метафизическая тоска что это
Метафизика: что это простыми словами, краткий обзор, теории
Метафизика – это один из важнейших разделов философии, и каждый образованный человек должен хотя бы в общих чертах понимать, что она собой представляет. На практике же большинство людей не только неправильно понимает значение этого слова, но ещё и использует его совершенно неуместными способами. Сегодня мы постараемся исправить это, подробно разобравшись, что представляет собой метафизика и какую роль она играет в современной философии.
Что такое метафизика?
Метафизика – это раздел философии, в котором изучается первичная природа реальности, мира и бытия. В разные эпохи представления об этом философском учении менялись, но во все времена метафизика пыталась найти ответы на такие фундаментальные вопросы как:
История происхождения термина «метафизика» весьма интересна. В 4 веке до нашей эры Аристотель написал свой самый известный сборник сочинений из 14 книг о первоначалах, составляющих предмет мудрости. Вот только сам он не позиционировал эти книги как единый труд.
Это сделал в 1 веке до нашей эры Андроник Родосский, который собрал и систематизировал их. Он же опубликовал их под общим названием «Метафизика» (μετὰ τὰ φυσικά – то, что после физики). Никакого особого смысла в это слово он не вкладывал, просто обозначил таким образом, что данный труд следует читать после другой работы Аристотеля – «Физики».
На протяжении многих веков это слово являлось названием сборника сочинений Аристотеля, в котором древнегреческий философ пытался решить проблемы, не решаемые для физики. Конечно, эта работа была уникальной в своём роде, поэтому со временем её название начало приобретать нарицательный смысл.
Другие философы часто ссылались на эту работу Аристотеля так, будто это отдельное учение, изучающее то, что лежит за пределами физики. А в 5 веке неоплатоник Симпликий Киликийский (Симплиций) первым начал прямо использовать слово «метафизика» для обозначения самостоятельного философского учения.
Поскольку за время своего существования метафизика как наука не только развивалась, но и местами довольно радикально менялась, в её истории принято выделать три основных периода:
При этом иногда говорят о большем количестве периодов (например, между античной и классической была средневековая метафизика, но этот период не настолько значим, как перечисленные выше).
Основы метафизики
Аристотель, который считается создателем метафизики, определял эту дисциплину как «первую философию». Её основная задача заключается в объяснении первичных основ бытия и поиске ответов на фундаментальные философские вопросы. Чтобы разобраться, что представляет собой метафизика и чем она занимается, нужно понимать следующие факты:
Очевидно, что данный перечень далеко не полон. И всё же он помогает понять в общих чертах, чем занимается метафизика и какое место она занимает среди других философских дисциплин. Потребность в метафизике как в науке очевидна – ни одна другая научная дисциплина не может и не пытается дать ответы на вопросы, которыми она занимается.
Основные теории метафизики
В некоторых случаях термин «метафизика» может использоваться в качестве синонима слова «философия«. Но обычно в него вкладывается более узкий смысл. Метафизика занимается лишь некоторыми, наиболее фундаментальными вопросами философии. При этом в разные периоды менялся смысл этой философской дисциплины, а значит, менялись её основные принципы и исследуемые ей вопросы.
Античная метафизика (Аристотель, Платон)
Античные философы вслед за Аристотелем считали метафизику «первой философией» – наукой о фундаментальных (первичных) основах бытия. В этом смысле метафизика очень близка к онтологии и иногда практически отождествляется с ней. Интересно, что в античном периоде не было чёткого разделения между метафизикой, теологией и наукой. В качестве основных античная метафизика рассматривала такие вопросы как «Что есть бытие?», «Что есть идея?», «Что есть форма и материя?».
Средневековая метафизика (Фома Аквинский)
В средние века все науки оказались в бедственном положении из-за неприятия церковью, в руках которой тогда была сосредоточена практически вся власть. Метафизике пришлось идти на компромисс, пытаясь согласовать свои законы с природой божественного начала.
Очевидно, что для любого философа, исследующего и пытающегося понять природу бытия, трудно быть религиозным человеком, слепо верящим в церковные догматы. Тем не менее, и в средние века находились храбрые авантюристы, которым удавалось сочетать религию с наукой, не становясь при этом еретиком для церкви.
Это неплохо получалось у Фомы Аквинского, который был одновременно философом и теологом (а впоследствии был даже канонизирован католической церковью как святой). Его называли человеком, который смог сделать невозможное – связать христианское вероучение с философией Аристотеля. Сначала его идеи принимали осторожно, поскольку он отождествлял научную веру с верой в Бога. Но позже церковь поняла, что такая позиция ей выгодна и удобна, и идеи Фомы Аквинского были приняты.
Метафизика Нового времени
Наиболее выдающимися деятелями классической метафизики считаются Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Бенедикт Спиноза и Готфрид Лейбниц. Главной особенностью учения в это время стало то, что оно переориентировалось с изучения бытия как такового на изучение познания и метода познания. Таким образом, в этот период метафизика была практически отождествлена с гносеологией. Основной вопрос этого периода заключался в том, является ли метод познания эмпирическим или рационалистическим.
Метафизика Канта
Благодаря Канту метафизику перестали отождествлять с онтологией, поскольку он поставил на первое место вопрос «Какие знания мне доступны?». Таким образом, кантовская метафизика отстраняется от онтологии, но при этом приближается к гносеологии. Несмотря на хорошую проработанность идей Канта, ему так и не удалось справиться с многими противоречиями, которые не позволяли применять учение к реальной жизни.
Метафизика Гегеля
Георг Гегель считал, что метафизика ограничена рассудочным мышлением, и преодолеть это ограничение можно с помощью диалектики, позволяющей справиться с противоречиями метафизики. Он связал разум с диалектикой, а рассудок с метафизикой, буквально противопоставив их, но при этом возвысив диалектику над метафизикой.
Диалектический материализм
Наиболее известными сторонниками данного направления были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые развили некоторые идеи Гегеля. При этом для их учения характерно жесткое противопоставление материи и сознания. Если для Гегеля этот вопрос не был важным, то в диалектическом материализме это противопоставление является основным и наиболее важным вопросом. При этом сознание считается вторичным по отношению к материальному миру.
Неопозитивизм
Неопозитивисты относили к метафизике и философию Гегеля, и марксизм, и диалектический материализм. При этом саму метафизику они позиционировали как ненаучную систему идей, однако отстоять эту точку зрения им не удалось, с чем впоследствии смирились сторонники постпозитивизма (учения, возникшего на основе неопозитивизма).
Основным вопросом неопозитивизма и постпозитивизма является вопрос о природе научного знания. При этом в качестве основного вопроса философии неопозитивисты рассматривают вопрос о рациональности познания. То есть, познание имеет смысл только в отношении наблюдаемых явлений. И мир можно считать абсолютно познаваемым, если избавиться от необходимости изучать то, что невозможно познать путём наблюдения.
Отличия метафизики от диалектики
Результатом двух с половиной тысячелетий развития метафизики стало то, что сформировались два противоположных представления об этой дисциплине. Положительное толкование рассматривает метафизику как ключевую философскую дисциплину, изучающую фундаментальные вопросы философии. С точки зрения негативного представления, метафизика рассматривается как конкурент диалектики, проигрывающий ей по многим позициям. Чтобы прояснить ситуацию, разберёмся, чем метафизика отличается от диалектики.
В современной философии диалектика – это форма и способ теоретического мышления, основанная на поиске противоречий. В более широком смысле диалектика может рассматриваться как теория развития материального мира. Начиная с Гегеля диалектика рассматривается в роли противоположности метафизики, как способа мышления, основанного на других суждениях.
Между диалектикой и метафизикой есть много расхождений. В качестве наиболее важных можно назвать следующие из них:
И метафизика, и диалектика являются направлениями в философии. Отчасти их цели и методы пересекаются, именно поэтому они считаются конкурирующими дисциплинами и противопоставляются друг другу. Был период, когда сторонники диалектики считали, что метафизика окончательно проиграла в этой борьбе, однако впоследствии они вынуждены были отказаться от этой идеи.
Заключение
Метафизика является одной из важнейших философских дисциплин, а некоторые философы и вовсе отождествляют её с философией. Она ищет ответы на фундаментальные вопросы о принципах бытия. За 2,5 тысячи лет существования этой дисциплины предпринимались неоднократные попытки объявить её ненаучной или ложной. Но она устояла и по-прежнему занимает одно из важнейших мест в философии, ведь ни одна другая наука не пытается и не планирует отвечать на вопросы, которыми занимается метафизика.
Метафизический страх и тоска в немецкой и русской культурах Чеснокова Леся Владимировна
Содержание к диссертации
Глава 1. Концепт как структурно-образующая единица философского знания культуры 10
1.2 Философская природа концепта 19
1.3 Концепт и концептуализация как принцип методологии в философии культуры 25
Глава 2. Концепт метафизического страха в немецкой и русской культурах 32
2.1 Концепт метафизического страха в языковой картине мира 32
2.2 Немецкая и русская философия об онтологических основаниях страха 43
2.3 Культурно-исторические предпосылки концепта страха в немецкой и русской культурах 66
Глава 3. Концепт тоски в русской и немецкой культурах 86
3.1 Концепт тоски в русской и немецкой языковой картинах мира 86
3.2 Немецкая и русская философия об онтологических основаниях тоски 100
3.3 Культурно-исторические предпосылки концепта тоски в русской и немецкой культурах 109
Современная международная ситуация, характеризующаяся
многочисленными конфликтами, диктует необходимость лучшего понимания друг друга в процессе диалога. Отсутствие знаний об основных смыслах и ценностях партнера по диалогу неизбежно ведет к затруднениям в общении. Познание другой культуры невозможно без изучения основных концептов данного народа, включающих в себя его историю, символы и мифы.
В настоящее время важно указать не только на черты различия культур, но и на черты сходства, на то, что способно объединить разные народы. Это возможно в перспективе философского рассмотрения, дающего общее метафизическое основание обеих культур, существующее несмотря на языковые различия и несходство культурно-исторического опыта. Кроме того, изучение концептов иной культуры путем сопоставления с концептами своей собственной помогает лучше осознать особенности собственной культуры, ее неповторимую специфику.
Проблема страха и тоски издавна вызывает интерес у представителей различных гуманитарных наук: философии, культурологии, психологии, лингвистики, восходя к попытке осмысления человеком собственной конечности и смертности. Тема страха является «культовой» для европейской культуры и основополагающей для немецкой культуры. Тоска же принадлежит к числу
наиболее характерных культурных тем России, с чем согласны многие отечественные и зарубежные исследователи.
Вместе с тем, по нашим данным, пока не проводилось комплексного анализа метафизического страха и тоски в рамках философии культуры как основополагающих феноменов соответственно немецкой и русской культур, несущих в себе особенности менталитета и культурно-исторического опыта народа. С этой точки зрения попытка сравнения этих концептов представляет особый интерес.
Степень разработанности проблемы. При написании диссертационной работы автор опирался на труды по философии культуры, философской антропологии, культурологии и языкознанию. Истоки учения о концепте лежат в средневековой полемике реалистов и номиналистов, в которой речь шла о соотношении имен и вещей. В XX веке происходит реактуализация этого термина.
В последнее время термин «концепт», «материнской парадигмой» которого является философия, привлекает к себе все большее внимание специалистов в области философии культуры (Ю. Бобкова, Ф. Гваттари, А.А. Григорьев, К. Кузнецов, Ж. Делёз, С.С. Неретина, М.Н. Эпштейн и др.). Если лингвисты в исследовании концепта исходят, прежде всего, из конкретного языка, то философы видят в нем механизм порождения смыслов в поле культуры в целом.
Осмысление эмоций страха и тоски нашло свое отражение в трудах многих выдающихся философов как прошлого, так и современности. Тему страха среди немецкоязычных философов освещали Г.В.Ф. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, 3. Фрейд, М. Хайдеггер, К. Ясперс, П. Тиллих. Дальнейшие размышления на эту тему мы находим у И. Виттковски, Х.-Д. Гельферта Т. Дорн, О. Древерманна, В. Каст, А. Лэнгле, Э. Мёде, В. Мюллера, Н. Песешкиана, Ф. Риманна, Г. Шёнбаумсфельд, И. Эндерса. В русской философии страх находит свое место в размышлениях Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, Л.И. Шестова.
Тоска послужила предметом размышлений Г.Д. Гачева, С.А. Лишаева, Н.А. Хамитова, М.Н. Эпштейна. Особенности существования концепта «тоска» в контексте культуры России находят отражение в фольклорных, летописных источниках, произведениях древнерусской литературы («Слово о полку Игореве»), произведениях классической русской литературы (А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. ), произведениях русской литературы XX века (А. Ахматова, А. Блок, И. Бродский, И. Бунин, В. Высоцкий, С. Есенин, О. Мандельштам, В. Набоков, Б. Пастернак, А. Платонов, К. Симонов, Ф. Сологуб, М. Цветаева).
Работы по исследованию чувства тоски в художественной литературе осуществлялись такими авторами, как А. Барзах, Г.Д. Гачев, В.П. Жирмунский, Н.В. Закурдаева, Е.Е. Лебедь, Ю.М. Лотман, М.Ф. Мурьянов, Н.В. Рудакова, Ф.А. Степун, В.Н. Топоров, М.Н. Эпштейн.
Однако, несмотря на нередкие сегодня исследования в области концепта, отсутствует разработка его методологического значения с точки зрения сущностных проявлений культуры, целостности и многообразия способов ее выражения. «Концептуализация» или описание культуры через систему концептов могут быть рассмотрены как один из принципов методологии философии культуры (Н.Г. Красноярова). В данной работе производится попытка посмотреть на методологическое значение концепта для объяснения культуры как целостности ее смыслов.
Проблема исследования представляет собой обоснование необходимости определения концептов различных культур, обеспечивающих их диалог. Эта проблема может быть выражена в следующих вопросах: входит ли проблематика культурных концептов в предмет и содержание философии культуры? Являются ли концепты метафизического страха и тоски ключевыми для немецкой и русской культур? Какие черты сходства и различия существуют между ними? Как рассматриваются эти концепты в немецкой и русской философии и русской литературе?
В центре исследовательского интереса находится культура как место формирования созвучных феноменов, закрепляемых в виде концептов и обеспечивающих диалогичность разных культур, а также концепты метафизического страха и тоски как элементы соответственно немецкой и русской культур. Выбор данных концептов обусловлен тем, что они, с одной стороны, являются ключевыми для своих культур, а с другой стороны, связаны между собой; между ними наблюдаются черты сходства и различия.
Цель исследования состоит в выявлении сущности и особенностей концептов метафизического страха и тоски и в их сравнительном анализе.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
— рассмотреть исходные принципы анализа концепта в контексте
философии культуры;
исследовать онтологические основания метафизического страха (Angst) в немецкой философии и культуре;
раскрыть онтологические основания тоски в русской культуре;
— описать метафизический страх и тоску как ключевые концепты
(константы) немецкой и русской культур;
— проследить связи метафизического страха и тоски с другими феноменами
каждой из рассматриваемых культур и показать их сопоставимость в
онтологическом ракурсе.
Теоретико-методологической основой исследования выступает системный подход, позволяющий проанализировать и объединить многие аспекты изучаемого явления. При написании работы были опробованы возможности философии культуры как методологии, позволяющей рассмотреть культуру как сферу функционирования и диалога смыслов, выражаемых и закрепляемых в ее концептах. Также были применены герменевтико-интерпретационный и логический методы для анализа доминирующих феноменов русской и немецкой культур, представленных в их концептосферах. С помощью диалектического метода была показана амбивалентность метафизического страха и тоски. Культурно-исторический метод, применявшийся в исследовании, позволил выявить сущность и особенности концептов страха и тоски в контексте культурного развития Германии и России.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
определено понимание концепта как универсальной единицы знания;
выявлены предельные основания феноменов метафизического страха и тоски с позиций философии культуры, что дает обновление понимания данных феноменов;
осуществлено сопоставление немецкой и русской культур через концепты страха и тоски как определяющих интенции их становления;
— показана укорененность концептов страха и тоски в национальной
концептосфере через их связь с другими концептами;
— на примере анализа метафизического страха и тоски в рамках философии
культуры продемонстрированы методологические возможности данной области
философского знания для выявления общего и особенного в разных культурах,
сравнения основных смыслов русской и немецкой культур.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Язык и культура неразрывно связаны друг с другом и оказывают влияние на формирование национального менталитета через основополагающие концепты, образующие концептосферу культуры.
2. Метафизический страх (Angst) принадлежит к базовым концептам
немецкой культуры, что подтверждается тезаурусом немецкого языка и
разработкой проблемы метафизического страха в немецкой философии. В русской
культуре тема страха, несмотря на ее представленность в различных текстах, не
является основной, но может быть отнесена к числу значимых. Непереводимость
немецкого слова «Angst» на русский язык определена не языковыми, а
культурными факторами: Angst (метафизический страх) является культурной
лакуной.
Тоска является основополагающим концептом в концептосфере русской культуры, что подтверждается многочисленными текстами русской литературы и философии. Подобно немецкому метафизическому страху, тоска является лакунарным явлением для других культур: точный перевод всех его смыслов на другие языки невозможен.
Между концептами метафизического страха и тоски существует много общих черт как по форме (сходство с точки зрения лингвистики), так и по содержанию (онтологическое сходство), но они не тождественны друг другу как выражение сущностных характеристик культуры в ее конкретных национальных и исторических проявлениях.
Философия культуры как методология проявляется (один из ее аспектов) в выявлении в концептосфере культуры ее основных системообразующих элементов-концептов как интегральной формы понятийного, образного и языкового выражения специфики той или иной культуры.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования заключается в том, что оно формирует один из возможных путей исследования национальных концептов в науках о культуре. Онтологический подход к изучению культурных концептов позволил определить общий метафизический смысл концептов немецкой и русской культур. Общественная значимость исследования заключается в том, что успешно проведен поиск основания для диалога между русской и немецкой культурами.
Материалы диссертации и полученные результаты могут быть использованы при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсам философии культуры, культурологии, межкультурной коммуникации, лингвокультурологии, а также на спецкурсах, посвященных сопоставительному изучению русской и немецкой культур.
Апробация исследования. Основные положения диссертации были изложены в четырнадцати публикациях, в том числе в шести публикациях в научных журналах и сборниках, включенных в перечень ВАК. Отдельные положения и выводы диссертационного исследования были апробированы на международных научно-практических конференциях «Современная социология и меняющееся общество: изменения и проблемы» (июнь 2012 г. Москва), «Культура. Духовность. Общество» (ноябрь 2012 г. Новосибирск), «Философия в современном мире» (январь 2013 г. Таганрог), «Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории» (апрель 2014 г. Москва).
Структура и объем диссертации. Текст диссертации состоит из введения, трех глав по три параграфа в каждой, заключения и списка литературы, включающего 254 наименования. Работа изложена на 153 страницах.
Философская природа концепта
Концепт является принадлежностью не только лингвистики и культурологии, но и философии. В философском знании концепт можно определить как сгусток смыслов, идею, создающую мир человека и мир культуры.
Философия издавна занималась проблемами языка. Актуальна эта тематика и сейчас: проблемы языка изучаются как в англоамериканской аналитической философии, так и в европейском структурализме и постструктурализме. По мнению Эдварда Сепира, «давно прошло то время, когда философы простодушно могли переводить грамматические формы и процессы в метафизические сущности»2. Философ должен понимать механизмы функционирования языка, всегда существующего в определенном историческом и культурном контексте, для того, чтобы максимально освободить собственное мышление от ЯЗЫКОВЫХ помех («Мысль изреченная есть ложь»).
Эпштейн М. Н. Проективный словарь философии. Новые понятия и термины // Топос: литературно-философский журнал [Электронный ресурс]. URL: http://topos.ru/article/1676 (дата обращения: 16.12.2011).
Одной из особенностей средневекового мышления является представление о человеке как о созданном по образу и подобию Творца и наделенному способностью к творчеству. Речь создается путем совместного творчества Бога и человека и потому она содержит в себе вечные смыслы. Будучи конкретным смыслом, концепт заключал в себе и указание на универсальный источник, порождающий Смысл.
Григорьев А. А. Культурологический смысл концепта: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. М., 2003. С. 6.
2Неретина С. С. Тропы и концепты. М.: РАН, 1999. [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy.ru/iphras/library/neretina.html (дата обращения: 25.05.2013). 3 Там же. Абеляр полагал, что слова не принадлежат тому предмету, который они обозначают, так как они возникают в результате «налагания» на вещи людьми: способности, дарованной людям Богом, сотворившем мир посредством слова. Концепт существует в сознании человека как некий механизм восприятия конкретного предмета, его имени, которое закрепляется в сознании слушающих и говорящих. По существу, Абеляр рассматривает концепт в контексте коммуникации людей друг с другом и с Богом.
Термин «концепт» встречается в полемике, развернувшейся в XIV веке между реалистами и номиналистами, в которой речь шла о соотношении имен и вещей. Столкновение крайних точек зрения привело к возникновению умеренного номинализма или же «концептуализма».
Итак, концепт, согласно средневековой философии, формируется речью в процессе диалога одновременно с земным собеседником и с Богом, и позволяет «схватывать» (конципировать) смысл (со-умысел) вещи.
В отечественной науке размышления о сущности концепта актуализируются благодаря статье С. А. Аскольдова2 «Концепт и слово», вышедшей в 1928 году. Наиболее существенным признаком концепта Аскольдов называет функцию «заместительства». По его словам, «концепт есть мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода»3.
Концепт и концептуализация как принцип методологии в философии культуры
Изначальный мировой хаос, установленный титанами, посредством красоты и гармонии был преобразован в олимпийский порядок. Однако древние боги бессмертны. И первобытный хаос продолжает жить в душе человека, который предстает трагическим существом, находящимся в плену собственных страстей и желаний.
Тяга к страху обнаруживается и в христианстве, которое стремится разбудить в человеке ужас перед собственными прегрешениями. Христианский рай обретает смысл только на фоне ада. По Ф. Ницше, христианская мораль основана на страхе: человек отвоевал себе право быть жалким и недостойным в абсолюте. Страх развивается до состояния рессентимента, трактуемого как соединение бессилия, зависти и страха. Этой морали следует противопоставить мораль сверхчеловека, основанную на бесстрашии и правдивости.
Анализируя феномен табу в первобытных обществах, 3. Фрейд сравнивает его с неврозами психически больных людей. Он говорит об амбивалентности страха и связывает его с бессознательной частью психики. Табу является древним социальным запретом, направленным против человеческого вожделения. В страхе преступить запрет и влечении к запретному выявляется основная антропологическая структура. Сознание представляет собой систему запретов по отношению к (главным образом) сексуальным влечениям, которые вытесняются в бессознательное, рождая болезненные душевные состояния, в том числе и беспричинный страх.
Немецкая и русская философия об онтологических основаниях страха
Издавна в русском языке существует множество слов, обозначающих подавленное душевное состояние. Как отмечает А. В. Алексеев, в древнерусском языке оно могло обозначаться обширным рядом существительных: «печаль, скорбь, туга, горе, горесть, уныние, кручина, тоска, грущение, труд, жалоб, жалостъ, сокрушение, скорбение, тужение, тужевание, огорчевание. Многие из этих слов были многозначными»1. Для них были характерны «размытое» значение, совмещение в одном контексте нескольких понятий, вызывающих многочисленные ассоциации.
Таким образом, в живом русском языке, языке народа и мыслителей не существует четкого различия между тоской, скукой, печалью, грустью, подобно тому, как и в разговорном немецком нет разницы между метафизическим (Angst) и эмпирическим (Furcht) страхами.
Подобно тому, как в немецком языке «высокому» метафизическому страху (Angst) противопоставляется более обыденный, эмпирический страх (Furcht), наиболее часто в русском языке противопоставляют тоску и скуку.
Вслед за Пушкиным слово «сплин» начинают использовать и другие писатели. В «Герое нашего времени» Лермонтова княгиня Лиговская говорит Печорину: «Вы дичитесь всех так, что ни на что не похоже. Я надеюсь, что воздух моей гостиной разгонит ваш сплин». «Сплин» становится в свете модным словечком, выражением пресыщенности и показного разочарования в жизни: Вкруг золотеет паутина, / Как символ ленных пленов сплина (Игорь Северянин, «Клуб дам»).
Еще одно слово, означающее «подавленное состояние духа», восходит к греческому языку. Меланхолия (melas «черный» + hole «желчь») означало «разлитие черной желчи» и вызванную этим болезнь: «душевную угнетенность».
Это было обусловлено представлениями о тесной связи между физическими и психическими состояниями человека. Впоследствии слово «меланхолия» начинает использоваться в художественной литературе, где оно обозначает легкую печаль. «Такое смысловое движение во многом определялось требованиями эстетики сентиментализма, в рамках которого особое внимание уделялось отображению человеческих переживаний»1.
Немецкая и русская философия об онтологических основаниях тоски
Оба концепта характеризует связь со временем и смертью, с отсутствием смысла, с пустотой «Ничто». Человеку невозможно долго испытывать экзистенциальный страх и тоску в чистом виде, поэтому он пытается избавиться от этих чувств путем «рассеивания» в обыденности. Экзистенциальный страх стремится к тому, чтобы стать страхом эмпирическим. Он может воплощаться в различных фобиях; тоска же предстает в облике скуки, от которой пытаются избавиться с помощью различных развлечений.
Будучи неотъемлемыми чертами человеческого сознания, как страх, так и тоска имеют не просто личностно-психологические основания. Они также зависят от исторического и общественного сознания; на них постоянно влияет определенное социокультурное окружение. Эти эмоции преломляются не только через личностные особенности человека, но и через культуру, к которой он принадлежит. Несмотря на свою универсальность, эти концепты по-разному варьируются в каждой эпохе и в каждой культуре.
Таким образом, как страх, так и тоска являются присущими всем временам и народам эмоционально-мыслительными «конструктами», состоящими из множества признаков, образами, генетически «прописанными» в нашей памяти.
В то же время, будучи национальными концептами для немецкой и русской культур, они детерминированы географическими и историческими условиями, особенностями национального менталитета своих народов и преломляются через их сознание, получая свои, неповторимые, оттенки значения, характеризующие уникальность данной культуры.
Перспективы дальнейшей разработки темы заключаются в поиске дальнейших оснований для диалога между культурами путем сопоставления наиболее значимых национальных концептов, указывающих на сходство метафизического опыта, невзирая на различия в языке и культурно-историческом развитии различных народов.
Кроме того, используя концепт как единицу знания, можно исследовать современное состояние культуры эпохи постмодерна и роль в ней метафизического страха и тоски как непреходящих, вечных характеристик здесь-бытия, условий человеческого существования.