методическая работа что это
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
в образоват. учреждениях Рос. Федерации, часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Цели М. р.: освоение наиб. рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общедидактич. и метод. подготовленности педагога к организации и ведению уч.-воспитат. работы; обмен опытом между членами пед. коллектива, выявление и пропаганда актуального пед. опыта. М. р. ориентирована на достижение и поддержание высокого качества уч.-воспитат. процесса в школе. Она осуществляется в течение уч. года и органично соединяется с повседневной практикой педагогов. Содействует развитию навыков пед. анализа, теоретич. и эксперим. исследований.
Осн. направления, содержание и формы М. р. определяет пед. совет уч. заведения. Как правило, непосредств. руководителем М. р. является заместитель директора по уч.-воспитат. работе. Из опытных учителей, классных руководителей и др. педагогов в школе формируется метод. совет — координац. центр М. р. и рабочий орган пед. совета. В плане М. р. применительно к условиям конкретной школы получают отражение актуальные социально-пед. проблемы и программные требования. М. р. организуется с учётом возможности для учителей непосредственно ознакомиться с опытом коллег-педагогов на занятиях в институтах усовершенствования учителей, др. учреждениях повышения квалификации.
При планировании содержания М. р. особое внимание уделяется индивидуальным результатам деятельности педагогов, качеств, составу пед. коллектива, особенностям кадровой ситуации в образовал1, учреждении, а также сложившимся в нём традициям и формам М. р.
В городских и крупных сел. школах создаются метод. объединения (комиссии) по предметам и циклам предметов (естеств.-матем., обществоведческому и др.), по виду воспитат. работы (классных руководителей и др.). Такие объединения могут быть общешкольными или — в необходимых случаях — дифференцированными по ступеням обучения. Работа педагогов в объединениях направлена на обеспечение постоянного единства воспитат. работы в школе и на практич. решение проблем межпредметных связей, выработку единых пед. требований к изучению близких и смежных тем, к применению терминологии уч. предметов, к расчётам и оформлению задач и т. п.
В рамках объединений организуются семинары, конференции, пед. чтения, индивидуальные и групповые консультации, собеседования и т. п., а также наставничество. Одна из осн. форм М. р. — посещение открытых уроков и внеклассных занятий с последующим пед. анализом и коллективным обсуждением (работа педагога оценивается не только в частнометодическом, но и в обще дидактическом и идейно-воспитательном аспектах).
Одна из важных особенностей М. р. — её творческий характер. Поддержанию духа творчества способствуют совместная разработка конкретной метод. проблемы, избранной пед. коллективом, организа-ционно-деятельностные и деловые игры с моделированием разл. психолого-пед. ситуаций, школы передового опыта. Формы М. р. в конкретных условиях имеют разную эффективность (в т. ч. и для каждого педагога), но в совокупности они дополняют друг друга, разнообразят проф. общение коллег.
В планировании и организации коллективных метод. мероприятий, проводящихся в течение рабочего дня учителей, важное значение имеет тщательный выбор времени и сроков, к-рые должны быть приемлемы для всех участников М. р. и не нарушать установленного внутр. распорядка. Необходим также учёт времени, требующегося на индивидуальную подготовку к метод. занятиям. В школе создаются метод. кабинеты и уголки, в к-рых подбираются и систематизируются Тематич. разработки, поурочные планы лучших педагогов, устраиваются выставки. Руководители метод. объединений, учителя-методисты подбирают лит-ру по отд. темам, выступают с обзорами новинок этой лит-ры; организуют библиографич. картотеки и т. п.
При необходимости в школе созывается оперативное метод. совещание, на к-ром педагоги знакомятся с официальными метод. документами или обсуждают неотложные вопросы организации уроков и воспитат. работы.
Учителя малокомплектных школ работают, как правило, в межшкольных метод. объединениях, создаваемых органами образования на базе опорных школ.
Лит.: Горская Г. И., Чуpакова Р. Г., Организация уч.-воспитат. процесса в школе, M. M. M. Поташник.
Методическая деятельность: основные принципы, назначение, функции, методы и рекомендации по организации
Методическая деятельность полноценным образом не исследовалась в качестве самостоятельного вида профессиональной работы педагога. В литературе педагогического типа существует три мнения касательно методических активностей. В любом случае основной их целью выступает обслуживание практики обучения. В данной статье разберем понятие, назначение, основные принципы, функции и методы методической деятельности. Помимо этого, отметим наиболее важные рекомендации, связанные с ее организацией.
Понятие и сущность методической работы
Вам будет интересно: Сумасбродство — это черта характера
Под методической деятельностью следует понимать часть системы непрерывного образования воспитателей и преподавателей в соответствующих учреждениях. Среди основных целей этой работы целесообразно отметить:
Вам будет интересно: Что это образующая конуса? Формулы ее вычисления для обычного и усеченного круглого конуса
Методическая деятельность педагогов и воспитателей, главным образом, ориентирована на достижение и дальнейшее поддержание высокого уровня учебно-воспитательного процесса в плане качества. Она содействует расширению навыков, связанных с развитием педагогического анализа, а также количества экспериментальных исследований теоретического типа. Методическая работа органичным образом соединяется с повседневной практикой воспитателя или преподавателя.
Следует знать, что методическая деятельность педагога рассматривается как единая система взаимосвязанных действий, мероприятий и мер, которые направлены в первую очередь на всестороннее повышение профессионального мастерства и квалификации каждого преподавателя. Сюда целесообразно отнести и меры, связанные с самовоспитанием, управлением профессиональным самообразованием и самосовершенствованием учителей. Помимо этого, методическая работа направлена на повышение и полноценное развитие творческих возможностей педагогического коллектива, а в конечном счете – на достижение оптимальных показателей образования и воспитания, на совершенствование учебно-воспитательной работы, а также на развитие некоторых школьников.
Принципы методической деятельности
Существующие сегодня принципы методической работы классифицируются на следующие категории:
Методики работы
Все виды методической деятельности, существующие на сегодняшний день, составляют целостную систему действий, мероприятий и мер, связанных между собой. Самыми эффективными методами на современном этапе развития образовательных и воспитательных активностей принято считать следующие:
Стоит отметить, что к новейшим методикам организации методической деятельности относят деловые, инновационные, организационно-активные и иные игры, способствующие созданию культуры саморазвития и интеллектуальной культуры воспитателей и учителей.
Назначение и задачи методической работы
Как выяснилось, основным направлением методических активностей выступает формирование инновационной образовательной среды, а также грамотное создание планов, связанных с методической работой. Среди приоритетных задач методической работы современных образовательных учреждений важно отметить следующие:
Функции методической работы
Ключевыми относительно методической работы и деятельности воспитателей и учителей выступают следующие функции:
Виды методической деятельности
Стоит отметить, что в основе определения разновидности деятельности лежит содержание функциональной составляющей педагогической работы. В нашем случае речь идет об устойчивых процедурах реализации конструирования, планирования, выбора и применения обучающих средств к конкретному предмету. Все это приводит к развитию и совершенствованию непосредственно системы обучения. К видам методической педагогической деятельности целесообразно отнести следующие пункты:
Стоит отметить, что представленные разновидности учебно-методической деятельности в любом случае не охватывают всего многообразия практики профессионально-педагогических сотрудников в методическом плане. При методической подготовке студенты вузов овладевают определенными базовыми видами, которые обеспечивают полноценную подготовку к занятиям.
Рекомендации по организации методической работы
Далее целесообразно рассмотреть актуальные на сегодняшний день рекомендации по организации образования, методической деятельности. Так, методическая работа фиксируется (оформляется) документальным образом в форме:
Направления методической работы
Основными направлениями урочной и внеурочной методической деятельности являются следующие:
Целесообразно разобрать представленные направления методической деятельности в отдельной главе.
Направления работы: содержание
Необходимо знать, что организационно-методическая деятельность, главным образом, направлена на реализацию непрерывного взаимодействия руководства образовательного учреждения с участниками педагогического коллектива для формирования оптимальных условия для развития и совершенствования их профессиональной подготовки, раскрытия способностей, интересов и возможностей каждого преподавателя. В организационно-методическую работу входят следующие составляющие:
Научно-методическая работа подразумевает полноценное обеспечение научно-исследовательского подхода к вопросу организации процесса образования, повышения профессионального уровня и совершенствования учителей на базе достижений психолого-педагогической науки, а также прямого научно-практического опыта. Среди основных направлений данного вида деятельности важно отметить постоянное изучение достижений рассматриваемой науки, практики обучения и теории; усвоение научных методик, связанных с диагностикой учебно-воспитательного процесса и созданием у преподавателей умения производить анализ собственной работы на базе научно-исследовательских методов; совершенствование планирования и анализа методической работы, используя при этом современные научные подходы и приоритеты в развитии образовательных структур; совершенствование разновидностей и форм контроля и диагностики уровня развития коллектива педагогов и так далее.
Заключение
Итак, мы в полной мере рассмотрели понятие, определение, ключевые особенности, назначение, основные принципы, разновидности, функции и методики, формирующие основу методической деятельности. Помимо этого, указали некоторые рекомендации, связанные с ее организацией. Мы разобрали ключевые направления методической работы. Важно отметить, что среди них особую роль занимает инновационно-методическая деятельность. Дело в том, что именно она позволяет двигать вперед прогресс и процессы, разражающиеся в сфере воспитания и образования как на территории Российской Федерации, так и в других не менее развитых странах.
Таким образом, под инновационно-методической работой необходимо понимать в первую очередь одно из самых актуальных направлений деятельности современных учреждений образовательного плана. В соответствии с многочисленными мнениями экспертов, ей необходимо придать большую степень самостоятельности. Ключевыми направлениями названного вида деятельности являются следующие: введение в практику прогрессивных образовательных и управленческих технологий; разработка и последующая защита инновационных проектов педагогического плана, формирование индивидуальной траектории развития коллектива педагогов в профессиональной плане; формирование собственных традиций в коллективе; организация деятельности в качественно новых структурах методического типа, среди которых лаборатория, кафедра, педагогическая мастерская и так далее; защита методик авторского характера; формирование инновационного педагогического поля, а также инновационных карт учебного заведения; разработка программ комплексно-целевого характера, связанных с управлением инновационными процессами; формирование банка педагогических инноваций и прочее.
Методическая работа
Ведущие аспекты методической работы:
– мониторинг профессиональных и информационных потребностей учителей;
– изучение и анализ состояния результатов методической работы, определение направлений её совершенствования;
– создание базы данных о педагогических работниках;
– выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;
– сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы школы;
– изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
– формирование банка педагогической информации;
– ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы на бумажных и электронных носителях;
– ознакомление педагогических работников с опытом инновационной деятельности учителей города.
Организационно – методическая деятельность:
– изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи учителям в период подготовки к аттестации, в межаттестационные периоды;
– прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной подготовки учителей, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
– организация работы методических объединений школы;
– подготовка и проведение научно-практических конференций, конкурсов и фестивалей профессионального педагогического мастерства;
– участие в организации и проведении конференций исследовательских работ учащихся школы.
В связи с этим, методическая работа в 2020-2021учебном году будет направлена на дальнейшее развитие и совершенствование работы школьных методических объединений, внедрения педагогических технологий, формирующих компетентности обучающихся и ориентирующих на развитие творческой деятельности школьников, оказание методической помощи в подготовке к аттестации педагогических кадров; изучение, обобщение и внедрение перспективного опыта педагогов.
В 2020/2021 учебном году основные усилия методической работы школы будут направлены на достижение следующих целей и задач.
Цель: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей в организации работы с учащимися; обеспечение роста профессиональной компетентности учителей школы как условие реализации целей развития личности учащихся.
Задачи:
1. Создавать условия для совершенствования профессиональной компетенции педагогов через личностное развитие, повышение квалификации, овладение обновленным содержанием образования, элементами современных педагогических технологий:
2. Продолжить работу по выявлению, обобщению и распространению положительного опыта творчески работающих учителей;
3. Способствовать формированию мотивации к непрерывному образованию, активизации процесса саморазвития и самообразования педагогов.
Работа над данной темой будет способствовать созданию условий для реализации доступности, качества и эффективности образования, способствующих развитию и саморазвитию нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Формы методической работы :
а) работа педсоветов;
б) участие в семинарах;
в) работа методических объединений;
г) работа педагогов над темами самообразования;
д) аттестация педагогических кадров, участие в конкурсах и конференциях;
ё) взаимопосещение уроков;
ж) обобщение передового педагогического опыта учителей;
з) внеклассная работа;
и) организация и контроль курсовой подготовки учителей.
Приоритетные направления методической работы на 2020/2021учебный год:
1. повышение и совершенствование педагогического мастерства через максимальное использование возможности урока как основной формы организации образовательной деятельности, через проведение предметных недель, взаимопосещение уроков, активное участие в семинарах, конференциях, творческих мастерских;
2. организация деятельности методических формирований педагогов;
3. совершенствование системы обобщения, изучения и внедрения передового педагогического опыта учителей школы.
1. внедрение в практику прогрессивных педагогических технологий, ориентированных на совершенствование уровня преподавания предметов, на формирование личности ребенка;
2. обеспечение обоснованности и эффективности планирования процесса обучения детей;
3. укрепление материально-технической базы методической службы школы.
1. обеспечение методическими и практическими материалами методической составляющей образовательной деятельности через использование Интернет, электронных баз данных и т.д.;
2. создание банка методических идей и наработок учителей школы;
3. разработка и внедрение методических рекомендаций для педагогов по приоритетным направлениям школы.
Создание условий для развития личности ребенка:
1) изучение особенностей индивидуального развития детей;
2. формирование у обучающихся мотивации к познавательной деятельности;
3. создание условий для обеспечения профессионального самоопределения школьников;
4. психолого-педагогическое сопровождение образовательной программы школы.
Создание условий для укрепления здоровья учащихся:
1. отслеживание динамики здоровья учащихся;
2. разработка методических рекомендаций педагогам школы по использованию здоровьесберегающих методик и преодолению учебных перегрузок школьников.
Диагностика и контроль результативности образовательной деятельности :
1. Мониторинг качества знаний учащихся;
2. формирование у обучающихся универсальных учебных действий;
3. диагностика деятельности педагогов по развитию у учащихся интереса к обучению.
Работа внутри школьных методических объединений:
· согласование календарно-тематических планов;
· преемственность в работе I и II ступеней;
· методы работы по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся;
· методы работы с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности;
· формы и методы промежуточного и итогового контроля;
· отчеты учителей по темам самообразования;
· итоговая аттестация обучающихся.
В МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п.Бабынино работает 4 школьных методических объединения:
МО учителей начальных классов
Малеева А.Г. – руководитель ШМО учителей начальных классов;
Усикова Н.Н., учитель начальных классов;
Миронова Н.А. учитель начальных классов;
Малеев Д.Н. учитель начальных классов;
Сугак Г.И. учитель начальных классов;
Андриянкина Н.А., учитель начальных классов;
Саунина Е.С., учитель начальных классов;
Кругликова О.В., учитель начальных классов;
Белова И.И. учитель начальных классов;
Лыгина С.В., учитель начальных классов;
МО учителей гуманитарного цикла
Костина Н.В., учитель русского языка; руководитель ШМО учителей гуманитарно-филологического цикла
Евстрашкина Н.А., учитель истории и обществознания;
Симаненкова Т.С., учитель истории и обществознания;
Яшкина Г.И., учитель истории и обществознания;
Борисова М.А., учитель английского языка;
Сураева Н.Г. – педагог-библиотекарь.
МО учителей естественно-математического цикла
Губко О.А. – руководитель ШМО естественно-математического цикла;
Роман Т.В., учитель географии ;
Исайкин А.М. учитель химии;
Шашкина Л.И. учитель биологии;
Клишина Л.Е. учитель информатики;
Ковалева Л.А. учитель физики и математики;
Кочанова Е.В. учитель математики и физики;
Курятникова Г.Н. учитель математики;
Калинина Т.Е. учитель математики;
Мирешко Н.Ф. учитель математики;
Губко О.А. учитель технологии;
Морозов А.П. учитель технологии
Усикова Н.Н., классный руководитель 1 «А» класса;
Миронова Н.А. классный руководитель 1 «Б»класса;
Малеева А.Г., классный руководитель 2 «А» класса;
Малеев Д.Н. классный руководитель 2 «В» класса;
Андриянкина Н.А., классный руководитель 3 «А»класса;
Саунина Е.С. классный руководитель 3 «Б» класса;
Кругликова О.В., классный руководитель 3 «В» класса;
Белова И.И. классный руководитель 4 «А» класса;
Лыгина С.В., классный руководитель 4 «Б» класса;
Кривцова Л.В. классный руководитель 5 «А» класса;
Недодирова З.В. классный руководитель 5 «Б» класса;
Кочанова Е.В. классный руководитель 6 «А» класса;
Губко О.А., классный руководитель 6 «Б» класса;
Крысанова А.Н., классный руководитель 6 «В» класса;
Яшкина Г.И., классный руководитель 7 «А» класса;
Клишина Л.Е., классный руководитель 7 «Б» класса;
Борисова М.А., классный руководитель 8 «А» класса;
Курятникова Г.Н., классный руководитель 8 «Б» класса;
Калинина Т.Е., классный руководитель 9 «А» класса;
Шашкина Л.И., классный руководитель 9 «Б» класса;
Исакова М.Г. классный руководитель 10 класса;
Костина Н.В., классный руководитель 11 класса;
Кривцов А.В., учитель черчения и ИЗО;
Маленков А.А., учитель физической культуры;
Фетисов Е.В., учитель физической культуры;
Формы методической работы:
— фестиваль педагогического творчества;
— участие в конкурсах профессионального мастерства;
— работа школы молодого специалиста;
— работа методического совета;
— работа учителей над темами по самообразованию;
— организация и контроль курсовой системы повышения квалификации;
— участие в фестивалях педагогических идей муниципального, республиканского и всероссийского уровней;
Методическая работа в образовательной организации
Выбранный для просмотра документ мет.docx
Введение
Вопросы методического сопровождения образовательной практики в условиях введения и реализации ФГОС особенно актуальны. В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы.
Так как главная роль в реализации основных требований Стандарта нового поколения отведена именно учителю, современный педагог должен быть креативным: быть открытым новшествам, владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями учащихся; мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.
Задачи повышения профессионального мастерства педагогов для эффективного управления качеством образовательного процесса решает методическая работа в школе.
Цель данной работы – определить, как должна быть организована методическая работа руководителя и его заместителей в огбразовательной организации.
дать определение методической работы;
определить структуру методической службы в образовательном учреждении;
познакомиться с методической работой руководителя и его заместителей в образовательной организации.
1. Теоретические аспекты методической работы в образовательной организации
1.1. Сущность, цели и задачи методической работы
Профессиональная подготовка учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.
Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии ее индивидуализации и дифференциации. Организация методической работы на дифференцированной основе обусловлена рядом объективных и субъективных предпосылок, прежде всего необходимостью учета жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентации, опыта и уровня профессионализма учителей в работе по совершенствованию научно-методической подготовки. Важным представляется также сохранение и развитие положительного опыта школы, ее традиций в деятельности методических служб. Все это является объектом управления и руководства для заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
Методическая работа в школе – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.
Методическая работа – это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, а также профессионального мастерства.
Методическая работа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности инновационной среды.
Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации.
Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи, содержание ясно представляют себе учителя.
смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образования в школе к «деятельностной»;
успешной работы педагогического коллектива в режиме развития;
формирования атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.
Цель методической работы:
Создание модели методического сопровождения перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты, создание предпосылок для реализации ФГОС нового поколения в ОУ основной школы.
Обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.
Задачи методической работы:
внедрение технологий системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования);
обеспечение в ОО современных условий образовательного процесса в соответствии с новым ФГОС;
обеспечение научно-методического сопровождения разработки и реализации основной образовательной программы в общеобразовательной организации;
совершенствование деятельности ОО по введению и реализации ФГОС нового поколения: подготовка предложений по нормативной базе, согласование целей, задач всех элементов системы, планирование, анализ результатов, коррекция по итогам мониторинга и анализа, выстраивание сетевого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса;
формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы;
повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей.
обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;
оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе;
оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования;
повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.
Таким образом, методическая работа может существенно влиять на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы образовательного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать её как важный фактор управления.
1.2. Структура методической службы в образовательном учреждении
Структура методической работы определяет систему взаимодействия, подчиненности, контроля субъектов деятельности, служит для упорядочения процессов, их целенаправленности при решении поставленных задач. При выборе той или иной системы всегда следует учитывать и цели, и задачи, стоящие перед образовательным учреждением.
Во многих учреждениях образования управление строится по линейно-функциональному принципу. В названных моделях преобладают вертикальные связи и отношения субординации/ подчинения, а функциональные обязанности и права членов коллектива стабильны в течение года, изначально имеют некоторые положительные тенденции, выражающиеся в стабильности получаемых результатов, четком контроле и планировании текущей деятельности. (рис. 1).
Рисунок 1. Линейно-функциональный принцип
Такая структура из-за малой гибкости может хорошо работать только в режиме функционирования при относительно стабильной ситуации.
Рисунок 2. Матричные структуры управления методической службой школы
Создание инновационно-методического совета (ИМС. Деятельность инновационно-методического совета должна основываться на законодательных, нормативно-правовых, инструктивно-методических и локальных актах и документах федерального, регионального, муниципального и учрежденческого уровней.
Таким образом, вариантов построения структуры методической службы можно создать достаточно много. Учебное заведение, исходя из своих интересов, может варьировать звеньями любой модели и создавать на их основе свою структуру. Главным принципом выбора следует сделать то, насколько выбранная система будет способствовать решению стоящих перед образовательным учреждением задач. Однако при выборе любой структуры методической службы она не принесет желаемых результатов, если не соблюдать основных принципов и функций управления.
2. Практическое обоснование значимости методической работы руководителя и его заместителей в образовательной организации
Методическая работа, наряду с учебной и воспитательной, является важной частью деятельности всякого учреждения образования, а также их руководителей и заместителей. Цель методической работы в учреждении образования – развитие профессионализма педагогов, совершенствование их теоретической и практической подготовки непосредственно в учебном заведении, обеспечение условий для творческого роста каждого педагога.
При планировании работы педагогического коллектива школы на учебный год по реализации Программы развития учитываются все звенья методической службы в соответствии с их назначением и функциями.
В особом внимании со стороны администрации школы, руководителей методических объединений нуждаются молодые учителя, начинающие свою педагогическую деятельность. Необходимо организовать качественное прохождение молодыми специалистами стажировки, оказывать им повседневную помощь в приобретении профессиональных знаний, умений и навыков. В систематической помощи нуждаются учителя, получившие рекомендации по результатам аттестации. Индивидуальная помощь молодым специалистам и учителям, получившим рекомендации, может производиться в форме наставничества, индивидуального шефства со стороны опытных педагогов. Такое шефство предполагает взаимопосещение уроков и их анализ, совместное планирование уроков и внеклассных мероприятий, разработку планов самообразования и т.д. Самостоятельные занятия учителей целесообразно спланировать по следующим трем основным направлениям:
Диагностические методики, используемые в процессе методической поддержки и сопровождения педагогов школы:
Анкета «Школа глазами учителя».
Анкета «Оценка методической работы в школе»
Диагностическая анкета успешности учителя (Приложение 1).
Анкета по выявлению степени удовлетворенности (Приложение 2).
Оценка компетентности педагогов и сплоченности коллектива (Приложение 3).
Опрос «Потребности педагогов в повышении квалификации» и так далее.
Исследование оценки компетентности педагогов и сплоченности коллектива можно проводить между учителями и администрацией, сравнивая результаты.
Следующим этапом перевода педагога в режим развития может стать обобщение, выявление и изучение педагогического опыта. Как выявить опыт? Первый этап: вовлечения учителей в создание собственного индивидуального файла, или как принято называть сейчас – портфолио педагога.
Портфолио хранится в учебной части постоянно и включает следующие материалы:
— тетрадь посещения уроков и занятий;
— диагностические материалы по различным видам деятельности;
— индивидуальный план саморазвития;
— самоанализ деятельности учителя;
— портфель личных и профессиональных достижений учителя;
— профессиональные награды и поощрения;
— обобщение педагогического опыта;
— участие в опытно-экспериментальной работе;
— повышение профессионального мастерства;
— сведения повышения квалификации;
— персональный лист контроля; и так далее.
При выявлении и изучения опыта нужно придерживаться тех требований, которым должен отвечать передовой опыт, а это: актуальность, общественная и практическая значимость, эффективность и т.д. Посещая уроки и занятия учителей, нужно учитывать не только уровень научно-методической подготовки, но и ту технологию, в которой работает педагог.
Администрации школы нужно осмыслить положительные результаты работы учителя. А учителю – в своей деятельности, выявить наиболее интересные формы и методы работы и разрабатывать их в дальнейшем, выяснить мнение членов педагогического коллектива о ценности и значимости творческих поисков учителя, оказать помощь в распространении опыта, дать рекомендации, предложения по разработке, теоретическому осмыслению и дальнейшему совершенствованию имеющегося положительного опыта в его работе.
Как мы видим, процесс управления методической работой далеко не такой однозначный, как это представляется. Его организация подчинена строгим законам, нарушение которых приведет либо к частичному, либо к полному невыполнению намеченных планов. В этой работе сделана попытка обобщить лишь часть накопленного опыта. Главное в управлении методической работой создать систему с тесной взаимосвязью всех ее элементов. И тогда результат не заставит себя ждать. Прекрасно организованная и проводимая методическая работа является важной составляющей общей картины школьной жизни. Результатом успешности реализации инновационно-методических программ будет повышение профессионализма учителя и рост качества образования обучающихся.
В ходе нашего исследования подтвердилась гипотеза: эффективность управления методической работой в современной школе может быть повышена за счёт создания целостной и в то же время вариативной методической службы в образовательном учреждении, что должно привести к более полному и эффективному удовлетворению профессиональных запросов, интересов в деятельности педагогов и руководителей школы.
В начале работы нами были определены следующие задачи:
Проанализировать состояние проблемы управления методической работой в ОУ на данном этапе развития образования с целью выработки своей исследовательской позиции и определить категориальный аппарат исследования.
Провести проблемный системно-диагностический анализ качества и эффективности методической работы в современной школе.
Разработать адекватную модель управления методической службой школы в условиях модернизации образования.
Установить взаимосвязь методической службы школы и развития педагогического коллектива.
Все вышеперечисленные задачи были решены.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при разработке вариативных моделей управления методической службой образовательных учреждений.
Список литературы
Лизинский В. М. О методической работе в школе/ В.М. Лизинский.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2012.- 160с.
Немова Н.В. Управление методической работой в школе/ Н.В. Немова- М.: Сентябрь, 2016.-176с.
Поташник, М.М. Управление развитием современной школы/ М.М.Поташник, А.М.Моисеев.-М.:Новая школа, 2017.-350с.
Приказ Правительства РФ №393 «О концепции модернизации российского образования» от 11 февраля 2012.
Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами : учебное пособие/В.П.Симонов.- М.:Педагогическое общество России,2015.-427с.
Школа и учитель в зеркале модернизации образования: сборник научно-методических работ / под ред. В. В. Серикова, – М.,2013.-54с.
Приложение 1
Диагностическая анкета успешности учителя.
Использование разных форм контроля:
1 Психолого-педагогическое изучение личности школьника
2Стиль общения с учащимися:
Работа с родителями.
1 Обеспечение единства действия учителей и родителей
2 Выявление типичных причин неуспеваемости учащихся
3 Организация и проведение родительских собраний
Обобщение и использование педагогического опыта
1 Использование передового педагогического опыта в своей практике
2 Тема собственного опыта
Приложение 2
Анкета по выявлению степени удовлетворенности.
Нравится ли Вам Ваша работа?
Работа мне безразлична
Пожалуй, не нравится
Хотели бы Вы перейти на другую работу?
Оцените по пятибалльной шкале степень выраженности качеств у администрации в целом:
б) общественная активность
ж) способность разбираться в людях
4. Кто из членов коллектива пользуется наибольшим уважением у коллег?___________________________________________________
5. С каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?
А) большинство членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные люди,
Б) в нашем коллективе есть всякие люди,
В) многие люди малоприятные.
6. Оцените по пятибалльной системе Ваш коллектив._______
7. Как Вам кажется, могли бы Вы дать полную характеристику деловых качеств большинства членов коллектива?
Да; пожалуй, да; не знаю; пожалуй, нет; нет.
8.Какая атмосфера преобладает обычно в Вашем коллективе?__________________________________________________
9. В какой степени Вы удовлетворены: (удовлетворен, неудовлетворен, трудно сказать)
А) состоянием материальной базой
Б) загруженностью работой
В) количеством часов
Д) санитарно-гигиеническими условиями
Е) отношениями с администрацией
Ж) возможностью повышения квалификации
10. насколько хорошо организована Ваша работа администрацией:
Б) в общем не плохо, можно лучше
В) неудовлетворительно, много времени тратится в пустую
11. Пользуется ли Ваш руководитель реальным влиянием на дела коллектива?
12. оцените Ваше отношение к коллегам в школе:
А) в высшей степени положительное,
Д) в высшей степени отрицательное.
13. Оцените отношение коллектива к Вам:
А) в высшей степени положительное,
Д) в высшей степени отрицательное.
Приложение 3
Оценка компетентности и сплоченности коллектива.
Умеет ли учитель анализировать, насколько педагогические средства способствуют личностному развитию учащихся, обогащает ли деятельность личностный опыт ребенка?
Умеет ли учитель определять уровень личностного развития учеников, видит ли, развитие каких личностных функций учащихся происходит в образовательном процессе?
Умеет ли учитель самостоятельно контролировать и оценивать свою работу?
Принимает ли учитель педагогическую деятельность как личностно-значимую?
Определяет ли учитель цель и смысл своей деятельности в сотрудничестве с учащимися и родителями?
Происходит ли у учителя «обмен смыслами» с учащимися?
Умеет ли учитель находить новые смыслы в предметном материале?
Терпим ли учитель к инакомыслию?
Владеет ли учитель необходимыми способами включения личностного опыта в содержании учебного процесса?
Нацелен ли учитель на дискуссию, коллективный поиск, субъективное общение?
Имеет ли учитель внутреннею мотивацию саморазвития?
Умеет ли учитель импровизировать, развивает ли творческие способности учащихся и свои собственные?
Проектирует ли учитель затруднения, умеет ли задавать темп, напряжение в работе?
Стремится ли учитель обеспечить признание своего «Я» коллегами, учащимися, родителями, администрацией?
Имеет ли учитель собственное видение своего предмета?
Работает ли учитель над повышением своей общей культуры?
Создает ли учитель пространство совместного поиска смысла для прояснения учащихся своих ценностей через ценности других людей?
Умеет ли учитель включать учащихся в осознание логики урока?
Умеет ли учитель оценивать не только знания, но и личностное развитие учащихся?
Умеет ли учитель сотрудничать с учащимися?
Умеет ли учитель создавать ситуацию успеха?
Умеет ли учитель заинтересовать учащихся, вызвать у них вопросы?
Ставит ли учитель учащихся в позицию самостоятельных исследований или дает готовые знания?
Воздействует ли учитель на мотивационную сферу учащихся?
Умеет ли учитель импровизировать в нестандартных ситуациях?
Использует ли учитель ИКТ?
Умеет ли учитель проблемно, интересно преподносить любую информацию?
Соответствует ли тон голоса, движения тела и головы учителя содержанию слов и внутренним убеждениям?
Умеет ли учитель понимать ребенка?
Принимает ли учитель ребенка таким, какой он есть?
Умеет ли учитель сопереживать, сочувствовать?
Умеет ли учитель всегда быть понятным, открытым?
Помогает ли учитель самовыражению учащихся?
Умеет ли учитель влиять на учащихся?
Создает ли учитель психологический комфорт?
Умеет ли учитель контролировать и нейтрализовать аффект?