знания, приобретенные на учебе.
Проблем в общении с коллегами нет: они адекватные и понимающие люди, споров не возникает. До карантина я ездила в офис примерно раз в неделю, чтобы что-то обсудить или подписать. Когда я совмещала работу с учебой, были очень разные периоды загрузки: я могла неделю ничего не делать, а могла неделю по 10 часов в день просто умирать, чтобы закрывать какие-то проекты и заработать деньги. Я работаю по ГПХ (договор гражданско-правового характера – прим. ред.), где написана норма выработки – сколько нужно сделать картинок, чтобы тебе заплатили. Сейчас, когда учебы практически нет, я работаю спокойно, в адекватном темпе: каждый день делаю по чуть-чуть.
Учеба в университете объективно дает много связей. Через одногруппников и однокурсников ты действительно можешь найти себе адекватную вакансию и знать, что тебя не кинут – это плюс. Ты можешь собрать себе портфолио из бесплатных проектов, за небольшие деньги попробовать себя в каких-то сферах, набить руку и потом искать работу.
Я упорно и плотно начала заниматься дизайном в середине третьего курса и благодаря одногруппникам и однокурсникам положила себе в портфолио заставки для ток-шоу, учебные видео, логотипы, что-то еще.
Мария Лещанская, 4 курс, «Журналистика»
Работает редактором-копирайтером в Timepad
Я работаю редактором в Timepad. Пришла в компанию летом 2017-го перед вторым курсом – молодой человек ушел в армию и, честно говоря, мне просто хотелось занять свое время. Чуть больше двух лет я отработала специалистом службы поддержки – по вечерам и выходным отвечала на звонки и письма клиентов. Пока была на должности саппорта, старалась брать по максимуму обязанностей, связанных с написанием или редактурой текстов. Со временем зарекомендовала себя, ко мне стали часто обращаться коллеги с просьбой что-то вычитать. Когда в компании наконец появилась вакансия редактора, тут же сделала тестовое задание и прошла отбор наравне с остальными кандидатами (которых, как потом оказалось, было около 40).
С октября я перешла в отдел маркетинга и работаю редактором-копирайтером. В мои обязанности входит поиск инфоповодов, написание статей в блог, текстов для рассылок или, например, триггерных цепочек писем, редактура всевозможных текстов, разработка контент-стратегий и планов, общение с клиентами и партнерами от имени редакции. Частенько приходится заниматься и нестандартными для моей должности делами, но я к этому привыкла. Работаю полную рабочую неделю, но удаленно, поэтому совмещать с учебой получается неплохо. Бывало, писала статьи на парах. По пути в универ всегда разбираю рабочую почту и делаю вычитку небольших материалов.
У нас молодой приятный коллектив, классные корпоративы и ежемесячные встречи, на которых представители отделов и любые желающие рассказывают о достижениях. В работе бывает тяжело ориентироваться – сейчас мы стремительно растем, и буквально каждый день приходят новые сотрудники, меняются процессы. В самом начале моего пути в Timepad работало около 40 человек, сейчас – примерно 90, появились новые отделы. Из-за этого, бывает, происходят разные столкновения, долго не можем что-то согласовать.
Университет научил меня быть более ответственной и стойкой к критике.