мирей матье чем болеет
Мирей Матье – 74: О чем всю жизнь молчала легендарная певица
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Мирей Матье никогда не скрывала того, что ее детство было очень непростым. Она выросла в очень бедной многодетной семье, где кроме нее было еще 13 детей! В школе она училась очень плохо и была двоечницей. Но это происходило потому, что девочка с рождения была левшой, а учительница била ее линейкой по руке и требовала, чтобы она писала правой рукой. В 13 лет Мирей бросила школу и устроилась работать на фабрику по изготовлению конвертов.
Страстью к пению Мирей заразилась от отца, который работал каменщиком, но обладал прекрасным тенором и любил помузицировать. Певица рассказывала в своих мемуарах: « Он пел дома, пел в мастерской, и, слушая его, я застывала, словно зачарованная. Как только раздавалось папино пение, я вторила ему, точно канарейка. Это приводило его в восторг, и в конце концов он объявил, что в этом году я непременно буду участвовать в праздничном песнопении». С 16 лет Мирей начала участвовать в различных песенных конкурсах и занимать на них призовые места.
Ее называют иконой стиля и одной из самых элегантных француженок, но в юности она очень комплексовала по поводу собственной внешности. Ее рост – всего 153 см, и она начала заниматься волейболом, чтобы хоть немного подрасти. Это ей так и не удалось, но позже в адрес своей миниатюрности она всегда слышала немало комплиментов. И внешним обликом, и голосом многим зрителям и критикам Мирей Матье поначалу очень напоминала Эдит Пиаф, но знаменитый французский шансонье Морис Шевалье однажды ей сказал: « Вот вы какая, милая малышка! И заметьте, я не добавлю «Пиаф». Потому что между вами обеими большая разница. Малышка Пиаф шла по теневой стороне жизни, а вы, Мирей, пойдёте по солнечной стороне ».
Обрести себя на сцене, найти свой собственный стиль и неповторимую манеру исполнения ей помог ее продюсер и менеджер Джонни Старк, которого Мирей Матье называла своим волшебником и добрым ангелом. Певица говорила, что он научил ее, девочку-провинциалку из простой рабочей семьи, постоянно совершенствоваться и работать над собой. Некоторые биографы певицы высказывают предположения о том, что именно он и был ее единственной любовью всю жизнь. Но сама Мирей Матье этот факт оставляет без комментариев. На одном из концертов она представила своего импресарио так: « Мужчина, которому я принадлежу на всю жизнь ». Было ли это признанием только творческой и профессиональной верности или чем-то большим – остается загадкой.
О своем творчестве она всегда говорила очень охотно, а вот на тему личной жизни предпочитала молчать. Мирей Матье никогда не состояла в официальном браке и не представляла общественности ни одного мужчину в качестве спутника жизни. А на все вопросы на эту тему она отвечала: « Любовь – это самое прекрасное чувство на земле. Я думаю, без любви нельзя жить. Для того, чтобы любить кого-то, необязательно вступать в брак. Что касается моей личной жизни – я о ней не рассказываю… СМИ нередко перевирают факты, потом все это появляется в интернете, и вот уже вы с удивлением узнаете – с кем вы крутите роман. Лучше уж пусть те, кому интересны я и мое творчество, находят на Youtube мои песни – их там видимо-невидимо. Личная жизнь – это мой «запретный сад ». Одно время в прессе ходили слухи о том, что главной любовью певицы был некий французский промышленник, который сделал ей предложение, но потребовал оставить сцену ради семьи, и она отказалась от замужества.
Даже когда певица выпустила книгу мемуаров, она решила ничего в ней не говорить о личной жизни. Но еще раз призналась в том, что не дало ей возможности создать семью: « Сколько было слухов, выдумок обо мне! Говорили, будто я никогда и никого не любила. А я испытала в своей жизни все – любовь, бедность, богатство, славу. И мечта о счастливом браке манила меня, как волшебный мираж. Но есть одна преграда, и преодолеть ее невозможно… Многим женщинам приходится задавать себе вопрос: «Составит ли этот человек счастье моей жизни?» Отвечают утвердительно и верят этому. Вдумываемся в глубокий смысл слов: «счастье моей жизни». Стало быть, «счастье всей моей жизни». Жизни вдвоем. Но не втроем. А в моей жизни был, есть и всегда будет третий. И этот «третий» – мое призвание. Всепоглощающее. Чудесное. Но властное, отбирающее всё – время, мысли, радость. Что же останется на долю спутника жизни? ».
Главной страстью Мирей Матье называет свою профессию, а самым большим счастьем – возможность жить этой страстью. А на вопрос о том, кого она любит, отвечает: « Черепах! У меня такая огромная их коллекция, что я давно со счета сбилась. У Лафонтена есть произведение, в котором он описывает соревнование между зайцем и черепахой. Заяц бежит быстро и предвкушает, что прибежит первым. Но первой приходит черепаха, потому что она ползет медленно, но уверенно. Она, объясняет французский баснописец, всегда достигает своих целей, путь черепахи – это путь к счастью ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Мирей Матье. Жизнь без любви. Опыт психоанализа
Как все-таки мил и уютен русскому слуху французский шансон, французский прононс. Есть некая сакральная взаимная любовь Франции и России. Это в подкорке.
Не сомневаюсь, что все приличные русские интеллигенты всегда мечтали и мечтают выучить французский-при всей обязательности и преимущественности английского. Но Дежавю. Это дежавю-с тех времен, когда русские образованные люди свободно говорили и читали по французски(«Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится»).
И неизбежно задаются вопросом, что могло помешать таким необыкновенно одаренным и привлекательным женщинам, как певица Мирей Матье, как американский политолог Кондолиза Райс-обрести свое личное счастье. Почему в их жизни было всего с избытком, о чем миллионы не смеют и мечтать-кроме любви, кроме простого счастья любить и быть любимыми не только миллионами, но Единственным. Причем речь идет не о тех, кто меняет мужей, любовников, как перчатки, и жалуются тем не менее на одиночество-а действительно одиноких звездах.
Интересно, что и Мирей Матье, и Патрисия Каас-выросли в многодетных бедных семьях. Мирей была старшей в семье с 14 детьми, а Патрисия-из семьи с 11 детьми.
Можно ли говорить, что недостатки воспитания или генетика предопределили отказ от обычной семьи и материнства в этих случаях? И можно ли это назвать добровольным отказом? Пожалуй, нет. Тысячи звезд сцены во все времена также становились заложниками своего таланта. Есть профессии где до недавнего времени материнство было несовместимо с требованиями профессии.
Этот вопрос бесчетно задавали самой Мирей Матье и ее ответы всегда стандартны»:»Любовь-это самое прекрасное, что есть на свете. Что касается моей личной жизни-то я о ней не рассказываю».
Закрытый человек. Но могут ли в наш век столь известные персоны так долго скрывать личную жизнь от всезнающих и всевидящих папарацци? Пример леди Ди слишком явно говорит против такой возможности: ей не удавалось, хотя она страстно к этому стремилась:скрывать личную жизнь вне брака, но даже принцессе Уэльской это не удалось с ее свитой и охраной, с ее возможностями.
Но я совершенно не поверю в еще большую фантастику:даже обставленная с величайшей секретностью атмосфера любовных рандеву полетит в тартары-потому что нет на свете такого мужчины, который мог бы за любые деньги бесконечно молчать об имевшем место романе с такой женщиной. Да и зачем мировой Звезде скрывать свои романы-вместо того давая публике жалеть себя, такую несчастную, прожившую жизнь без любви.
Очевидно,что скрывать ей просто нечего. Ибо две попытки вступить в брак она не скрывала, но в обоих случаях сбежала прямо из-под венца. В первом случае это был бизнесмен-миллионер, а спустя много лет-ведущий визажист звезд. И это все, что доподлинно известно о личной жизни блистательной Мирей Матье:два неудачных сватовства когда ей было за 40 и за 50.
Что же так странно сложилась ее судьба? Хотя сама Мирей Матье отнюдь не сожалеет и называет это»своим выбором»:»Это мой выбор. Не было никакой жертвы».
Более того:она считает, что родилась под счастливейшей звездой. «Каждый день я благодарю Небо, которое послало мне такую судьбу»-говорила в интервью не раз Мирей Матье. Лукавит? Зачем. Она названа самой известной француженкой в мире, самой известной и популярной французской певицей в мире, даже более своей предшественницы Эдит Пиаф. С Мирей Матье лепили очередной бюст Марианны-символа Франции.
Так в чем же тайна? И есть ли она?
В сетевом споре под интервью с М.Матье о том, может ли в наше время такая мега-звезда суметь скрывать десятки лет личную жизнь, романы, страсти, да или нет?
-Да нет у нее никакой тайны. Почитайте ее книгу, вышедшую у нас 20 лет назад. Просто она решила, что ее призвание-пение, сцена. И она глубоко порядочный и набожный человек, католичка, много занимается благотворительностью.
На том и порешили и заговорили о другом.
Но тайна все же есть.
Ведь она певица. Не одинокая сельская учительница, чей род деятельности и атмосфера сельской местности не давали бы реализовывать личную жизнь вне брака, а брак почему-то не сложился. Сколько таких.
Певица-значит всю жизнь поет о любви. Значит всю жизнь красива, ухожена, надушена, окружена людьми искусства, между которых много интересных мужчин и завзятых ловеласов, искусно кружащих головы.
Сейчас же, знаю, пошляки станут употреблять непотребные слова типа «ф. ».
Но нельзя быть «ф» и так красиво и страстно петь о любви-как Мирей Матье. Попробуйте сами петь без внутреннего огня-и пусть вам скажут что у вас вышло.
Стало быть, заткнет за пояс вас всех по части чувственности-она Артистка.
И точно, в какой-то статье о Мирей Матье автор пишет с оттенком удивления, что Мирей Матье поет мягче и женственней,чем пела Эдит Пиаф, несмотря на то, что Мирей не познала в полной мере женского счастья.
Совершенно верно:послушайте снова хоть Вечную любовь из х/ф Тегеран-43 с Шарлем Азнавуром и с ним же-Шербургские зонтики.
Но в интервью недавно данном Мирей Матье КП, она произнесла загадочную фразу:»Любовь-это мой запретный сад».
Один мужчина сыграл в ее судьбе роль наравне с отцом. Если ее отец дал ей жизнь, то тот-путь на большую сцену и ту судьбу, за которую она каждый день уже десятки лет благодарит Небо. Это был пожилой мужчина-импресарио, он сделал из провинциальной девчонки из бедной семьи, попробовавшей себя на каком-то конкурсе-Звезду. Это был ее духовный наставник. Она с отвращением отзывается о сплетнях о якобы «романе» и даже тайном ребенке от него. Для нее он был Гуру. Он умер 69 лет, когда Мирей делала первые шаги на большой сцене, но начало было задано звездным, дальше-как судьба.
Вот цитаты из наставлений ее духовного учителя-импресарио и дали, как мне представляется, ключ к возможной разгадке тайны личной жизни Авиньонской отшельницы-Звезды.
Значит, все-таки принесенная таланту жертва.
Но ведь большинство звезд до такой самоотреченности все же не доходят. Есть звезды, никогда не бывшие в браке, причем обоего пола, но вместо того пускающиеся во все тяжкие, в бесчисленные романы всех цветов и оттенков. Множество разводов/браков, снова разводов-обычная жизнь арт-богемы. В промежутках-дети от разных браков/любовников и любовниц.
Почему Мирей Матье предпочла жизнь артистки-монашки? Почему дала отбой двум замужествам на пороге ЗАГСа и церкви? В католической ли строгости морали дело? Они все кто католики, кто еще кто.
Читая и осмысливая слова сказанные самой Мирей Митье в интервью, а не досужие сплетни и пересуды, мне кажется, загадка раскрывается следующим образом. Зри в корень. В ранние годы. Нет, не обязательно, в младенчество. Не будем заходить так далеко. Как раз в 19 лет, когда ей чудесным образом Небо послало Гуру-Импресарио. Он пришел из другого мира, о котором миллионы девчонок и юношей мечтают, как о недостижимой сказке. Он выбрал ее:маленькую неприметную, но с сильным голосом девочку из УЖАСАЮЩЕ БЕДНОЙ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ! 14 душ детей на попечении каменотеса и домохозяйки.
Известны и часто цитируемы слова Мирей Матье:»Мне исключительно повезло, что я родилась в столь пронзительной бедности, что мне не оставалось ничего кроме как хорошо и много работать».
Мирей Матье выросла в послевоенной Франции, когда и так Европа не благоденствовала и в семье с 14 детьми на нищую зарплату каменотеса. Можно себе представить, что хотя и не говорит-она голодала.
И ей была уготована точно такая судьба, как у всего ее окружения. И она и это говорит:что ее голос дал ей прожить другую жизнь, а не тe, которая ей была бы суждена, как и всем. С вероятностью 99,99%
Галина Вишневская о драматичной странице своей биографии, когда она смотрела на больных чахоткой в туб диспансере, все в серых халатах, в эту безжизненную картину, и ее готовили к такой же операции. Она подписала справку об отказе от операции с полным осознанием последствий.
Да, пожалуй, парижская жизнь, атмосфера полная искушений, пробудили и в ней Мирей Матье с ее строгостью нрава задавленную природу. И да, возможно, она поняла, что ее Наставник не только требовал от нее работать со всей отвественностью, но и втайне оберегал ее, как свою собственность, от посягательств молодых соперников. Поэтому когда ей уже стукнуло 40-она приняла предложение бизнесмена-миллионера. Но надо же было тому случиться, вот не судьба так не судьба! Этот негодник, надевая ей кольцо помолвки, нежно проворковал:
-Дорогая, обещай мне, что когда у нас появится ребенок-ты оставишь пение.
Это каким надо быть лохом, чтобы сказануть такое! Тебе, дураку, столько чести оказали стать мужем Мирей Матье, а ты обращаешься словно с ресторанной певичкой.
Мирей Матье вернула кольцо. Нет, спасибо.
Второе сватовство было уже за 50 и тоже не выгорело.
Больше попыток она не делала. Живет с своей также незамужней сестрой Моник, которая по совместительству и ее менеджер, уже много лет в своем особняке под Парижем. Всю жизнь ездила на гастроли с матерью, которой было уже за 90, но она стоически переносила эти путешествия. Мирей Матье всегда выводит ее на сцену в своих сольных концертах. Ее семья-мать, сестры братья, племянники по прежнему много места занимают в ее жизни, о них, в отличие от темы личной жизни, она рассказывает охотно и много. Близкие называют ее Мими, а сестра Моник у них Матита.
Много благотворительствует, будучи самой богатой французской певицей, особенно детским домам, возмещая по ее признанию несостоявшееся материнство.
В самолетах читает, восполняя пробелы в образовании.
Кстати, поет она на «неправильном» французском, с сильным провансальским акцентом, от которого в СССР хватались за голову учителя французского языка. Любопытная деталь:утрированная дикция объясняется именно провинциальным акцентом, которым она пыталась скрыть его. Ну это как София Ротару, которая в молодые годы пела несравненно более мощным голосом, чем потом, но еще заметен был бессарабский акцент «хуторянки-молдаванки»и она пела с сильным нажимом на слова-утрированной дикцией.
Орден Почетного Легиона Французской Республики и орден Дружбы народов СССР и РФ.
Особых увлечений нет, но с сестрой они любят засушивать в икебаны цветы и украшать этими композициями дом. Один букет особенный:это цветы, подаренные ей в далекие 60-е в СССР. По ее признанию, именно в СССР она стала звездой, во Франции ее еще мало тогда знали. Сестра Моник засушила этот букет по провансальскому обычаю, чем-то выделившийся из прочих, и поставила в вазу в гостиной. И по сей день он стоит в гостиной! И Мирей Матье говорит: «Я обручена с Россией»!
Любимые мужчины Мирей Матье: как француженка сорвала свадьбы и осталась одна
Старшая из четырнадцати детей
Мирей появилась на свет в 1946 году в Авиньоне. Ее папа Роже Матье был каменотесом, а мама Марсель-Софи Пуарье заботилась о родных. Будущая звезда родилась в холодном бараке и только спустя время вместе с братьями и сестрами переехала в четырехкомнатную квартиру. Мирей помогала маме воспитывать еще 13 братьев и сестер. С самых ранних лет они приучались к труду.
«Мне еще повезло, потому что маленькой родители брали меня в оперный театр. А затем, когда нас стало много, то оперу слушали по радио», — рассказала Матье. Слово ее отца было законом: в девять вечера дети должны были спать, а какие-либо возражения не обсуждались. Однако любовь к пению передалась Мирей именно от папы. Он часто что-то напевал в мастерской, а по вечерам он ходил в церковный хор. Увидев, что дочь подхватывает за ним, Роже стал брать ее с собой.
Но если от прихожан в церкви Мирей получала похвалу, то в школе девочка терпела издевки. Учительница называла ее кошмаром, отсаживала за «парту позора». Чтобы Матье стала писать правой рукой, ее били линейкой по левой. Ученица, которой не давались школьные предметы, стала заикаться. К тому же преподаватель музыки заявил Мирей, что песни, которые она поет, «не для нее». Так продолжалось до 13 лет.
Девушка ушла из учебного заведения, устроилась работать на фабрику. Два года спустя Матье приняла участие в региональном музыкальном конкурсе. В 16 лет она получила второй приз на конкурсе «Песни нашего квартала» в Авиньоне. Спустя еще пару лет певица взяла первое место и в 1965 году дебютировала на телевидении с композицией Jezebel. Артистка становилась популярной, она подписала контракт с импресарио Джонни Старком по прозвищу Американец и начала завоевывать мир.
«Я не назову вас новой Эдит Пиаф, потому что между вами обеими большая разница. Малышка Пиаф шла по сумеречной стороне жизни, а вы, душа моя, пойдете по солнечной», — сказал ей позже Морис Шевалье.
Первая попытка выйти замуж
Многие поклонники Мирей уверены, что она любила только своего импресарио Джонни. «Это мужчина, которому я принадлежу на всю жизнь», — призналась певица. Именно Американец помог ей найти свой стиль, репертуар, научил держаться на сцене. Тем не менее Матье дважды планировала официально выйти замуж.
Во французских кругах ходил слух, что исполнительница хита Pardonne Moi Ce Caprice состояла в отношениях с богатым промышленником. Солидный бизнесмен сделал предложение артистке. Он обещал ей семью и детей, но взамен требовал всю Матье без остатка. Мужчина просил, чтобы она оставила сцену. Мирей ответила бизнесмену отказом.
«Мечта о счастливом браке манила меня как волшебный мираж. Но есть одна преграда, и преодолеть ее невозможно. Многим женщинам приходится задавать себе вопрос: «Составит ли этот человек счастье моей жизни?» Отвечают утвердительно и верят этому. Вдумываемся в глубокий смысл слов: «счастье моей жизни». Стало быть, «счастье всей моей жизни». Жизни вдвоем. Но не втроем. А в моей жизни был, есть и всегда будет третий. И этот третий — мое призвание. Всепоглощающее. Чудесное. Но властное, отбирающее всё — время, мысли, радость», — написала певица в своей книге.
Срыв роскошной свадьбы
Уже в 90-х Мирей стали часто замечать в компании креативного директора косметической марки «Герлен» Оливье Эшодмезона. Ему доверяли свою красоту Грейс Келли, Одри Хепберн, Софи Лорен. Клиенткой Оливье стала и американская актриса Уоллис Симпсон, из-за которой отказался от британского трона дядя королевы Елизаветы II Эдуард VIII. Таблоиды сообщали о скорой свадьбе артистки с Эшодмезоном: были куплены кольца, маэстро Кристиан Лакруа якобы приступил к созданию платья для Мирей. Но последовать примеру Эдуарда VIII певица не смогла. Свой «трон» она не оставила, и торжество сорвалось.
Матье приписывали романы с Аленом Делоном и даже Чарли Чаплином. Но близкие дивы помнят, как она рыдала на похоронах Старка. Его не стало в 1989 году. Мирей позаботилась о том, чтобы могила Американца находилась в усыпальнице ее семьи, рядом с отцом. Так она проводила двух мужчин, которые помогли ей обрести мировую славу и саму себя.
«Любовь — это самое прекрасное чувство на Земле. Я думаю, без любви нельзя жить. Для того чтобы любить кого-то, необязательно вступать в брак. Что касается моей личной жизни — я о ней не рассказываю», — заверила знаменитая француженка.
Чувства к России
В день своего 75-го дня рождения Мирей призналась в любви к России. Институт Пушкина избрал артистку послом русского языка, чем гордится звезда. «Для меня этот язык символизирует русскую душу. Где бы я ни исполняла песни на русском языке, я вижу в глазах публики волнение, даже тогда, когда аудитория не понимает слов. В этом особая сила русского языка. И для меня большая честь представлять его в качестве посла», — отметила исполнительница.
Она призналась, что видит много общего между культурами двух стран. Ее восхитила любовь, с которой в России относятся к Франции. Мирей сравнила Эрмитаж в Санкт-Петербурге, музеи Московского Кремля в Москве, Красную площадь в столице с Эйфелевой башней. «Ваше искусство, ваши церкви, душа русского народа вызывают у меня восхищение», — заверила артистка.
Мирей решила отметить день рождения с родными. «Я зажгу свои 75 свечей на праздничном торте в Авиньоне. Из-за ограничений, введенных в связи с пандемией, будут только самые близкие. Ведь семья у меня очень большая — более 40 человек», — объяснила Матье. Но вместе с ней в этот момент всё же будут теплые воспоминания о нашей стране. «Я очень люблю русский народ. У нас с ним большая история любви», — добавила дива.
«Мне страшно, и новости я стараюсь не смотреть»
Мирей Матье называет себя послом французской и русской песни и собирается снова приехать в Москву на фестиваль «Спасская башня». Его вдохновителя, генерала Валерия Халилова, она считает братом, а о помощи своей большой семье говорит как о главном деле жизни. Об этом знаменитая певица рассказала в интервью «Известиям».
— Франция уже полтора месяца на карантине. Как вы его переносите?
— Для меня, как и для всех, это нелегкое испытание, которое началось в середине марта. Мне повезло: у меня собственный дом с садом (Мирей Матье живет в фешенебельном парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен. — «Известия»), в котором я гуляю. Как человек законопослушный, его пределы не покидаю. Представляю, как тяжело большинству людей. Я выросла в Авиньоне в очень бедной семье и знаю, как люди живут в небольших квартирах, не говоря уже о бездомных. Признаюсь, мне страшно, поэтому и теленовости стараюсь не смотреть: меня ужасают рассказы о смерти. К счастью, со мной всегда две сестры — Моник и Мари-Франс.
— Надежду не теряете?
— Без нее жить нельзя. Я глубоко верующая, молюсь о том, чтобы Господь помог всему миру и моей семье. Переживаю, страдаю, скорблю, но отношусь к нынешним испытаниям со смирением. Не предаюсь унынию: это смертный грех. Безмерно восхищаюсь теми, кто о нас заботится и нас спасает — от врачей и медсестер до аптекарей и продавцов. Помогаю чем могу, но никогда об этом не рассказываю.
— Почему на мир обрушилась такая катастрофа? Это воля Божья?
— Этого никто не знает и никогда не узнает. Может быть, планета мстит за то, что по отношению к ней мы ведем себя так варварски. Каждый человек должен относиться к природе как к бесценному сокровищу.
— COVID-19 помешал вашим гастролям?
— Я успела выступить в Праге, а другие концерты моего турне отменили. Вернувшись в Париж, оказалась на карантине. Очень расстроилась, что не смогла в марте отправиться в Россию, где должна была выступать в Санкт-Петербурге и Москве. Но гастроли перенесли.
— Как проходят ваши будни в самоизоляции? Тяжелое испытание?
— Совсем нет. Прежде всего, занимаюсь вокалом. Голосовые связки — это мускул, который требует постоянных упражнений. Это как для балерины занятия в классе у станка. Сейчас у меня больше свободного времени, поэтому смотрю телевизор — главным образом, «Арте» (канал о культуре и искусстве. — «Известия»). Недавно показывали интересные передачи о Сергее Рахманинове и православной Пасхе. Снять напряжение помогают комедии с Луи де Фюнесом.
— Однажды вы сказали, что пение для вас — это молитва. Вы по-прежнему так считаете?
— Я просто повторила слова Блаженного Августина, для которого пение — это молитва вдвойне. По утрам я всегда пою свою песню — обращение к Богоматери: «Защити тех, кто нам дорог, Дева Мария, озари наши сердца сиянием улыбки, защити тех, кто нам дорог…» Часто ее исполняю и в России.
— Помните первый приезд в нашу страну?
— Это было в далеком 1967 году. Поездку пятерых французских артистов организовала «Олимпия» (знаменитый концертный зал в Париже. — «Известия»). Тогда меня и во Франции никто не знал, а в Москве к нам отнеслись как к какому-то чудесному явлению. Нас принимали как больших звезд. Вот так началась моя «русская карьера». Моим большим другом был Илья Глазунов, человек открытый, сердечный, широкий. Он написал мой портрет, а также портреты моей сестры Моник и моего тогдашнего импресарио Джонни Старка. Подарил мне икону и самовар.
Мирей Матье в Москве, 1967 год
— Вы известны во всем мире как легендарная эстрадная певица. Теперь ваш репертуар вышел за эти рамки?
— Мое детство прошло под оперные арии. Их обожал петь мой отец, у которого был замечательный голос. Не так давно с Пражским симфоническим оркестром я записала альбом «Мои классики». Это композиции на темы Первого концерта Чайковского, а также Генделя, Моцарта, Брамса, Шуберта, Верди. Для меня это было огромное испытание.
— В вашем репертуаре есть и русские песни. Какие из них пользуются наибольшим успехом?
— «Очи черные», «Подмосковные вечера», «Дорогая моя столица», «Синий платочек». Их я пою во всем мире и могу считать себя послом не только французского, но и русского шансона. Одна из моих песен посвящена городу на Неве: «Петербург, ты похож на Венецию в северных нарядах…» (поет). Надеюсь, мои песни останутся в памяти — если не навсегда, то на многие десятилетия. По вашему телевидению я видела, как их поют русские дети.
— Есть замечательная легенда, которую я услышал много лет назад. Однажды вы давали телеинтервью на набережной напротив собора Парижской Богоматери. Мимо по Сене курсировал прогулочный пароход. Гид объявила в микрофон: «Слева вы видите Нотр-Дам, а справа — Мирей Матье». На палубе возникла давка: туристы бросились смотреть на вас. Так оно и было?
— Впервые слышу эту историю. Здорово, если так действительно было. Значит, я очень популярна (смеется). К тому же меня в свое время выбрали для бюста Марианны — символа Франции. Кстати, несколько дней после пожара Нотр-Дама я участвовала в концерте, сборы от которого передали на его восстановление.
Мирей Матье во время выступления на X Международном военно-музыкальном фестивале «Спасская башня» на Красной площади
— Когда снова посетите Первопрестольную?
— Вот уже много лет я крестная фестиваля военных оркестров «Спасская башня», который проходит на Красной площади в конце августа — начале сентября. Собираюсь снова поехать в Россию в этом году, если коронавирус не помешает. Когда бываю в Москве, обязательно иду в храм Николая Чудотворца в Хамовниках. Знаю там почти всех. Целуюсь с бабушками. В этом соборе чувствуешь такое воодушевление и одержимость, каких нет во французских церквях.
— Несколько лет назад в авиакатастрофе погиб вдохновитель «Спасской башни», ваш друг — руководитель Ансамбля имени Александрова генерал Валерий Халилов, с которым вы часто выступали вместе.
— Он был выдающимся музыкантом, благородным, добрым человеком. Для меня Валерий был больше чем другом — настоящим братом. Я вспоминаю его и плачу, когда выступаю на Красной площади.
— Вы продолжаете выступать с другими звездами?
— Каждый раз, когда есть такая возможность. Замечательно, когда артисты протягивают друг другу руки. Я пела с Далидой, Шарлем Азнавуром, Мишелем Леграном, Пласидо Доминго, Хулио Иглесиасом, с вашей прекрасной певицей Зарой на Красной площади. Горжусь выступлениями с хором Александрова и «Бурановскими бабушками». У меня сентиментальный, меланхоличный характер и глаза всегда на мокром месте.
— Что вы считаете главным в вашей жизни?
— То, что я была старшей в семье из 14 детей — семи братьев и семи сестер — и сделала всё, чтобы поставить их на ноги. Мне это удалось.
— Вашего кумира Эдит Пиаф называли «парижским воробушком». А какая из птиц вам нравится больше всего?
— В Германии меня тоже называют «французским воробушком», а в других странах — «соловьем». Мне нравится и то и другое. В моем саду много разноголосых птиц, концерты которых я обожаю слушать.
Мирей Матье родилась в Авиньоне в семье каменщика. Пела в церковном хоре. Рано ушла из школы, чтобы помогать семье. Работала на бумажной фабрике. Участие в телешоу «Игра фортуны» положило начало ее карьере. Более полувека выступает в Советском Союзе, а потом в России.
В ее репертуаре примерно 1,2 тыс. песен, которые она исполняет на многих языках. Ее пластинки разошлись общим тиражом свыше 200 млн экземпляров. Занимается благотворительной деятельностью, помогает детям — инвалидам и сиротам. Награждена орденом Дружбы за вклад в развитие российско-французских отношений.