меранти что за дерево
Путеводитель по гитарной древесине, часть 2: “новые старые” породы
Древесина одной и той же породы может отличаться от дерева к дереву (и от региона к региону произрастания): обладать разным весом, разной плотностью, и так далее. Таким образом, различия в звучании существуют не только в рамках различных пород дерева, но и в рамках конкретных гитар одной модели, сделанных и “одной и той же породы дерева”. Но ведь благодаря этому и существует азарт выбора той-самой-гитары среди многих в магазине.
Во второй части обзора мы отвечаем на вопрос “куда из спецификации Ibanez делось махагони, и откуда взялись все эти новые породы дерева?”. Если говорить коротко: никуда. Весь вопрос лишь в названии материалов.
RG421-MOL с корпусом из меранти
S671ALB-BCM с корпусом из ньятона
Как и в случае с ньятоном, окуме широко используется в гитаростроении как для производства электрогитар, так и для производства акустических гитар. Окуме обладает ярким, динамичным звучанием с богатыми низкими частотами.
PS120 с корпусом из окуме
BTB1835 с накладкой из панга панга
GRGR221PA с накладкой из амаранта
RG421HPAH с накладкой из ятобы
Статьи / Дерево / Меранти
Общее название класса древесины меранти подразумевает под собой несколько видов отличающихся друг от друга коммерческих пород древесины, причем некоторые из них образуются одновременно несколькими ботаническими видами. Породная номенклатура немного запутанная, поскольку торговые названия зависит от страны, из которой поступают лесоматериалы. Древесина на экспорт классифицируется главным образом на основе цвета и плотности.
Дерево меранти (Shorea pauciflora) в высоту достигает 45 метров, а диаметр его ствола 1,2 метра. Эта порода дерева произрастает в Малайзии, Индонезии, Брунее. Меранти может быть тёмно-красным, светло-красным, светло-розовым, жёлтым или белым. Древесина меранти обладает долговечностью, хорошо обрабатывается и даёт гладкую доброкачественную поверхность. Она не содержит танина, благодаря чему не изменяет цвет. Текстура древесины меранти крупная, но однородная. Древесина меранти легкая, проявляет стабильность к кручению и влажным условиям, легко склеивается, хорошо удерживает шурупы и гвозди. Кроме того обладает красивым и богатым фактурным рисунком, имеет высокие теплоизолирующие свойства. Также древесина превосходно принимает красители и хорошо полируется, имеет бархатную поверхность с выраженным блеском.
Меранти используется для оборудования и отделки фасадов зданий, террас беседок и других аналогичных помещений, используется в производстве мебели, в качестве обшивка маломерных и крупных судов. Красное дерево является лучшим материалом для изготовления окон.
Светло-красное меранти: Эти виды дают светло-красное меранти из Малайзии. Есть виды, служащие для заготовки древесины светло-красного мерантн в Сараваке н Брунее.
Темно-красное меранти: Это основные виды, служащие для заготовки темно-красного меранти в Малайзии. Альтернативное название древесины S. pauciflora — немезу (nemesu). Shorea pauciflora King — основной вид, служащий источником получения древесины темно-красная серайя в Сабахе
Дерево: Разные виды Sboren представлены деревьями высотой приблизительно до 45 м и диаметром 1,2 м или несколько больше, с высокими цилиндрическими стволами, очищенными от сучьев и ветвей, и небольшими зонами досковпдных корней.
Древесина: Разные типы, или разновидности, коммерческой древесины меранти (сераня) в значительной степени варьируют но цвету, плотности и прочим свойствам в соответствии с ботаническим видом. Таким образом, приводимые ниже характеристики следует рассматривать как усредненные для каждой группы.
Светло-красное меранти (серайя): Заболонь светлее по тону и обычно отличима от светло-красного пли розовато-коричневого ядра. Строганые поверхности с выраженным блеском. На радиальных разрезах имеется полосатый рисунок, слаборазличимые декоративные крапины, обусловленные радиальными лучами. Текстура крупная, но однородная. Древесина имеет путаную или волнистую свилеватость. На торцевых разрезах в виде тангенциальных линий просматриваются камедные ходы, кото рые могут быть закупорены белой камедью (смолой), однако древесина несмолистая, как это характерно для породы керуинг (keruing, виды двукрылоплодников). Плотность древесины зависит от вида — 400—705 кг/куб.м., по и среднем составляет 550 кг/куб.м. в сухом состоянии. Стойкость. Умеренно стойкая древесина.
Темно-красное меранти (серайя): Заболонь светлее по тону и отличается от красно-коричневого ядра, которое со временем становится темно-красным. Строганые поверхности с выраженным блеском, на радиальных разрезах имеется полосатый рисунок. Нередко на всех продольных разрезах отмечаются узкие черточки или штрихи серого цвета, образованные концентрическими слоями смоляных ходов. Текстура крупная, по однородная. Древесина с волнистой или путаной свилеватостью. Плотность ее в сухом состоянии составляет в среднем 710 кг/куб.м.. Стойкость. Древесина стойкая.
Желтое меранти: Заболонь светлее по тону и умеренно четко отличается от светлого желтовато-коричневого, часто с зеленоватым или оливковым оттенком ядра. При выветривании, под действием внешних факторов ядро становится светло-коричневым. Строганые поверхности лишены блеска, па радиальных разрезах слабо заметный полосатый рисунок. Текстура умеренно мелкая или умеренно крупная, но однородная. Древесина путано-свилеватая. Плотность в пределах от 576 до 736 кг/куб.м., в среднем около 660 кг/куб.м. в сухом состоянии. Стойкость. Древесина умеренно стойкая.
Прочность: Показатели механических свойств древесины разных групп меранти и древесины красная серайя варьируют в широких пределах из-за различий в плотности и разнообразия Представленных видов (пород). Центральная часть крупномерных бревен из перестойных деревьев нередко бывает губчатой. Древесина этих зон малопрочная и хрупкая. Несмотря на то, что лучшая разновидность светло-красного меранти по показателям механических свойств почти равноценна самой малопрочпоп разновидности темно-красного меранти, наблюдаются четкие различия механических свойств. Средние показатели жесткости и прочности при изгибе и сжатии у темно-красного меранти приблизительно па 20 % выше, чем у светло-красного мерантп. По прочности на сдвиг (скалывание) разница в показателях составляет около 10%, по твердости — более 30 %. «Малайская лесная служба» (Лесное ведомство Малайзии) на основе результатов механических испытаний составила следующую таблицу показателей прочности пяти других древесных пород и группы темно-красного меранти в сопоставлении с теми же показателями для светло-красного меранти, которые приняты за 100.
Согласно приведенным цифровым показателям, светло-красное меранти почти аналогично древесине дуба, но уступает ей по твердости. В то же время показатели прочности древесины сосны обыкновенной составляют лишь 75% аналогичных значений для древесины светло-красного меранти.
Технологические свойства: Древесина разных пород этих групп обрабатывается хорошо и даст гладкую доброкачественную поверхность. И случаях, когда волокна проявляют склонность к задиру, рекомендуется уменьшать угол резания до 20°. Затупляющее действие на зубья пил и резцы зависит от породы, по обычно оно бывает незначительным, за исключением группы белого меранти, древесина которого содержит много кремнезема в клетках сердцевинных лучей. Древесина разных пород в целом удовлетворительно склеивается и принимает гвозди и шурупы. Неплохо протравливается красителями и полируется после соответствующего порозаполнения.
Применение: Древесина всех групп меранти применяется в столярном деле и строительстве обычного назначения, а также для мебельного производства, особенно для изготовления внутренних каркасов, а также боковых и задних стенок выдвижных ящиков. Ниже указаны специфические виды использования древесины соответствующих групп.
Светло-красное меранти (светло-красная серайя). Столярные изделия, фанера, покрытие полов, упаковочные ящики и футляры, панельная облицовка, плотничное производство (деревянные конструкции), недорогие сорта мебели, строительство обычного назначения.
Светло-красное меранти: Аналогичное предыдущей группе применение. Однако более высокая биостойкость древесины позволяет применять ее в условиях более сильно выраженного внешнего атмосферного воздействия, например, для обшивок и покрытий, особенно при антисептической обработке.
Желтое меранти: Столярное производство, легкие постройки, отделка интерьеров, изготовление фанеры и мебели.
Белое меранти: Покрытие полов, каркасы железнодорожных вагонов, оборудование и отделка торговых, конторских и других аналогичных помещений, мебельное и столярное производства, обшивка маломерных и крупных судов, изготовление шпона
10 разных махагони: исследуем акустические свойства древесины, часть 1
«Дерево не влияет на звук струнного инструмента с электромагнитным датчиком и последующей аналоговой и/или цифровой обработкой сигнала.» Проще говоря, электрогитары. Динамическая головка (громкоговоритель), её акустическое оформление (кабинет), микрофон с его расположением, (или их импульс), усилитель, датчики, — всё это влияет. А материал, из которого изготовлена несущая струны конструкция, будто бы нет. Ведь она немагнитная, а на электромагнитный звукосниматель воздействуют только ферромагнитные струны. И в это многие верят, в том числе музыканты. Истина или заблуждение?
Начнём серию экспериментов с деревом, струнами, звуковыми колебаниями и их отображением в электрической форме. Послушаем сами, посмотрим, что покажут приборы.
Для первых опытов приобретён набор из сорока дощечек одного формата 130x50x11 мм, содержащий 35 пород древесины, (4 из 40 — образцы граба, обработанные морилками разных цветов, что тоже пригодится, ещё два — ясень обычный и печёный, то есть, подвергнутый термообработке).
В этой статье рассмотрим 10 образцов древесины, применяющегося в корпусах (деках) гитар. Сегодня это будут разные виды красного дерева махагон и близких по свойствам, а также c ботанической точки зрения.
Совершенно верно, пьезодатчик привнесёт в сигнал свою АЧХ — амплитудно-частотную характеристику, ведь это инструментальный звукосниматель, не в лабораторном, а в музыкальном значении этого слова.
▍Инструментальные датчики, усилители, громкоговорители, в отличие от hi-fi, — high fidelity, — аппаратуры для воспроизведения звукозаписи с минимальными искажениями сигнала, — искажают сигнал, и создаются специально для этого, чтобы должным образом преобразовывать звук для получения художественного эффекта.
Но у нас будет один датчик на протяжении всего опыта, потому мы услышим и увидим разницу не между звукоснимателями, а между образцами дерева.
Контактный микрофон будем включать в аудиоинтерфейс Presonus AudioBox USB 96. А это уже hi-fi устройство, с АЧХ, максимально приближённой к линейной. В качестве анализатора спектра воспользуемся штатным плагином Spectre Meter из программного пакета Studio One Artist.
Именно таким способом, (проигрыванием заранее сформированного на компьютере щелчка белого шума), получают — импульсы отклика гитарного кабинета, широко применяемые современными музыкантами. Один импульс соответствует определённому положению одного микрофона, потому для полноты звуковой картины при сведении нередко используют несколько импульсов.
Для полноты эксперимента, измерим и взвесим все плашки:
▍Африканское белое дерево вава, абачи или обече
Семейство мальвовые. Плотность 316. Древесина очень лёгкая и мягкая. Когда впервые взяла в руки, подумала, что это бальза, хотя бальза ещё более чем вдвое легче и мягче. Вава известна как лучший материал для сидений в саунах, потому что свободна от смол и заноз, а самое главное, она — прекрасный теплоизолятор, потому не обжигает.
Из абачи сделана накладка грифа очень красивой гитары Gibson Les Paul Studio Swirl. Для гитарных корпусов обече применялся фирмой Hayman & Shergold и, например, пермской мастерской Владимира Сысоева Fashionguitars. Идеальный выбор, если нужна максимально лёгкая дека, а звучание при необходимости можно скорректировать топом, например, как в Music Man Majesty.
На спектрограмме образца абачи видим крутой подъём от 200 Гц до первого пика 400 Гц, плато от 500 до 1000 Гц и далее пологий спад.
▍Меранти, филиппинский махагони
Самый лёгкий из всех махагони, если не считать абачи. Тоже Семейства мальвовых. Плотность 434. Не содержит танина, поэтому со временем цвет меранти не изменяется. Из меранти изготовлены корпуса электрогитар Cort G100, X250, Ibanez RG421. Когда в ваши руки попадает неожиданно лёгкая гитара из красного дерева, скорее всего, это меранти.
У меранти крутой подъём на вершину АЧХ со значительным завалом в районе 150 Гц. Вершина представляет собой плато от 300 до 800 Гц с крутым завалом на 450 Гц. После плато идёт пологий спад.
▍ Хайя или кайя, африканский махагони
Кайя имеет один выраженный пик на 250 Гц, крутой подъём на который начинается со 150. Далее крутой спад до 450 Гц и пологое восхождение до второго пика на 700 Гц. Второй пик ниже первого на 12 децибел. Далее пологий спад.
▍Макоре, или вишнёвое махагони, африканская вишня, баку, абаку и дука
Плотность 540. Относится к семейству сапотовые, к которому принадлежит известное как источник косметического масла дерево ши. Используется в корпусах и отделке кастомных гитар.
Макоре — очень линейное и широкополосное дерево. АЧХ представляет собой пологое восхождение на плато от 300 Гц до 10 кГц, после которого идёт крутой спад. Плато имеет небольшой завал на 750 Гц и пик в районе 2 кГц.
▍Кото, или птеригота африканская, авари, вари, кефе.
Кото имеет резкий подъём со 190 до плоской вершины 220-290 Гц, оттуда крутой спад до 400 Гц, далее плато до 4 кГц.
▍Цедер, cedar, цедрела душистая, испанский кедр
Цедер проявил пологий подъём до 200 Гц, далее плато с небольшим завалом на 400 Гц, далее пологий подъём до пика 2 кГц, спад до 3.5 кГц и плато до 7 кГц.
▍Корина, жёлтый махагони, королевский махагони, офрам, лимба, терминалия великолепная
Семейство комбретовые. Плотность 620. Использована в Gibson Explorer 1957 года и Flying V, с той поры активно применяется в гитаростроении. Древесина корины ассоциируется с классикой хард-рока и хеви-метала, к тому же, очень красива, потому часто упоминается ценителями.
Что же такого особенного у тона корины? Первый пик как у кото, второй как у макоре и цедера.
▍Анегри, осан, мукангу, «нигерийская береза» или «дерево солнца»
Произрастает в Африке. Принадлежит к семейству сапотовые, как и «вишнёвое махагони» макоре. Плотность 625. Перламутровый блеск придаёт брускам анегри подобие металлическим слиткам. Запах, свежий, похож на аромат кедра. Применяется в эксклюзивных гитарах, таких, как ESP STREAM-GT Custom Antique Tea Sunburst.
Спектрограмма анегри похожа на корину, только спад после первого пика имеет выраженный завал.
▍Биболо, aфриканский орех, ловоа, дибету, tiger wood.
Плотность 642. Африканское дерево семейства мелиевые, как африканский махагон кайя и настоящее махагони свитения. Примеры использования — корпус комбоусилителя Fender Custom Shop Mustang GT 40 Masterbuilt Lovoa. В гитаростроении применяется MMG Custom Guitars.
У биболо со 160 Гц крутой подъём до 300, далее спадающее плато до 650 и крутой подъём до 900, далее плато до 10 кГц. На плато имеется крутой пик в районе 2.5 кГц.
▍Сапеле
Дерево из Африки, семейства мелиевые. Плотность 694. Как и махагон хайя, из того же семейства, cапеле называют африканским махагони. Обладает очень красивой фактурой с трёхмерным эффектом, широко используется для изготовления электро и акустических гитар. Намного плотнее, чем кайя, плотность которой 480.
Звучание сапеле имеет крутой подъём от 100 до главного пика 200 Гц, оттуда крутой спад до 300 Гц, далее плато до 5 кГц и округлый спад: сначала пологий, затем крутой.
▍Ольховая махагонность
❖ Значительный пик в диапазоне 200-400 Гц, (напоминаю, у нас образцы формата 130x50x11 мм), замечен у:
❖ Второй пик в районе 2 кГц имеют все рассмотренные образцы махагони с плотностью выше 500 килограммов на кубический метр. И это пик, характерный для ольхи — второго по распространённости дерева гитарных дек, знакомого всем по характерному фирменному звучанию Fender Stratocaster.
Такую липовую и ольховую махагонность мы можем слышать своими ушами и видеть глазами на экране анализатора спектра, когда речь идёт об образцах древесины. Звучание электрогитары в сборе, разумеется, сложнее. В следующих публикациях нам предстоит познакомиться с другими его составляющими.
▍Выводы и перспективы
❒ Тезис. Мы увидели и услышали разницу в звучании одинаковых ударов одного молоточка по образцам разного дерева одинакового размера, снимаемых одним пьезодатчиком, причём хорошим, широкополосным, немецкой фирмы Schaller.
Образцы разных пород музыкального дерева, то есть, применяемого в изготовлении музыкальных инструментов, а именно, гитар, проявили повторяющуюся склонность к нижнему и верхнему пику АЧХ, которые можно назвать соответственно «липовой» и «ольховой» формантами. Этими словами нередко характеризуют звучание электрогитар знатоки, а сегодня мы увидели их физический смысл на экране анализатора спектра аудиосигнала.
❒ Синтез. Логичное продолжение опыта — создание установки, в которой можно будет подать на образец дерева звуковые колебания с любого генератора, или плеера, или с той же гитары, чтобы протестировать образцы на разных сигналах. Датчик уже есть, нужен излучатель вибрации звуковой частоты с не совсем убогой амплитудно-частотной характеристикой. На базе маленького мощного динамика из телевизора, или чего-то подобного. Это в дальнейших планах.
Натягивать на образцы струны и снимать колебания электромагнитным датчиком будем, разумеется, тоже. Для этого в скором времени будет построен стенд с возможностью быстрой смены тонблока — испытуемого образца древесины.
Далее изучим на опыте и прохождение аудиосигнала через инструментальный аудиотракт: влияние, прежде всего, предусилителя и кабинета, АЧХ которых особенно сказываются на гитарном звуке.
Эффекты перегруза, — овердрайв, дисторшн (искажение), фуз (распыление), кранч (хруст), — привносят в сигнал новые гармоники, и обычно имеют свои регуляторы тембра. Влияет на звук и оконечный усилитель, который в классическом варианте ламповый, и подвержен насыщению магнитопровода выходного трансформатора.
И наконец, выясним, насколько особенности дерева электрогитары слышны в миксе, и почему некоторые музыканты с опытом концертных выступлений, (особенно любители жирного перегруженного звука, играющие в стандартном строе на стандартных калибрах струн), их отрицают.
Спойлер: если манера игры и музыкальный стиль исполнителя подразумевают получение определённого звука, под этот звук он и настраивает аппарат, и подстраивает свою игру, в чём дерево и другие особенности инструмента могут выступать как подспорьем, так и помехой. Эта подстройка естественным образом доводится до автоматизма, который гитарист может перестать замечать. В результате из его комбика или стека может доноситься одинаковый звук при разных гитарах.
Разных тонкорректирующих «примочек» в виде раздельных темброблоков на каналах усилителей, аппаратных педалей и программных плагинов очень много, становится и будет становиться всё больше. Всё потому, что разные музыканты ищут и находят свой звук, на который материал деки и грифа не может не оказывать влияния.
Меранти темно-красный (Dark red Meranti)
Род Shorea даёт ряд отличающихся коммерческих пород древесины, причём некоторые из них образуются одновременно несколькими ботаническими видами.
Меранти — это общее название определенного класса древесины, включающего в себя несколько видов пород. В высоту оно может достигать 45 метров, а в диаметре 1,2 метра, с высоким цилиндрическим стволом, очищенным от сучьев и ветвей, и небольшой зоной досковидных корней.
В пределах одного и того же ботанического вида наблюдаются значительные колебания цвета древесины, так что отдельные сортименты в зависимости от их конкретной окраски могут быть отнесены к светлой или тёмной древесине. Встречаются следующие оттенки: светло-красный, тёмно-красный, светло-розовый, белый и желтый. Текстура однородная, крупная.
Cветлые разновидности древесины Shorea acuminata в Малайзии обычно квалифицируют как светло-красное меранти, а тёмные разновидности как тёмно-красное меранти.
Цвет древесины весьма разнообразный. Древесина не содержит танина, поэтому даже с течением времени не меняет цветовую гамму.
Дерево меранти относится к семейству Shorea и произрастает в Африке, Юго-Восточной Азии, Индокитае, Индонезии, Малайзии и Америке.
Её применяют для строительства беседок, создания паркета, производства мебели, обшивки морских судов, внешней и внутренней отделки помещений, изготовлении окон, дверей и т. д.