младенец кусается во время кормления что делать
Если ребенок кусается при кормлении грудью
Детские зубы могут казаться серьезной проблемой будущим мамам и их знакомым. Когда беременная женщина говорит о своих планах кормить грудью, нет-нет, да и попадется кто-нибудь, кто спросит с улыбочкой: «А что ты будешь делать, когда пойдут зубы?»
Если ребенок кусается
Естественная реакция матери на боль может отбить у ребенка охоту кусаться. Многие дети вздрагивают на громкое восклицание матери и тут же выпускают сосок. Некоторые могут даже заплакать. Такого отрицательного опыта бывает достаточно многим детям, чтобы больше не пытаться. В книге «Растим большого грудничка»(“Mothering Your Nursing Toddler”), Норма Джейн Бумгарнер отмечает, “Возможно, подавляющее большинство детей отучаются кусаться так быстро, потому что мы неизменно, моментально и твердо реагируем на кусание груди. Наверно, это единственный случай, когда мы настолько быстро, решительно и последовательно требуем изменения поведения. Кроме того, дети любят нас и реагируют на наше искреннее и эмоциональное предложение больше не кусаться.
Иногда такая резкая реакция имеет побочный эффект с чувствительными малышами, которые в ответ могут совсем отказаться брать грудь. Такая внезапная потеря интереса к кормлению или полный отказ от груди называется забастовкой. Забастовка отличается от окончания кормления тем, что она начинается внезапно и при этом ребенок выглядит недовольным. Ребенка, который “забастовал”, возможно, придется долго уговаривать и убеждать, что можно и нужно вернуться к грудному кормлению. Поэтому, не стоит специально преувеличивать свою реакцию на укус, будьте естественны.
Если ребенок сомкнул челюсти на соске, не пытайтесь оторвать его от груди. Это повредит кожу больше, чем сам укус. Вместо этого, просуньте палец между челюстями ребенка, чтобы ослабить давление. Не убирая палец, заберите грудь изо рта. Другой способ – прижать ребенка как можно плотнее к груди. Это заставит ребенка отпустить сосок, поскольку малыши очень чувствительны ко всему, что препятствует дыханию носом. Некоторые мамы предпочитают осторожно зажимать нос ребенку, чтобы он открыл рот и выпустил сосок.
Прекратите кормление, чтобы у ребенка не возникло искушения проверить, подпрыгнет ли мама снова, если еще раз укусить. Как только произойдет первый укус или «почти укус» предложите ребенку безопасный объект для кусания – игрушку или специальный прорезыватель, чтобы он знал, на чем можно испытывать зубы без последствий. Объясните ему при этом: «Это можно кусать сколько хочешь. А сосать надо осторожно».
Некоторые мамы предпринимают более жесткие меры в ответ на укус – немедленно сажают ребенка на пол. Через несколько секунд, расстроенного ребенка можно успокоить. Он поймет, что кусание приводит к неприятным последствиям.
Предлагая грудь в следующий раз, будьте особенно осторожны с прикладыванием ребенка и всячески поощряйте правильный захват и аккуратное выпускание соска. Говоря ребенку «спасибо», «умница», улыбаясь, обнимая и целуя его, можно добиться больших успехов в постепенном обучении ребенка правильному кормлению. Одна мама даже превратила это в игру со своим пятимесячным сыном: «Наши кормления проходили лежа. Он аккуратно отпустил сосок и я его похвалила. Он улыбнулся, присосался снова, через пять секунд отпустил аккуратно опять, я его снова похвалила. Он опять улыбнулся и снова присосался. Та продолжалось, пока я не решила не испытывать больше судьбу, встать и заняться чем-нибудь другим.»
Даже очень маленьких детей можно научить правильному прикладыванию и положению при кормлении, при ласковой поддержке мамы.
Другие причины кусания
Некоторые малыши более настойчивы в попытках кусать грудь. Если найти причину такого поведения, это поможет определиться с оптимальным путем решения проблемы. Обычные причины, влияющие на кусание – это прорезывание зубов, использование резиновых сосок, недостаточное количество молока, недостаток внимания ребенку, заложенный нос у ребенка. По какой бы причине ребенок ни кусался, это, скорее всего, происходит к концу кормления, когда голод в основном удовлетворен и внимание переключается на другие вещи.
Когда режутся зубы, могут болеть десны. В это время десны красные и набухшие на вид. Если потереть десну пальцем, нередко можно нащупать под кожей готовый вот-вот появиться зуб. Иногда зубы прорезаются очень рано, а некоторые дети, бывают, уже рождаются с одним или двумя прорезавшимися зубами.
При заложенном носе тоже возможны укусы. Отсутствие свободного потока воздуха мешает правильному сосанию и ребенок может сползать с правильного захвата груди. Сосок при этом приближается к челюстям, и если челюсти по-прежнему сжимают грудь, ребенок может случайно укусить за сосок. Грудничок с заложенным носом может также мотать головой из стороны в сторону при кормлении, поскольку его раздражает невозможность дышать как следует. При этом челюсти тоже могут соскользнуть на сосок.
Если ребенок простужен или у него заложен нос, и это мешает кормлению, возможно, надо посоветоваться с врачом по поводу лечения. Отсасывание слизи из носа аспиратором может облегчить состояние ребенка, который не умеет сморкаться и проводит большую часть времени лежа на спине, хотя эта процедура многим детям не нравится. Кормление в более вертикальном положении может помочь ребенку с заложенным носом легче дышать, поскольку сила притяжения Земли помогает оттоку слизи из дыхательных путей.
Иногда ребенок, прикусывающий сосок во время кормления, ищет материнского внимания. Нередко мамы во время кормления читают, говорят по телефону, смотрят телевизор. Все это хорошо, но в меру. Дети постарше иногда могут любыми способами стремиться переключить на себя внимание мамы, иногда и кусая за грудь. У некоторых перед самым укусом появляется игривый огонек в глазах. Такого рода кусание происходит обычно к концу кормления или тогда, когда ребенок вообще не особенно хотел сосать грудь.
Использование резиновых сосок и пустышек тоже может провоцировать укусы. Движения рта и языка при сосании груди очень отличаются от движений при сосании искусственного заменителя. Ребенок может перепутать соски и попытаться жевать грудь, а не сосать, как следует. Хотя подобные проблемы с сосанием, связанные с искусственными заменителями груди, происходят в основном в первые недели, иногда это случается и с детьми постарше. Иногда жевание груди начинается после того, как ребенок научится пить из поильника, особенно если он любит пожевать носик поильника.
Искусственные соски могут также косвенно повлиять на кусание, когда ребенок регулярно получает в бутылке сок или воду, что может снижать количество молока. Ребенок может кусаться от отчаяния, что молока мало. Другие докормы также способствуют уменьшению молока. В этом случае поможет стимуляция груди более частыми кормлениями. Если ребенок начинает кусаться где-то в середине первого года жизни, и несколько дней частых кормлений не помогают увеличить количество молока, возможно, пора вводить прикорм.
Количество молока может уменьшиться также из-за наступившей новой беременности. О своем опыте в выпуске NEW BEGINNINGS писала Джейми Ларсон (Флорида, США). Ее дочь начала кусаться в восемь месяцев. Несмотря на тщательный поиск возможных причин, ей не удавалось понять, почему Юриель стала кусаться. Спустя три месяца у Джейми произошел выкидыш, после чего Юриель внезапно прекратила кусаться, а количество молока у Джейми заметно возросло. Она не заметила беременности и не обратила внимание на существенное уменьшение количества молока. Очередной визит к врачу показал, что Юриель совсем не набрала вес за эти месяцы. Джейми пишет, что после выкидыша Юриель прибавила почти два килограмма за три недели.
Иногда матери отмечают, что с восстановлением цикла молока может становиться немного меньше во время месячных. В это же время грудь может становиться более чувствительной, что иногда делает кормление неудобным для матери. Также на количество молока могут влиять гормональные противозачаточные средства, особенно если их начали применять в первые недели после родов. Другими факторами могут быть некоторые лекарства и пищевые добавки. Если у вас есть сомнения по поводу влияния на молоко определенного лекарства или добавки, проконсультируйтесь со специалистами в этой области.
Кроме того, стоит учитывать характер вашего ребенка: некоторые дети просто более склонны к оральному способу восприятия мира. Когда они начинают ползать, все, что попадает к ним в руки, отправляется в рот. Им нравится познавать все новое на вкус и исследовать формы и состав предметов языком.
Положение при кормлении
Примерно в возрасте трех-четырех месяцев ребенок начинает гораздо больше интересоваться окружающим миром. Любой звук, даже играющий рядом старший ребенок, может его настолько заинтриговать, что он быстро поворачивает голову посмотреть, что там такое. К сожалению, при этом он может забыть отпустить грудь и сползает на сосок. Ребенок любого возраста, заснувший у груди, может отреагировать на вынимание соска из его рта сжиманием челюстей. Подобные действия относятся скорее к рефлекторным и могут потребовать иных действий, нежели остальные виды кусания груди.
Более старшие дети могут принимать при кормлении положения, неудобные для матери. Иногда ребенок может так навалиться на грудь, что сосок оказывается под давлением, хотя и не в зубах ребенка. Особо подвижные малыши так вертятся во время кормления, что под конец принимают совершенно скрученные позы. Когда рот ребенка многократно проворачивается вокруг груди, сосок может испытывать такое же неприятное, даже болезненное давление. Таким детям приходится, с помощью твердого руководства, несколько ограничивать свои гимнастические порывы в моменты кормления и найти способ кормления, приемлемый и для мамы и для ребенка.
Предотвращение кусания
С помощью пристального внимания и наблюдения можно предотвратить переход от одного случая укуса к повторяющейся проблеме. Можно даже предотвратить самый первый укус. Каждая ситуация уникальна, и возможно, потребуется попробовать несколько разных стратегий, прежде чем удастся понять, что лучше для вас и вашего ребенка. Вот несколько идей, которые другим матерям показались полезными.
Если болит сосок
На сосках много нервных окончаний и они очень чувствительны. Укусы причиняют боль в момент кусания, и даже иногда некоторое время спустя. Однако, болят соски в основном при попытке оторвать от груди еще сосущего ребенка. Если у вас болят соски, правильная техника прикладывания (при которой сосок наверняка не соприкасается с губами и челюстями ребенка) защитит от дальнейших повреждений и все быстро заживет. Если болит только один сосок, начинайте кормление с другой груди, чтобы наиболее интенсивное сосание приходилось не на больной сосок.
Взгляд в перспективе
Возможность быть укушенной собственным ребенком может звучать несколько устрашающе, но материнство вообще иногда бывает опасным. Подвижный малыш может наступить вам на ногу или стукнуть головой вам по голове, пытаясь вас обнять, но вы же не перестанете его обнимать из-за этого. Вы просто позаботитесь о защите своих ног и головы. То же самое относится и к соскам.
Первый шаг к самозащите – внимательное отношение к подаваемым ребенком сигналам. Каждая мать найдет способ, работающий для нее и ее ребенка.
Терпение, настойчивость, внимательное наблюдение и восприимчивость к чувствам ребенка – важные инструменты воспитания в любом возрасте. Если у ребенка наступил период кусания, будьте уверены, что это ненадолго, и вы сможете продолжать кормление до тех пор, пока это будет необходимо.
Ребенок кусается
Содержание:
Если ребенок кусает других людей (грудь мамы при кормлении, сверстников в детском саду), это не говорит о какой-то психической или неврологической болезни. Большинство детей кого-то когда-то кусали хотя бы однажды, но проблемой это становится только тогда, если это закрепляется как плохая привычка.
Что делать, если ребенок кусается?
Ведущие медицинские организации, в том числе американский Центр профилактики и контроля заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention) 1 рекомендуют при нарушениях поведения у детей использовать метод психотерапии, который так и называется — поведенческая, или бихевиоральная.
Если родитель следует советам детского психолога, обучается анализировать, что делает ребенок, в терминах бихевиоральной терапии и логично меняет свои действия, это большое подспорье в воспитании, и во многих ситуациях специалист больше не понадобится.
Давайте проанализируем поведение детей, которые кусаются.
Почему ребенок кусается?
Малыш пробует самые разные действия, самые неожиданные и нелогичные, но большинство действий не становятся привычкой. Остаются в «поведенческом репертуаре» действия, которые получили так называемое положительное подкрепления, то есть сразу вызвали приятные ощущения или убрали неприятные. Без подкрепления или с отрицательным подкреплением (стало неприятно или перестало быть приятно) поведение угасает и не повторяется.
Если ребенок стал регулярно кусаться, скорее всего, он получил раньше или продолжает получать какое-то положительное подкрепление. Не обязательно его дали окружающие, может быть, это приятно из-за зуда в деснах или снимает стресс. Но если малыш еще и получает при укусе что-то хорошее извне (например, выполнили его желание), это дополнительно поддерживает поведение.
Кусается грудной ребенок
У грудничков это способ знакомства с предметами (что очень помогает при введении прикорма). Особенно активно малыши всё грызут, когда режутся зубы, и можно это уменьшить прохладными «грызунками».
Когда грудной ребенок начинает кусать грудь (или по-другому «хулиганить» при кормлении, например, щипаться, лягаться), хорошо работает простой алгоритм:
Плохое поведение — грудь сразу отнимается.
Как только плохое поведение прекратилось — возвращают.
Возобновилось — грудь сразу снова отняли.
Это эффективно, потому что выполняются принципы поведенческой терапии: найдено положительное и отрицательное подкрепление, и они действуют без промедления, как только поведение меняется.
Мозг малыша получает сигнал: ослабить связи, отвечающие за кусание, и укрепить связи, регулирующие аккуратное обращение с мамой. Если бы мама убирала грудь хотя бы через минуту после того, как он ее укусил, установить связь между действием и его последствием малышу было бы гораздо труднее.
Кусается ребенок дошкольного возраста
Что не работает?
Часто, когда родителям жалуются, что ребенок кусается в детском саду, первое, что приходит в голову — наказать (отругать, лишить сладкого и т.п.). Это неэффективно, потому что действие было уже давно, и связь между «я кусаюсь» и «стало неприятно» не образуется.
Не работает и ответная агрессия: ударить или укусить в ответ, «чтобы понял». Дети подражают поведению взрослых, а мы как раз не хотим, чтобы он решал проблемы кулаками.
Что работает?
Чтобы отучить ребенка кусаться, нужно подкреплять желательное поведение и не подкреплять проблемное. Когда мы пытаемся убрать проблемное поведение, возникает вопрос, каким желательным поведением мы его заменим.
Придумайте, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Не делать ничего — самая сложная задача не только для годовалых детей, но и в 2 или 3 года.
Легче будет в этих случаях, например, укусить какой-то предмет, совсем хорошо, если уже есть речь, и получится научить вместо укуса сказать что-то, например, как он злится. Важно объяснить ребенку, какое действие вы хотите от него, и напоминать об этом.
Положительное подкрепление работает гораздо лучше отрицательного. Отлично, если получится не только давать отрицательное подкрепление при плохом поведении (например, сразу прекращать общение, когда тот кусается), но и положительное (похвалить, обнять), когда он вместо этого сделал что-то другое.
Вместо укуса рассерженный ребенок может делать что-то тоже не очень красивое (например, бросать игрушки или пронзительно кричать), но если в данный момент вы боретесь с укусами, и главное, что он отучается делать это.
Подбирайте подходящее подкрепление
Приведем такой пример: маленький брат со старшей сестрой в комнате, мама на кухне занята, и мальчик заскучал. Пытаясь заняться хотя бы чем-то, он кусает сестру, на ее крики прибегает мама, начинает разбираться, кто виноват, и ругать сына. Она считает, что дала ему отрицательное подкрепление, хотя на самом деле, вероятно, он получил положительное, потому что привлек внимание мамы и ему перестало быть скучно.
То, что для одного ребенка в одной ситуации неприятно, для другого может оказаться положительным подкреплением. Например, кого-то расстроит, если его исключат из игры, а кто-то устал и раздражен, и ему так станет легче.
Не страшно, если когда-то вы не угадали с подкреплением, в следующий раз попробуйте по-другому. Если вы будете методично продолжать, нежелательное поведение будет угасать, а хорошее закрепляться.
Как разговаривать с маленьким ребенком?
У восприятия малышей есть некоторые особенности:
ребенок не может одновременно слушать и делать. Если он делает что-то неправильное и вы кричите ему в ответ, в этот момент он может просто вас не слышать. Мозг еще не умеет делать два дела одновременно. Если можно, сначала мягко прервите действие физически, потом установите контакт и говорите.
не говорите «сверху вниз», присядьте сами или поднимите малыша, убедитесь, что он на вас смотрит. Так вы можете надеяться, что он хорошо поймет вас.
на поведение гораздо больше влияют те слова, которые ребенок проговаривает сам. Так мозгу проще связать слово с действием. Задавайте малышу вопросы и если он еще плохо говорит, отвечайте «вместе с ним», за него.
«Что ты будешь делать, если тебе не отдадут игрушку?»
Если ребенок может сам ответить «я попрошу», отлично. Если он этого не делает, мама может сама сказать «ты попросишь» или подсказать ему.
«А если тебе и тогда не отдадут игрушку? Что ты сделаешь?»
«Отлично, это гораздо лучше, чем кусаться. А будешь ли ты кусаться?»
Если ребенок ответит на эти вопросы сам, это гораздо эффективнее долгих «лекций» от взрослых. Это позволит его мозгу быстрее приобрести тот ресурс для регуляции поведения, который позволяет взрослым не кусать друг друга.
Подробнее о регуляции поведения ребенка можно узнать из книг, согласующихся с принципами бихевиоральной терапии 2,3
Ссылки на источники:
Бэн Фурман: Навыки ребенка в действии. Как помочь детям преодолеть психологические проблемы. Альпина-нон-фикшн, 2013;
«Перестаньте наказывать, кричать, упрашивать, или Как бороться с детскими капризами без скандалов» Ноэль Дженис-Нортон. Клуб семейного досуга, 2013.
Почему ребенок кусает грудь и что делать?
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Почему ребенок кусает грудь?
Ребенок кусает грудь, когда мама его кормит, в период первого прорезывания зубов. Многие мамы думают, что именно в этот период пришло время отучать малыша от груди. Но это не совсем так. Ведь польза грудного вскармливания неоспорима, причем грудное кормление должно у ребенка быть обязательно до года, а по некоторым рекомендациям и до двух лет. Поэтому нельзя сразу отучать ребенка от груди, а нужно в первую очередь убедиться, почему это происходит.
Часто дети начинают кусаться в конце кормления, когда начинают засыпать. Следите за тем, когда движения челюсти замедляются и ослабляются, а затем можете прекращать кормление до того момента, когда малыш уснет.
Часто затрудненное носовое дыхание, простуда или воспаление уха затрудняет кормление, и может быть предпосылкой разных нарушений кормления. Постарайтесь держать ребенка в удобном положении и периодически давать ему время отдышаться, чтоб набрать воздуха.
Как отучить ребенка кусать грудь?
Многие мамы столкнулись с такой проблемой и продолжавшего давать своим детям прекрасные преимущества грудного вскармливания в течение нескольких недель, месяцев и даже лет после этого.
Все дети разные, поэтому вам может потребоваться несколько разных подходов, который будут эффективны именно с вашим малышом. То, что поможет отучить малыша кусать грудь будет напрямую зависеть от того, какое воспитание вы формировали у него до этого момента. Ведь ваши слова и обращения к ребенку должны быть четкими, чтоб он понимал всю серьезность вашего тона.
Если ребенок кусается, не рекомендуется кричать. Иногда, естественно, невозможно не кричать от боли. Иногда крик точно говорит ребенку, что так нельзя делать, однако некоторые дети думают, что это так забавно, что они не прекращают это занятие.
Используйте похвалу после каждого удачного кормления. Даже самые маленькие дети могут научиться правильно кормиться грудью, когда мама их поощряет.
Что делать если ребенок кусает грудь? Очень эффективным средством является спокойное прекращение кормления, что даст ребенку понять, что он быть не может так кушать.
Через несколько минут можете повторить попытку кормления и наблюдать за реакцией малыша. Если он снова попытается укусить, то вы снова должны дать ему понять, что это не метод кормления. Если ваш ребенок продолжает кусаться, положите его на пол в течение короткого времени прямо после того, как он укусит, в качестве наказания.
Когда ребенок укусил очень сильно, и нельзя его никак заставить отпустить, то ни в коем случае нельзя тянуть, так как это усилить болевые ощущения. Вы можете в это время положить ребенку в рот свой палец, чтоб вы могли забрать грудь без особой болезненности. Если такой прием не помогает, то можно легко прикрыть ему нос, и он отпустит грудь для нормального дыхания.
Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливании
Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.
Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3–5 месяце гестации появляется амниотрофное питание [1]. В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час [2]. Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать [2].
После рождения ребенка связь мать–плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать [3]. Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим [3, 4]. Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание [5, 6].
Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте [7]. Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» [4, 8, 9]. Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.
Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell [10]. Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен [10] рассматривает как эмоциональное испытание.
Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации [4, 11].
Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка [7]. Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.
Несмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси [12]. Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка [13], и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.
Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком
Что же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях [14] было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30–40 минут и более, затем сокращается до 15–20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7–8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.
Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока [15, 16].
Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.
К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.
В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской [16]. Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.
Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.
Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании
Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20–30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.
Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутриутробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.
Литература
М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук
НИИ питания РАМН, Москва