мобильный интернет что это такое для чайников
Мобильный интернет — устройства, технологии, тонкости
У меня на сайте есть две статьи, которые пользуются популярностью — это статья о мобильном интернете и 3g модемах и статья о 4g модемах.
Поглядев на них, я понял, что материал пора актуализировать — вторая статья написана в то время, когда Yota работала по технологии Wimax, а 4g еще только появился, первая и того раньше.
Новая статья не только о модемах, а о мобильном интернете в общем и целом. Рассчитана она в первую очередь на тех, кто в этой теме только начал разбираться, то есть «матерые мобильные интернетчики» здесь вряд ли найдут что-то неизведанное.
Я хочу разжевать некоторые основополагающие тонкости, связанные с мобильным интернетом, «разложить все по полочкам», так сказать. Начнем.
Что нужно, чтобы пользоваться мобильным интернетом?
Вроде просто, однако на деле — хватает тонкостей, давайте разбираться по порядку.
Где будет работать мобильный интернет?
Будет работать в зоне действия сети выбранного вами оператора. При этом, чем лучше уровень сигнала — тем лучше будет работать. Уровень сигнала — не единственное, что определяет возможную скорость.
Как будет работать мобильный интернет?
Существует ряд технологий передачи данных через мобильные сети — скорость зависит от того, какая технология используется в данный момент. Каждая определенная технология должна поддерживаться и устройством, и базовой станцией оператора, с которой оно работает. Про уровень сигнала тоже не забываем.
Скорость будет зависеть от того:
Скорость зависит и от текущей нагрузки на сеть (актуально в первую очередь для городов) и от погоды (это, напротив, особенно заметно за городом, когда расстояние до базовой станции большое).
Какие типы сетей и технологии передачи данных существуют на данный момент?
Сети второго поколения — 2g (GSM). Включают две технологии передачи данных:
GPRS — самый медленный вариант. Если речь идет о смартфоне или планшете, то при работе с GPRS, рядом с индикатором уровня сигнала загорается символ «G». «Потолок» этой технологии в идеальных условиях — всего 171,2 кбит/c. А условия редко бывают идеальными. Много с GPRS не наделаешь — электронная почта, серфинг (лучше с отключенной загрузкой изображений — иначе будете ждать загрузки каждой страницы ооочень долго), мессенджеры. Про YouTube, прослушивание музыки онлайн и прочие прелести современного интернета смело можете забыть.
EDGE — уже лучше. Работая с этой технологией, смартфон или планшет продемонстрируют букву «E» рядом с индикатором уровня сигнала. Теоретический «потолок» для EDGE — 474 кбит/с. В реальных условиях скорость будет, конечно, ниже, но все-таки — килобит на 150 — 200 можно рассчитывать, а это уже позволит серфить (имея ангельское терпение), играть в какие-нибудь игры (многим MMO не нужен широкий канал), и т. п., но с мультимедийным контентом, по-прежнему, будет тяжко.
Сети третьего поколения — 3g (WCDMA):
Сюда входит собственно 3g (UMTS), и при работе в таких сетях смартфон или планшет будет демонстрировать символы «3g» около индикатора уровня сигнала. Теоретическая максимальная скорость передачи данных — 2048 кбит/с. Это уже можно назвать вполне адекватной скоростью доступа в сеть. Можно и в Skype поговорить и видео на YouTube посмотреть.
HSDPA — более продвинутый вариант. Теоретически возможная скорость аж 84.4 мбит/с. В «полевых» условиях мне удавалось увидеть цифры в районе 5 — 15 мегабит. Смартфон, при работе с HSDPA, продемонстрирует вам символ «H» или «H+».
Сети четвертого поколения — 4g (LTE)
И пока единственная в этой категории технология собственно 4g, или, если использовать «официальное», а не маркетинговое название — LTE (хотя — не только LTE. Если интересно — смотрите википедию). В теории 4g поддерживает скорость до 173 мегабит в секунду на прием и 58 на отдачу. На практике мне удавалось «намерять» на прием 40 мегабит (хотя в сети я часто вижу разговоры о более высоких скоростях).
Про устройства
Для доступа в сеть можно использовать различные устройства. Это может быть:
Модем. Подключается к компьютеру через USB, некоторые планшеты также поддерживают подключение модема — тоже через USB с использованием кабеля OTG (если есть полноценный USB-порт, то и без всякого OTG). Позволяет получить доступ в сеть на том устройстве, к которому подключен. Если интернет надо раздать, то тут есть несколько вариантов. Подключить модем к роутеру (см. следующий пункт). Раздать можно с компьютера, к которому подключен модем, но это требует достаточно специфических настроек, особенно если раздавать планируется через Wi-Fi. Можно в случае необходимости раздавать и через Bluetooth. Теоретически, планшет, к которому подключен модем, также может раздать интернет (могут потребоваться дополнительные программы, если в настройках нет опции «переносная точка доступа»).
Если модем куплен в салоне того или иного оператора и несет на борту его опознавательные знаки, то, с вероятностью 99.9%, модем «залочен», то есть установлено программное ограничение, из-за которого модем работает только в сети своего оператора. Побороть эту напасть можно — модем можно «разлочить». Универсального рецепта здесь нет, так что что вводим в гугл модель модема, прибавляем слово «разлочить», и читаем найденное (скорее всего это будут всякие форумы).
Обратившись не в салон связи, а в обычный компьютерный магазин, вы сможете купить модем, который будет работать с сетью любого оператора. Учтите, что стоить он будет дороже (может быть даже намного) — операторы, не редко, реализуют модемы, что называется «себе в убыток» а зарабатывают на продаже трафика.
Роутер + модем. Подключаем модем к роутеру, настраиваем роутер — он раздает интернет — через Wi-Fi, по проводам и т. п. Из тонких моментов — на роутере должен быть USB-порт, кроме того, необходимо сначала уточнить, работает ли тот или иной конкретный роутер с тем или иным конкретным модемом. Искать список поддерживаемых модемов надо на сайте производителя роутера, там же можно скачать и свежую прошивку, в которой может быть реализована поддержка новых моделей модемов.
Специальный мобильный роутер. Такие продаются в салонах связи, и представляют из себя устройство, уже совмещающее в себе и модем и роутер. Еще, не редко, бывает аккумулятор — чтобы можно было использовать в «полевых» условиях. Как и модемы, могут быть «залочены» на одного оператора. Как и в случае с модемами, в компьютерных магазинах можно найти устройства, не привязанные ни к какому конкретному оператору.
Сотовый телефон. Зачастую так же может обеспечить доступ в интернет посредством подключения к компьютеру или планшету проводом, или через Bluetooth.
Смартфон или планшет. Большинство смартфонов и планшеты (разумеется те, которые поддерживают 3g или 4g и имеют слот для SIM-карты) умеют выступать как в роли модема, при подключении к компьютеру через провод или Bluetooth, так и в роли роутера, раздавая интернет по Wi-Fi. Раз уж выше коснулись этой темы — упомяну, недорогие смартфоны, продающиеся в салонах связи под брендами определенных операторов, тоже не редко бывают «залоченными», в двухсимочных зачастую «залочена» только одна сим-карта.
Будет ли 3g-модем работать в 4g-сети и наоборот?
Вопрос справедлив не только для модемов, но и для любых других устройств.
Сети операторов редко поддерживают только одну какую-либо технологию. Зачастую они поддерживаются все, начиная с 2g и заканчивая 4g. В глубинке встречаются базовые станции и без 4g, а иногда и без 3g. То есть, за редкими исключениями (рассмотрим ниже) если вы видите некую сотовую вышку, то она, скорее всего «2g или выше».
Различные устройства, чаще всего, тоже поддерживают всё, хотя еще вполне можно купить в магазине смартфон или модем, который «умеет» только 2g и 3g.
При прочих равных, проблем быть не должно. Если вы с 4g-модемом (смартфоном, планшетом) попадете туда, где у оператора 3g покрытие, он просто будет работать в 3g. И даже в 2g он работать будет, если вы попадете туда, где есть только такое покрытие.
Если вы с 3g модемом (смартфоном, планшетом) попадете туда, где у оператора есть 4g покрытие, устройство все равно будет работать, но опять-таки только в 3g. Наконец, если вы возьмете какой-нибудь пожилой телефон, который даже 3g не умеет, то он все равно будет работать — просто в 2g.
Из того, что описано выше, существуют исключения. Например, сеть Tele2 в Москве и области реализована только в 3g и 4g. Или вот модемы Yota — работают только в 4g. И даже если вы вставите модемную SIM-карту Yota в «не ётовский» модем, который «умеет» 3g, ничего работать не будет — так уж у них все устроено.
Разберем подробнее ситуацию с Tele2 в Москве: если вставить SIM-карту Tele2 в какой-нибудь аппарат, который может работать только в 2g сетях, то работать у вас ничего не будет.
Более сложный пример — почти у всех представленных сейчас на рынке двухсимочных аппаратов только одна SIM-карта может работать в 3g \ 4g, вторая при этом будет работать только в 2g. Это значит, что, используя Tele2 в московском регионе, вы должны отдавать привилегию использования 3g \ 4g именно этой SIM-карте. В этих условиях вы можете адекватно пользоваться интернетом только через Tele2. Если вы хотите интернет через SIM-карту другого оператора, вам придется именно ее переключить в режим 3g \ 4g, при этом симка Tele2 попадет в режим «только 2g» и банально перестанет работать — напоминаю, потому что 2g сети у Tele2 в Москве нет.
Смартфонов, у которых обе сим-карты могут одновременно работать в 3g \ 4g пока единицы (гуглите и обрящите, если вам такой нужен).
Про SIM-карты и разные устройства (будет ли SIM-карта от модема работать в смартфоне и наоборот)
Просматривая поисковые запросы, через которые посетители приходят ко мне на сайт, я часто вижу нечто вроде «можно ли вставить SIM-карту от смартфона в модем» или наоборот «от модема в смартфон». На момент написания прошлых статей на оба вопроса можно было ответить утвердительно, сейчас ситуация изменилась.
Технически можно без всяких проблем вставить симку из смартфона в модем — и там и там используются совершенно одинаковые SIM-карты. Даже если в смартфоне у вас микро-сим, а в модеме симка полноразмерная, ее все равно можно вставить, просто прижав к контактам в нужном положении, так как контактная площадка и там, и там одного размера. Вы наверняка обращали внимание, что SIM-карты сейчас продаются универсальные — изначально она полноразмерная, а используя заранее седланные надрезы, ее легко можно превратить в микро- и в нано-SIM. Оставшийся после этого кусочек пластика можно использовать как переходник. Определились, с технической точки зрения проблем нет.
Есть ограничения другого характера — вместе с появлением тарифов, предлагающих безлимитный интернет для смартфона \ планшета, появилось и ограничение со стороны операторов, которые не заинтересованы в том, чтобы SIM-карты с такими тарифами использовались в модемах и роутерах. Как правило это прописано в самом тарифе — нечто вроде «SIM-карта предназначена для использования в смартфоне \ планшете, при использовании в модеме доступ в интернет будет ограничен».
Есть и модемные тарифы, использование которых в смартфонах ограничено оператором. А если и не ограничено, то на некоторых из них голосовые вызовы вообще невозможны, на других на «голос» установлены высокие цены. Будьте внимательны!
Окончательный ответ на вопросы «можно ли вставить SIM-карту от смартфона в модем» или «SIM-кроту от модема в смартфон» такой: зависит от вашего оператора и тарифного плана. Есть сомнения — позвоните оператору и спросите.
Про раздачу интернета со смартфона или планшета
Если у вас есть интернет на смартфоне или планшете, с помощью провода, Wi-Fi или Bluetooth можно предоставить доступ в сеть и другим устройствам — скажем, ноутбуку. Это очень удобно в дороге. Я именно так пользуюсь интернетом на даче по выходным, а дома использую интернет со смартфона как «резервный канал» — если проводной интернет отключился, пара тапов для запуска точки доступа на смартфоне — и я снова в сети.
Разумеется, в этом процессе есть свои тонкости. Чисто с технической точки зрения, если только у вас есть интернет на смартфоне, вы можете раздавать его, как и сколько угодно. На практике — все точно так же, как с предыдущим рассмотренным вопросом. На многих тарифах с безлимитным интернетом для смартфона \ планшета (да и на некоторых других тоже) раздача интернета ограничена оператором, и, зачастую, предоставляется за отдельную плату. Более подробно этот момент я рассматривал в статье про «смартфонные безлимиты».
Вот вроде и все. Надеюсь, статья оказалась вам полезной 😉
Мобильный интернет
«Всё в любом месте и в любое время»
(«Any place, any time, everything»)
Содержание:
Краткий обзор 
Мы очевидцы столкновения двух мировых быстро растущих секторов — мобильной технологии и интернета, создающих благоприятные возможности, которые не сможет игнорировать ни одна организация. Революция, вызываемая мобильным интернетом, и последующее ее влияние на телефонные компании, интернет-провайдеров (IPS) и другие организации, желающие совершать сделки в мире мобильной экономики, будет огромным.
Экономика нового мира увидит мобильный телефон в уникальной роли «Персонального идентификатора и ассистента», который все дальше отдаляется от понятия простого телефонного устройства. Телефонные компании смогут выполнять новую роль — беспроводных порталов.
Это только вопрос времени, когда все и вся станут «соединенными». В течение трех лет станет больше беспроводных подключений к интернету, чем проводных и большинство электронных коммерческих сделок будет совершаться с помощью беспроводных устройств.
Использование мобильной связи уже сейчас обладает существенным приростом по всему миру, в некоторых европейских странах число подключенных мобильных телефонов опережает число проводных постоянных линий. Это представляет благоприятные возможности для тех операторов, которые внедряют изменения сейчас, и угрозу для тех, кто этого еще не осознал.
Доставка услуг мобильного интернета будет радикально новым направлением в отличие от того, которое предоставляли до этого обычные мобильные операторы, и не все успешно выдержат этот переходный период. Сфера изменений коснется в значительной степени моделей доходов и расходов. Сейчас, рынок мобильной электронной коммерции оценивается в 23 миллиарда Евро, по сравнению с 323 миллионами Евро в 1999 году.
Чтобы добиться успеха телекоммуникационные операторы должны:
Успех в новой экономике мобильного интернета состоит в быстром завоевании рынка, используя необходимые приложения и услуги. Тем не менее, телекоммуникационные операторы должны сотрудничать с партнерами. Они должны разработать новые пути их совместного сотрудничества и взаимоотношений с клиентами, поставщиками, разработчиками приложений, контент и сервис провайдерами.
Первые рынки появятся в сфере профессиональных мобильных приложений, высвобождая людей от их настольных систем. В течение трех лет многие портативные компьютеры (лаптопы) будут снабжаться возможностями, связанными с работой в мобильном интернете (или интранете), создавая возможность знать и оценивать ресурсы управляемых систем на расстоянии, благодаря корпоративной электронной почте.
В результате распределение значимости в цепи доходов быстро изменится. В старом мире 70% дохода сохранялось за телефонными компаниями; в новом мире — 75% дохода будет принадлежать создателям и провайдерам содержимого (контента), и провайдерам услуг. Немногие телефонные компании смогут сделать переход от своих старых голосовых услуг к новому миру услуг мобильного интернета без партнера, который разделит риск, повысит возможности и уменьшение времени получения дохода.
Многие проблемы, встречающие операторов нового мира, остаются неизвестными — те, кто добьется успеха в более длинные сроки, будут ориентироваться в направленности бизнеса клиента.
Их клиенты мобильного интернета будут более требовательными, захотят персонализированного сервиса для удовлетворения индивидуальных желаний и нужд, и не будут больше довольствоваться тем, что дает массовый рынок. Выживание и рост в мире мобильной коммерции будет зависеть от того, как хорошо телефонные компании смогут сфокусировать множество возможностей клиентам.
Введение 
В течение, последующих двух лет люди со всего земного шара будут использовать технологии мобильных коммуникаций как часть их повседневной жизни. Это уже стало образом жизни для пользователей Японии и Европы: общение с другими людьми; доступ в Интернет и интрасети, а также досуг и обучение. К 2005 году тот же образ жизни появится и в США. В итоге это приведет к появлению приблизительно 1.2 миллиардов мобильных пользователей в мировом масштабе: прогнозируется 750 миллионов мобильных пользователей информационных технологий интернета против прогнозируемых 670 миллионов пользователей, подключаемых по проводной связи. Во всех трех регионах (Европа, Азиатско-Тихоокеанский регион и США) будет больше подключений к интернету по беспроводной связи по сравнению с проводным подключением. В ответ на это многим мобильным операторам нужно будет преобразовать свои центральные голосовые сети связи в центральных поставщиков сервиса данных.
Как результат, массовое увеличение Web технологий делает доступными мобильные терминалы, большое количество сделок в электронном бизнесе (e-business). Деловая или потребительская жизнь будет начинаться и заканчиваться на мобильных устройствах. Это простое изменение технологий повлияет на модели бизнеса телефонных компаний, провайдеров интернета (ISP) и поставщиков онлайновой информации (контент-провайдеров).
«В 2005 году будет около одного миллиарда абонентов мобильной связи и основная доля телефонов, проданных в этом году, будут иметь мультимедийные возможности» — NOKIA
Это коснется в равной степени каждой организации, которая захочет вести дела в новой экономике, которая известна — как мир мобильного интернета.
Тенденция мирового рынка — мир движется к онлайновой экономике 
В последнее десятилетие мировые достижения, всплеск интернета через слияние телефонных компаний, компьютеризация и средства массовой информации вызвали огромные изменения в профессиональном и социальном укладе жизни. Мы можем обращаться к информации, делать покупки, проводить банковские операции в режиме online, работать не выходя из дома, а также разговаривать и посылать сообщения с помощью мобильных устройств по всему миру.
Текущие сведения показывают, что революция мобильного интернета уже началась. Быстрое расширение мировых интер/интра сетей проводной связи определяет спрос на услуги передачи мобильных данных.
KPMG не одинок в распознавании потенциальных возможностей мобильного интернета.
«Мы очень заинтересованы в ускорении и развертывании широкополосного доступа, 3G(третье поколение), конечно, имеет все благоприятные возможности… это следующая большая растущая область», — Билл Гейтс, председатель Microsoft Corp.
«Мобильный интернет будет самой фантастической мечтой, которую когда-либо видел мир», — Джеф Безос, CEO Amazon.com
Формирование нового мирового поставщика мобильного интернета 
Вышеперечисленные огромные изменения создают чудовищные возможности тем, кто пойдет им навстречу, и основную угрозу тем, кто пренебрегает ими.
Сфера изменений коснется в значительной степени моделей доходов и расходов. Основные области, подвергающиеся изменениям, включают:
Чтобы добиться успеха в мире мобильного интернета, операторы должны не только освоить новые модели бизнеса, но и, что наиболее важно, — наладить новые взаимоотношения с клиентами и поставщиками.
В мире мобильного интернета более 45% трафика доходов будут неголосовыми. Деловое сосредоточение внимания операторов будет нуждаться в быстром преобразовании поставщиков голосовых каналов связи в поставщиков каналов данных, основанных на IP сервисе. Не все успешно выполнят это преобразование.
Результат важных факторов успеха определит стратегию выживания.
Для достижения этого, индустрия телекоммуникаций нуждается в разработке новых методов взаимосвязи с операторами, поставщиками, контент-провайдерами и провайдерами услуг.
Каковы тенденции мирового рынка? 
В экономически развитом мире рост будет определяться спросом и прибылью от услуг мобильного интернета. Тогда как в развивающихся странах, нехватка альтернативных фиксированных сетей означает то, что беспроводные широкополосные сети (мобильные, спутниковые или фиксированные беспроводные) могут стать единственными средствами связи. Тем не менее, каждый из основных регионов находится на различном уровне готовности для прихода услуг мобильного интернета.
Япония, Австралия, Гонконг и Сингапур — имеют наиболее подготовленные рынки беспроводных систем передачи данных в этом регионе. Большинство носителей и поставщиков мобильных услуг выработали стратегии мобильного интернета, и в настоящее время налаживают связи с партнерами, разрабатывают программы сотрудничества и портфели заказов.
Японский рынок включает более 4 миллионов беспроводных пользователей интернета, являясь мировым лидером в беспроводной передаче данных в ограниченной полосе частот.
i-mode: история удачной сотовой услуги
С тех пор, как NTT DoCoMo раскрутил в феврале 1999 года информационные услуги, он захватил 4 миллиона клиентов (
13% основных абонентов DoCoMo), что составляет 8% от 49-ти миллионной армии пользователей мобильной связи в Японии.
i-mode основывается на по-пакетной оплате (пользователи платят месячную абонентску плату и за каждые 128 байт полученной информации). Пользователи постоянно подключены к специально разработанным информационным интернет страницам, имея возможности просматривать интернет, выполнять деловые услуги и играть в сетевые игры.
Успех i-mode также учитывал опыт использования в Европе и рассчитывался на пользователя со средними доходами (ARPU).
В США, страдающем многочисленными стандартами, принятие единственного стандарта третьего поколения (3G) создаст платформу настоящему общегосударственному сервису мобильного интернета. Сейчас мобильное проникновение составляет 30%, что является относительно малым по сравнению с другими регионами. Однако, по прогнозам в последующие два года у 80% мобильных телефонов появится возможность передачи мобильных данных. Свертывание высокоскоростной мобильной сети Nextel, базирующейся на iDEN, может, наконец, заставит операторов аналоговой связи понять, что наступил период мобильного интернета.
Мир движется навстречу мобильной онлайновой экономике. Всплеск интер/интра сетей и других информационных услуг, приводит в движение спрос на услуги передачи данных. Подобно популярности беспроводных устройств голосового общения и последующим их вытеснением фиксированными беспроводными соединениями, усилит принятие рынком широкополосных услуг сотовой связи.
Преимущества мобильной широкополосной связи 
Для достижения успеха новым мировым поставщикам услуг мобильного широкополосного доступа следует разработать абонентские приложения, объединяющие традиционные атрибуты мобильной технологии (повсеместность, безопасность и удобство) с новыми возможностями локализации, индивидуальности и способности постоянного соединения. 3G сети могут обеспечить это, а также:
Препятствия на пути усвоения пользователями мобильной широкополосной связи. Некоторые мифы 
«Мудрость» старого мира гласит, что мобильные сети не приспособлены для широкополосных услуг. Эта и другие общепризнанные аспекты могут быть оспорены.
Какое значение приобретут приложения и услуги? 
Мобильный телефон приобретает для себя уникальную роль «Персонального идентификатора и ассистента» и все дальше отдаляется от понятия простого телефонного устройства. Это только вопрос времени, когда все и вся станут «соединенными».
Широкополосная связь даст возможность операторам разграничивать характеристики услуг в более широком диапазоне. Вдобавок к этому, конечные пользователи все больше требуют приложений, работающих в интерактивном режиме. Мобильный интернет предлагает целый диапазон приложений для различных групп пользователей.
Приложения, связанные с образом жизни, подразделяются на три разных сегмента:
Сегментные приложения дают возможность более быстро и эффективно обмениваться информацией между мобильными рабочими (техники, продавцы, рабочие и курьеры) и их постоянным местом базирования.
Мобильные профессиональные приложения позволяют профессиональным пользователям объединить функциональность их настольных систем с выгодой во времени, местоположении и подвижности. 3G создаст новое поколение профессиональных услуг, имеющих такую же функциональность как настольные системы, связанные ЛВС, но в отличие от них полностью мобильных.
Удаленный доступ: электронная почта, Интернет, ТВ, календарь, совместное планирование, Интранет приложения, Экстранет.
Информационные и справочные услуги: новости, погода, биржевые цены, гороскоп, спортивные результаты, расписание поездов, ресторанный путеводитель, словари, рецепты.
Развлечения: игры, чаты, шутки.
Интерактивные услуги: банковское дело, биржевая торговля, покупка билетов, мобильная торговля, страхование, аренда машин, выписывание счетов, видеоконференции.
Телематические и телеметрические услуги: дистанционная автомобильная диагностика, автоматическая торговля, счетчика для парковки.
Распродажи и местное управление: учет клиентов, наличие товара, планирование доставки.
Мобильный офис: постоянное соединение с копроративной электронной почтой и системами управления знаниями.
Операции и эксплуатация: дистанционная диагностика оборудования, бытрое отслеживание и диагностика.
Розничная торговля: лотереи и авторизация кредитных карт.
Каковы основные технологии и возможности? 
Широкополосные услуги мобильной связи будут создаваться на существующих цифровых сетях второго поколения (2G).
Первым шагом должны стать услуги 2.5G.
Следующим шагом, станут 3G сети. Первая 3G сеть начнет работать в Японии в конце 2001 года. Однако, она не достигнет предполагаемой пропускной способности в 2 Мбит/с и потребует новой сети.
Как операторы добьются максимального успеха? 
Эти технологические достижения окажут решающее влияние на услуги, предоставляемые новым миром. Важно отметить тот момент, что операторы не рассматривают этот переход как очередную технологически раскрученную программу.
Доставка услуг мобильного интернета будет радикально новым направлением в отличие от того, что предоставляли до этого обычные мобильные операторы и поэтому нуждается в управлении.
Операторы должны разработать такие модели бизнеса, которые создадут множество источников дохода через коммерческие сделки с третьей стороной — контент-провайдерами.
Например, приложения для ведения банковских дел принесут выгоду банковским организациям, включающую дополнительные дистрибьюторские каналы и возможность уменьшения постоянных ценовых инвестиций в розничные ветви инфраструктуры. В последствии, мобильные операторы или мобильные порталы могут управлять косвенными банковскими поступлениями во взаимосвязи с абонентом, пользующимся услугой. Дифференциация услуги будет создаваться на основе ключевых требований клиента. Очень важен подробный рыночный анализ с целью определения пользовательских сегментов, темпов прироста и предрасположенности к приобретению. Положение мобильных операторов с точки зрения систем оперативной поддержки и систем поддержки бизнеса (OSS/BSS) будет надежным. Посредничество в областях выписки счетов, обеспечения услуг и управления клиентом потребуют кардинальных изменений. Новые системы должны развертываться, обеспечивая большую гибкость и функциональность; организационные ресурсы должны быть пересмотрены и переподготовлены; бизнес процессы должны быть перепроектированы.
Тарификация всегда оставалась важным рычагом, устанавливающим использование и развитие традиционных голосовых услуг. Приход постоянного доступа через сети коммутации стимулирует принятие новых услуг. Традиционные методы начисления, такие как увеличение времени подписчика, останутся. Однако, поминутная тарификация будет больше неактуальной. Оплата будет начисляться, основываясь на переданном объеме данных (в Кбайтах) или событиях (оплата за показ, за игру и т. п.).
Операторы сотовой связи работают на рынках с постоянно увеличивающейся конкуренцией между проводными сетями и беспроводными технологиями. Основные факторы успеха включают:
Мобильная коммерция (m-commerce), являющаяся одним из ключевых сегментов приложений, станет доступной в течение следующих 5-ти лет, благодаря технологическим переходам описанным ниже. На Европейском рынке мобильной коммерции ожидается подъем оборота с 323 миллионов Евро в 1999 году до более чем 23 миллиардов Евро к 2003-му году, опережая в развитии на два года США.
Как прореагируют телефонные компании? 
Мы видим явный сдвиг в привязанности цен на рынке мобильной связи. По отношению к мобильному интернету рыночная цена сдвинется от передачи к содержимому (контенту), т. е. от операторов к контент-провайдерам. По нашим оценкам только 25% общего дохода будет относится к трафику передачи, остальные 75% будут разделяться между созданием контента, его объединением, обеспечением услуг и рекламой.
В старом мире вся власть и доход были сосредоточены на радио доступе и в центре провайдерской сети. В новом — баланс сил сдвинется в сторону пользователей, контент-провайдеров и операторов портала.