жанр эмбиент что это
Что такое эмбиент: краткая история одного из важнейших жанров последних 50 лет
За почти 50 лет эмбиент превратился из новаторских экспериментов в функциональную музыку для успокоения и умиротворения (но не совсем). Вместе с коллегами из Spotify рассказываем о том, что такое эмбиент, кто его придумал и зачем он нужен в 2021-м.
В 1975 году экс-участник Roxy Music и будущий прославленный продюсер Брайан Ино попал в аварию. Он был вынужден провести некоторое время дома. Будучи прикованным к постели, он слушал записи арфы, идущие в слегка урезанном и искаженном виде, и окружающие звуки: шум улицы, шум ветра. Постепенно они слились в одну единую звуковую кашу. Так Брайан Ино осознал, что появился новый способ восприятия музыки: когда она является частью окружения и сливается с ним. Так он придумал эмбиент — музыку, которая станет лучшим воплощением искусства как элемента декора.
Ино не был первым в стремлении превратить звуки и мелодии в часть антуража, повседневной деятельности. Уже в начале XX века композитор Эрик Сати стал создавать «меблировочную музыку». По сути, это были первые опыты в жанре минимализма. Суть ее была в том, чтобы ненавязчивые повторяющиеся мелодии исполнялись в разных общественных местах. Например, Сати предлагал кутюрье Жермене Бонгар музыкальное оформление ее заведений. В письме Жану Кокто он писал, что «меблировочная музыка глубоко индустриальна. Существует досадное обыкновение — исполнять музыку в обстоятельствах, где музыке делать нечего. Тогда играют вальсы, «Фантазии» на темы опер и тому подобные вещи, написанные для других целей». Цель Сати — «ввести музыку, созданную для удовлетворения «нужных» потребностей». «Меблировочная музыка», — писал Сати — создана из простого колыхания воздуха; она не имеет другой цели; она выполняет ту же роль, что свет, тепло и комфорт». Для создания атмосферы Сати размещал музыкантов в разных частях зала, чтобы создать эффект присутствия. Он создавал назойливые примитивные и повторяющиеся звуковые полотна. В общем, был первым истинным минималистом. И первым прародителем эмбиента: Сати начал превращать музыку из объекта особого пристального взгляда в некое сопровождение, дополнение для обстановки. Это была мебель, которая не занимала места, не весила ни грамма, но при этом преображала комнату. Так работал и работает эмбиент.
Музыка Сати и его многочисленных последователей (так, им восхищался Джон Кейдж, автор знаменитой «4’33», он даже сыграл его «Досады» строго по инструкции «повторить 840 раз») и вправду была своеобразным дополнением к окружению и не существовала отдельно от него. Так, осколки звуков, которые рассыпаются по комнате и медленно заполняют пространство. Другим наследником Сати с определенными оговорками можно назвать Терри Райли. На альбоме «A Rainbow in Curved Air» 1969 года он фактически впервые применил электронные методы к меблировочной музыке. Эта пластинка — главная предтеча эмбиента: сопровожденная поэмой, она источала оптимизм и успокоение при помощи красочных электронных звуков. Будто и вправду посреди солнечного дня прошел небольшой дождик и вышла яркая радуга.
С другой стороны, в начале 1970-х годов уже активно развивалась электронная музыка. Скажем, первые опыты французского композитора Жан-Мишеля Жарра вполне могут быть названы эмбиентом: то была расплывчатая, аритмичная атмосферная музыка, которая являла собой саундтрек к несуществующему фильму, звуковое воплощение заснеженной горной гряды или бесконечного космоса. Или альбом «Canaxis» Холгера Шукая из Can. Эту пластинку критик Андрей Горохов называл чуть ли не первой эмбиент-записью: там электронный шум был наложен на азиатскую этническую музыку. Впоследствии, будучи смешанным с этникой, эмбиент породит нью-эйдж.
Наконец, была группа Tangerine Dream. Если Kraftwerk вворачивали в свои мелодии и ритмы афроамериканский грув и ценили Джеймса Брауна, то Tangerine Dream относились (да и относятся сейчас) к музыке как большому пастельному полотну. Даже в более-менее ритмичные моменты (например, в треке «Love on a Real Train») они относились к звуку как некоей части пейзажа. По факту Tangerine Dream сделали поп-версию эмбиента, ввернув в него мелодии и немного ритма, сделали его максимально доступным и притом максимально нераздражающим. Ино же был и остается куда более категоричен в отношении эмбиента.
Заслуга Брайана Ино в том, что он формализовал и довел до логического предела изыскания в области эмбиента. Его второй альбом в этом жанре «Music for Airports» (первым был «Discreet Music», но он больше похож на пробу пера, чем на законченный стейтмент) — это торжество абстрактного минимализма. Вместо ясной мелодии — тягучий электронный поток, который медленно движется между каналами, как речки с карты на обложке альбома. Вместо ритма — мягкая электронная гладь. «Music for Airports», как правильно отмечали мои коллеги несколько лет назад, звучит по нынешним временам слегка наивно и архаично. Но при этом на фоне любой условно альтернативной музыки того времени он звучал ошеломительно.
Эмбиент не был просто фоновой музыкой. Ино формулировал в буклете «Music for Airports» разницу между ними так: «В то время как обычная фоновая музыка создается путем избавления от всякого чувства сомнения и неуверенности (и, следовательно, всего искреннего интереса) в музыке, эмбиент сохраняет эти качества».
Для Брайана Ино эмбиент («окружение») равняется пространству. «Не нарратив, не последовательность, обладающая некоей телеологической направленностью — куплет, припев, то, это и другое», — говорил он пять лет назад в интервью.
Опыты Эрика Сати выросли из импрессионизма. Эмбиент Ино вырос из абстрактного экспрессионизма: «вместо картины с четко определенной перспективой, предполагающей конкретное направление взгляда, предстает поле, пространство для бескрайних акустических странствий». Приглядишься — ничего не заметишь, вся суть познается на расстоянии. Эмбиент, который придумал Ино, — музыка, в которой исчезает персоналия музыканта. Музыка, которая лишена специфических черт: ты сам придумаешь, что еще дорисовать в своем воображении, нет ничего, что бы помешало тебе. «На этом поприще нет ничего, за что можно уцепиться; каждый выбирает свой собственный путь», — говорит он.
Эмбиент — это не только бесконечные электронные ландшафты. В конце семидесятых Ино встретил на нью-йоркских улицах музыканта Эдварда Ларри Гордона (он же Ларааджи), который играл на электронной цитре. «Однажды Брайан, живший там в то время, проходя мимо, услышал мою музыку, сел и стал слушать, — рассказывал Гордон в интервью „Афише Daily“. — Я вообще тогда не знал, кто он такой. Но он мне оставил записку с просьбой позвонить на следующий день. Я позвонил, он рассказал мне про свой проект в области эмбиента и предложил поучаствовать. Я согласился».
Результатом стал альбом «Day of Radiance», который всем своим существом будто бы протестовал против изначальной природы эмбиента. Три композиции из пяти в нем назывались «Танцы», громогласная цитра Гордона высекала ритм. Однако это был все еще эмбиент. Просто таким образом Ино и Ларааджи показывали, что это не обязательно уютная и расслабляющая музыка. Ранний эмбиент — он и про окружение, и про напряжение. Он похож на томительное ожидание дождя в душный летний день. Глухой саспенс, тугая струна. А дождя не было. Ино сделал альбом «On Land» 1982 года намеренно мрачным и зловещим, а современные опыты в сфере эмбиента он скорее не любит: «в большинстве люди берут тихий и мягкий бит, что для меня является лишь стилистическим, но не философским аспектом, ставят его в основу и впоследствии называют эмбиентом».
История «обволакивающей» музыки: Ambient
от дребезжания машин до наших дней
Музыка стала неотъемлемой частью жизни человека. Она доносится из телевизоров и наушников, магазинов и транспорта. Ее звучание обволакивает нас. Зачастую мы даже не думаем о том, что звуки улиц — тоже своего рода музыка. Однако около ста лет назад нашлись люди, которые впервые обратили на это внимание.
От фоноавтографа к граммофону
Электронная музыка предполагает использование электронных музыкальных инструментов, которые могут воспроизводить и преобразовывать звуки. Первым записывающим устройством был фоноавтограф, который Эдуард Леон Скотт де Мартенвиль продемонстрировал в 1857 году. Аппарат из иглы и мембраны оставлял следы от звуковых колебаний на бумаге или копоти, но не мог воспроизвести мелодию. Только спустя 20 лет, в 1877 году, американский ученый Томас Альва Эдисон представил миру фонограф. Его изобретение могло воспроизводить и записывать звук при помощи вращающейся цилиндрической спирали. Затем ровно через десять лет, в 1887 году, Эмиль Берлинер запатентовал граммофон. От изобретения Эдисона его отличало наличие диска вместо цилиндрической спирали. Амплитуда звука выросла, и он стал качественней.
Первое десятилетие XX века
Первый электрический инструмент
«Искусство шумов» Луиджи Руссоло
Меблировочная музыка Эрика Сати
Еще одним праотцом электронной музыки стал Эрик Сати, композитор, который оказал огромное влияние на музыкантов XX столетия. Его композиции с аккордами, выстроенными по квартам, кажутся осмысленными и меланхоличными, но в то же время невесомыми и обволакивающими. Разнообразие настроений обусловлено иным подходом Эрика к сочинению музыки. Он писал порядка пяти-шести пассажей, а затем соединял их вместе. Именно этим отличается современный эмбиент, который тоже состоит из повторяющихся и незначительно изменяющихся паттернов. Таким образом, Сати ввел авангардистское понятие «меблировочная музыка», что стало началом музыкального минимализма. Эта музыка может звучать в ресторане или магазине, ей можно встретить гостей в салоне. Эрик Сати опередил с таким нововведением весь свет на целую половину столетия: интерес к минимализму в музыке появился в США ближе к 70-м годам, а в России и Европе и вовсе только в 80-е.
Именно в этом году советский ученый Лев Термен создал терменвокс. Его изобретение позволяло при помощи движений рук между антеннами инструмента получать звук. Оказалось, что играть музыку можно, не прикасаясь к клавишам или струнам. Это было подобно чуду и повлекло ряд интересных измышлений среди композиторов и музыкантов: электронной музыке прочили дальнейшее развитие и распространение. На новом инструменте не только стали играть классические произведения, но и писать для него сюиты. Спустя время стали появляться и другие электронные инструменты.
В 1935 году появился орган Хаммонда, который использовал тот же принцип синтеза звука, что и более ранний телармониум. Он сразу же стал недорогой альтернативой обыкновенного органа и нашел применение как в церквях, так и в джазе и блюзе.
В это же время появилась магнитная пленка от немецкой компании AEG. Она открыла безграничные возможности монтажа, перемотки и более доступной записи. Конечно, спустя время появились пионеры в области музыки, где основным инструментом был записанный звук. Одним из первых был Пьер Шеффер. Его пьеса Symphonie pour un homme seul («Симфония для одинокого человека») совмещала в себе множество паттернов: от разговоров людей и звуков клавиш до ритмичного шума идущего поезда.
Краткая история синтезатора
В этом году Скотт Рэймонд, американский джазовый музыкант, основал Manhattan Research, Inc. Это была не только студия, но и лаборатория для изобретения музыкальных инструментов. Скотт всерьез интересовался имитациями звуков и возможностью изменять с помощью машины тональность и темп определенной мелодии. Однако его идеи опередили время, так как музыканты все еще были увлечены терменвоксом. На сегодняшний день все его задумки воплотились в жизнь. Сейчас есть MIDI (Musical Instrument Digital Interface — цифровой интерфейс музыкальных инструментов), кодирующий нажатие клавиш с их акустическими параметрами, и семплер, который не генерирует, но использует записанные ранее звуки для их изменения. Важным достижением его лаборатории стал Clavivox. Скотт Рэймонд считал, что он заменит терменвокс. Его изобретение было родственником инструмента Термена, но с клавиатурой в три октавы и возможностью регулировать затухание звука. Позже Clavivox доработал Роберт Муг. Так появился первые синтезаторы Minimoog, которые становились все доступнее и со временем вытеснители электроорганы.
Об ЭВМ мир узнал еще в 30-х годах, но первая подобная музыкальная машина появилась только в 1949 году. CSIRAC (Council for Scientific and Industrial Research Automatic Computer — Автоматический компьютер Совета по научным и промышленным исследованиям) Тревора Пирси и Мастона Берда, проигрывавший популярные музыкальные мелодии того времени, до сих пор находится в Мельбурнском музее и включен в Реестр наследия штата Виктория. Эта ЭВМ еще не умела преобразовывать звуки, как современные компьютерные программы, но она поставила человечество перед фактом, что вскоре машины смогут писать музыку, анализируя ныне существующие произведения. И эти ожидания оправдались. В 1957 году появилась первая в мире программа MUSIC профессора Макса Мэтьюса. В ее память можно было ввести музыкальную партитуру и то, как инструменты будут синтезированы в будущем произведении. Затем запись сохранялась на магнитной ленте.
В 60-е годы окончательно оформилось такое явление, как электронная музыка. Ее пионеры — авангардисты и исполнители краут-рока. В новом рок-направлении все еще звучали привычные барабаны и гитары, но он отличался использованием синтезаторов и электронной обработкой музыки. Слово «кraut» образовано от «sauerkraut» — названия немецкого блюда из квашеной капусты. Так новое направление окрестили британские журналисты, подразумевая под словом «kraut» немца. На фоне культурного вакуума краут-рок достаточно быстро стал популярным в Германии после Второй мировой войны. Ведь новая отрасль в музыке оказалась для тех времен поистине огромным полем экспериментов и возможностей. В Can, одной из групп, образованных в 1968 году, состоял Хольгер Шукай. Именно он наложил на случайно найденную пленку с вьетнамскими народными песнями электронный гул. Это впоследствии стало называться эмбиентом.
1978
Несмотря на то, что элементы эмбиента уже существовали в композициях исполнителей краут-рока, самого названия у этого течения не было вплоть до 1978 года. В этом г, основанного на модуляциях звукового тембра и служащего отличным саундтреком к повседневности. оду британский музыкант Брайан Ино выпустил альбом под названием Ambient 1: Music for Airports. Затем выходят и последующие альбомы: Ambient 2: The Plateaux of Mirror (1980), Ambient 3: Day of Radiance (1980) и Ambient 4: On Land (1982). «Ambient» значит «окружающий». Существует легенда, что Брайан лежал дома с переломом ноги, прислушивался к шумам вокруг, что и вдохновило его на написание ряда альбомов. После прослушивания композиций действительно хочется поверить в эту легенду. Создается ощущение, будто каждый звук рассмотрен музыкантом под микроскопом, изучен до малейших колебаний. Все его альбомы объединяет полная «осмысленность» ряда повторяющихся и переливающихся созвучий, их «синтезированность». Именно по альбомам Брайана Ино этот жанр музыки и получил свое название.
Сегодня
Музыка эмбиент – это звуковые пейзажи с терапевтическим эффектом
Доктор Оливер Сакс писал: «За сорок лет медицинской практики я обнаружил лишь два типа нефармацевтической «терапии», жизненно важной для пациентов с хроническими неврологическими заболеваниями. Это музыка и сады». Такое заключение, может быть, никого и не удивит, поскольку исходит от столь оригинального мыслителя, как Сакс. Но удивительно то, что значительное количество традиционных научных исследований точно так же связывают музыку и психическое здоровье.
Шестьдесят лет назад, когда Сакс ещё только изучал медицину, джазовый композитор и лидер авангардной группы Сан Ра (Sun Ra) имел опыт, созвучный заявлению нейропсихолога, когда играл для пациентов в психиатрической больнице. Женщина с кататоническим синдромом, которая не говорила в течение многих лет, встала и сказала: «Вы называете это музыкой?» Тот концерт, заказанный его менеджером, представлял собой небольшой эксперимент в альтернативной медицине, а не серьёзный предмет изучения среди врачей и неврологов.
Как всё изменилось за последние полвека
Несколько недавних исследований, например, связали игру на барабанах, самую древнюю и самую универсальную форму музицирования, с уменьшением тревожности, облегчением боли, улучшением настроения и повышением навыков обучения у детей с аутизмом. Как показал ряд исследований, прослушивание и воспроизведение джаза и других видов музыки с синкопированием способствует творчеству, повышению математических навыков и поддержанию умственного и эмоционального благополучия.
А что можно сказать об эмбиентной музыке, жанре, часто характеризующемся отсутствием синкопа? Его почти всегда используют в качестве фоновой музыки в записях для управляемой медитации и снижения стресса, в размеренных, расслабляющих видеороликах йоги и в тысячах видео на YouTube, посвящённых популяризации способствующих снижению стресса частот и стереоэффектов. Создаётся впечатление, что эмбиент специально создали для борьбы с напряжением и недомоганием, и в некотором смысле так и есть.
Брайан Ино, артист, давший название жанру и часто упоминаемый как его создатель, написал в примечаниях к вкладышу альбома 1978-го года «Эмбиент 1: Музыка для аэропортов» (Ambient 1: Music for Airports): «[эта запись] предназначена для достижения спокойствия и пространства, чтобы думать». Вне зависимости от того, хотел ли он сделать научное заявление или это всего лишь художественное изложение цели, исследование подтвердило заключения Ино о благотворных эффектах долгой, медленной, обволакивающей музыки.
Помощник редактора YouTube канала Noisey Райан Бассил, давний страдалец от тревожности и панических атак, на собственном опыте обнаружил, что это утверждение верно. Он рассказывает об этом в видео ниже. Музыка таких эмбиент-композиторов, как Брайан Ино, Уильям Басински и Кристиан Феннеш, помогала ему «заземляться» в моменты обострения тревожности, возвращая его к сенсорному контакту с настоящим.
Когда Бассил решил докопаться до причин, по которым эмбиент оказывал такое успокаивающее воздействие на его перевозбуждённую нервную систему, он обнаружил исследования артиста и учёного Люка Яанисте. Тот описал «режим эмбиент» как «всеобъемлющее и всеохватывающее поле без каких-либо приоритетов на переднем плане и фоне». Бассил пишет, что погружение в это пространство «способно помочь слушателю отложить в сторону то, что у него на уме, и использовать свои чувства, чтобы сосредоточиться на своём окружении».
Мы не можем – и не должны – обращаться к музыке как к полезному инструменту, но эмбиент особенно хорошо проявил себя при лечении серьёзных неврологических и психологических состояний. Судебный психиатр доктор Джон Талли из Лондонского института психиатрии, психологии и неврологии прослеживает эту форму вплоть до Баха и Шопена, особенно останавливается на творчестве Эрика Сати. Он первым придумал авангардный жанр «фоновой» музыки ещё в 1916 году и не имел никаких сомнений по поводу того, что музыка служит специальной цели.
Эмбиент развивался, менялся, обрастал поджанрами по мере того, как классические, авангардные минималисты и электронные музыканты писали композиции для самых разных аудиторий. Но вне зависимости от намерений и пролегания жанровых границ, все виды ненавязчивой, инструментальной музыки имеют терапевтическую мощь не только для уменьшения тревожности, но и для облегчения болей у пациентов с хирургическим вмешательством и снижения возбуждение у страдающих деменцией.
Выступая со своей группой Darkroom в отделении интенсивной терапии в больнице Университетского колледжа Лондона, писатель и психолог Чарлз Фёрнихоу обнаружил, что эмбиентная музыка несёт значительную пользу пациентам, оказавшимся в том, что он называет «пригородом ада»: в отделении реанимации и интенсивной терапии. Пребывание в таких местах тесно связано с более поздним посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) и тем, что называется «ОРИТ психоз» (психоз от пребывания в отделении реанимации и интенсивной терапии). Главным виновником оказывается седация. Но музыка, особенно эмбиент, возвращала пациентов к самим себе, о чём пишут в статье на Aeon.
Вряд ли наука готова ответить на вопросы, как и почему эмбиент действует именно так, а не иначе. Где Фёрнихоу обнаружил, что пациенты извлекают пользу из отсутствия предсказуемости и способности «избежать настоящего момента», исследования и опыт Бассила выявили противоположное – чувство безопасной предсказуемости и повышенного сенсорного осознания.
Физиологические реакции будут варьироваться от человека к человеку, как и их вкусы. «Лёгкое звучание для одного может оказаться слуховым ядом для другого», – признаёт Фёрнихоу. Но для значительного числа людей, страдающих тяжёлой тревогой и травмой, размеренные, минималистские, бессловесные звуковые ландшафты обволакивающей музыки эмбиент эффективнее любых препаратов.
По материалам Оpen Culture.
Превью: кадр из фильма «Это очень забавная история» (It’s A Kind Of A Funny Story, 2010).
Что такое эмбиент?
Содержание статьи
Эмбиент – жанр электронной музыки, в основе которого находится модуляция звукового тембра. Отличается ненавязчивым фоновым звучанием, «обволакивающим» действием. Для него характерны психоделические переливы синтетических звуков.
История
Направление зародилось в 70-е годы прошлого столетия благодаря творчеству Брайана Ино. В СССР в это же время им увлекся Михаил Чекалин. С тех пор было выделено несколько направлений, пользующихся популярностью в определенных кругах по сей день.
Концепция нового жанра появилась благодаря французскому композитору Эрику Сати. Он первым ввел термин «меблированная музыка». Особенность обоих видов заключается в ненавязчивости мелодий. Их пользователь может слушать или быть фоном. Очень быстро такие мелодии стали использовать в магазинах, кафе для создания уютной атмосферы.
Можно найти в композициях музыку для:
Человеческий мозг воспринимает такую музыку «разлитой».
Поджанры
Второе рождение стиль приобрел в 1990-х, когда появилось творчество таких исполнителей, как The Orb и Aphex Twin. Сегодня эмбиент имеет несколько поджанров:
Ambient House
Это музыка, которая сочетает в себе синтезаторы струнные и высокие вокальные. Направление принадлежит к электронной музыке, которую нередко можно услышать на дискотеках. Основоположницей стала британская группа Orbital. Она создавала ритм, который считался клубным, но был слишком своеобразных для молодежных дискотек. Композиции выделялись на фоне остальных своим упором на атмосферность.
Сайбиент
Это жанр электронной музыки, в котором сочетаются элементы психоделик-транса, этнических звучаний и некоторых других. Само понятие стало сокращением двух слов psychedelic и ambient, что переводится как «психоделический эмбиент».
Спейс-эмбиент
Для этого направления свойственен размеренный, медленный темп звучания. Используются синтетические, глухие звуки, которые часто зациклены и служат фоном. В зависимости от композиции на него накладываются ритмичные электронные проигрыши. Может дополняться хоровым пением или переливами синтетических мелодий. Это отличный вариант для любителей успокаивающе-расслабляющей музыки.
Дарк-эмибиент
Появился в конце 1980-х годов, став результатом экспериментов эмбиент-композиторов. По мнению некоторых музыкантов, это направление противостоит классическому или базовому направлению.
Многие проекты в этом стиле созданы для вызова у слушателя определенных эмоций не только на уровне сознательного восприятия. Для этого в композиции добавляются низкочастотные звуки и резонансы. Для направления характерен минималистичный лишенный эмоциональных всплесков с эпизодическим резким увеличением громкости. Может дополняться звуками:
Это делается для нагнетания напряженности. Монотонность придает звучанию гипнотический эффект.
Дроун-эмбиент
В конце 90-х годов появилось новое направление, сочетающее в себя дроун и эмбиент. Для таких мелодий характерными являются вибрации, частая смена темпа, гудение на низких частотах, резонансы и другие технические приемы звукозаписи.
Их отличительная черта – отсутствие соответствия классической структуре песен. Из-за этого они становятся чем-то абстрактным и чрезмерно длинным. Музыкальный ряд часто строится с использованием электрогитар, партии которых пропускаются через огромное количество синтезаторов и эквалайзеров.
Данжен-синт
Этот жанр стал результатом эксперимента блэк-метал музыкантов из Норвегии. Они отказались от тяжелого гитарного звучания, сделав акцент на синтезаторных гармониях. Изначально музыка отличалась плохим качеством записи. Связано это было с применением дешевых кассетных рекордеров и желанием выразить протест против массовой музыкальной индустрии.
Русский эмбиент
Истоками направления в России принято считать академическую музыку Шостаковича Рахманинова, Скрябина и других. В академической среде довольно быстро появилось стремление растягивать звуки обертонами. Любовь композиторов к холодной мелодичности – главная особенность русской музыки. Одни черпали вдохновение от природы, другие – в одиночестве, третьи – в драматизме земного бытия.
Огромную роль в формировании русской школы стало объединение композиторов вокруг Эдуарда Артемьева. Они первыми исследовали возможности советского синтезатора АНС, а в 1964 году записали свои первые сочинения с электронным звучанием. Очень быстро такую музыку стали использовать в фильмах, саундтреках.
Новый толчок в развитии направление получило при развитии компьютерных технологий и желанием русских композиторам соответствовать западным тенденциям. Все это позволило сочетать несочетаемое. Особенно большой интерес вызвал дарк и дроун-эмбиент. Услышать современных известных исполнителей можно в ВКонтакте.
Музыка в жизни
Уже отмечалось, что эмбиентные композиции часто используются в кино. Для режиссеров они являются еще одним языком, с помощью которого зрителю передается задуманное в картине настроение.
Используется и в рекламе. Разработчики различных виртуальных приложений пытаются самостоятельно продемонстрировать аудитории особенности подобного звучания. Делается это с той же целью – сближение игрока с виртуальной средой. Особенно часто применяется подобное музыкальное сопровождение в различных космических стимуляторах.
В рекламе используется термин ambient media, под которым понимается использование звуков окружающей среды в рекламных целях. Обычно прием эффективен для наружной рекламы, размещенной в местах скопления большого количества людей.
Эмбиент не стал коммерчески успешным. Многие критикуют его за скучность и интеллектуальность. Обычных же слушателей композиции отталкивают своей продолжительностью, отсутствием вокала и привычных структур. Согласно исследователям, целевая аудитория – молодежь в возрасте от 16 до 33 лет.
Однако благодаря возможности познакомиться с этим направлением через интернет, поклонников у направления стало больше. Это привело к появлению новых групп и исполнителей. Большинство из них трудятся в Австралии, США, Канаде и Германии. Эмбиент можно услышать в саундтреках к фильмам: «Социальная сеть», «Милые кости», «Драйв», «Мистер Одиночество» и некоторых других.