методические подходы это что
Методические подходы в образовании
Вы будете перенаправлены на Автор24
Методические подходы – это методологическая точка зрения на объект изучения, принципы реализации общей стратегии исследования.
Методические подходы отражают совокупность знаний и навыков, которыми обладает исследователь при рассмотрении конкретного объекта с разных сторон, с разных точек зрения.
Методические подходы в образовании отражают определенную точку зрения, применение конкретных методов в реализации образовательной деятельности и определении закономерностей реализации образовательного процесса на конкретном уровне и этапе обучения.
Отличие методических подходов от методов образования
Следует отметить, что методические подходы не являются тождественными методам образования.
Основными отличиями данных категорий являются:
Методические подходы включают в себя теоретическую базу, лежащую в основе реализации образовательной деятельности и технологию ее реализации т.е. модель практического действия.
Функциональная роль методических подходов в образовании
Методические подходы в образовании ориентированы на определение методов реализации разных видов и направлений образовательной деятельности на разных уровнях и этапах обучения. Их роль в образовательной деятельности сводится к выполнению следующих функций:
Готовые работы на аналогичную тему
Современные методические подходы к образованию
На сегодняшний день, в качестве методических основ реализации образовательной деятельности выделяют следующие подходы:
Выделяют, также, несколько подходов к отбору содержания образования. К ним относятся:
Как правило, в современном образовании преобладает теория формального образования в качестве методической основы отбора содержания образовательной деятельности. При этом, формирование энциклопедических знаний учащихся не исключается, но они не носят приоритетного значения в образовательной деятельности. Прежде всего, уделяется внимание развитию познавательной потребностей и способам добывания знаний из разных областей науки.
Методический подход», «методическое направление».
Метод в обобщенном виде – это способ выполнения какой-либо работы, способ применения какого-либо средства.
В теории физического воспитания под методом понимают способ выполнения или применения конкретного упражнения или применение других средств, например слова, обеспечивающих достижение поставленной цели.
В деятельности учителя физической культуры, тренера по спорту, реабилитолога, рекреатора помимо понятия «метод» применяется термин «методический прёем». Под методическим приёмом понимают способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации. Приём – это составная часть метода, выражающая единичные, одноактные действия педагога. Внутри каждого метода используются разнообразные методические приемы. При одном и том же методе реализация его может осуществляться за счет разных приёмов.
Понятие «методика» употребляется в теории физического воспитания в двух смыслах:
· В узком – как совокупность различных методов, обеспечивающих успешность овладения отдельными упражнениями бега, прыжков, плавания и т.д.;
· в широком – как совокупность не только методов, приемов, но и форм организации занятий, например методика физического воспитания в общеобразовательной школе.
Термин «методика» означает совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы. В методике, по возможности, должно содержаться точное предписание о выполнении в определенной последовательности определенных действий, приводящих к решению поставленной задачи. Методика – это предписание о выполнении в определенном порядке системы основных операций, приводящих к решению задачи.
Методический подход представляет собой совокупность способов воздействия педагога на занимающихся. Например, при разучивании двигательных действий и развитии физических качеств возможны два противоположных подхода: избирательный и целостный.
Методическое направление – это один из путей в методике обучения двигательным действиям или развития физических качеств, ориентирующий на использование однородных, однотипных заданий, методов и методических приёмов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-то одного доминирующего фактора. Например, использование непредельных отягощений с предельным числом повторений для развития силовых способностей.
5.2. Методы, направленные на приобретение специальных знаний.
Знания – это один из ведущих компонентов содержания физического образования. Их определяют как информацию, воспринятую, созданную и закрепленную в памяти обучаемого. Знания осваиваются в процессе определенной деятельности и фиксируются в сознании обучаемого в виде представлений, фактов, понятий и закономерностей.
Методы, используемые в процессе приобретения знаний, подразделяются на группы методов предполагающие устную, печатную и сенсорную передачу и усвоение информации
Устное изложение осуществляется в виде рассказа, беседы объяснения, описания и других форм речевого воздействия.
Рассказ – это изложение событий в повествовательной форме, например истории развития вида спорта.
Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом.
Разновидностью беседы является разбор, широко используемый при анализе каких-либо явлений, процессов, событий. К примеру, анализ допущенных ошибок и их первопричины.
Описание – это подробный перечень признаков, особенностей, например, изучаемого упражнения. При его применении говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо делать именно так.
Характеристика – это обобщенное перечисление наиболее важных признаков действия. Она используется в тех случаях, когда нет смысла давать полное и точное описание изучаемого действия. Отвечает на вопрос: «как делать?». К примеру, выполнять действие слитно.
Объяснение предполагает раскрытие существенных закономерностей выполняемых движений, теоретическое доказательство эффективности предлагаемого способа решения двигательной задачи.
Сопроводительные пояснения – лаконичные комментарии и замечания, которыми пользуется педагог по ходу выполнения упражнения занимающимися с целью направить, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений.
Инструктирование – точное, емкое объяснение техники изучаемых действий, учебных заданий, правил и т.д.
Команды и указания – лаконичны и повелительны, служат оперативному управлению действиями занимающихся.
Оценочные суждения – одобряющие или неодобряющие, с пояснением ошибок, если они допущены. К примеру, оценки в баллах или очках, а также «верно», «хорошо» и т.д.
Идеомоторная тренировка – самопроговаривание, мысленное воссоздание техники упражнений. Суть ее состоит в мысленном сопровождении проговариванием выполняемых движений вслух или про себя, во внутренней речи, с акцентом внимания на важных моментах действия. Применение внутренней речи при выполнении упражнений называют также методами словесной саморегуляции. Они состоят из самоприказов, самоубеждений, самовнушений и др.
Группа методов, связанная с передачей и усвоением печатной информации путём работы с учебниками, книгами, программированными пособиями, в сети интернет, применяется для стимулирования познавательного интереса и активности занимающихся и углубления их знаний.
Эти методы используются в самостоятельной работе занимающихся и позволяют получить более полные и достоверные знания о виде спорта, теоретических и методических аспектах физического воспитания, физической рекреации, физической реабилитации и т.п.
Группа методов построенная на основе передачи и восприятия информации посредством органов чувств (сенсорно – перцептивные методы).
Важную роль здесь играют зрение, кинестезический анализатор, вестибулярный анализатор, слух и другие каналы чувственного восприятия двигательных действий. По мере освоения двигательных действий формируются специальные восприятия, чувственный образ (чувство мяча, чувство воды и т.д.).
Чувственный образ формируется в результате воздействия двух групп факторов.
Одна группа факторов связана с передачей информации экзогенного, т.е. внешнего происхождения, относящейся к «чужому» исполнению движения. Применяются следующие методы: натуральный показ упражнения преподавателем или одним из учеников; демонстрация рисунков, схем, фотографий, кино- и видеомагнитофонных записей, предметных и символических ориентиров
( мячей на подвесках, флажков, разметки и т.д.).
Другая группа факторов связана с получением информации о движении самим исполнителем упражнения. Эти факторы порождают эндогенные, т.е. внутренние ощущения.
Применяются методы направленного «прочувствования» движения с применением технических средств, позволяющих принудительно задавать требуемые параметры движений и тем самым лучше прочувствовать их.
Применяются специальные приемы, направленные на развитие отчетливости двигательных ощущений (выполнение упражнения с выключением зрения, использование напряжения мышц со зрительным контролем за проявлением электрической активности определенных групп мышц на экране вектрокардиоскопа и т.п.).
Применяются технические средства срочной информации – звуковые, эргометрического программирования, кардио программирования и т.п.
Рассмотренные методы, направленные на приобретение специальных знаний применяемые в физическом воспитании, можно представить на рис. 3 а, б, в.
Понятие методологии. Основные методологические подходы.
Методологический подход — система знаний, методов, понятийно-методическая база исследования, характеризующаяся определенным аспектом рассмотрения проблем. В рамках одного методологического подхода могут существовать ряд разных теорий, взглядов, положений, имеющих одну и ту же концептуальную основу исследования.
Методология — это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат (схема 13).
Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в успехе исследовательской деятельности методология играет решающую, определяющую роль.
Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.
Но это общее представление о цели. На практике проведение исследования преследует разные цели, например мониторинг качества управления, формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управления, своевременное распознавание проблем, обострение которых может в будущем осложнить работу, повышение квалификации персонала управления, оценка стратегий и пр.
Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими(схема 14).
Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели.
Объектом исследования является система управления. Но в методологическом отношении очень важным оказывается понимание и учет класса этой системы. Она относится к классу социально-экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.
Какими бы совершенными ни были современные технические средства, их роль зависит от интересов человека, мотивов использования и освоения.
Система управления строится на деятельности человека. Можно исследовать технику, но нельзя исследовать ее в отрыве от человека и от всех факторов ее использования в его деятельности.
Предметом исследования является проблема.Проблема — это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в инновациях и пр.
Необходимы исследования для решения этих проблем, часть из которых являются «вечными», другие — преходящими или созревающими.
Цель является основой распознавания и выбора проблем в исследовании.
Следующей составляющей в содержании методологии исследования являются подходы.Подход — это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка (плясать от печки — народная мудрость), с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели.
Подход может быть аспектным, системным и концептуальным. Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Так, например, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально-психологический, образовательный и т. д.
Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.
Концептуальный подход — предполагает предварительную разработку концепции исследования, т. е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования.
Подход может быть эмпирическим, прагматическим и научным. Если он в основном опирается на опыт, то это эмпирический подход, если на задачи получения ближайшего результата, то прагматический. Наиболее эффективным является, конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппарата в его проведении.
Методология исследования должна включать также определение и формулировку ориентиров и ограничений. Они позволяют проводить исследование более последовательно и целенаправленно. Ориентиры могут быть мягкими и жесткими, а ограничения — явными или неявными.
Главную роль в методологии играют средства и методы исследования, которые можно разделить на три группы:формально-логические, общенаучные и специфические.
Формально-логические — это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления.
Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа.
Специфические — это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности.
Сущность и виды методологических подходов к образованию
Что такое методология
Методология — это совокупность научных знаний, выступающих в роли руководящих принципов, приемов и средств реализации, организации теоретической и практической деятельности в различных областях.
Термин «методологический подход», таким образом, представляет собой систему принципов и методов изучения и обработки знаний, понятий, навыков для рассмотрения и решения определенной проблемы под различными углами.
При единой концептуальной базе исследования в основе одного методологического подхода могут находиться несколько научных и теоретических учений (концепций).
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Виды подходов в методологии, их сущность и характеристика
Методологические подходы в рамках педагогической деятельности и научных исследований подразделяют на следующие виды:
Максимальной эффективности в процессе исследования или обучения можно добиться только при комбинировании нескольких методологических подходов.
За что отвечают методы в социальном образовании
Социальное образование в широком смысле — это социализация личности. Фактически оно представляет собой приобщение человека к социальной деятельности, его воспитание, овладение культурой общения и т.д. Таким образом, социальное образование имеет тесную связь с формированием социальной культуры, а также компетентности личности человека как потенциального профессионала (его обучение).
Наиболее важны в социальном образовании культурологический и компетентностный методологические подходы, которые отвечают за формирование «человека культуры» — человека как части социума.
Основные функции методологических подходов
Выделяют следующие функции методологических подходов:
Ведущей в рамках современной педагогической науки является гносеологическая функция. Ее цель — познание человеком окружающей действительности. Эта функция является определяющей в педагогике, поскольку ею обуславливается выбор методов исследования.
Основные методологические подходы в педагогике
Статья просмотрена: 68486 раз
Библиографическое описание:
Ахвердиев, Камиль Н. Основные методологические подходы в педагогике / Камиль Н Ахвердиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 308-310. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1674/ (дата обращения: 23.12.2021).
Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учет взаимосвязи компонентов.
Сущность: признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Уникальность личности – ее интеллектуальная нравственная свобода, право на уважение. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.
Сущность: деятельность- основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности.
Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого). Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, ее организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия).
4.Полисубъектный (диалогический) подход.
Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность-продукт и результат общения с людьми и характерных для нее отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашел отражение («скажи, кто твой друг. «, «с кем поведешься. «). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе.
Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.
ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в нее принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизация творчества.
Сущность: воспитание с опорой на национальные традиции,
культуру, обычаи. Ребенок живет в определенном этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.
Сущность обосновал Ушинский. Это системное использование
данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении
Методы педагогического исследования.
Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.
Педагогические исследования подразделяются на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе.
Прикладные исследования – это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики.
Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.
Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.
Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, экспериментально-теоретического (или теоретического), прогностического.
На эмпирическом этапе получают функциональное представление об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему.
Гипотетический этап направлен на разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность. Он создает условия для перехода от эмпирического уровня исследования к теоретическому.
Теоретический этап связан с преодолением противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями о нем.
Создание теории позволяет перейти к прогностическому этапу, который требует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях.
В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.
Методы педагогического исследования в отличие от методологии – это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Выделяются следующие особенности:
1) Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены, недопустимость риска для здоровья и развития).
3) Неоднозначность (наличие многих причин).
4) Конечная цель педагогических исследований – установление закономерности в педагогических процессах.
Принципы выбора методов исследования:
принцип адекватности метода существу изучаемого явления;
принцип совокупности методов исследования.
Методы изучения педагогического опыта – это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, изучение письменных, творческих и графических работ учащихся, анкетирование.
Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.
· определение задачи и цели (то есть для чего ведется наблюдение);
· выбор объекта, предмета и ситуации (что собираемся наблюдать);
· выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать);
· выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);
· обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).
Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и не включенное наблюдение – со “стороны”; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.
Наблюдение – это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.
Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование.
Беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения дополнительной информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Разновидностью беседы является интервьюирование, принесенное в педагогику из социологии. При этом методе опроса исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью вопросы записываются открыто.
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Анкетирование еще называют заочным опросом.
Этапы составления вопросника:
ü определение характера информации, которую необходимо получить;
ü составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;
ü составление первого плана вопросника;
ü предварительная его проверка путем пробного исследования;
ü исправление вопросника и окончательное его редактирование.
Изучение продуктов деятельности учащихся (рисунков, контрольных работ, чертежей и т.п.) может дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.
Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент. Это специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;
Активное воздействие исследователя на педагогическое явление; изменение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.
1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М., 1982.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб.: Питер,2000
3. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М., 1984.
4. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально0педагогической культуры преподавателя высшей школы. М., 1993.
5. Латынина Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х- начало ХХв): Уч.пособие – М.: ИД Форум, 1998.
6. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф. История педагогики-М.: Просвещение, 1982.
7. Лихачев Б.Т. Сущность, критерии и функции научной педагогики ⁄ Педагогика. 1997. №6
9. Харламов И.Ф. педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк.,1990.
11. Шаталов В.Ф. Точка опоры – М.: Педагогика, 1986 г.
12. Шевченко С.Д. Научить всех – научить каждого – М.: Педагогика,1989 г.
13. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера – М.: Финансы и статика, 1992 г.-240 с.
14. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. –М., 1994 г.
15. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. –М., 1998 г. – 250 с.
16. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. М.,1991.