з чего складывается мастерство работника
Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 9
Параграф 9. Мастерство работника
Страница 73
Какой труд можно назвать простым, а какой сложным? Как оценивается труд человека?
Простым трудом можно назвать такой труд человека, который не требует особых знаний, навыков и умений. При его выполнении человек совершает механические действия. По-другому простой труд называется малоквалифицированным.
Сложный, или высококвалифицированный труд – это такой труд, для совершения которого необходимо обладать особыми знаниями и практическими навыками.
Оценкой человеческого труда является заработная плата – денежная компенсация потраченного времени и усилий.
Что должен знать и уметь человек, чтобы получить достойную работу? Каковы признаки качественного труда?
Каждый ли может стать профессионалом своего дела?
Для получения достойной работы человек должен обладать профессиональными теоретическими и практическими знаниями. Ему нужно пройти обучение, чтобы приобрести необходимые для освоения профессии навыки, которые покажут уровень квалификации работника. В любой сфере деятельности работники должны постоянно совершенствовать свои умения, то есть повышать квалификацию.
Основным признаком качественного труда является достойный результат – хорошо выполненная работа. Далеко не каждый человек сможет стать профессионалом своего дела. Ему нужно любить то, что он делает, накапливать опыт и совершенствоваться в выбранной профессии.
Страница 74
Имена каких знаменитых мастеров тебе известны? Расскажи об этих людях.
Мне известны имена таких мастеров:
Михаил Калашников – известный российский мастер. Его главным изобретением стал автомат Калашникова – АК-47.
Билл Гейтс является создателем популярных компьютерных программ. Его знания и умения позволили улучшить и упростить жизнь людей.
Гордон Рамзи – всемирно известный повар. Он имеет высокий уровень квалификации и готовит уникальные блюда по особым технологиям.
Страница 75
Подбери примеры ручного труда, требующего высокой квалификации, а также специальностей, в которых умственный и физической труд переплетаются друг с другом.
Примеры ручного труда, требующие высокой квалификации:
Примеры специальностей, в которых умственный и физический труд переплетаются:
Страница 79
По каким признакам можно судить о том, что на каждой картине перед нами мастер своего дела? Внимательно посмотри на лица и руки героев, изображенных живописцами. Какие качества мастеров смогли запечатлеть художники? Чем сюжеты картин В. А. Тропинина отличаются от сюжетов А.А. Пластова? Что в них общего?
Охарактеризуйте мастерство художников, воплотивших в своих произведениях любовь и уважение к красоте труда.
На картинах я наблюдаю людей, которые занимаются трудом. На их лицах нельзя заметить отрицательных эмоций, а это значит, что они любят свое дело. Людей, которые выполняют работу на совесть и получают удовольствие в процессе, можно назвать мастерами своего дела.
Художники смогли запечатлеть разные качества мастеров. На первых двух картинах можно наблюдать девушек, которые занимаются рукоделием. Их труд требует аккуратности, кропотливости и усидчивости. Всеми этими качествами обладают изображенные мастерицы. На работах Пластова изображены группы людей. Их труд требует физической силы и выносливости. Люди на третьей и четвертой картинах, на мой взгляд, трудолюбивы и обладают крепкой силой воли.
Сюжеты Тропинина и сюжеты Пластова отличаются тем, что на первых работах изображен индивидуальный труд, то есть труд одного человека, а на последующих двух – коллективный труд. Общее в картинках заключается в том, что на каждой из них изображены трудящиеся люди и мастера своего дела.
Я могу высоко оценить мастерство художников. Каждый из них постарался детально изобразить трудящихся людей. С помощью кистей и красок им удалось передать атмосферу и эмоции представленных сюжетов.
Страница 81
Задание 1. Объясни смысл слов «квалификация», «специалист высокой квалификации».
Квалификация – это совокупность особых знаний, навыков и умений, полученных человеком в ходе теоретического обучения и практики.
Специалист высокой квалификации – это человек, способный выполнять сложный труд. Он обладает достаточным количеством знаний, большим опытом и постоянно развивается и повышает уровень своей квалификации.
Задание 2. Из чего складывается мастерство работника?
Мастерство работника складывается из его теоретических знаний и практических умений. В некоторых случаях важную роль играют креативность и творческий подход. Для того чтобы добиться успеха в каком-либо деле, нужно по-настоящему полюбить его.
Задание 3. Почему на некоторых изделиях можно увидеть имя мастера?
Некоторые изделия имеют гравировку или подпись создателя. Это означает, что работа была выполнена конкретным автором, то есть он имеет на нее авторские права.
Задание 4. Чем определяется размер зарплаты? Должна ли зарплата находиться в зависимости от образования работника? Свой ответ поясни.
Заработная плата – эта деньги, выплаченные человеку за проделанную работу. Размер зарплаты определяется:
Задание 5. Чем можно объяснить то, что одни люди более успешны в поиске работы, чем другие?
Одни люди более успешны, чем другие в поиске работы из-за нескольких причин. Во-первых, их уровень квалификации выше. Они обладают теоретическими знаниями, практическими навыками и опытом работы, поэтому значительнее ценятся на рынке труда. Во-вторых, многое зависит от желания. Тот, кто стремится найти работу, сможет это делать только в том случае, если проявит интерес и сильное желание занять какую-либо должность.
Задание 1. Приведи пример какой-либо трудовой деятельности. Оцени, какой это труд — высоко- или малоквалифицированный.
В качестве примера двух видов труда можно привести труд уборщика и педагога. В таком случае малоквалифицированным будет работа уборщика. Ему не требуется обучаться в высшем учебном заведении, получать специального образования и осваивать сложные навыки. В то время работа учителя является высококвалифицированной. Ему нужно для начала успешно окончить педагогический институт, набраться опыта и постоянно совершенствовать свои знания и умения.
Задание 2. В 1990-х гг. в России повсеместно стали открываться бухгалтерские курсы. На них принимались люди, не имеющие специального образования, и специалисты со средним специальным и высшим образованием, не имеющие отношения к бухгалтерскому делу. Как ты думаешь, что толкало людей переучиваться, менять профессию?
Людей может толкать переучиваться и менять работу востребованность профессии. В современном мире широкое развитие получили технологии. Вместе с ними открылось множество новых профессий. Так как наше общество постоянно развивается, то одни специальности становятся менее популярными, а другие, наоборот, набирают обороты. В связи с эти люди вынуждены покидать свои рабочие места и обучаться чему-то новому, осваивая новую профессию.
Страница 82
Задание 3. В Московском доме фотографии одна из нефтяных компаний организовала выставку «Нефть и люди».
Основной частью экспозиции стали портреты трудовых династий компании. Согласно подписям под фотографиями общий трудовой стаж некоторых из них исчисляется веками. Чем объясняются затраты предприятия на организацию выставки? Какую пользу компании она может принести?
Затраты предприятия на организацию выставки могут быть оправданы тем, что после ее проведения воодушевленные посетители захотят придти на работу в эту компанию. Благодаря этому появится больше кандидатов на рабочие места, из которых можно будет выбрать наиболее перспективные варианты. Эти люди станут работать на пользу компании и приносить ей больший доход.
С помощью организованной выставки люди смогут осознать важность и сложность профессии нефтяников. Большая часть людей знает, какую роль играет нефть в энергетике и экономике страны, но не всем известно, как сложно дается ее добыча.
Задание 4. Собери материал по теме «Трудовые традиции семьи». Запиши рассказы своих родных и знакомых о том, как передаются профессии от старших к младшим.
В этом вопросе ты можешь написать историю профессии, которая передается в твоей семье от одного члена семьи к другому. Примером станет история о семье педагогов.
В нашей семье из поколения в поколение передается профессия педагогов. Оба моих родителя занимают должности учителей в нашей школе. Папа учит химии старшеклассников, а мама обучает учеников начальной школы чтению, письму и математике. Первыми, кто решился передавать знания детям, были родители моей мамы. Они оба в сельской школе учили маленьких детишек грамоте и арифметике.
Моя мама всегда интересовалась работой своих родителей и мечтала по их примеру работать в школе. После того, как она окончила обучение в школе, она отправилась поступать в педагогический институт, в котором когда-то учились ее родители. Там она познакомилась с моим папой. Его родители не работают учителями в школе, но связаны с профессией педагога. Бабушка воспитывает детей в детском саду, а дедушка читает лекции для студентов высших учебных заведений.
Мои родители работают учителями уже больше 10 лет. Им нравится общаться с детьми, постоянно узнавать что-то новое и передавать знания подрастающему поколению. Я не задумывался(лась) о том, чтобы стать учителем, но, возможно, в моей жизни что-то поменяется, и я продолжу дело своей семьи.
Задание 5. Узнай у родителей, какое образование они получили. Приходилось ли им переучиваться, менять профессию?
Мои родители получили высшее образование. Мой папа работает программистом, а мама лечит людей. Папа изначально учился на юриста, но затем выяснилось, что многие поступают на эту профессию, поэтому на рынке труда возникает большая конкуренция. Тогда папа принял решение, что ему стоит лучше разобраться с тем, что сейчас наиболее востребовано, поэтому он выбрал профессию программиста.
Задание 6. Каким видом труда ты хочешь заниматься в будущем? Что для этого потребуется?
Я бы хотел(а) выбрать ту профессию, которая принесет пользу обществу. Например, работать полицейским, доктором или пожарным. Для этого мне потребуется отучиться в школе, а затем поступить в специализированное учебное заведение.
Там я смогу получить теоретические знания и освоить практические навыки. Кроме того мне потребуется постоянно совершенствоваться и улучшать свои личные качества. Для такой работы мне нужно обладать смелостью, мужеством, сильным характером, выносливостью и коммуникабельностью.
Задание 7. Узнай, кто из выпускников школы прошлых лет работает в интересующей тебя области. Расспроси, что повлияло на выбор их жизненного пути, чем привлекает их избранная профессия, с какими трудностями они встречаются.
Выясни подробности об их специальности (какой объем знаний требуется; в каких учебных заведениях можно получить подготовку; каковы перспективы роста людей данной профессии; какие особенности характера надо иметь людям, избирающим данную специальность).
Я узнал(а), что из выпускников школы прошлых лет в интересующей меня области работает несколько человек. Кто-то из них занимает должность полицейского, кто-то спасает жизни людей, попавших в чрезвычайные ситуации, а кто-то лечит животных.
На выбор их жизненного пути могло повлиять несколько факторов. Эта могла быть какая-то история из жизни, которая вдохновила их на выбор такой профессии. Например, у человека домашнее животное могло заболеть. Он понимал, что не может помочь ему в данной ситуации, потому что не обладает нужными знаниями. После этого человек мог решить, что хочет стать ветеринаром и помогать всем больным животным. Другой причиной мог стать тот факт, что родители или другие родственники человека работают в данной сфере. Например, в семье врачей велика вероятность, что ребенок будет работать доктором.
Избранная профессия может привлечь хорошим коллективом, высокой заработной платой, удобным графиком работы или тем, что приносит пользу обществу.
Любому работнику приходится сталкиваться с профессиональными трудностями. Они могут быть выражены в загруженности графика работы, в невозможности наладить отношения с коллегами, в сложности освоения материала, в сильной физической или умственной нагрузкой.
Для получения профессии спасателя потребуется обладать большим объемом знаний. Обучится навыкам полицейского, пожарного или доктора можно в высших учебных заведениях, например, в медицинском институте.
Данные профессии всегда будут перспективны, потому что с людьми часто случаются несчастные случаи. Людям, выбирающим данную специальность, нужно быть смелыми, мужественными, выносливыми, коммуникабельными и образованными.
Мастерство работника
Урок 21. Обществознание 7 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Мастерство работника»
Вам, наверное, приходилось слышать такие пословицы как: «Дело мастера боится», «Мастер золотые руки», «Всякая работа мастера хвалит» и многие другие. Так говорят о людях, которые вызывают уважение в обществе благодаря своим умениям и навыкам.
Например, таких, как тульский мастер Левша, который сумел подковать блоху, или Данила мастер, создавший необычайной красоты каменный цветок.
Мастер – это человек, превосходно знающий своё ремесло.
Но как же стать мастером?
Например, для того что бы стать настоящим мастером в средневековой Европе, необходимо было не только в течение нескольких лет трудиться под присмотром опытного наставника в качестве подмастерья, но и изготовить образцовое изделие, так называемый «шедевр». И только после сдачи такого квалификационного экзамена претендент мог по праву назвать себя мастером.
Но это уже история, а что нужно сделать сегодня?
Современные мастера по своим умениям и навыкам ни в чём не уступают своим средневековым коллегами. Они могут и, так же как Левша, блоху подковать и караван в угольное ушко вставить. Или создать целую страну в миниатюре. И много чего ещё.
Чтобы достичь такого мастерства, нужно иметь соответствующие знания, умения и навыки, или, как принято говорить, обладать соответствующей квалификацией.
Квалификация работника – это профессиональные знания, умения и навыки, полученные работником.
Любой труд требует отдельных профессиональных знаний. Например, если человек получил педагогическое образование, то он вряд ли сможет хорошо работать у станка на заводе, так как для этого нужно обладать совершенно иными знаниями.
В нашей стране такие знания можно приобрести в высших или средне специальных учебных заведениях, которые готовят будущих высококвалифицированных специалистов.
Чем сложнее труд, тем больше он требует специальных знаний, умений и навыков, которыми должен обладать работник, тем дольше надо учиться, чтобы их освоить.
Например, нельзя же стать, доктором наук, окончив только школу. Для этого, необходимо ещё окончить институт, аспирантуру, защитить диссертацию, соблюсти целый ряд иных формальностей и только после этого стать такого рода высококвалифицированным специалистом.
Мастером своего дела можно назвать представителей самых различных профессий: и учителя, и врача, и повара, и художника, и артиста театра, и поэта, и музыканта. Ведь научиться можно не всему. Например, чтобы стать певцом, поэтом, художником или актёром надо иметь особые способности, которые принято называть «талантом». Хотя и для актёров, поэтов, художников и музыкантов существуют специальные учебные заведения, где им помогают раскрыть свой талант.
В зависимости от того, в какой степени труд требует специальных знаний, умений, навыков, опыта, различают высококвалифицированный и малоквалифицированный труд.
Высококвалифицированный труд требует умения выполнять сложные операции, трудовые приёмы, что невозможно без специальных знаний, умений, и навыков. И специалист, который делает подобную работу серьёзно подготовлен. К такому труду принято относить труд учителей, врачей, инженеров.
Низкоквалифицированный труд – это простая работа, не требующая специальных умений и навыков, которую можно быстро освоить. К такому виду труда относят труд дворника, уборщика помещений, грузчика.
Благополучие общества во многом зависит от уровня квалификации работников. Но это не означает, что низкоквалифицированный труд не нужен обществу, так как не влияет на его благополучие.
Представьте только, во что бы превратились улицы наших городов, если бы коммунальные службы вовремя не вывозили бытовой мусор.
Например, в 2013 году в Испании во время забастовки мусорщиков только на улицах города Севилья собралось около шести тысяч тонн мусора, не очень приятная картина, не так ли?
А если учесть, что только жители московской области ежегодно выбрасывают до двадцати миллионов тон мусора, а это примерный вес средних размеров айсберга, то все могло бы выглядеть ещё печальнее. Но айсберг может и растаять самостоятельно, а мусор все же необходимо кому-то убирать.
Тем не менее, от квалификации работника зависит размер его денежного вознаграждения или заработной платы.
Величина зарплаты может устанавливаться в договоре, контракте, который заключается между работником и организацией.
Распространены две системы оплаты труда:
· повременная, при которой работнику платят за отработанное время
· сдельная, при которой зарплата зависит от количества произведённой продукции и объёма выполненных работ.
По данным Федеральной службы государственной статистики в 2014 году каждый работающий житель России в среднем получал около 32 600 рублей в месяц.
Средняя заработная плата – это среднеарифметическая заработная плата работников.
Например, у Коли было два яблока, а у Димы ни одного, но в среднем у каждого по одному яблоку. Так и в случае с заработной платой, если рабочий получает двадцать тысяч рублей в месяц, а директор завода сорок тысяч, то в среднем они будут зарабатывать по тридцать тысяч рублей.
Существует даже рейтинг самых высокооплачиваемых специалистов в мире, в него входят такие профессии как: селекционер и генный инженер, менеджер по рекламе, IT-специалист, юрист, аналитик рынка, стоматолог, пилот, управленец высшего звена, анестезиолог и хирург.
В нашей стране этот рейтинг выглядит по-другому. В него входят такие профессии, как шеф-повар, логист, стоматолог, главный бухгалтер, программист, аудитор, бизнес консультант, IT-специалист, работник нефтегазовой отрасли и менеджер высшего звена.
Но почему же хирург получает больше юриста или менеджера по рекламе?
Что же влияет на размер заработной платы работника?
1. Качество и количество труда. Это главный принцип оплаты. Чем качественнее и производительнее труд, тем выше зарплата.
2. Сложность труда и уровень квалификации работника. Сложный труд требует высокой квалификации работников, соответственно, оплата труда высококвалифицированных работников выше.
3. Условия труда. В идеале тяжёлые и вредные условия труда, например шахтёров, металлургов, работников химических предприятий, должны быть компенсированы высокой заработной платой.
4. Социальная значимость труда. В этом случае размер заработной платы определяется тем, насколько данный труд нужен обществу и наиболее значим для страны.
5. Степень риска. Учитывается то, что при исполнении своих служебных обязанностей работник может рисковать жизнью и здоровьем. Как правило, это люди таких профессии, как лётчик-испытатель, космонавт, военный, полицейский и других.
6. Уникальность труда. Зарплата отдельных работников чрезвычайно высока из-за их особого таланта и популярности. К таким работникам относятся, например, выдающиеся музыканты, певцы и актёры.
7. Состояние рынка труда. А именно соотношение спроса на работников и их количества в той или иной специальности. То есть если работников много, больше чем рабочих мест (предложение превышает спрос) – заработная плата может снижаться.
Так что, выбирая свою будущую профессию, постарайтесь задуматься и о своём будущем трудоустройстве. Нужны ли будут полученные вами знания умения и навыки работодателям.
Но на какой специальности остановить свой выбор, чтобы став обладателем диплома не оказаться невостребованным специалистом, но иметь возможность получить хорошую работу и финансовую независимость?
Например, в 2015 году самыми востребованными профессиями на рынке труда в России стали: IT-специалист, инженер-проектировщик, педагог, юрист, медик, маркетолог, специалист по персоналу, профессиональный рабочий, специалист индустрии красоты и эколог.
Для повышения оплаты труда работник также должен постоянно повышать свою квалификацию.
Например, в начале девяностых годов в Соединённых Штатах Америки сотрудник, который имел навыки работы на компьютере, получал в среднем на пятнадцать процентов больше своего коллеги, который не умел этого делать.
А среднегодовой доход работников, имеющих диплом о высшем образовании, в 1995 году был на семьдесят процентов выше, чем у тех, кто начал работать сразу же после окончания школы.
Сегодня многие предприятия выделяют значительные средства на повышение квалификации своих сотрудников и стараются взять на работу самых лучших выпускников различных учебных заведений. Ведь высокая квалификация работников предприятия способствует росту производительности труда и повышению его качества, а следовательно, и увеличению прибыли. А если предприятие получает прибыль, то и работник может рассчитывать на повышение заработной платы и своего материального благосостояния.
Важно понимать: чтобы преуспеть в любом деле, надо любить свою работу, вкладывать душу в свой труд, становиться профессионалом.
В конце нашего урока давайте попробуем ответить на несколько вопросов.
1. Кто такой мастер?
2. Что такое квалификация работника?
3. Что такое заработная плата?
4. Что такое средняя заработная плата?
5. Какой труд признается низкоквалифицированным, а какой высококвалифицированным?