за счет чего живет литва
Профессор Ерёмина: Экономика Прибалтики всецело зависит от вливаний ЕС
Финансирование проектов в странах Прибалтики в новом бюджетном периоде ЕС: долгосрочные и новые вызовы — важная и интересная тема. Насколько сильно данные государства зависят от внешних вливаний? Какое значение для их экономик имеют «привозные деньги». Каковы перспективы такого донорства, затянувшегося уже на два десятилетия? Обо всём этом в беседе с EADaily рассказывает Наталья Ерёмина — доктор политических наук, кандидат исторических наук, профессор СПбГУ, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, эксперт Российского совета по международным делам.
— Каким образом страны Прибалтики включились в ЕС, насколько для них данные процессы оказались позитивными?
— Здесь надо отдавать отчет в некоторых очевидных вещах, я бы даже сказала — в аксиомах интеграции. Дело в том, что интеграционный процесс несёт с собой как позитивные, так и негативные аспекты. То есть, мы не можем расценивать любое явление исключительно как положительное и не содержащее никаких негативных моментов. Такого в принципе не бывает. Среди позитивных аспектов интеграции назовём образование новых торговых и финансовых потоков, снижение издержек производства, рост межрегиональных связей и другие… Однако не стоит забывать, что слабые экономики, вступая в интеграционный союз, оказываются в жёсткой зависимости от других, более сильных экономик. В условиях интеграции из слабых экономических систем всегда происходит отток разнообразных ресурсов в сторону сильных экономик, оказывающихся в роли некоторого магнита для сил. Ведь прежде всего в слабых экономиках закрываются производства. Слабые экономики находятся в зависимости от программ перераспределения финансов в интеграционном блоке. При этом существующие экономические диспропорции не просто сохраняются, но постепенно углубляются. В этих условиях слабые экономики часто прибегают к институту лоббизма. И именно страны Прибалтики хорошо демонстрируют как позитивные, так и негативные аспекты интеграционного процесса. Думаю, что процесс адаптации к общему рынку там постоянно сопровождается процессом адаптации к политическим задачам, продиктованным в том числе взаимодействием с НАТО.
С самого начала Эстония, Латвия и Литва столкнулись с негативными аспектами интеграционного движения. Так, Брюссель выдвинул множество условий для вступления прибалтийских государств в ЕС. Например, по его требованию была остановлена Игналинская АЭС в Литве; в Латвии были закрыты заводы по производству сахара; во всех странах начали умирать наукоёмкие производства; практически уничтожена была рыболовная отрасль; произошло сокращение сельскохозяйственного производства, что привело к изменениям в структурах экономик. Особенно негативные последствия оказала необходимость закупать электроэнергию у других стран. И если Эстонии длительное время удавалось справляться с решением вопросов энергетики и сохранять звание лидера в этой сфере среди прибалтийских государств, то теперь, в условиях перехода к «зеленой энергетике», к чему принудил Брюссель, Таллин вынужден постепенно закрывать сланцевое производство. Нельзя не отметить и переток рабочих рук в другие страны ЕС. После вступления в Евросоюз страны Прибалтики покинул каждый пятый житель. К этим проблемам добавляются текущие задачи борьбы с пандемией короновируса.
— Постойте, но ведь страны Прибалтики постоянно говорят о своих успехах в ЕС?
— Да, действительно. Сами страны Прибалтики в своих отчетах свидетельствуют об успехах интеграции. Однако текущие условия экономического развития и короновирус, который сам по себе его серьёзно замедлил, показывает, что даже относительный небольшой рост ВВП не решает проблему дефицита бюджетов Латвии, Литвы и Эстонии. Кстати, забавно и показательно одновременно, что страны Прибалтики ссылаются на своё «неудобное соседство» с Россией, объясняя экономические проблемы. Даже сейчас, в условиях короновируса, политики зачастую объясняют распространение Covid-19 «колхозным советским менталитетом».
— Да. Решение сохраняющихся экономических проблем осуществляется благодаря субсидиям структурных фондов. Страны Прибалтики получают дотации по различным программам в рамках политики сплочения (региональной политики). Причём софинансирование проектов со стороны ЕС составляет 70%, а иногда и 90% от их стоимости. На эту тему опубликовано уже множество научных статей. Программы региональной политики формируются на период семь лет, т. е. являются многолетними (бюджет ЕС также принимают на семилетний период). Они остаются основным финансовым каналом для получения поддержки из коммунитарного бюджета. И этот канал очень важен — если судить по размерам субсидий, которые получают Латвия, Литва, Эстония.
Данные государства стали частью ЕС в 2004 году и сразу стали получить субсидии, прежде всего, по программам региональной поддержки благодаря структурным фондам. Так, они получили финансовую поддержку на период до 2006 г. в следующих объемах (многолетний период с 2000 по 2006 гг.): Латвия — более € 1 млрд, Литва — свыше € 5 млрд, Эстония — € 698 млн. Эти первые цифры были небольшими — что связано с тем, что страны получили субсидии только на два года, так как вступили в ЕС уже на финале действия многолетних программ, финансируемых из коммунитарного бюджета. Но вот с этого времени субсидии только растут, а зависимость от них постоянно усугубляется. Так, в бюджетный период 2007—2013 гг. Латвия получила € 6,8 млрд, Литва — более € 7 млрд, Эстония — € 3,4 млрд. На следующем этапе с 2014 по 2020 гг. Латвии предоставили € 7 млрд, Литве — около € 7 млрд, Эстонии — € 5,8 млрд.
Однако многолетние планы 2014−2020 гг. закончились, а с 2021 года начал действовать уже новый бюджет. 21 июля 2020 г. он был согласован в размере € 1,074 трлн (многолетние финансовые планы) на следующие семь лет. В бюджете также был создан фонд возмещения в размере € 750 млрд — для поддержки восстановления государств-членов ЕС от экономических последствий Covid-19. Именно по этой причине те страны, которые должны были недополучить средства в размере как минимум € 1−1,5 млрд, все-таки получат даже чуть большие средства на следующий бюджетный период. При этом отметим масштабное лоббирование интересов стран Прибалтики и Польши, которые стремились добиться сохранения финансирования своих экономик — с учётом ухудшения положения сельскохозяйственных работников и роста безработицы в связи с короновирусом. Также в качестве обоснования необходимости поддержки данные государства снова сослались на якобы неблагоприятное соседство с Россией и на то, что они ограничены в торгово-экономических возможностях из-за неких негативных влияний со стороны РФ. Очевидно, что Россия, уводя свои грузы из прибалтийских портов, влияет таким образом на сокращение объема ВВП стран Прибалтики. Однако Россия здесь просто следует своим экономическим интересам.
— Да, а ведь теперь, в условиях перевода и белорусских товаров в российские порты, эти страны вновь недополучат серьёзные средства.
— Так оно и есть. Дело в том, что экономика позитивно развивалась в условиях, с одной стороны того, что эти государства пользовались своим транзитным статусом, а с другой — получали стабильную финансовую поддержку ЕС. И это всё на стабильном фоне в сфере энергетики. Однако волатильность в этой сфере сейчас, тот факт, что страны Прибалтики поставили телегу впереди лошади (т. е. политику перед экономикой) ограничивает их возможности, которые сейчас нельзя перекрыть стабильными доходами и уверенными темпами экономического роста, которые были до 2008 года и тем более в докоронокризисный период. Именно по этой причине страны Прибалтики лоббируют дополнительные механизмы при перечислении помощи ЕС.
Принципы распределения средств на период 2021—2027 гг. по-прежнему основаны на показателях ВВП на душу населения. Но добавлены и новые критерии (безработица среди молодежи, низкий уровень образования, изменение климата, а также приём и интеграция мигрантов). Самые отдаленные регионы будут по-прежнему пользоваться особой поддержкой ЕС. Также к программам поддержки в рамках региональной политики добавляются суммы из фонда восстановления экономики от влияния короновируса. Эти суммы фактически являются неиспользованными в рамках программ региональной политики предшествующего этапа. Поэтому государства будут их получать в виде займов и с учетом неизрасходованных ими средств в предшествующий период.
Благодаря этому Эстония получит поддержку в рамках региональных программ в объеме € 6,8 млрд. Однако перед правительством была поставлена задача сократить софинансирование со стороны ЕС на реализацию инфраструктурных проектов до 30%. Также Эстония рассчитывает на возврат суммы в размере € 1,5 млрд из фонда восстановления экономики. В целом страна планирует получение субсидий ЕС в размере € 8,3 млрд.
Латвия на период 2021—2027 гг. получит около € 10,5 млрд — с учётом суммы из Фонда восстановления экономики, что явно говорит об успешном лоббировании позиций страны внутри ЕС. Но Латвии также необходимо сократить предлагаемое снижение доли софинансирования ЕС с 85% до 70%.
Совет ЕС утвердил бюджет Литвы на период 2021—2027 гг. в размере € 6,2 миллиарда — по программам региональной политики (политики сплочения) и поддержки фермеров. Дополнительно к этой сумме Литва получит в виде займов из фонда восстановления экономики около € 3 млрд, так что в целом страна гарантированно обеспечена поддержкой от ЕС в размере более € 9 млрд.
— Вы хотите сказать, что из-за коронокризиса страны Прибалтики получат даже еще большие средства, нежели раньше?
— Да. Именно так. Им удалось пролоббировать свои интересы. Поэтому государства Прибалтики в общем смогли сохранить прежние объемы финансирования и немного их увеличить (на сумму около 2 и более € 2 млрд в случае Латвии) — благодаря фонду восстановления экономики. Более того, мы учитываем только важнейшие программы поддержки ЕС, через которые поступают основные и наибольшие объемы субсидий. Но стоит отметить, что работают и другие проекты, на основании которых страны Прибалтики как получали, так и получают и будут получать финансирование. И очень важно, что эти возможности обеспечиваются благодаря активному лоббированию интересов этих государств на уровне ЕС. Ведь известны расчёты 2018 и 2019 гг., которые гарантированно показывали сокращения коммунитарного бюджета и уменьшение поддержки экономик стран-членов на уровне не менее € 1 млрд. При этом данная «недостача» должна была с течением времени увеличиваться.
— Как вы считаете, о каких тенденциях (позитивных или негативных) свидетельствуют эти цифры?
— Я полагаю, что утверждённые объемы поддержки свидетельствуют о том, что экономики данных стран не способны к самостоятельному развитию. Они зависят от постоянных финансовых дотаций, не готовы к их уменьшению — и тамошние политики проявляют чудеса изворотливости для их сохранения. А основные финансовые тяготы в очередной раз понесут граждане ФРГ, Франции, Нидерландов, Австрии, Швеции (которые вводили более легкие ограничения и сохранили экономику) и некоторых других стран. Очевидно, что данные цифры с учетом роста инфляции и различных издержек, однако, будут уже направлены скорее на поддержание экономики, но не на её развитие. Все крупные инфраструктурные проекты Эстонии, Латвии и Литвы по-прежнему зависят от субсидий ЕС. Возьмем хотя бы в качестве примера железнодорожный проект Rail Baltica, на который постоянно требуются всё большие и большие суммы из ЕС. Но куда пропадают эти деньги в результате? И данная зависимость дорого стоит не только с точки зрения сокращения потенциала экономического роста самих прибалтийских государств. Она очень дорого обходится налогоплательщикам других стран ЕС. Поэтому пока политики стран Прибалтики радуются тому, что на каждый вложенный в коммунитарный бюджет один евро они получают почти четыре и даже более, политики Австрии и Нидерландов негодуют. Эти словесные перепалки между политиками разных стран мы будем ещё наблюдать. И уже известная всем русофобия прибалтийских государств мешает им налаживать диалог и получать экономическую выгоду от сотрудничества с Россией. Отсутствие диалога с Россией не позволит этим странам встраиваться и в глобальные проекты, например, во взаимодействие с Китаем. Впрочем, они и не будут выступать в нём самостоятельно — но только как часть ЕС.
Как живут в странах Прибалтики: молодежь уезжает из застойной Европы
Почему при средней зарплате в 1000 евро жители рвутся подальше от дома
Вильнюс. Фото: pixabay.com
Литва : «Первая после Польши»
Литву в «Прибалтийской триаде» считают «старшей сестрой» с негласным статусом «первая после Польши». Причиной тому и прямая граница с Евросоюзом, и исторический подтекст: две другие балтийские страны не могут похвастать, что когда-то были «Великим Княжеством». К тому же Литва считается страной с крупнейшей экономикой среди трех Прибалтийских государств. Ее ВВП в 2019 году был равен 12.7 миллиардов евро. При этом, несмотря на нелюбовь ее властей к Москве, именно Россия является главным экономическим партнером Вильнюса. На нее приходится около 15% экспорта и 13% импорта республики. По экспорту на втором месте находится Латвия – 9,9%, а по импорту – Германия с 12,3%. В основном Литва экспортирует продукцию машиностроения, деревообработки и пищевой промышленности, а также нефтепродукты. А закупает Вильнюс минеральное сырье, топливные ресурсы, электронику, металлы, пластик, стекло и химическую продукцию. В 2019 году Литва экспортировала товаров 29,6 миллиарда евро, а импортировала – на 31,8 миллиарда евро.
К тому же у страны в последнее время появилась и своя политическая ниша – она стала пристанищем для оппозиционеров из постсоветских стран, вынужденных по разным причинам покинуть свою родину. Однако не верно понимать эту республику как землю обетованную. Несмотря на то, что уровень жизнь там выше, чем в большинстве бывших советских республик, это все-таки не тот Евросоюз, о котором рассказывают по телевизору.
Самой низкой зарплатой в 2019 в Литве были 607 евро в месяц до вычета налогов. В среднем, жители республики зарабатывают «чистыми», то есть после вычета всех налогов, около 879 евро, а зарплата свыше 1200 евро считается очень достойной. Пенсия в среднем составляет 337 евро. Цены в Литве сопоставимы с российскими: курица стоит около 2 евро (около 180 рублей), хлеб –0,55 евро, картошка – 0,25 евро… Зато цены на жилье в Литве заметно ниже, чем в России. Например, трехкомнатную квартиру в Вильнюсе можно купить на вторичном рынке за 70 тысяч евро (около 6,3 миллиона рублей). При этом платить за коммунальные услуги в Вильнюсе и в Москве приходится примерно одинаково – около 6 тысяч рублей в месяц за 50 квадратных метров.
Одной из самых больших сложностей жизни в Литве русские называют общение на местном языке. Выучить его, действительно, довольно сложно, потому что литовский принадлежит к финно-угорской группе и совершенно не похож ни на русский, ни на английский, немецкий или французский. При этом без знания литовского языка найти нормальную работу будет тяжело. Даже знание английского не исправит ситуацию, а предложение говорить по-русски может быть просто проигнорировано, хотя многие вас прекрасно поймут и смогут изъясниться при необходимости.
Латвия: транзит в один конец
Латвия – государство небольшое.. Даже двух миллионов жителей не наберется. И значительная часть из них – пенсионеры. Молодежь стремится на заработки в более развитые европейские страны. Многие уезжают сразу после школы, некоторые заканчивают ВУЗ и уже потом ищут счастья в Лондоне, Австрии, Швеции…Могли бы и в Латвии остаться – безработица тут не самая высокая (8%), всегда нужны работающие, которые на свои налоги будут содержать огромную армию латвийских пенсионеров. Но перспектив маловато и нет ощущения драйва, к тому же зарплаты в Латвии существенно ниже, чем в Старой Европе. Будто жизнь стремительно проносится где-то рядом, а в Латвии – тишина, покой, если не сказать – застой. Приезжим очень нравится эта неспешность жизни: мало людей, мало машин, нет суеты. Но иногда кажется, что и движения тоже нет…
Правительство Латвии периодически отчитывается об экономических достижениях страны. Однако факт состоит в том, что своим уровнем жизни страна обязана субсидиям и кредитам ЕС. На экспорт Латвия поставляет электроприборы, лес, зерно и торф. Преимуществом Латвии до недавних пор было ее транзитное положение – между Европой и Россией. Собственное, это было достоинством Риги с ее выходом к морю еще со времен Средневековья. В 2013 м году страна даже стала позиционировать себя как самое надежное транзитное направление по перевозке грузов. Под эту идею расширили аэропорт, построив новую взлетную полосу и сеть грузовых терминалов. Рижский свободный порт рассчитывал стать самым крупным перевалочным пунктом на Балтике. Но в 2014 году после введения европейских санкций против России и ответных мер РФ Латвия из «перевалочного пункта» превратилась в европейский тупик. Грузы Россия перенаправила в новый порт в Усть- Луге, сейчас в Мурманской области строится еще одни порт, и туда уйдут последние оставшиеся российские потоки грузов. Зато аэропорт действует исправно: через Ригу в разные страны улетает до 70 рейсов в день.
Большая часть населения Латвии живет на европейские дотации, которые позволяют неплохо содержать местное немногочисленное население. Тем более, что продовольствием страна обеспечивает себя сама. В результате, средняя заработная плата в стране находится на недостижимом для многих постсоветских стран уровне – 844 евро, а в Риге и того больше – около 1000. Причем те, кто работает в банках и сфере IT-технологий зарабатывают до полутора –двух тысяч евро.
Средние пенсии, как уже говорилось, на уровне 364 евро. На пенсию отправляются в 64 с половиной года что мужчины, что женщины. Однако, сказать, что латвийские пенсионеры шикуют, нельзя. Траты в стране тоже не маленькие. Только на оплату коммуналки пожилые люди отдают 60% своей пенсии. Поэтому им приходится сильно экономить. А посиделки в кафе могут себе позволить те, кто откладывал значительные суммы в накопительную часть пенсии.
А вот еще одно мнение – с местного форума: «Моряку жить в Латвии очень комфортно. Даже несмотря на необходимость уплаты налогов – в среднем, около тысячи долларов в год. Почти все в Риге говорят на русском, никакой языковой дискриминации в быту нет. За все годы мне лишь два раза отказались ответить на великом и могучем: в первом случае мужик оказался реальным фашиком, а во втором – молодая девушка просто не знала русского языка. В 95-м я без больших проблем сдал экзамен на гражданство, хотя уровень моего латышского, скажу честно, куда ниже, чем русского – у Рамшана с Джамшутом.»
Эстония: маленькая, но гордая
По поводу эстонцев существует известный стереотип, что они медлительные, но это не так. Люди, проживающие в стране, отмечают, что жители государства просто никуда не спешат, ведь, учитывая небольшую территорию, уж точно можно успеть сделать все дела и провести запланированные встречи. Тогда зачем суетиться? Хотя в Эстонии, как и в Латвии, есть большая проблема с эмиграцией: люди уезжают подальше в поисках работы и заработков. В правительстве Эстонии уже говорят о демографической катастрофе, а местные шутят: «Последний, кто будет уезжать, не забудьте выключить свет в аэропорту».
О жизни в этой стране нам рассказала Виктория, которая переехала в Эстонию из Пскова. Еще обучаясь в институте, девушка познакомилась с молодым человеком из Таллина, а после окончания учебы пара решила пожениться.
Школы Эстонии признаны одними из лучших в мире. Согласно рейтингу PISA (международная программа по оценке качества обучения школьников), эстонские школьники занимают первые места в Европе по категориям: чтение, математика и естественные науки. Местные депутаты объясняли, что они начали перестраивать систему образования сразу же после выхода из СССР. Так, например, система аналогичная ЕГЭ здесь существует с 90-х годов, а практика обучения предполагает самые современные подходы, в том числе цифровое образование.
Государство поощряет тех, кто регулярно проходит курсы и за прилежное посещение занятий выплачивает небольшую стипендию. Тем не менее, эстонский язык достаточно трудный для обучения и многие местные русскоговорящие жители не могут выучить его за всю жизнь. «Мне он тоже давался с трудом. Несмотря на то, что у меня есть уже два языка: английский и французский. До переезда хотела начать учить эстонский во Пскове, но ни в одном книжном не нашла никаких учебников, ни словарей – ничего, хотя Псков граничит с Эстонией. После курсов ходила сдавать экзамен на категорию А2, экзамен похож на наш ЕГЭ: аудирование, чтение, грамматика и письмо, и самое трудное – говорение. Для того чтобы получить постоянный ВНЖ нужно иметь категорию B1 и прожить в стране 5 лет».
При этом негативного отношения к русским, о котором многие говорят, она не заметила. «Лично я не сталкивалась с плохим обращением. Мои знакомые, которые тоже не так давно тут живут, тоже говорили, что не было таких случаев. Отличия чувствуется в семье. Во Пскове бабушки и дедушки часто приходят в гости, принимают активное участие в воспитание внуков, во многом помогают. Здесь же бабушки и дедушки не так активны, не приходят в гости без приглашения. Опять-таки, все семьи разные, я говорю лишь о примере моих родных и семье мужа. Даже несмотря на то, что семья у мужа русская. Но семейной сплоченности и посиделок мне не хватает. Здесь люди, мне кажется, сами по себе, индивидуалисты. А в России все-таки семейность преобладает».
Экономика Литвы живет за счет роста цен
Большинство литовских граждан уверено, что ситуация в стране ухудшается. Число таких людей увеличивается с каждым годом. Новый повод для пессимизма принес Eurostat: агентство объявило о том, что в Литве зафиксирован наибольший рост цен по ЕС. Годовая инфляция составила 3,6%, что является общеевропейским рекордом.
Рядовые литовцы восприняли эту новость крайне болезненно и потребовали объяснений, но что сделали власти? Руководители страны в очередной раз объявили, что всё это результат «экономических успехов». Мол, люди у нас так хорошо живут, а зарплаты растут так быстро, что приходится поднимать цены абсолютно на всё.
Ситуация совершенно ненормальная, поскольку во властных кабинетах упорно не хотят замечать или же сознательно отказываются обуздать дельцов и предпринимателей. Последние подсчитывают прибыль, а сотни тысяч обычных жителей страны, работающих от зарплаты до зарплаты, вынуждены паковать чемоданы и бежать из родного дома в поисках лучшей жизни и работы за рубежом просто потому, что им нужно кормить свои семьи.
Люди уходят, а страна в их лице теряет налогоплательщиков. Если раньше они возвращались на родину и компенсировали потери казны за счет обильных покупок в отечественных магазинах, торговых центрах, на предприятиях, оказывающих различные виды услуг, то сегодня в Литву эмигранты возвращаются всё меньше и меньше.
Хотя бы потому, что это невыгодно: цены в Литве и Западной Европе фактически сравнялись, а родственников и друзей дома почти не осталось — они также покинули страну. Следовательно, зачем возвращаться?
Глава Центробанка Литвы Витас Василяускас озвучил официальную позицию властей относительно высокой инфляции. По его словам, в этом нет ничего страшного, поскольку зарплаты в Литве за год выросли, значит, и повсеместный рост цен оправдан. Однако что нам говорят цифры?
По информации Департамента статистики и Фонда соцстрахования «Содра», доходы увеличились далеко не у всех, а у многих даже сократились. Каким образом им выживать в условиях такого ценового скачка, остается загадкой. Странно то, что никто во властных кабинетах этого не замечает.
Зарплаты увеличились у 60% всех литовских работников. Однако у 20% они не изменились, а у 5% всех трудящихся — уменьшились. Всего в 2017 году зарплату сократили 188 200 работникам.
20% и 5% трудящихся — это не мифические цифры, а реальные люди, которые вынуждены как-то выживать в условиях растущей инфляции. Рядовые граждане задаются вопросом «что делать», поскольку государство не хочет замечать проблемы и играет цифрами так, как хочет.
Удар по среднему классу
Старший советник директора «Содры» Юлита Варанаускене обратила внимание на то, что чаще всего фиксируется рост зарплат у тех, кто получает меньше минимума (т. е. меньше 380 евро — прим. RuBaltic.Ru). Это означает, что власти, равно как и Центробанк, просто манипулируют цифрами, говоря о росте экономики и успехах. Ситуация улучшается лишь в общей динамике: 60% трудящихся, у которых зарплата увеличилась, являются либо богачами, либо теми, кто получает минимальный оклад.
Тем временем представители среднего класса несут потери: их зарплаты остались примерно на том же уровне либо увеличились незначительно. Но из-за удорожания жизни и отмены льготного налога на центральное отопление, который также существенно повлиял на уровень инфляции, у среднего класса в итоге стало меньше средств и больше трат.
Фактически литовские власти принимают законы, которые выгодны либо очень богатым, либо очень бедным. Из среднего класса уже который год буквально высасывают средства.
Всё это подталкивает широкие слои населения к эмиграции. Люди, получающие средние зарплаты, — это по большей части представители перспективной образованной молодежи, а также всего трудоспособного населения. Видя то, какие решения принимаются на уровне власти, они предпочитают уехать, поскольку воевать с ветряными мельницами невозможно. Тем более что найти работу за границей для них не составляет особого труда.
Результатом всех действий властей по «улучшению жизни» является массовый отток трудоспособного населения.
Напомним, за первое полугодие 2017 года из Литвы эмигрировали почти 32 тыс. человек — это на 10 тыс. человек больше, чем за такой же период прошлого года. Важно подчеркнуть, что это лишь те, кто официально задекларировал свой отъезд. По неофициальным данным, число эмигрировавших за первое полугодие может составить около 40 тыс. человек.
Игра в одни ворота
Литва — совершенно уникальная страна с точки зрения функционирования экономики. Республика лидирует по оттоку населения, спрос на товары и услуги автоматически падает, но цены при этом в геометрической прогрессии продолжают расти год от года.
Растут цены на продукты, растут цены на услуги, недвижимость также дорожает. В прошлом году по Литве прокатились стихийные акции бойкота крупных торговых центров из-за резкого скачка цен. Главы торговых сетей и предприниматели чувствуют себя безнаказанными. Власти же предпочитают этого не замечать. Любые заявления о госрегулировании цен вызывают дикое неприятие.
Руководство страны фактически обслуживает интересы крупного бизнеса и никак не препятствует повсеместному удорожанию товаров и услуг, хотя регулирование цен — совершенно нормальная практика для большинства западноевропейских стран.
Во Франции, например, 20% цен являются регулируемыми. Государство регулирует цены на такие виды товаров и услуг, как сельскохозяйственная продукция, газ, электроэнергетика, транспорт.
В Испании регулированием и контролем в настоящее время охвачено 10% общего объема потребительских цен.
В странах Скандинавии еще более жесткая ситуация. В Швеции регулируются закупочные цены на важнейшие виды сельскохозяйственной продукции: зерно, молоко, мясо, яйца и т. д. Правительство устанавливает цены путем переговоров с производителями и потребителями. А главные принципы регулирования цен разрабатывает сам парламент.
Аналогичная ситуация в Норвегии, Дании и Швейцарии.
Можно ли сказать, что эти страны не являются капиталистическими или что им чужды принципы свободного рынка, конкуренции и «демократические ценности ЕС»? Очевидно, нет.
Замглавы Центробанка Раймондас Куодис уже заявлял, что экономика Литвы находится в предсмертном состоянии. Рост ВВП не отражает реальных тенденций. По его утверждению, сегодня государство медленно вымирает — воспрепятствовать этому процессу фактически невозможно. В Литве останется всего два с половиной города.
По сути, он пытается донести мысль о том, что все заявления о росте экономики не что иное, как фикция, «фейк». В Литве создают огромный «мыльный пузырь», который может лопнуть в любой момент. Случится это тогда, когда страну покинет критическая масса людей и платить за все услуги и многочисленные товары по раздутым ценам будет просто некому.
Это осознают и представители делового сектора, которых больше всего, исходя из данных недавнего опроса Spinter tyrimai, проведенного по заказу банка Citadele, беспокоит массовая эмиграция. Эмиграция для делового сектора страшна, в первую очередь, уже потому, что она означает для бизнеса снижение спроса на внутреннем рынке, что неизбежно предопределяет и ухудшение переговорных позиций с поставщиками, необходимость поднимать цены на товары и предоставляемые услуги.
В связи с уменьшением рынка в Литву не приходит ни одна международная торговая марка, а несколько уже работавших здесь в последние годы решили прекратить деятельность.
Сужение рынка для мелкого и среднего бизнеса еще более болезненно, поскольку это неизбежно означает и меньшие возможности для расширения.
Учитывая, что промышленность в Литве не развита, а экспорт сельхозпродукции переживает не лучшие времена в связи с российским продуктовым эмбарго, государство может столкнуться с куда более ужасающим кризисом, нежели в 2008–2009 годах.
Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!