за что можно критиковать себя
Почему мы критикуем себя и как это прекратить
В детстве нас критиковали взрослые, а теперь мы успешно делаем это сами. Каждый промах, любая ошибка, даже маленький недостаток могут активировать внутреннего критика. Как отключить его суровый голос и избавиться от разрушительной привычки?
Самобичевание, самокритика, самоуничижение, самоедство — на психологическом сленге все эти слова обозначают «отрицательно окрашенный самоанализ, сопровождающийся неодобрением своего поведения (слов, мыслей, поступков) и недовольством самим собой».
Ни один ребенок не рождается со встроенной функцией самокритики. Но многие осваивают это умение достаточно быстро.
Почему мы ругаем себя
Что же запускает и поддерживает в нас этот процесс?
1. Интроекты — родительские и принадлежащие значимым людям. Те самые осуждающие, порицающие, критикующие, обвиняющие фразы, которые мы так часто слышали от мамы, папы, учительницы, одноклассников. Мы уходим из дома, заканчиваем школу, прощаемся с людьми, но их маленькие говорящие копии остаются у нас в головах. И начинают звучать в ситуациях, напоминающих нам о прошлом опыте. Так что если вы воспитываете детей, помните: то, что вы сейчас им говорите, останется с ними на всю жизнь.
2. Отзеркаливание и наследственность. Возможно, мама была очень заботливой и никогда не позволяла себе критики в вашу сторону. Но себя при этом ругала каждую минуту. Мы как маленькие, сознательные или бессознательные, но все-таки копии наших родителей, можем вольно или невольно повторять их манеру поведения и употреблять слова, которые они произносили.
В терапии мы часто сталкиваемся с тем, что в нашей жизни «эмоциональным эхом» проявляются мысли и чувства предыдущих поколений. Ведь генетически мы перенимаем не только внешнее, но и внутреннее сходство.
3. Долженствования. Нас растили «правильными детьми», окружая множеством фраз: «ты должен», «ты обязан», «необходимо сделать», «это обязательно». Мы не всегда выполняли то, что были «должны», ведь многие из этих долженствований совершенно не соответствовали внутренним позывам, стремлениям и желаниям. А потому вызывали у нас не только негодование, но и самокритику.
4. Особенности характера, которые усугубляют все вышеизложенное. Среди них:
Как поменять отношение к себе
Существует множество психологических способов коррекции самокритики. Чтобы решить проблему, в любом случае нужно изменить отношение к своему истинному «Я» и избавиться от интроектов.
На сеансах психотерапии можно добиться более качественных результатов, потому что все пусковые механизмы самокритики находятся на уровне бессознательного. А в одиночку туда проникнуть практически никому не удается.
В работе с психотерапевтом можно выделить несколько субличностей: собственную критикующую, собственную критикуемую и сторонние, те, которые внесли в нас эти интроекты. Специалист помогает избавиться от чужих установок, выработать собственные и научиться поддерживать себя вместо того, чтобы осуждать.
В «домашних условиях» можно попробовать сделать следующее: представить себя маленькую, ту, которую обвиняли и критиковали. Дать ей поддержку. Сказать ободряющие слова. Дать обещания и разрешения:
Поддержка своих внутренних частей личности важна при любом решении психологических проблем.
Бодишейминг: как перестать критиковать себя и других за размер талии
Что такое бодишейминг
Бодишейминг — это негативные комментарии по поводу внешнего вида другого человека. Они могут приводить к депрессивным симптомам и необратимым последствиям [1]. Часто бодишеймингу подвергаются люди с избыточным весом, но критикуют и тех, кто выглядит слишком худым или недостаточно спортивным с точки зрения других. Бодишейминг распространен повсеместно. С развитием онлайн-пространства и соцсетей у людей появилась возможность расширять круг общения и без последствий для себя задевать незнакомых пользователей. Тут и там встречаются посты и статьи, авторы которых открыто призывают оценить, чья фигура лучше или «можно ли с таким телом носить бикини».
Опасность бодишейминга выходит за рамки неприятных комментариев и нападок. Многие люди и без чужих замечаний относятся критично к своей внешности — тогда сторонние комментарии только усиливают негативные переживания. Бодишейминг может быть направлен не только вовне, но и на себя и может выражаться в недовольстве собственной внешностью, в сравнении с другими людьми и эталонами.
От навязываемого «стыда за тело» страдают как обычные люди, так и знаменитости: примером стало заявление ведущей Fox News о том, что Келли Кларксон должна «воздержаться от пиццы во фритюре на какое-то время». Фотография беременной Ким Кардашьян, сравниваемой с китом, стала вирусной в социальных сетях, а Шерил Коул, бывшая участница группы Girls Aloud, выступила против бодишейминга после того, как подверглась жестоким насмешкам по поводу ее стройной фигуры [2]. Последствия нападок очень серьезны, независимо от того, осуждаете вы себя или кого-то еще, они могут спровоцировать и усугубить проблемы с психическим здоровьем.
Чем опасен бодишейминг
На человека, который борется с расстройством пищевого поведения, влияет множество различных факторов, в том числе генетические особенности и окружающая среда. Бодишейминг признают частью этого уравнения. Дело в том, что он усиливает чувство стыда за свой «неправильный» внешний вид. Последнее уже может напрямую влиять на выбор режима питания вплоть до перехода на жесткую диету. По данным Национальной ассоциации по борьбе с расстройствами пищевого поведения, в Соединенных Штатах примерно 20 млн женщин и 10 млн мужчин в какой-то момент жизни страдали клинически значимым расстройством пищевого поведения — нервной анорексией, булимией, компульсивным перееданием [3].
Как остановить бодишейминг
Ориентируйтесь на примеры тех, кто любит и ценит свое тело, хотя оно не соответствует медийным эталонам красоты. Как только вы обратите внимание на бодишейминг, вы заметите, в каких ситуациях он встречается, кто из семьи, друзей или коллег позволяет себе злые высказывания в ваш адрес или по отношению к другому человеку, в том числе за его спиной.
Мы не можем контролировать действия других, но способны изменить собственную реакцию на происходящее и не участвовать в этом.
Прекратите чрезмерно критиковать себя
У каждого бывают ситуации, когда что-то в себе не нравится и хотелось бы это изменить. С одной стороны, критика становится мотивацией для работы над собой, с другой — несет опасность зациклиться на негативных моментах. Постарайтесь принять себя, а не осуждать, даже если вы выглядите не так, как вам хочется.
Не участвуйте в бодишейминге
Иногда вы можете не осознавать, что становитесь частью механизма, слушая и поддерживая комментарии касательно чьей-то внешности. Лучшее, что можно сделать, — избегать их и по возможности пресекать.
Найдите то, что вам в себе нравится
Это могут быть как постоянные особенности, так и временные. Например, новая стрижка и маникюр, взгляд, мимика, улыбка. Отмечайте их ежедневно и концентрируйтесь на приятном. Если другие люди жалуются вам на свою внешность, помогать и им найти в себе положительные качества.
Не стесняйтесь обращаться к психологу
Специалист поможет избавиться от негативных переживаний, провести переоценку реакций, сделать выводы и не вовлекаться в подобные ситуации в дальнейшем.
Почему мы занимаемся бодишеймингом
Бодишейминг возникает на волне стереотипов. Не имея примеров того, как «правильно» выглядеть, человек не станет стремиться к навязанным идеалам. Не забывайте о субъективности взглядов. То, что не нравится одному, может быть не только приемлемым, но и приятным другому. Кроме того, бодишейминг — это проявление жестокости, причем как к окружающим, так и к самому себе. Человек, который не занимается чрезмерной самокритикой, не станет навязывать ее другим. Если за счет уничижения окружающих вы чувствуете себя лучше, попробуйте найти другие способы для самоутверждения.
Некоторые считают, что посредством критики близких оказывают им услугу и помогают стать лучше. На самом деле человек, как правило, прекрасно осведомлен о своих недостатках, а то и вовсе не считает их таковыми. И если он не просит у вас комментария, не стоит навязывать свою точку зрения, будь то советы по макияжу или предложение заняться бегом. Некоторые особенности внешности обусловлены генетически, но даже если они стали следствием пассивного образа жизни, это личное дело каждого человека.
Комментарий психолога
Полина Лукиных, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter
Если бодишейминг — плохо, то бодипозитив — хорошо? Где грань между полным принятием недостатков и попыткой достичь «совершенства»?
На мой взгляд, в жизни не существует такой дуальности — хорошо и плохо. Это в старом добром стихотворении про кроху есть четкое разделение на черное и белое, а на деле оно вряд ли возможно. И бодишейминг, и бодипозитив, как мне кажется, — некие социальные явления, которые отражают определенные вопросы, веяния, настроения, возникающие в обществе. Они говорят о том, что сейчас тело прочно занимает определенное место в иерархии социальных ценностей. А грань пролегает в рамках индивидуального, а не коллективного сознания. Условно и утрируя: если человеку нравится собственное тело, если он чувствует себя в нем комфортно, если осознает, что доволен тем, как выглядит, и его все устраивает — это и есть хорошо.
Не способствует ли отказ от бодишейминга тому, что, например, ожирение станет нормой и люди перестанут беспокоиться о том, что оно вредно для здоровья?
Чтобы ответить на этот вопрос, важно для начала разобраться в понятиях. Что такое бодишейминг и решает ли он задачу борьбы с ожирением? По сути, бодишейминг — это дискриминация на основе внешних признаков, осуждение людей, чья внешность по тем или иным причинам не вписывается в общепринятые стандарты и нормы. И это касается не только веса, а в том числе, например, цвета волос, татуировок и пирсинга. Если следовать заданной логике, то можно предположить, что единственное, что сдерживает людей от того, чтобы сделать татуировку, пирсинг или побрить голову наголо, — это страх осуждения. И если его не будет, то все сразу ринутся в тату-салоны. Эта логика, конечно же, неверна. Невозможно вывести «усредненные» показатели в сфере частной жизни.
Можно ли рассматривать дискриминацию как здоровый сдерживающий фактор? Мне кажется, нет. Это напоминает не самую эффективную стратегию поведения родителя в семье по отношению к ребенку: «Я тебя сейчас ругаю и бью, потому что стараюсь сделать для тебя лучше, чтобы ты знал, как поступать правильно. Я тебя осуждаю, чтобы тебе было хорошо». Как отреагирует на это ребенок? Скорее всего, расстроится, обидится, заплачет.
Задача мне видится в том, чтобы делать упор на формировании здоровых привычек, и уж точно не в том, чтобы наказывать и осуждать людей за несоответствие некой норме, которая, кстати, меняется со временем. И мир не был бы таким интересным местом, не будь мы, все люди, разными.
Нельзя однозначно утверждать, что с другим что-то не так, если у него, например, избыточный вес. Точно так же тот факт, что у человека нормальный вес, не обязательно означает, что с ним все в порядке и он здоров. Если вы беспокоитесь о здоровье и благополучии близкого, я рекомендовала бы, в первую очередь, сфокусироваться на собственных чувствах. Что происходит лично с вами в связи с тем, как живет близкий вам человек? Чем вызвано ваше беспокойство, с чем оно связано?
Менять чью-то жизнь — дело неблагодарное, да и, прямо скажем, невозможное. Что делать с собственной жизнью, внешностью, физической активностью и питанием, каждый может решить только сам. Но можно помочь себе разобраться, что происходит именно с вами, в чем причина вашей реакции. Можно поделиться чувствами с близким. Открытый разговор может быть честнее намека, он снижает напряжение в отношениях. Однако заводить такую беседу имеет смысл тогда, когда человек сам ее начинает. Например, если близкий говорит вам: «Мне не нравится, как я выгляжу. Я ненавижу свое отражение в зеркале. Мне некомфортно в моем теле, я его стесняюсь» и так далее. Можно начать диалог в таком ключе: «Вижу, что ты переживаешь. Я беспокоюсь о том, как ты себя чувствуешь, и готов тебе чем-то помочь, если ты хочешь».
Темы бодипозитива и бодишейминга, на мой взгляд, звучат сейчас так громко именно потому, что тело стали рассматривать как некую валюту, с помощью которой можно удовлетворить базовые человеческие потребности: любовь, принятие, признание, уважение. Причем иногда бывает так, что человек пытается «купить» это у самого себя. Так в том числе рождается идея о постоянном самосовершенствовании. А страх полноты в таком случае можно рассматривать как страх не соответствовать социальным стандартам.
Если основная идея бодипозитива — «все тела одинаково хороши» — станет правилом, эта привычная система координат пропадет. Тело, внешний вид перестанут быть мерилом любви, признания и уважения. Не рассматривать тело в общественном дискурсе как инструмент конкуренции, дискриминации и превосходства — то, к чему бодипозитив призывает в первую очередь. И это отличается от призыва любить свое тело, каким бы оно ни было.
«Я полный ноль». Зачем мы на самом деле себя ругаем и почему нужно прекратить это делать прямо сейчас
Психолог из Техасского университета в Остине Кристин Нефф посвятила свою жизнь тому, чтобы научить людей быть бережнее к себе. Ее ключевая идея, которую она продвигает во всех своих научных работах, книгах и интервью, — люди должны проявлять сострадание по отношению к себе, чтобы быть счастливее и добиваться успеха. Она призывает всех стремящихся ради сохранения и повышения собственной самооценки снова и снова преодолевать барьеры перестать себя бичевать и наказывать и перейти на новый уровень свободы. При этом самосострадание — это вовсе не бесконечное нытье, наоборот, люди, практикующие самосострадание, гораздо более стойко переносят любые отрицательные эмоции и проявляют большую эмпатию к другим. Такие люди понимают: чтобы быть счастливым, необязательно, чтобы окружающий мир был всегда таким, как нам хочется. В апреле книга Кристин Нефф «Самосострадание. О силе сочувствия и доброты к себе» выходит на русском языке в издательстве «Манн, Иванов и Фербер». Inc. публикует отрывок.
Почему так трудно перестать заниматься самобичеванием?
Наверное, еще больше, чем стремление быть довольным собой, приводит в недоумение наша не менее стойкая склонность к самокритике. Британский романист Энтони Пауэлл сказал об этом так: «Похоже, любовь к себе очень часто бывает безответной». Что происходит, когда нам не удается так переиначить действительность, чтобы ощутить свое превосходство над другими, и наконец приходится признать тот факт, что собственный образ, который мы себе рисуем, не так совершенен, как нам хотелось бы? Сплошь и рядом из мрака возникает Стервелла де Виль или мистер Хайд и с поразительной злобой набрасывается на таких небезупречных нас.
Ай, больно! И все-таки самоуничижение чрезвычайно распространено. Слово «флоксиносинигилипилификация» (floccinaucinihilipilification), одно из самых длинных в английском языке, обозначает привычку отрицать значимость чего-то. Почему она нам свойственна — такая же загадка.
Возможно, станет понятнее, почему мы так себя ведем, если вспомнить, что самокритика, как и самовозвеличивание, — это форма поведения, помогающая добиться принятия в социальной группе.
Вожак собачьей стаи всегда ест первым, но и псу, который, когда на него рычат, подставляет незащищенный живот, тоже достается доля. У него есть свое гарантированное место в стае, пусть даже на самой нижней ступеньке в иерархии.
Самокритика — это разновидность подчиненного поведения: мы стремимся принизить себя, прежде чем это сделают воображаемые другие, которые выносят нам приговор, а потом вознаграждают за послушание крошками со стола. Когда мы заставляем себя признать свои слабости, мы как бы заранее задабриваем своих судей, покорно соглашаясь с их негативными суждениями о нас. Посмотрите, например, как люди критикуют себя в присутствии других: «Я в этом платье похожа на корову», «В том, что касается компьютеров, я абсолютный ноль», «В топографическом кретинизме со мной никто не сравнится!» (Сколько раз я повторяла последнюю фразу, особенно когда везла куда-нибудь друзей и снова плутала!) Мы словно говорим: «Я сейчас тебя обскочу — раскритикую себя до того, как ты успеешь это сделать. Я понимаю, какой я слабый и несовершенный, так что тебе необязательно ставить меня на место и говорить то, что я и так знаю. Надеюсь, ты меня пожалеешь вместо того, чтобы судить, и скажешь, что я не такой плохой, как мне кажется». Эта оборонительная тактика вызвана страхом быть отвергнутым и покинутым. С учетом того, что инстинкт самосохранения — один из главных, она определенно имеет смысл.
Самая важная для самосохранения социальная группа — это, конечно, семья, ближайшие родственники. Дети зависят от родителей в том, что касается пищи, удобства, тепла и крова. Они инстинктивно полагаются на то, что родители всё им разъяснят, помогут справиться с новыми пугающими задачами, уберегут от опасностей. У детей нет выбора; чтобы выжить в этом мире, им приходится надеяться на родителей. Но, к несчастью, многие родители, вместо того чтобы утешать и поддерживать, стараются руководить детьми посредством беспрестанной критики. В таких условиях выросли многие из нас.
Когда мамы и папы прибегают к резкой критике, чтобы оградить детей от неприятностей («Не будь таким бестолковым, не то попадешь под машину») или исправить их («Ты ни за что не попадешь в колледж, если и дальше будешь получать такие позорные оценки»), дети приходят к выводу, что критика — полезное и даже необходимое средство мотивации. Вот что сказала по этому поводу комедийная актриса Филлис Диллер: «Первые двенадцать месяцев мы учим своих детей ходить и говорить, а следующие двенадцать лет то и дело заставляем их сесть и заткнуться». Неудивительно, что исследования показывают: те, кого в детстве много критиковали родители, во взрослом возрасте гораздо более склонны к самокритике.
Люди глубоко вбирают в себя критические замечания родителей: нередко принижающие реплики, бегущей строкой проходящие сквозь сознание, — это эхо родительских голосов, которое порой передается по наследству. Один человек рассказывал мне: «Я просто не могу заглушить этот голос. Моя мать цеплялась ко мне по любому поводу: то я свинячу за столом, то пошел в церковь не в той одежде, то слишком долго смотрю телевизор, то еще что-нибудь. „Из тебя никогда ничего путного не выйдет“, — повторяла она снова и снова. Я ее ненавидел и дал себе зарок, что своих детей ни за что не буду так воспитывать. Детей я люблю и всегда поддерживаю, однако ирония в том, что с собой я обращаюсь как последняя скотина. Я живого места на себе не оставляю, даже мама так не делала».
Те, кого часто критикуют родители, еще в раннем детстве усваивают: они настолько плохи и недостатков у них так много, что никто не станет принимать их такими, какие они есть.
У них просто нет на это права. Критически настроенные родители играют по отношению к своему ребенку роли как доброго, так и злого полицейского, надеясь, что им удастся вылепить из него «человека». Злой полицейский наказывает за плохое поведение; добрый вознаграждает за хорошее. В результате ребенок проникается страхом и недоверием, быстро приходя к убеждению, что он может заслужить любовь, только став совершенным. А поскольку совершенство недостижимо, ребенок осознает неотвратимость наказания.
Большинство исследователей, докапывающихся до истоков самокритики, подчеркивают роль родителей, но на самом деле беспрестанная критика со стороны любого значимого человека в жизни ребенка — бабушки или дедушки, брата или сестры, учителя или тренера — может привести к тому, что впоследствии ребенку придется сражаться с внутренними демонами. Мой друг, англичанин по имени Кеннет, невероятно сурово обходится с собой. Какого бы успеха он ни добивался, его преследуют чувство неполноценности и неуверенность в себе, и объяснить это можно, только послушав, что он рассказывает о своем детстве: «Почти каждый человек в моей жизни говорил мне, какое я дерьмо. Хуже всего было с сестрой. Она вопила „Какой ты мерзкий!“ просто потому, что ей казалось, будто я слишком громко дышу; она залезала под свою кровать и лежала там, пока я не выходил из комнаты. Мама меня не защищала и часто даже заставляла просить у сестры прощения, просто чтобы та успокоилась и воцарился мир».
Естественная реакция детей на такие словесные побои — самозащита, и порой им кажется, что они защитят себя надежнее всего, если сделают так, что на них не за что будет нападать. Иначе говоря, дети начинают верить, что самокритика спасет их от ошибок в будущем и тем самым лишит других оснований для критики. Или, по меньшей мере, смягчит воздействие чужой критики, сделав ее избыточной. Словесная агрессия уже не так ранит, если она просто повторяет то, что ты успел наговорить самому себе.
Истоки склонности критиковать себя и, как результат, чувствовать себя неполноценным можно найти и в культурных традициях. Известна история о том, как группа западных ученых во время встречи с Далай-ламой спросила у него, как помочь тем, кто страдает от низкой самооценки. Его Святейшество не понял вопрос, и ученым пришлось объяснять, что имеется в виду под самооценкой. Потом он оглядел комнату, заполненную высокообразованными, преуспевающими людьми, и спросил: «У кого из вас низкая самооценка?» Присутствующие переглянулись и ответили: «У всех». Одна из отрицательных сторон культуры, в которой нормой считаются независимость и личные достижения, в том, что, если мы не достигаем своих высоких целей, нам кажется, будто мы сами в этом виноваты.
Конечно, не только на Западе люди чрезвычайно критически относятся к себе. Недавно мы проводили исследование в США, Таиланде и на Тайване и обнаружили, что на Тайване, где много последователей конфуцианства, также весьма распространено убеждение, что самокритика — хорошее средство мотивации. Конфуцианцы считают, что в идеале критиковать себя следует, чтобы сдерживать себя — сосредоточиваться на потребностях других людей, а не на себе. В тех странах, где в повседневной жизни более заметную роль играет буддизм, — таких как Таиланд — люди проявляют куда больше самосострадания. Между прочим, это кросскультурное исследование показало, что больше всего люди сострадают себе в Таиланде и меньше всего — на Тайване, а Соединенные Штаты в этом отношении находятся где-то посередине. Однако мы убедились, что во всех трех странах самокритика тесно связана с депрессией и неудовлетворенностью жизнью. Похоже, негативное воздействие самокритики универсально даже несмотря на то, что в одной культуре она поощряется больше, а в другой — меньше.
Присмотревшись, мы увидим, что под суровой самокритикой часто скрывается нечто другое — стремление контролировать. Учитывая, что родители склонных к самокритике людей, как правило, слишком сильно любят держать все под контролем, эти люди еще в раннем детстве делают вывод, что можно контролировать и себя. Когда родители ругают детей за ошибки, дети решают, что они несут личную ответственность за свои неудачи. То есть неудача — это такая опция в диалоговом окне, которую просто не нужно включать. А недотягивание до идеала — что-то такое, чего можно и нужно избегать. Если я прилагаю достаточно усилий, то у меня должно все всегда получаться, разве не так?
Вот было бы здорово! Но жизнь устроена по-другому. Слишком уж все сложно, чтобы мы могли полностью контролировать хоть внешние обстоятельства, хоть свой внутренний отклик на них. Ожидать чего-то другого — все равно что надеяться увидеть за окном зеленое небо вместо синего.
Как ни парадоксально, процесс самокритики в чем-то подпитывает наше стремление к превосходству.
Наше представление о себе многогранно, и в каждый отдельно взятый момент мы можем отождествлять себя сразу с несколькими своими ипостасями. Когда мы судим и атакуем себя, мы выступаем в роли как критика, так и критикуемого. Глядя на происходящее глазами того, кто держит кнут, и одновременно того, кто извивается на земле, мы упиваемся чувством праведного негодования по поводу собственной неадекватности. А испытывать праведное негодование приятно. «Во всяком случае, я достаточно умна, чтобы заметить, насколько глупой была моя последняя реплика». «Да, я обошелся с этим человеком непростительно плохо, но я до того справедлив и честен, что сейчас безжалостно себя накажу». Злость часто наполняет нас силой, поэтому, когда мы злобно набрасываемся на себя из-за неудачи, у нас есть шанс возвыситься над теми нашими ипостасями, которые мы осуждаем, и таким образом подпитать ощущение своего превосходства (недаром Томас Гоббс писал о «привилегии абсурдности, которой не наделено ни одно живое существо, кроме человека»).
Подобным же образом мы, ставя себе нереально высокую планку и немало расстраиваясь, когда ее не удается взять, слегка подпитываем свое ощущение превосходства, напоминая себе, что вообще-то планка у нас очень высока. Когда мы, например, жалуемся, что «разжирели» до 6-го размера джинсов или что в хвалебный ежегодный отзыв о нашей работе начальник вставил одно маленькое замечание, мы намекаем на то, что обычно наши успехи — куда выше среднего и человеку, так привыкшему возвышаться над другими, недостаточно быть просто хорошим.
Приправленное юмором, подобное принижение себя, конечно, иногда помогает расположить к себе других людей. Как говорится, «лучше, когда смеются вместе с тобой, чем над тобой». Хороший пример — начальные кадры из фильма Эла Гора «Неудобная правда». Бывший кандидат на пост президента выходит на сцену (перед ним огромная толпа зрителей, за ним еще более грандиозный экран) и первым делом говорит: «Здравствуйте, меня зовут Эл Гор, когда-то я был следующим президентом Соединенных Штатов». Заострив внимание на своей неудаче в столь непринужденной манере, Гор моментально привлекает зрителей на свою сторону. Но есть разница между здоровой самоиронией и нездоровым самоуничижением. Первая свидетельствует, что человек достаточно уверен в себе, чтобы над собой посмеяться. Второе же указывает на затаенные сомнения в собственной значимости и ценности.
Разобраться, каким психологическим установкам мы следуем, очень важно, но не менее важно перестать осуждать себя за это. Если вы привыкли критиковать себя, вспомните, что ваше поведение — на самом деле замысловатая форма заботы о себе, попытка уберечься от неприятностей и не сбиться с верного пути. Не хотите же вы терзать себя за самотерзания, тщетно надеясь, что каким-то образом это заставит вас перестать себя терзать. Подобно тому как ненавистью нельзя победить ненависть — можно только подпитать ее и усилить, — самоосуждением нельзя остановить осуждение.
Именно поэтому лучший способ справиться с самокритикой — это осмыслить ее, подойти к ней с состраданием и затем заменить ее более мягкой реакцией. Позволив себе сочувственно относиться к страданиям, вызываемым самокритикой, мы усилим свое стремление к исцелению. Мы уже достаточно побились головой о стену и, решив наконец, что всему есть предел, потребуем прекращения самоистязаний.
К счастью, на самом деле мы способны окружить себя заботой и придать себе уверенности, которая нам так нужна. Мы способны признать, что слабость и несовершенство неизбежно свойственны всем людям. Мы можем ощутить свою связь с другими путешественниками по жизни, столь же небезупречными и уязвимыми. И вместе с тем — расстаться с потребностью чувствовать, что мы лучше других. Мы можем распознать искажения, к которым прибегаем в своих интересах, ради самовозвеличивания за счет других.
Да и кому охота томиться в ящике с наклейкой «хороший»? Разве не интереснее окунуться с головой во все разнообразие человеческих переживаний? Вместо того чтобы пытаться руководить собой и жизнью ради достижения некоего перфекционистского идеала, почему бы не открыться жизни — такой, какая она есть, с ее светом и тенью? Какие приключения нас ждут, если мы позволим себе освободиться? Счастье приходит, когда мы отдаемся потоку жизни, а не противимся ему, и самосострадание помогает преодолевать его бурлящие стремнины, оставаясь в ладу с собой.
Упражнение: Критик, критикуемый и сочувствующий наблюдатель
Это упражнение построено по образцу «техники двух стульев», исследованием которой занимался гештальт-терапевт Лесли Гринберг. Суть ее в том, что клиент садится то на один стул, то на другой, что помогает вступать во взаимодействие с разными, нередко конфликтующими друг с другом ипостасями своего «я» и понять, как каждая из них ощущает себя в данный момент.
Чтобы выполнить это упражнение, сначала поставьте три пустых стула, лучше всего в вершинах воображаемого треугольника. Теперь подумайте о какой-нибудь проблеме, которая часто вас беспокоит и вызывает резкую самокритику. Первый стул будет предназначен для вашего внутреннего критика, второй — для той вашей ипостаси, которая чувствует себя критикуемой и осуждаемой, и третий — для мудрого, сочувствующего наблюдателя. Вы будете разыгрывать все эти роли: себя, себя и себя. Поначалу вы, возможно, будете чувствовать себя немного глупо, но, когда дадите волю своим чувствам, результат вас очень удивит.
1. Подумайте о своей «проблеме», затем сядьте на стул критика. Заняв это место, громко скажите, что думает и чувствует ваша самокритичная ипостась. Например: «Омерзительно, что ты такой размазня и настолько не уверен в себе». Отметьте, каким тоном говорит ваша самокритичная ипостась и какие чувства она при этом испытывает. Беспокойство, злость, самодовольство, раздражение? Обратите внимание, какая у вас поза. Вы напряжены? Застыли? Сидите очень прямо?
2. Теперь займите место своей критикуемой ипостаси. Постарайтесь вступить с ней во взаимодействие и ощутить, что вы чувствуете, когда вас так критикуют. Расскажите об этих чувствах, обращаясь непосредственно к своему внутреннему критику. Например: «Ты так меня ранил!» — или: «Мне так не хватает поддержки!» Просто говорите все, что приходит в голову. И снова обратите внимание на свой тон. Какой он: грустный, обескураженный, детский, испуганный, беспомощный? Какая у вас поза? Вы сгорбились, пригнулись, нахмурились?
3. Некоторое время продолжайте диалог между двумя ипостасями, пересаживаясь с места критика на место критикуемого и обратно. Постарайтесь по-настоящему вживаться в каждую ипостась, чтобы обе поняли, что ощущает другая. Позвольте каждой из них беспрепятственно выражать мысли и быть услышанной.
4. Теперь займите место сочувствующего наблюдателя. Призовите на помощь всю свою глубочайшую мудрость, откройте тайники заботливого участия и обратитесь к критику и к критикуемому. Что ваша сочувствующая ипостась скажет критику, какая догадка ее осенит? Например: «Когда ты так говоришь, ты очень похож на свою мать» — или: «Я вижу, что ты серьезно напуган и пытаешься помочь мне, чтобы я все не испортил». Что ваша сочувствующая ипостась скажет критикуемому? Например: «Должно быть, невероятно тяжело изо дня в день выслушивать такие резкости. Я вижу, тебе очень больно» — или: «Тебе просто нужно, чтобы тебя принимали таким, какой ты есть». Постарайтесь расслабиться, позвольте своему сердцу смягчиться и раскрыться. Какие слова сочувствия сами собой слетают с ваших губ? Каким тоном вы говорите? Нежным, мягким, теплым? Какая у вас поза: устойчивая, собранная, расслабленная?
5. Когда диалог завершится (остановитесь, когда сочтете нужным), обдумайте произошедшее. Догадались ли вы, откуда взялись ваши психологические установки, стали ли вы по-новому, более продуктивно воспринимать свою ситуацию? Размышляя о том, чему вы сейчас научились, обозначьте свое намерение относиться к себе в дальнейшем добрее и разумнее. В вашей внутренней войне можно объявить перемирие. Мир возможен. Старой привычке к самокритике необязательно управлять вами вечно. Нужно прислушаться к голосу, уже звучащему, пусть слабо, у вас внутри, — к своей мудрой, сочувствующей ипостаси.