за что невский причислен к лику святых
Хранитель веры православной Александр Невский
Вы задавались вопросом — почему русской православной церковью канонизирован Александр Невский? Что князь сделал такого, чтобы быть причисленным к лику святых? В этой статье «Кубань 24» отвечает на все вопросы.
Канонизация в датах
Александр Невский скончался 14 ноября 1263 года в Городце по дороге из Золотой Орды на Русь. Был похоронен во Владимире в Рождественском монастыре. Сразу же после смерти началось его почитание как защитника православной веры. Так сказать народная канонизация. Церковь канонизирует князя только через два столетия в 1547 году при Иване Грозном, а еще спустя два года в 1549 году его причислят к лику святых. В начале 18 века в его честь будет основана Александро-Невская лавра.
В период княжения Александра Ярославича, вошедшего в историю как Невский, русские земли одновременно претерпевали натиск по трем направлениям — на страну давили Литва, католический Запад и монголо-татары. И хотя вопрос искоренения православия во главе угла ставили только католические рыцари — тевтонцы и меченосцы — по сути каждый из этих внешних врагов представлял прямую угрозу не просто государственности русских княжеств, но отчасти и самому существаванию русского народа, объядиняемого в ту пору в первую очередь православием.
Папский вызов
Переписка между князем и папой продолжалась более 10 лет. И если в начале Александр просто тянул время, то после победы над тевтонцами и литовцами, а также после успешных переговоров с Золотой Ордой, он категорически отказал главе католиков и разорвал дипломатические и почтовые отношения с Ватиканом.
Большой заслугой Александра Невского перед церковью, стало обращение населения Поморья (Северо-Запад Руси) в православную веру.
Епархия в Орде
С Золотой Ордой князь Александр тоже действовал как дипломат. При нем монголы не совершили ни одного карательного похода на Русь, а хан Золотой Орды провозгласил Невского своим приемным сыном. Ради русского народа, ради спокойствия и сохранности русских земель, князь Александр смирил свою гордыню, свой характер, по первому зову являлся в Золотую Орду на поклон к хану. Благодаря его дипломатии и уступкам, Русь получила отдых и спокойные годы без карательных экспедиций монголо-татар. При ставке монгольского хана в Сарае даже была учреждена епархия православной церкви.
Храм Святого благоверного князя Александра Невского
По благословению епископа Георгиевского и Прасковейского Гедеона
Святой князь Александр Невский
6 декабря — день празднования благоверного князя Александра Невского
Князь Александр Ярославович родился в 1220 (по другой версии — в 1221) году и скончался в 1263 году. В разные годы жизни князь Александр имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского.
Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.
Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью.
Стараниями Александра Невского проповедь христианства распространилась в северные земли поморов. Ему удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде.
На современное представление об Александре Невском повлияла советская пропаганда, говорившая исключительно о его военных заслугах. Как дипломат, строивший отношения с Ордой, и уж тем более как монах и святой, он был для советской власти совершенно неуместен. Потому и шедевр Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» рассказывает не обо всей жизни князя, а лишь о битве на Чудском озере. Это породило расхожий стереотип, будто к лику святых князь Александр был причислен за свои военные заслуги, а сама святость стала чем-то вроде «награды» от Церкви.
Почитание князя Александра как святого началось сразу же после его кончины, тогда же была составлена довольно подробная «Повесть о житии Александра Невского». Официальная канонизация князя произошла в 1547 году.
Церковное почитание
Церковное почитание святого князя началось, по-видимому, сразу же после его смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего».
Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие, которое впоследствии неоднократно подвергалось различным переделкам, переработкам и дополнениям (всего насчитывается до двадцати редакций Жития, датируемых XIII—XIX веками). Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно. Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения» (по внешне парадоксальному выражению Акафиста).
Если мы обратимся к последующим векам русской истории, то перед нами предстанет как бы вторая, посмертная биография князя, незримое присутствие которого отчетливо ощущается во многих событиях — и прежде всего в переломные, наиболее драматичные моменты жизни страны. Первое обретение его мощей совершилось в год великой Куликовской победы, одержанной правнуком Александра Невского, великим московским князем Дмитрием Донским в 1380 году. В чудесных видениях князь Александр Ярославич предстает непосредственным участником и самой Куликовской битвы, и битвы на Молодях в 1572 году, когда войска князя Михаила Ивановича Воротынского разбили крымского хана Девлет-Гирея всего в 45 километрах от Москвы. Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига. В 1552 году, во время похода на Казань, приведшего к покорению Казанского ханства, царь Иван Грозный совершает молебен у гроба Александра Невского, и во время этого молебна происходит чудо, расцененное всеми как знамение грядущей победы. Мощи святого князя, пребывавшие до 1723 года во Владимирском Рождественском монастыре, источали многочисленные чудеса, сведения о которых тщательно записывались монастырскими властями.
Новая страница в почитании святого и благоверного великого князя Александра Невского началась в XVIII веке, при императоре Петре Великом. Победитель шведов и основатель Санкт-Петербурга, ставшего для России «окном в Европу», Петр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город. Еще в 1710 году Петр повелел включить в отпусты при богослужении имя святого Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну». В том же году он лично выбрал место для построения монастыря во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского — будущей Александро-Невской лавры. Петр желал перенести сюда из Владимира мощи святого князя. Войны со шведами и турками замедлили исполнение этого желания, и только в 1723 году приступили к его исполнению. 11 августа со всей подобающей торжественностью святые мощи вынесли из Рождественского монастыря; процессия направилась к Москве, а затем к Санкт-Петербургу; повсюду ее сопровождали молебны и толпы верующих. По замыслу Петра в новую столицу России святые мощи предполагалось внести 30 августа — в день заключения со шведами Ништадтского мира (1721 год). Однако дальность пути не дала осуществить этот план, и мощи прибыли в Шлиссельбург только 1 октября. По распоряжению императора они были оставлены в шлиссельбургской церкви Благовещения, а перенесение их в Санкт-Петербург отложено до следующего года.
Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути (от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря) Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа.
Ныне Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского два раза в году: 23 ноября (6 декабря по новому стилю) и 30 августа (12 сентября).
Дни празднования святого Александра Невского:
23 мая (5 июня по нов. ст.) — Собор Ростово-Ярославских святых
30 августа (12 сентября по нов. ст.) — день перенесения мощей в Санкт-Петербург (1724) — главный[13]
14 ноября (27 ноября по нов. ст.) — день кончины в Городце (1263) — отменён
23 ноября (6 декабря по нов. ст.) — день погребения во Владимире, в схиме Алексия (1263)
Князь Александр Невский — Имя России
28 декабря 2008 телеканал «Россия» в прямом эфире подвел итоги проекта по выбору символа страны.
Путем всенародного голосования победителем проекта «Имя Россия» выбран Святой князь Александр Невский, за которого проголосовали 524 575 человек. На втором месте оказался Петр Столыпин, отставший от лидера на 800 голосов — он набрал 523 766 голосов телезрителей. Замыкает тройку лидеров самая неоднозначная фигура рейтинга — Иосиф Сталин, за которого проголосовал 519 071 человек.
Александр Невский жил в 13-м веке. Ему приписывают изречение «Не в силе Бог, а в правде». По крайней мере, слова эти можно считать девизом его жизни. Когда силы были, он обрушивался на врага всей своей мощью. Когда их не было, он проявлял терпение, выдержку, смирял гордыню и ехал к врагу на поклон, чтобы тот не уничтожил Русь, притом, что у него не было никаких гарантий собственной безопасности, говоря современным языком. За подвиг терпения и выдержки он был причислен к лику святых.
Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье Ижоры 15 июля 1240 г. над шведами. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским. Но впервые это имя встречается в источниках только с XIV в. Известно, что некоторые потомки князя также носили имя Невских, возможно, таким образом за ними закреплялись владения в этой местности. Так или иначе, но сражение 1240 г. предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли.
Во время его погребения во владимирском монастыре Рождества Богородицы 23 ноября 1263 г. произошло событие, о котором в летописи сказано: «Чудо дивно и памяти достойно». Когда тело святого Александра положили в раку, эконом монастыря Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита.
Митрополит Кирилл об Александре Невском – имени России
5 октября 2008 года в телепередаче, посвященной Александру Невскому, митрополит Кирилл выступил с пламенной 10-минутной речью, в которой попытался раскрыть этот образ так, чтобы он стал доступен широкой зрительской аудитории.
Митрополит начал с вопросов: почему благоверный князь из далекого прошлого, из XIII века может стать именем России? Что мы знаем о нем? Отвечая на эти вопросы, митрополит сравнивает Александра Невского с другими двенадцатью претендентами: «Нужно очень хорошо знать историю и нужно чувствовать историю, чтобы понять современность этого человека…
Я внимательно посмотрел на имена всех. Каждый из кандидатов – представитель своего цеха: политик, ученый, писатель, поэт, экономист… Александр Невский не был представителем цеха, потому что он одновременно был величайшим стратегом… человеком, почувствовавшим не политические, а цивилизационные опасности для России. Он боролся не с конкретными врагами, не с Востоком или с Западом. Он боролся за национальную идентичность, за национальное самопонимание. Без него бы не было России, не было русских, не было нашего цивилизационного кода«.
По словам митрополита Кирилла, Александр Невский был политиком, защищал Россию «очень тонкой и мужественной дипломатией». Он понимал, что невозможно было в тот момент победить Орду, которая «дважды проутюжила Россию», захватила Словакию, Хорватию, Венгрию, вышла на Адриатическое море, вторглась в Китай. «А почему он не подымает борьбу с Ордой? – спрашивает митрополит. – Да, Орда захватила Русь. Но татаро-монголам не нужна была наша душа и не нужны были наши мозги. Татаро-монголам нужны были наши карманы, и они выворачивали эти карманы, но не посягали на нашу национальную идентичность. Они не были способны преодолеть наш цивилизационный код.
А вот когда возникла опасность с Запада, когда закованные в броню тевтонские рыцари пошли на Русь – никакого компромисса. Когда папа римский пишет письмо Александру, пытаясь взять его на свою сторону… Александр отвечает «нет». Он видит цивилизационную опасность, он встречает этих закованных в броню рыцарей на Чудском озере и разбивает их, так же как он чудом Божьим разбивает с маленькой дружиной шведских воинов, которые вошли в Неву».
Александр Невский, по словам митрополита, отдает «надстроечные ценности», позволяя монголам собирать дань с России: «Он понимает, что это не страшно. Могучая Россия вернет себе все эти деньги. Надо сохранить душу, национальное самосознание, национальную волю, и нужно дать возможность того, что наш замечательный историософ Лев Николаевич Гумилев называл «этногенезом». Все разрушено, надо же силы скопить. А если бы не скопили силы, если бы не замирили Орду, если бы не остановили ливонское нашествие, где была бы Россия? Ее бы не было».
Как утверждает митрополит Кирилл вслед за Гумилевым, Александр Невский был создателем того многонационального и многоконфессионального «русского мира», который существует по сей день. Именно он «оторвал Золотую Орду от Великой Степи»*.
Своим хитроумным политическим ходом он «склонил Батыя не платить дань монголам. И Великая Степь, этот центр агрессии против всего мира, оказалась изолирована от Руси Золотой Ордой, которая стала втягиваться в ареал русской цивилизации. Это первые прививки нашего союза с татарским народом, с монгольскими племенами. Это первые прививки нашей многонациональности и многорелигиозности. С этого все началось. Он положил основу такому миробытию нашего народа, которое определило дальнейшее развитие Руси как России, как великого государства».
Александр Невский, по словам митрополита Кирилла, это собирательный образ: это правитель, мыслитель, философ, стратег, воин, герой. Личная смелость сочетается в нем с глубокой религиозностью: «В критический момент, когда должна быть показана мощь и сила командующего, он вступает в единоборство и копьем ударяет в лицо Биргера… А с чего все началось? Помолился в Святой Софии в Новгороде. Кошмар, полчища, во много раз превышающие. Какое сопротивление? Выходит и обращается к своим людям. С какими словами? Не в силе Бог, а в правде… Вы представляете, какие слова? Какая сила!»
Митрополит Кирилл называет Александра Невского «былинным героем»: «Ему было 20 лет, когда он шведов разгромил, 22 года, когда он ливонцев потопил на Чудском озере… Молодой, красивый парень. Смелый… сильный«. Даже его внешний облик является «лицом России». Но самое главное – это то, что, будучи политиком, стратегом, полководцем, Александр Невский стал святым. «Боже ты мой! – восклицает митрополит Кирилл. – Если бы в России были святыми правители после Александра Невского, какой была бы наша история! Это собирательный образ настолько, насколько вообще может быть собирательный образ… Это наша надежда, потому что и сегодня мы нуждаемся в том, что творил Александр Невский… Отдадим свои не только голоса, но и сердца святому благоверному великому князю Александру Невскому – спасителю и устроителю России!»
Из книги митрополита Илариона (Алфеева) «Патриарх Кирилл: жизнь и мировоззрение»
Святой с мечом: за что в России почитают князя Александра Невского
На защите Отечества
Князь Александр Ярославич прославился в самые тяжелые времена, когда на нее нападали сразу с двух сторон – с Запада и с Востока. Два его сражения стали особо значимыми для народа. К концу 30-х годов XIII века большинство русских городов уже были взяты татаро-монголами, разорены и сожжены. Новгород и Псков уцелели – враг до них не дошел, но они чуть не стали легкой добычей для объединившихся шведов и немцев. Но этого не допустил 20-летний князь, вставший на их защиту.
В 1240 году шведы высадились в устье Невы, готовясь напасть на Новгород, а рыцари Ливонского ордена осадили Псков. Александр решил не дожидаться нападения и с небольшой дружиной напал на шведский лагерь. Застав врага врасплох, он нанес ему сокрушительное поражение. Эта победа навсегда закрепила за Александром прозвище Невский.
Спустя два года, 5 апреля 1242 года, на льду Чудского озера новгородцы и суздальцы под его предводительством разбили войско Ливонского ордена. Победа была безоговорочной, а 50 рыцарей были взяты в плен. Победив в Ледовом побоище, молодой князь Александр Невский пресек дальнейшее продвижение рыцарей вглубь русских земель.
Но не одни только военные победы сделали имя Александра Невского святым для каждого русского. Главная его победа – в том, что в страшные и тяжелые времена он сумел сохранить идентичность русского народа, основу его самобытности.
Движение с Запада на Русь было не только военной экспансией. Епископы, сопровождавшие рыцарей, нужны были не только чтобы окормлять и исповедовать воинов, но и чтобы закреплять будущие победы, устанавливая католицизм на захваченных землях. Но Александр Невский этого не допустил, не поколебался в собственной вере, а народ понял и принял это. И через триста лет на Московском Соборе 1547 года он был канонизирован Русской Православной церковью как святой и заступник Земли Русской.
Многие из тех, кто открывает для себя эпоху Александра Невского, задаются вопросом: почему такой выдающийся полководец даже не попытался противостоять главному врагу – Орде?
Многие историки считают, что князь сознательно сделал свой судьбоносный выбор между Востоком и Западом – ведь одновременно воевать со всеми врагами невозможно.
Не прибавила желания дружить с Западом и недавняя история сближения с Римом князя Даниила Галицкого. Все договоренности остались пустым сотрясением воздуха, а обещанный папой антитатарский крестовый поход не состоялся.
В 1249 году шведы с благословения папского легата начали завоевание земли еми (на месте нынешней Финляндии), которая с древних времен входила в сферу влияния Новгорода. Вдобавок к этому, в папской булле от 15 сентября 1248 года прозвучало упоминание об учреждении в Пскове католической епископской кафедры.
Князь Александр Невский посчитал это явными знаками агрессии и окончательно осознал – Запад русичам не союзник. Все это повлияло на решение князя прекратить контакты с папой Иннокентием IV. Даже просто с позиции здравого смысла – зачем? Папа явно преследовал исключительно выгодные ему цели и использовал для этого все средства.
Князь Александр Невский выбрал свою особую тактику, которая приносила пользу его народу – воевать с Западом и договариваться с Востоком. Это позволило русским княжествам выжить в тяжелые годы и дождаться лучших времен.
Александр Невский и Дмитрий Донской
Дело Невского продолжил праправнук великий князь владимирский и московский Дмитрий Донской. Он впервые решился на противостояние Орде, а Куликовская битва в 1380 году стала сражением, которое объединило русский народ. По словам писателя Льва Гумилёва, «на Куликово поле пришли владимирцы, москвичи, белозерцы, ростовчане, суздальцы… а вернулись – русские».
Удивительно, но великий прапрадед словно хотел поддержать Дмитрия Донского накануне знаковой битвы. Перед выступлением войска против татар во Владимире произошло чудесное событие: открылись святые мощи Александра Невского. Пономарь церкви, спавший недалеко от гробницы святого князя, внезапно проснувшись, увидел, как загорелись сами собой свечи перед иконами, появились два старца со светлыми лицами, которые призвали Александра Невского встать и отправиться на помощь своему правнуку. Это сочли чудом, а наутро обнаружили нетленные мощи. А спустя еще шесть сотен лет, в 1988 году, его праправнук великий московский князь Дмитрий Иванович Донской был канонизирован Поместным собором Русской православной церкви.
Перед его иконой молились солдаты и офицеры
Икона святого князя Александра Невского – одна из самых важных для православных христиан. Этот святой олицетворяет собой доблестного защитника и мудрого правителя, который ревностно защищает свою веру и отечество.
Благоверный князь стал небесным покровителем воинов и дипломатов. Его просят о смелости, стойкости и мудрости для выполнения долга перед Отечеством. А во время военных конфликтов верующие просят у него защиты для себя и своих близких.
В годы Великой Отечественной войны слова князя Александра из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» «Если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет русская земля!» стали девизом советских солдат.
Предок московских князей
Символ защиты государственности
Потомки высоко оценили то, что было сделано Александром Невским. Историк, создатель «Истории государства Российского» Николай Карамзин писал: «Добрые россияне включили Невского в лик своих ангелов-хранителей и в течение веков приписывали ему, как новому небесному заступнику отечества, разные благоприятные для России случаи: столь потомство верило мнению и чувству современников в рассуждении сего князя! Имя Святого, ему данное, гораздо выразительнее Великого: ибо Великими называют обыкновенно счастливых: Александр же мог добродетелями своими только облегчить жестокую судьбу России, и подданные, ревностно славя его память, доказали, что народ иногда справедливо ценит достоинства государей и не всегда полагает их во внешнем блеске государства»
Историк, публицист и общественный деятель Николай Костомаров отмечал: «Духовенство более всего уважало и ценило этого князя. Его угодливость хану, уменье ладить с ним. и тем самым отклонять от русского народа бедствия и разорения, которые постигли бы его при всякой попытке к освобождению и независимости, — все это вполне согласовывалось с учением, всегда проповедуемым православными пастырями: считать целью нашей жизни загробный мир, безропотно терпеть всякие несправедливости. покоряться всякой власти, хотя бы иноплеменной и поневоле признаваемой».
Русский историк; профессор Московского университета, ректор Московского университета Сергей Соловьев подчеркивал: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского».
Удивительно, что в XIII веке русский князь едва ли не первым в Европе выдвинул идею нерушимости границ. Действуя в соответствии со своим главным жизненным правилом «Не в силе Бог, но в правде», Александр Ярославич призывал правителей других стран не вступать в чужие пределы, не искать в войнах личной выгоды. Он всеми силами старался не допустить объединения недругов Руси для одновременного выступления против родной земли. Александру Невскому было присуще государственное мышление, отличительной чертой которого была феноменальная дальновидность.
Достойное место для Александра Невского
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.