мне нравится фотографировать потому что
За что мы любим фотографию: мнение авторов со всего мира
У каждого фотографа своя история того, как он пришел в профессию, а также свои причины любить эту работу.…
У каждого фотографа своя история того, как он пришел в профессию, а также свои причины любить эту работу. Например, Берк Узл сказал, что фотография – это роман с жизнью. Диана Арбус считала: есть вещи, которые никто не увидит, если она их не сфотографирует. А Йозеф Куделка утверждал, что хороший снимок рассказывает одновременно много разных историй.
Ко Всемирному дню фотографии мы спросили у авторов со всего мира, за что они любят свою работу. Их глубокие и искренние ответы вдохновят вас взять в руки камеру и отправиться в приключение.
Микаэль Теймер
Фотография помогает мне налаживать связь с окружающим миром. Камера позволяет завязать разговор практически с кем угодно. Это также ключ, который открывает двери и дает возможность попасть в места, где иначе я бы не оказался. Фотография изменила мое восприятие мира и отношение к людям. Она заставила меня сопереживать и узнать больше о реалиях жизни других людей.
Момент времени, зафиксированный с помощью камеры, длится вечно. Это то, что делает фотографию особенной для меня. Это не просто способ путешествовать во времени: у зрителя есть возможность ощутить те чувства и события, которые запечатлел фотограф. Вот почему я больше всего люблю уличную фотографию и искренние портреты. Это не изображения, это эпизоды чужой жизни, которые вы можете прочувствовать.
Лиам Вонг
Возможность показать мир таким, каким вы его видите, делиться тем, что имеет значение и волнует вас, – именно это делает фотографию особенной для меня. Вы можете просто опубликовать изображение в интернете и этим вызвать чьи-то воспоминания или же вдохновить на путешествие. Фотография дает возможность выражать себя, а также больше узнавать о композиции и цвете.
Фотография заставляет все время учиться, постоянно возникают новые интересные задачи. Еще одна причина, почему я люблю фотографию, – возможность бывать в новых местах и встречать новых людей. Мои любимые воспоминания – прогулки по ночному городу с людьми, с которыми я познакомился благодаря камере.
Эльдар Хамитов
Фотография стала для меня главным способом самовыражения. Она помогает мне расслабиться, избавиться от ежедневного стресса и скуки. Она успокаивает мои нервы и позволяет проживать каждый момент. Для меня фотография – как медитация, она делает меня счастливым.
Я считаю, что заниматься любимым делом и зарабатывать таким образом на жизнь – это лучшее сочетание.
Братья Замурович
Иван Замурович
Фотография с самого начала очень сильно повлияла на меня. Я был поражен тем, что с помощью изображения, сделанного за доли секунды, можно рассказать целую историю.
Позже я стал свидетелем эволюции фотографии, которая привела к созданию цифровых камер. Технологические достижения дали мне намного больше возможностей для творчества. Особенно это касается программ для редактирования, которые позволяют еще лучше передавать идеи и истории.
Сегодня представление о фотографии как о способе рассказать историю с помощью единственного изображения важно как никогда. Мы живем в мире, где каждый может делиться историями, вести блог, записывать прямые эфиры, и их увидят в считанные секунды.
Фотография – лучший способ поделиться историей в мире, переполненном информацией. Она дает возможность передать историю с минимальным количеством информационного шума и за максимально короткое время.
Для меня профессия стокового фотографа – это свобода.
Свобода создавать то, что я хочу.
Свобода проводить время с семьей.
Боян Замурович
Наш отец тоже был фотографом. Он любил фотографию, но никогда не навязывал нам свое увлечение. Мы заинтересовались этим искусством, когда отец купил первую цифровую камеру. Диджитализация фотографии стала поворотной точкой для нас с братом, ведь мы выросли в эру компьютеров. Тогда мы серьезно увлеклись фотографией.
С тех пор это наш способ создавать воспоминания, выражать себя, делать вместе потрясающие вещи и быть братьями.
Есть почти бесконечное количество причин, почему я люблю свою профессию.
Постараюсь назвать самые важные.
Представьте, что вы проводите день со своей семьей.
Представьте, что наслаждаетесь временем с самыми близкими и хотите побыть с ними еще немного.
Представьте, что вы можете остаться с ними на весь день!
Мне не нужно это представлять.
К тому же я работаю с братом. Поэтому даже на работе я со своей семьей.
Мы творим. Когда занимаешься творческой работой, возникает особое чувство. Оно усиливается, когда вы получаете подтверждение своей креативности. У нас их много.
Нет ни одной профессии, которая нравилась бы мне больше.
Дина Беленко
Фотография для меня – это личная свобода. Это удивительный способ создавать собственную реальность. Особенно если вы работаете в таком жанре, как натюрморт. Вы можете почувствовать себя режиссером фильма, который дает указания “актерам” (чашкам и печенью).
Вы можете рассказать историю о чем угодно. Хотите о драконе? Вырежьте его из бумаги. Нужен замок? Постройте его из кубиков сахара.
Это невероятно раскрепощает. Вы – маленький демиург, который управляет собственным крошечным миром. Что может быть веселее?
Если честно, я люблю свою профессию, потому что люблю комфорт. Я снимаю дома, поэтому у меня самый короткий путь на работу. Достаточно просто встать с дивана, даже не переодевая пижаму, выпить чашку кофе – и ты уже на работе.
Мне нравится, что можно распоряжаться своим временем, сделать перерыв, когда хочешь, или, наоборот, не ложиться спать допоздна, заканчивая что-то сложное и интересное. Мне нравится быть фотографом, ведь я могу ставить собственные цели и никто, кроме меня, не потребует за них отчета.
Хесус Ортиз
Мое искусство – это сочетание иллюстрации и фотографии. Но заниматься фотографией я начал раньше. Я думаю, что и фотография, и иллюстрация помогают мне передать месседж миру.
Сегодня очень важно говорить о многом, используя минимум средств. Вот почему фотография имеет такое значение. Нас окружает слишком много информации, поэтому первое впечатление от просмотра изображения особенно ценно.
В своей профессии я могу делать то, что мне действительно нравится, ведь у меня нет начальства.
Я считаю, что творчество должно идти от сердца. Поэтому обычно не работаю по заказу. Это как у художника: он делает свою работу, клиент находит ее и покупает.
Для меня очень важно заниматься любимым делом. Думаю, что не я выбрал искусство, а оно меня выбрало.
Роза Рот
Фотография позволяет вам передать свой взгляд на мир. Мне нравится снимать важные моменты. Это как поиск сокровищ. Например, с нетерпением ждать, когда проявится пленка и ты увидишь результаты своей работы. Думаешь, удалось ли запечатлеть увиденную сцену в нужный момент, как будет выглядеть отредактированное изображение. Это увлекательное занятие.
Как редактор я каждый день просматриваю много изображений. Мне нравится находить новые таланты со всего мира и поддерживать их на пути к успеху. THE SMART VIEW – мой любимый проект. Я создала его 5 лет назад, чтобы дать возможность авторам мобильной фотографии заявить о себе. Этот проект объединил все навыки, которые я получила во время изучения фотографии и графического дизайна. Мне нравится выбирать снимки и общаться с фотографами из разных уголков планеты.
Андрей Гудков
Я начал снимать дикую природу около 20 лет назад. Первые попытки оказались сплошными провалами. Но у меня было большое желание и интерес к этому непростому делу. Со временем я сформировал собственный стиль. Техническое совершенствование оборудования позволило воплотить сложные творческие задачи.
Мир диких животных очень сложный, необычный и закрытый. Вы должны учиться, чтобы понять его. Это не быстрый процесс. Часто то, что было запланировано, не получается с первого раза. Но терпение, настойчивость и умение мыслить нестандартно помогают решить проблемы.
Фотографы, которые снимают животных в естественной среде обитания, умеют находить вход в этот закрытый мир и показывать самые интересные вещи из происходящего там. За этим стоит тяжелая работа, о которой обычно не говорят. Аудитория видит только красивый фасад из потрясающих изображений.
К сожалению, с каждым годом фотографировать диких животных становится все сложнее по многим причинам. Среди них перенаселенность, сокращение мест обитания животных (и, как следствие, их исчезновение), запрет на фотографии в некоторых парках, дорогие лицензии, растущая конкуренция среди фотографов и массовая доступность профессионального оборудования. Тем не менее я считаю, что фотограф дикой природы – одна из самых сложных, романтических и редких профессий.
Дорогие авторы,
поздравляем со Всемирным днем фотографии!
Почему я хочу стать фотографом?
Я хочу стать фотографом! Я хочу стать фотографом, потому что мне нравится познавать таким образом людей, природу и животный мир. Мне очень нравится эта профессия.
Через объектив фотокамеры можно увидеть настоящие лица, эмоции людей, жизнь животных и заглянуть в глубину окружающего нас мира. Гуляя по парку, по улице или скверу, наблюдая за прохожими, можно увидеть, как они радуются и смеются, грустят и о чем-то думают, переживают или плачут. Я просто достаю фотоаппарат и фотографирую. Просматривая фотоснимки, удивляюсь тому, насколько настоящие их эмоции, естественные. Когда человек специально позирует на камеру это совсем другое, там все специально, наигранно. Такие фотографии доставляют мне мало удовольствия и счастья. А вот фотографии с непринужденно счастливыми людьми, на это очень приятно смотреть. Когда папа со своей маленькой дочкой кормят уточек на пруду, как же они счастливы!
Мы не замечаем многого, что нас окружает. Ведь это так мило, когда воробушки купаются в луже так, что брызги летят. Как бездомные собачки ходят по улице и в их глазах столько грусти. А вот и белка протягивает свою маленькую мордочку к руке посетителя парка за угощением.
Мне хочется быть фотографом, потому что можно фотографировать восход и закат солнца. Сравнивая снимки закатов и восходов ни один из них не похож на предыдущий.
Я люблю рисовать, но не могу нарисовать, так как это делает художник, считаю, что фотография поможет мне наполнить эти чувства.
Мне нравится фотографировать, и я буду это делать, потому что такие счастливые моменты хочется остановить в кадре. А потом через много-много лет смотреть на свое «творение» и улыбаться, вспоминая те счастливые моменты встречи с окружающим тебя миром.
По ту сторону камеры или мое увлечение фотографией
Хотела бы рассказать о себе и познакомить с одним из своих хобби — фотомоделингом.
Зовут меня Настя и мне 32) о чем написано в профиле. А ещё я мама в декрете) который затянулся в силу некоторых обстоятельств. Компания закрылась, дела другие навалились. В общем, пока в свободном плавании.
Думаю, многие, кто ознакамливается с моими постами, знают, что помимо приобретения косметических средств, ухода за собой и макияжем, я увлекаюсь фотоискусством, но не в роли фотографа, а в роли модели, стилиста и, собственно, зачастую, визажиста. Пару-тройку раз я использовала свои фото в постах.
Расскажу, как я к этому пришла.
Собственно, фотографироваться я любила всегда, но чаще то были съемки на различного рода мероприятиях или какие-то фотосессии по случаю и тематике. Дни рождения, свадьбы, ну окей, лав-стори))) на этом все. Времени на большее попросту не было, работа, спорт, различные дела, поездки, досуг с мужем съедали время, да и отсутствие вокруг необходимой среды для воплощения идей для своих индивидуальных снимков тоже не играло на руку моим мечтам о красивых фото.
Но я точно знала, что хочу этого и когда-то они у меня будут.
Я помню, как-то смотрела сериал «Секс в большом городе», где Саманта снялась обнаженной, чтобы запечатлеть свое тело на веки, вот мне хотелось примерно чего-то такого).
Все стало меняться когда я забеременела, конечно, была фотосессия этого чудного, ударения можно ставить где угодно, периода. Кстати, очень удачная, стильная, это было на заре минималистичных съемок такого рода. Люблю и нравится до сих пор. Много клиентов я привела тогда к этому фотографу. Работа выгодно отличалась на тот момент.
Далее, я всегда мечтала, что будет малыш, я буду фотографировать его как можно чаще. Стилизовать съемку, подбирать образы. Одежду я люблю не меньше, а может и даже больше косметики. Поэтому к услугам стилистов на съемках я ни разу не обращалась, если это не изначально съемки вещей из какого-то шоу рума.
Так после нескольких съемок с ребенком, я обзавелась кругом знакомых-фотографов, которые захотели поснимать меня ТФП (тайм фор принт, то есть время за снимки).
Им нравилась моя работа на камеру, то как готовлю образы и особенно, макияж. Многие до сих пор просят не прибегать к услугам визажиста, мотивируя это тем, что у меня отлично получается и без перебора. Когда я прошу прислать какие-то примеры, что фотограф хочет видеть на лице и волосах, опять же, все примеры моих фото они присылают с мною сделанным образом.
На самом деле, уже давно частично миф что макияж на съемку должен быть ярче, так как камера съедает его. Камеры сейчас настолько хороши, что если съемка при дневном свете, ничего у вас там бледнее не будет. А вот с искусственным светом, вспышками в работе с макияжем есть нюансы.
Дальше, как я говорила, я стала все больше и больше сниматься, с опытом понимая, что мне ближе. Сейчас я иногда сама организовываю съемки под свою задумку, собираю команду, чудесно проводим время в любви к фотоискусству. Иногда, если время вне роли мамы позволяет, бывает участвую и в коммерческих проектах.
В общем то, фото — это именно то хобби, возможно не самое рациональное и общественно полезное, которое мне дало возможность открыть себя заново, не дало утонуть в декретной и загородной жизни.
Я даже стала, мне кажется больше любить себя, хотя в моей внешности куча несовершенств. Как ни крути, мне уже далеко не 20, на теле есть несколько шрамов, какие-то нюансы кожи.
Фотография однозначно сделала мой вкус лучше, взгляд со стороны и насмотренность — все-таки бесценные помощники в его формировании. Макияж стал гораздо изысканные, стиль одежды тоже поменялся, часто для съёмок я покупала вещи, на которые в другом случае не обратила бы внимания, а побывав в них на фотосессии, понимала, как мне идёт и комфортно в таком образе.
Также, в процессе я приобрела кучу интересных знакомств, которые после съемки часто не заканчиваются. А что немаловажно еще в декрете + с ограничениями из-за ковида, что съемки дают возможность красиво и интересно одеться, подбирая разные стили и образы. Скажу честно, в съемках у меня задействованы порой вещи десятилетней давности, мужские костюмы, рубашки — это само собой разумеющееся. Так что теперь не выбрасывается ничего.
А что касается ребенка, он, конечно, уже подрос и уже не так просто его уговорить, но все равно, получая снимки с ним, семейные кадры, я понимаю, как это чудесно для меня и как я это все люблю, что порой непростой процесс организации нескольких человек на съемку окупается вдоволь эмоциями. С огромным удовольствием делаю фотокниги, которые затем рассматриваю и вспоминаю чудесные моменты.
Кстати, на фотосессии я подсадила уже не одного человека, все-таки даже раз в год такое мероприятие для себя заряжает невероятно! Доказано! Даже для тех, кто не очень это любит) Любой женщине можно подобрать образ, который будет гармонировать с ней. И любую женщину талантливый фотограф снимет красиво.
Кстати, подбирать референсы — это ещё один любимый пункт подготовки.
Если говорить вновь о макияже и укладках, я, конечно, очень ценю то, что сама могу подготовить образ. Это экономит кучу времени, у мамы его лишнего нет, одно дело потратить час на съемку, другое + 1-1.5 времени на макияж и укладку.
Кстати, у меня уже сформировалась универсальная косметичка для макияжей на съемку, конечно, она варьируется, но чаще всего запрос от фотографов — нюд или яркий нюд, поэтому ясное дело, что в ней нет глиттера размером с монеты и кислотных теней. Если интересно, что у меня в походной косметичке на съемку и чем мне нравится укладывать волосы, то я могу подготовить пост.
«Фотография – это способ чувствовать, касаться, любить. То, что вы поймали на пленку, запечатлено навсегда… плёнка запоминает мелочи, хранит память о мелочах даже тогда, когда вы всё забыли» — Аарон Сискинд
lubov_skopp
LUBOV SKOPP Photographer
Фотограф Любовь Скопп. Минск
Почему я фотографирую и с чего все начиналось
Наверное, у каждого фотографа, дизайнера, музыканта, да и в принципе любого творческого человека есть своя история о том, как все начиналось.
Первый пост в свем журнале я решила посвятить именно этому. У меня тоже есть своя история. Но мне кажется, что все только начинается.
Сложно определить тот момент, когда я поняла, что хочу снимать людей. Возможно, все началось с университета, когда я на заработанные мной деньги на написании курсовых купила себе первую цифромыльницу (она живет до сих пор, но уже у моих родителей). Мне нравилось просто снимать своих сокурсников. Наверное, теперь такие фото есть практически у каждого студента, но тогда, в 2003 году только началось распространение у нас цифрового фото.
В основном это были репортажные снимки. Мне просто нравился сам процесс – ловить моменты. Конечно, я снимала и природу – деревья, бабочки, цветочки… но вот почему-то людей мне нравилось фотографировать больше всего.
Учеба в университете закончилась и фотоаппарат я доставала в основном по какому-либо поводу – ДР, поездка в отпуск, на дачу и т.д. Было ощущение, что чего-то не хватает. Я заглядывалась на снимки других фотографов и чувствовала, что меня к этому тянет. Возможно, сказывалось мое увлечение живописью в детстве – я закончила с отличием школу искусств в Витебске, а когда думала, кем становиться в жизни, в итоге решила поступать в БГЭУ на бухгалтера с той практической точки зрения, что бухгалтера нужны всегда и везде. Но видимо учеба в экономическом университете не смогла искоренить мою тягу к прекрасному.
Где-то в этот период после окончания мной университета мой младший брат Витя покупает себе профессиональную камеру. Надо сказать, что у него все очень отлично получалось и от его снимков я была просто в восторге. Для меня, своей сестрички, он съемку тоже сделал, за что ему огромное спасибо – я очень люблю эти фотографии.
Наверное, именно в этот период я поняла, что хочу снимать не просто репортаж цифромыльницей, а делать профессиональные фото. Стала сидеть на различных сайтах для фотографов… а потом стала присматривать себе камеру. Надо сказать, что я купила ее далеко не сразу и у меня долго были сомнения по поводу того, смогу ли я снимать так же хорошо. И эти сомнения длились года полтора.
В итоге, в августе 2011 года я купила себе камеру Canon 450D + объектив canon 50mm 1.8. Я решила не покупать сразу что-то крутое – начинать по-чуть чуть и смотреть, как будет получаться.
Я стала фотографировать своих подружек, сестру Александру потом создала группу ВКонтакте и стала разыгрывать съемки. Это были бесплатные фотосессии, потому что мне нужно было сделать портфолио.
Но этого было мало и с самого начала ходила на различные фотовстречи. Любомой была фотовстреча, которую организовывал Ваня Захаров. Старалась не пропускать ни одного мероприятия. Я поняла, что в съемке главное – практика и стала больше практиковаться.
Иногда на такие встречи приходили модели. Постоянными были балерины Виктория Зварич и Анна Сидорова. Когда моделей не было, то мы снимали друг друга. Я отрыла для себя много интересных мест для съемки. На этих встречах я познакомилась со многими начинающими фотографами. Мы снимали, потом под предводительством Вани шли в кафе пить чай с тортиком. Вторую часть своего портфолио я сделала именно на таких фотовстречах, за что большое спасибо Ване Захарову.
Ретуши я сначала училась самостоятельно по различными видео, потом вместе с Сашей Матвеенко сходила на индивидеально занятие к Роману Калиновскому и многое переосознала в обработке. Постоянно смотрю новые видеоуроки на YouTube.com (кому интересно, могу дать ссылки на полезные в этом плане каналы пользователей и отдельные видео). С друзями-фотографами мы делились опытом между собой.
Игорь Верещагин: «Я люблю фотографировать тех, кто мне нравится. Тех, кто мне не нравится, я не фотографирую»
В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» в Мультимедиа Арт Музее, Москва до 14 апреля работает выставка рок- и стрит-фотографа Игоря Верещагина. В разное время Игорь Евгеньевич был официальным фотографом The Rolling Stones во время их приезда в Москву, снимал Пола Маккартни и Ринго Старра, работал на всех фильмах Гарика Сукачева, а перечислять его работы с концертов и фестивалей можно до бесконечности. Корреспондент МОСГОРТУРа побеседовал с Игорем Верещагиным и узнал, чем отличаются хиппи от современной молодежи, жив ли рок и как стать хорошим фотографом.
— Как давно Вы начали фотографировать?
— В первый раз фотоаппарат попал ко мне в руки в пять лет – папа попросил сфотографировать их с мамой. У меня все зафиксировано, этот негатив сохранился, на нем стоит дата — 12 июня 1957 года. На следующим за ним кадре уже запечатлен я. А фотографировать начал в школе, примерно с третьего-четвертого класса.
— На какой аппарат Вы начинали фотографировать?
— Был такой фотоаппарат Киев-Вега, очень маленький, на 16-миллиметровую пленку. Потом, как обычно, Зенит и другие. Но когда я учился в институте, умудрился купить камеру Praktiсa — это уже был такой, достаточно солидный фотоаппарат. А настоящий Nikon я купил в день смерти Леонида Брежнева, я запомнил этот момент.
— Вы всегда мечтали снимать музыкантов? Почему?
— Да, это правда. Я всегда хотел снимать музыкантов, потому что увлекался музыкой, сколько себя помню. В 60-е годы я слушал любимых исполнителей по радио или с пленок. Изображений было крайне мало, а мне всегда хотелось их как-то увидеть, и с тех пор это желание у меня не пропадает.
— Вы специализируетесь на фотографиях рок-музыкантов, почему не поп-исполнителей, например?
— Да я просто не слушаю поп-музыку. Я люблю фотографировать тех, кто мне нравится. Тех, кто мне не нравится, я не фотографирую. Вот, видимо, поэтому.
— Какую музыку Вы слушали в 60-е?
— Это все популярные группы того времени — The Beatles, The Monkees, The Rolling Stones, Bee Gees, The Animals, и я еще слушал джаз, но всего одну пластинку — Blue Train, которая у меня появилась совершенно случайно – ее привез отец. И эта музыка все 60-е годы меня сопровождала.
— В Вашем родном городе выступали музыкальные коллективы? И фотографировали ли Вы их?
— Нет, ну это – Сибирь. У нас была какая-то самодеятельность, какие-то ресторанные музыканты, но меня это все не привлекало совсем.
— В Вашей жизни наступил переломный момент, когда Вы познакомились с Гариком Сукачевым?
— Когда я переехал в Москву, все-таки первым из музыкальной сферы, с кем я начал общаться, был Артур Пилявин – основатель группы «Квартал». Я знал его еще мальчиком, он так же, как и я, жил в Братске. Когда я работал в вычислительном центре инженером-электроником на Братском алюминиевом заводе, его мама работала программистом у меня в смене.
Однажды я попросил своего друга Кирилла Модылевского помочь мне с проходом на концерт Гарика во МХАТе. Там я сфотографировал Гарика, потом эти карточки попали к нему, он мне позвонил и сказал, что хочет видеть меня фотографом на его первом фильме. Ну и так все дальше понеслось.
— В чем различия в работе с зарубежными артистами и нашими?
— С нашими труднее в плане доступности, особенно на концертах, потому что у нас система охраны и получения разрешений куда сложнее, чем, скажем, на западе. Там я в любом клубе могу снимать спокойно, а здесь это не всегда так, особенно на концертах. А в целом, все нормальные люди, сложностей в общении нет никаких. Чем круче звезда, тем проще в общении.
— Есть ли концерт, который запомнился Вам больше всего?
— Да, это, конечно, первый концерт The Rolling Stones в Москве в 1998 году. Запомнился он мне по двум причинам. Во-первых, я был официальным фотографом, снимал бекстейдж, которого я, правда, не увидел потом. А во-вторых, концерт запомнился мне тем, что фотографов разделили на две части, на правую и левую. Я попал в правую, и неудачно.
Дело в том, что разрешалось снимать всего две песни, а весь дым с первого взрыва, с которого начинался концерт, пошел в нашу сторону. На первой песне мы просто глазами пытались что-то высмотреть, много времени потеряли. Но концерт был, конечно, изумительный. Я до этого уже видел The Rolling Stones в Берлине в 1990 году, и мне было очень интересно поснимать, но тогда у меня украли всю аппаратуру. Вообще, у меня с ними всегда неудача. Ну ничего, все запоминающееся.
— Давайте снова вернемся к Гарику Сукачеву. Критики и очевидцы эпохи отмечают, что в фильме «Дом солнца» ему очень точно удалось передать атмосферу и свободный дух хиппи Москвы 60-х годов.
— В это время я в Москве не был, жил в Сибири, но то, что в фильме Гарику удалось передать атмосферу – это абсолютно точно, от выбора типажей до деталей в одежде. Когда была съемка эпизода на Пушкинской площади, я вдруг увидел девушку один в один, как моя жена в 1972 году – точно так же одета. И я просто возле нее ходил. Это была другая девушка, естественно, но настолько все было похоже, что я поразился.
— У современной молодежи есть свобода духа, как у героев фильма?
— Думаю, есть. Я сужу по своим внукам – они достаточно свободные люди и точно также не слушаются ни родителей, ни бабушек, ни дедушек. В общем-то, мне кажется, это все правильно.
— Вы можете выделить кого-нибудь из современных молодых исполнителей?
— Варвара Визбор мне очень нравится, как она поет. А вообще, для меня все молодые – «Сплин», «Би-2», да и «Машина времени» не старые. Я за совсем юными мало слежу, даже не знаю, почему. Сейчас, в основном, слежу за джазом – очень много удивительных талантов.
Музыка развивается очень бурно. Другое дело, что ее влияние на современную жизнь, куда меньше, чем в 60-70-е годы, сейчас она все-таки не так владеет умами и душами, как тогда. Может быть, это связано с обилием всякой другой информации, кроме музыкальной, интернет и так далее.
Но постепенно, мне кажется, все возвращается, судя даже по тому, что последние три года музыкальная промышленность стала расти. До этого она десятилетия просто падала, падала и падала.
— В начале января в одном известном интернет-издании вышел материал, в котором автор писал о том, что музыкальные герои начала 2000-х, преимущественно русскоязычные рок-исполнители, ушли на второй план, будто бы их подвинули современные молодые исполнители. Вы согласны с этим?
— Ну, не знаю, кто может подвинуть, скажем, БГ или в своей области Гарика того же? В общем, я считаю, их списывать рано. Я надеюсь, что новые исполнители будут такими же интересными.
— Появилось много новых имен, например, Монеточка, Оксимирон и так далее. Теоретически, если бы Вы начали фотографировать только сейчас, Вы бы могли вдохновиться их творчеством и работать с ними?
— Может быть, если сначала вдохновился бы внешне и начал фотографировать, а там и в творчество вслушался. Не знаю, не уверен. Наверно, из-за возраста меня не так привлекают нынешние исполнители, я уже старый пень.
— Вы бы смогли научить фотографировать?
— Я с трудом понимаю все эти курсы. Я, наверно, мог бы что-то рассказать – дать чисто практические советы, но учить, как это делать – не думаю. Потому что, мне кажется, у каждого должен быть свой путь.
— Можно ли качественно фотографировать то, что не любишь или не понимаешь? Например, поклонник творчества Алены Апиной может сделать хорошие фотографии с рок-концерта?
— Я думаю, что сможет, конечно. Фотография – это всегда случай, а случай доступен всем. Но другое дело, заставишь ли ты его туда пойти снимать. Если есть какой-то интерес просто к фотографии, а не обязательно к Алене Апиной, то уже есть шанс сделать хороший снимок — сфотографировать ее просто как женщину и запечатлеть событие, например.
— Вы также занимаетесь стрит-фотографией. Расскажите, что это за направление и в чем особенности такой съемки.
— Это просто случайные, интересные моменты уличной жизни. А когда сидят в засаде с телеобъективом и издали что-то фотографируют – это, скорее, такая неожиданная и искренняя фотография, но не стрит. Стрит-фотография – это все-таки, когда ты находишься в гуще событий, но снимаешь так, чтобы не быть центром внимания и вообще какого-либо внимания. Желательно просто все это делать незаметно, и в любой момент нужно быть готовым — вот это для меня стрит-фотография. То есть пестро одеваться или снимать фильдеперсовыми камерами, которые бросаются в глаза, — так не получится.
— Какие ошибки в работе совершают фотографы?
— Когда идут куда-нибудь без фотоаппарата – это большая и основная ошибка. Все. Остальное должно приложиться.
— Людям, которые только собираются взять в руки объектив, какие можете дать напутствия?
— Ну если это только объектив, тогда пусть прикрутят его к самому фотоаппарату. Ну какие напутствия? Тут просто нужно констатировать, есть ли интерес к фотографии или нет. Если есть, то других напутствий не нужно, человек сам будет соображать, как и что делать. А если интереса нет, то сколько его ни учи, он все равно через какое-то время все забудет.
— Как понять, настоящий интерес к фотографии или просто короткое увлечение – на год-другой?
— Ну, год-другой – это уже хорошо, кстати. Потому что обычно – час-другой и откладывают. А за год можно уже и сделать что-то такое интересное. Я вообще считаю, что сейчас хорошее время, чтобы начать фотографировать на старые пленочные камеры. Во-первых, они сейчас очень дешевые, пленку можно купить, есть где напечатать и отсканировать все. Во-вторых, это и дисциплинирует, и помогает понять, что такое выдержка, диафрагма, чувствительность и так далее. И мне кажется, вообще прививает интерес к фотографии любой. Понимать удобнее, когда снимаешь на пленку, а учиться – на цифровой камере, потому что мгновенно смотришь результат.
— Техника вообще большую роль играет?
— Сначала она играет небольшую роль, потом, в процессе своего совершенствования, – все больше и больше. Потом снова падает значение техники, когда уже остановился на чем-то своем. В общем, циклично: сначала небольшую, потом большую, потом снова небольшую.
— Вы работаете в трех направлениях — концертная съемка, стрит-фотография и на съемочной площадке. Они чем-то схожи друг с другом?
— Они близки друг к другу, в принципе. Я люблю на концертах тоже снимать такой типа бекстейдж. Желательно снимать не то, что видят зрители из зала — это можно потом сто раз посмотреть по телевизору, на dvd и так далее. А вот что происходит за кулисами — не всем возможно увидеть.
Точно также сейчас и в кино. На съемочной площадке остается снимать только ту жизнь, которая идет за камерами. Потому что раньше в кино было много технической съемки, а с появлением цифровых аппаратов все такие прикладные задачи, которые раньше выполнял фотограф, стали делать сами участники съемочной группы.
— Главный секрет успеха заключается в том, чтобы было интересно то, что фотографируешь и делать это с любовью?
— Да. Я с трудом понимаю, допустим, фотографов, которые снимают свадьбы или, скажем, животных для клиентов. Мне кажется, день-два так поснимать можно, но, если это годами длится, это же просто что-то невыносимое. Может, я ошибаюсь.
Фото с выставки — Антон Усанов, МОСГОРТУР