жить настоящим что это значит

Жить настоящим

жить настоящим что это значит. Смотреть фото жить настоящим что это значит. Смотреть картинку жить настоящим что это значит. Картинка про жить настоящим что это значит. Фото жить настоящим что это значит

Я проснулась и осознаю факт: уже июнь. Лето началось.

Началось, чтобы пройти. Сколько их уже прошло – жарких и прохладных, засушливых и дождливых, урожайных и скудных, счастливых и не очень…

А сколько их мне осталось? Один Бог ведает. Одно ясно: меньше осталось мне лет на земле, чем уже мною прожито. Значительно меньше.

Время – это дорога, с которой невозможно свернуть, на которой нельзя остановиться, и не сами мы задаем себе на этой дороге темп. Мы только отражаем свои ощущения, вздыхая «Как быстро идет время. » А время на самом деле – просто идет.

До поры человек, не удовлетворяясь настоящим, живет надеждой на будущее, на переворот страницы. Но однажды он понимает, что вот эта страница – последняя: возможности внешних изменений жизни к лучшему закончились. Будь доволен тем, что имеешь, чего достиг, что сумел сделать за свой срок. Нет, какие-то локальные достройки и небольшие перемены еще возможны. Но взлетов уже не будет, чем-то другим ты не станешь, до конца дней своих останешься тем, что ты есть теперь.

А вот к худшему твоя жизнь может измениться вполне. Более того: изменится непременно. Знаешь грустную шутку: «Вам пятьдесят (шестьдесят, семьдесят и т.д.)? Не переживайте – это ненадолго, всего-то на годик!»

Но для чего он нам дан, этот завершающий этап нашей земной дистанции? Не для того же только, чтобы мы осознали нашу беспомощность и бренность, хотя бренность и надо сознавать. Но мы призваны и нечто другое, очень важное понять на этом этапе, и очень добрым вещам научиться, если не научились до сей поры; а теперь уж – просто ничего другого не остается! Когда у человека нет будущего – не остается ему ничего другого, кроме как жить настоящим.

Наставшим днем, текущим часом, минутой. Рассветом, птичьим гомоном, листвой, седой от капель росы. Горячим чайником, сухим коричневым кофе, которое вытряхиваешь из банки в белую чашку, куском сахара, падающим в этот кофе. Всё это ведь на самом деле счастье. Не говоря уж о молитве. Она – вне времени («…всегда, ныне, и присно, и во веки веков…»), она и нас выносит за этот предел: вот почему во время молитвы – дома ли, в храме – мы так явственно вдыхаем порой озон далекой молодости: «Обновится яко орля, юность твоя» (Пс. 102: 5).

Что это значит: «У меня нет будущего»?! Будущее есть, просто оно из далекого превратилось в близкое

Впрочем, что это значит: «У нас нет будущего»? Будущее есть, просто оно из далекого превратилось в близкое. Превратилось для того, чтобы мы поняли наконец, что оно такое: будущее, предстоящее, то, что нас ждет, что не совершилось еще с нами, но – имеет совершиться. Моя знакомая, прыгавшая с парашютом, говорила мне, что высота, на которой находится самолет, не пугает, потому что не воспринимается как высота. Другое дело – если ты смотришь вниз с балкона десятого этажа. Так вот и здесь. Большое далекое будущее, на которое надеется молодой человек, не воспринимается им как что-то непосредственно предстоящее ему и не включает в нем никаких сегодняшних процессов. Другое дело, когда твое будущее – это наступивший день.

Ты собираешься в храм на воскресную службу – а что ты переживешь там, за Литургией, что в тебе изменится, каким ты вернешься домой? Это тайна, раскрывающаяся на твоих глазах, это фильм, от которого невозможно оторваться. У тебя на столе лежит новая книга – что ты для себя откроешь, что поймешь, чем обогатишься, прочитав ее? Это – твое грядущее, оно грядет явственно и бесспорно, и чем ты старше, тем больше ты его ценишь, любишь, ждешь. По сути это и есть вкус к жизни, даже, можно сказать, аппетит к жизни – желание жить. Жить этот день, и следующий день, и еще день, и еще – потому что каждый день приносит что-то новое, то, чего у тебя пока еще нет и в чем ты, безусловно, нуждаешься.

Да, до поры до времени мы бываем нетерпеливы: подобно детям, поднимаемся на цыпочки, пытаясь заглянуть в завтра – потому что наше сегодня нас не устраивает, мы его не принимаем, мы в нем, по сути, не живем. Мы бессознательно полагаем, что именно завтра будем жить, а сегодня – это не жизнь, это то, что нужно просто перетерпеть, переждать. А когда приходит наконец завтра – даже с явными переменами к лучшему – оно нас разочаровывает, оно не дает нам желанной полноты жизни. А почему? Потому что – «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25: 29). Если мы не принимали своей жизни до сего момента, не пускали в оборот те таланты, которые она нам предоставляла, если мы не жили, а только ждали – мы не начнем жить по исправлении и улучшении наших обстоятельств.

До поры, опять же, до времени нас двигают по жизни разные стимулы, и – что скрывать – самолюбие, честолюбие, тщеславие не последние из них. Но ценности тщеславия – ложные ценности. Когда возможности тщеславия исчерпаны, человеку ничего не остается, кроме как задуматься о ценностях истинных, – это с одной стороны, а с другой – человек не задумается о них, если их не существовало для него раньше. Еще раз: дастся только имеющему.

Схиигумен Иоанн (Алексеев) писал: душа человека не только бессмертна, но и нестареюща

«Вот, мне уже 62, а я совершенно не чувствую себя на свой возраст», – услышала я недавно от одной своей знакомой, и, кстати, не от нее первой услышала. Люди нередко говорят, что не чувствуют себя пожилыми, старыми, несмотря на дату в паспорте. Говорят с удивлением, смущением, даже с оттенком вины – будто на них лежит некий долг «знать свое место», чувствовать себя стариками; будто они, не находя в себе этого чувства, незаконно занимают место молодых. Но на самом деле это самое «чувствование себя на свой возраст» – лишь болезненный комплекс, похожий на комплекс человека с физическими недостатками, или проявление уныния. Ведь, как писал в одном из своих писем валаамский старец схиигумен Иоанн (Алексеев), душа человека – не только бессмертна, но и нестареюща: «Вот, мне уже 77 лет, а я чувствую себя молодым». Возрастные изменения внешности и все дальнейшие тяготы – это тяготы плоти, на них не махнешь так просто рукой, но ведь есть еще и вневременная, нестареющая часть нашего существа, и мы не только способны ее чувствовать, но призваны ею жить.

Лучшие годы – это не молодость, хоть молодость и прекрасна по-своему. Лучшие годы – это годы высшие, это пора максимального приближения к Источнику радости. В идеале весь земной срок человека – время его восхождения, возрастания. Если у человека в действительности так, старость не страшна, хотя и тяжела, безусловно, – она всегда тяжела, тягостна. Но давайте посмотрим на икону Богоматери: Она ведь тоже прошла «путем всея земли», необратимой рекой времени – до места ее впадения в Вечность. И не только Она, но и многие-многие святые. Значит, мы не одиноки, и нам нужно просто молиться словами Псалмопевца: «Не отвержи мене во время старости, внегда оскудевати крепости моей, не остави мене» (Пс. 70: 9).

Источник

Что такое жить настоящим?

Когда об этом заходит речь, многие спрашивают — а как это, жить настоящим и быть в «здесь и сейчас»? Давайте и начнём с этого.

Проведите простой эксперимент. Вот прямо сейчас, читая эту статью, вы чувствуете своё тело? Или вспомнили о нём, когда я предложил над этим задуматься?

Или, например, встаньте и попытайтесь достать с полки какой-нибудь предмет. Найдите высокую полку, чтобы за предметом пришлось тянуться. Где вы находитесь? Где находится ваше сознание, пока вы пытаетесь достать предмет? У большинства — уже на полке. Или даже уже делает что-то с этим предметом. А на самом деле, в вашем настоящем, в здесь и сейчас, вы пока ещё тянетесь — и всё!

Когда вы идёте в магазин или к машине, чтобы ехать на работу, где находится ваше сознание? Чаще всего — в магазине, на работе, а бывает так, что и в совершенно постороннем месте — у врача, на романтическом свидании, которое, возможно (а возможно, и нет), будет только вечером или вообще на курорте, куда вы поедете месяца через два, но только не на той улице, по которой вы идёте.

Попробуйте посчитать, как часто вы заняты именно тем, что делаете сейчас? Сколько процентов времени вы живёте настоящим?

Обычная картина — человек идёт по улице и думает о партнёре, работе, детях, родителях, обидчиках, будущем, прошлом, о чём угодно, только не о том, что он делает сейчас. Человек моет посуду, занимается спортом, отдыхает на диване и находится при этом где угодно, только не в настоящем моменте.

Всё просто: если ваше сознание сосредоточено на том, что вы делаете именно в этот момент — вы находитесь в здесь и сейчас целиком. Если оно занято чем-то другим — вы не находитесь в настоящем.

В лучшем случае здесь находится ваше тело. Оторванное от сознания, которое, в свою очередь, находится в другом месте. Как телу не очень уютно без сознания, так и сознание ничего не может сделать без тела, без энергии его ощущений.

Поэтому и работа тела выполняется в таком случае впустую, и работа сознания далеко не всегда приносит удовлетворение.

Чаще всё заканчивается постоянным вращением сознания по неким привычным кругам, но в этом вращении редко находится адекватное решение надоевшей проблемы, а тело, брошенное в режиме «автопилота» не в состоянии полноценно отдохнуть, как, впрочем, не в состоянии полноценно поработать в отрыве от сознания.

Не спорю, есть моменты, когда нам не хочется делать некое дело, а надо. Не кому-то ещё надо, а именно нам.

Допустим, нужно сделать уборку, хочется чистоты, но мыть полы вы не любите. Могу сказать, конечно, что если начать прислушиваться к ощущениям тела, осознавать, какие группы мышц работают — и мытье пола может стать интересным занятием. Но если вы уж совсем никак не любите это — что ж, может быть, самое время именно в вашем случае подумать о постороннем. И ваш выбор относительно этого занятия будет таким.

Но осознанный выбор относительно нескольких не очень любимых занятий — одно дело, а вот практически постоянное и непрерывное пребывание где-то ещё, без всякого осознания этого факта — совсем иной случай.

Почему это так, и чем чреват отрыв от жизни в настоящем?

У человека, в отличие от животных, есть способность к абстрактному мышлению. Само по себе это не хорошо и не плохо. В каких-то моментах это может помогать человеку решать его задачи, а в каких-то может и мешать.

Но сейчас мы говорим о тех ситуациях и даже больше — о таком способе жизни, когда избыточный акцент на абстрактное мышление мешает человеку жить настоящим, решать текущие задачи максимально эффективно.

«Подкладывая ветки в костёр, я обратил внимание на одно из действий готовившего «стол» Шамана. Он вынул из пакета варёное куриное яйцо, превратившееся на сорокаградусном морозе в ледышку, и, почти не глядя, одним ударом ножа расколол его на две равные части.
Усевшись, я попытался расколоть пару яиц своим более тяжёлым ножом, потом ещё тройку ножом Шамана. Ни одно яйцо мне не удалось расколоть ровно и без крошки. Это навело на мысли о какой-то особой сноровке Шамана.
— Ты часто раскалывал так яйца?

— Не припомню. Да и не часто ты их приносишь.

— А как научился так ровно раскалывать?

— Не учился. Придёт же такое в голову.

— Но как ты их колешь?

— Смотри. (Шаман небрежно ударил моим ножом уже не поперёк, а вдоль по последнему целому яйцу, которое раскололось на две равные половинки.)

— У нас разные действия.

— Когда действую я, я действую целиком. А ты — частями.

— Например, одна часть тебя не уверена, что ты справишься с яйцом, другая думает, что и колотые яйца на морозе не пропадут, третья — вообще в Магадане с проблемами твоих собственных яиц.

— Но мои действия могут быть более комплексными, чем твои ситуативные.

— Твои действия могут быть только более размазанными. Например, вместо точного удара по яйцу ты истерично ударяешь по пальцам. Такая размазня делает человека немощным и старым.

— Что мне делать, чтобы научиться действовать, как ты?

— Не имеет значения. Можешь, например, колоть яйца. Главное, когда колешь яйца — коли яйца, а не лови ворон.

Исчерпывающе, не правда ли?

Способность к абстрактному мышлению порой играет с человеком дурную шутку: мешает ему жить настоящим, отрывает его от той реальности, которой он занят непосредственно сейчас, и превращает его действия в неэффективные.

Я приведу несколько типичных жалоб клиентов, в которых многие, думаю, узнают и себя:

«Когда я занимаюсь сексом, я порой думаю о том, как я выгляжу, что думает обо мне партнёр, нравится ли ему/ей моё тело, достаточно ли партнёр доволен тем, что происходит, не будет ли чрезмерным предложить то или другое, вспоминаю прежних партнёров, всплывают старые обиды/сравнения/вопросы, думаю о том, что будет, если вдруг не получится…»

«Когда я собираюсь высказать свою идею начальству/прохожу собеседование, я думаю о том, что подумает начальник обо мне, уместно ли говорить о том и об этом, всплывают прошлые неудачи, посещают мысли о том, что будет, если идея не понравится/не пройду собеседование, что делать дальше…»

Итог — не пройденное собеседование, не рассмотренная идея, отсутствие интереса к вашей личности и обесценивание ваших предложений, общее разочарование в себе и падение самооценки, что ещё больше углубляет страхи на следующем собеседовании или при разговоре с начальством.

«Когда я попадаю в новую компанию, я пытаюсь представить себе, что мне нужно сделать и сказать, чтобы понравиться людям, я продумываю свои реплики, представляю себе, каким я могу быть, переживаю о том, что будет, если повториться та ситуация, когда на прошлый новый год я чувствовал себя в компании лишним, пытаюсь анализировать, что я сделал не так…»

Итог — отчуждение людей, холод, ощущение себя снова лишним, печальные мысли, урон самооценке, отчаяние и разочарование вместо положительных эмоций.

Чем характерны все эти ситуации? Человек находится где угодно, только не в настоящем — в прошлых ситуациях, в мечтах и планах на будущее, в фантазиях (то есть вообще в абстрактно существующей реальности), в различных предположениях «а вдруг»…

Беда в том, что акцент на такой способ восприятия мира в большинстве из нас воспитывают наши родители и наша культура. Скольким из вас в детстве и юности говорили: «Думай головой, пытайся предвидеть последствия, может быть то или другое!» — и приводят примеры собственного или чужого, чаще негативного, опыта.

Сама по себе мысль не так уж плоха. Там, где можно подумать над имеющейся информацией, прикинуть шансы, оценить разумно свои возможности и реакции других участников ситуации — это можно сделать.

Но вся проблема в том, что это имеет предел. Ни один, даже самый совершенный аналитический инструмент не может учесть все переменные этого мира. Ни один человек не в состоянии предсказать все последствия. Ни одно действие с учётом всех возможных включений реальности не поддаётся стопроцентному прогнозированию.

Реальность меняется. Жить настоящим — постоянно открывать для себя что-то новое. Если ваш прошлый опыт говорит «у меня есть пример неудачи» — это означает, что у вас просто есть такой опыт. Это означает, что вы можете сделать какие-то выводы из этого опыта, возможно — осознать, как не стоит больше поступать.

Но этот опыт совсем не означает, что ситуация повторится. Более того — если вы открыты изменениям реальности, то вы можете себе гарантировать, что всё будет как-то иначе. По-старому будет только тогда, когда вы сами ожидаете привычного, пусть и неприятного, разворота событий.

Многих вводят в заблуждение бытовые и отлаженные действия: дорога по привычным маршрутам, где, казалось бы, ничего не меняется, схемы жизни, кажущиеся некоторым безопасными — «выучись на того-то, и у тебя всегда будет кусок хлеба», схемы жизни вообще — «вырастить сына, посадить дерево и построить дом» и т.д. В некоторых случаях они действительно работают. Но безопасно они работают не так уж часто.

Вспомните, сколько ваших планов оказалось разрушено какими-либо «форсмажорными обстоятельствами»?

Начиная с глобальных — смерти близких, тяжёлых болезней, внезапных потерь денег, крахов бизнеса или политико-экономических кризисов, до банальной простуды, случившейся «как раз» в самый ответственный день, не менее банального опоздания на электричку или вообще внезапно упавшей сосульки на крышу машины.

Иллюзия контроля — именно то, что мешает нам жить настоящим, то, что заставляет порой «загоняться» в различных умопостроениях, которые призваны, казалось бы, защитить нас от капризов непредсказуемой реальности.

На деле же попытка контролировать события отвлекает нас от непосредственной реакции на реальный мир и делает саму реакцию порой совершенно неэффективной.

Ведь, как мы уже говорили, предсказать всё на 100%, тем более на основе чужого опыта, да и своего тоже — не получится. Куда более надёжной выглядит попытка полагаться на свою спонтанную реакцию. Которая возможна только тогда, когда вы находитесь в настоящем.

Не хочу сказать, что думать не нужно вообще.

Разница между осознанным, подлинным мышлением и переливанием из пустого в порожнее очевидна: когда вы действительно думаете, вы стараетесь выстроить всю цепочку проблемы, задачи — с чего началась, как развивалась, как обоснованы те или иные аргументы, которыми вы пользуетесь в своих суждениях, есть ли у вопроса история (ваша личная или вообще в истории людей или культуры, философии, науки, религии), как это связано с вашими чувствами, какие выводы вы можете сделать из своего опыта.

Это — рефлексия, и к ней стоит относиться уважительно.

Совсем другое дело — фрагментарное и бессистемное мышление. Которое не склонно углубляться в исследования, логику, историю и анализ ваших переживаний. Бессистемное мышление — это просто прыжки ума с предмета на предмет и невозможность сосредоточиться ни на чём более минуты, двух, трёх, и увы, как практика показывает — именно это принято называть глаголом «думать»…

Осознанному процессу мышления стоит отводить своё место и время. Если вам, например, нужно подумать над личной проблемой — найдите комфортную позу для тела, создайте необходимый уровень тишины (или поставьте нужную вам музыку), подготовьте бумагу и ручку, чтобы записать важное, попросите вас не беспокоить или уйдите от людей куда-то на природу, в уединённое место.

И не забудьте договориться с собой о том, сколько времени вы будете думать. Если прошёл, к примеру, отведённый час, а вы ни к чему не пришли — нет смысла дальше «гонять» в голове проблему по кругу. Значит, вы пока не готовы её решить.

И если вы погрузитесь в настоящее, в реальность, которая происходит с вами здесь и сейчас, вероятнее всего, ответ придёт быстрее, чем если продолжать прокручивать в голове «заезженную пластинку».

Если вы занимаетесь интеллектуальным трудом или периодически нуждаетесь в аналитической обработке той или иной важной для вас информации, обязательно ли полностью отключаться от ощущений тела? Возможно, они тоже смогут подсказать вам какие-то шаги в решении ваших задач? Ведь вы — целое. Куда продуктивнее работать всем собой, нежели частью.

Зачем проживать больше половины своей жизни в разных «а может быть» и «а вдруг», если можно пойти и выяснить, как оно будет на самом деле, а если ещё не время выяснять — просто заняться тем, что актуально именно сейчас, или отдохнуть полноценно?

Источник

Что значит жить настоящим?

Содержание:

Неизбежно не раз возвращаться к нашему прошлому. Это все, что привело нас к тому, где мы есть, к лучшему или к худшему. Также нормально, что более или менее адаптивно мы думаем о будущем, думаем о том, как развить ситуацию, которую мы не контролируем.

Проблема возникает, когда мы слишком много внимания уделяем моментам, которых на самом деле не существует. Прошлое прошло, а будущее еще не наступило. Мы не можем позволить им взять под свой контроль нашу жизнь, что происходит сейчас.

Многие задаются вопросом, что значит жить настоящим., вопрос со сложным ответом. Далее мы попытаемся дать один, помимо разговоров о том, как это сделать.

Что значит жить настоящим? Резюме

Возможно, они важны, но мы ничего не сможем сделать, если не намерены брать быка за рога и положить средства и готовность сосредоточиться на том, чтобы быть более адаптивным, наполненным и счастливым.

Вот почему жизнь в настоящем подразумевает обращение к тем аспектам реальности, которые вызывают дискомфорт, и мы интегрируем их в наш опыт как часть набора изменяющихся ситуаций: ни как элементы прошлого, которые мы обречены тащить, ни как препятствия, с которыми оно связано. коснется нас, сделаем это только в будущем, о котором мы не можем иметь ни малейшего представления здесь и сейчас. Фактически, принятие настоящего момента подразумевает способность смотреть в лицо реальности с конструктивного мышления.

Прошлое прошло

Прошлое действует, запечатывая весь наш опыт, который воспринимается как важный. Этот опыт может быть полезным, полезным для изучения, но он также может быть топливом для беспокойства и сожалений.

С каждым из нас не раз случалось, что, когда мы работаем, учимся, занимаемся спортом или чем-то еще, внезапно повторяющиеся мысли, воспоминания о действительно неприятных ситуациях приходят нам в голову как нежелательные гости.

Мы перестаем сосредотачиваться на том, что делаем, и снова и снова сосредотачиваемся на том, чтобы вспоминать этот плохой опыт. Что во всем этом хорошего? Зачем жить снова, пусть и воображаемым, что? Собираемся ли мы волшебным образом изменить это, много думая об этом?

Пришло время жить здесь и сейчас

Когда мы можем сосредоточить свое внимание на настоящем, наш ум освобождается от прошлых или будущих негативных мыслей. Когда представление о том, что мы есть, основано на плохих воспоминаниях, на вещах, которые мы хотели бы не испытывать, мы живем в постоянных страданиях. По этой причине мы должны принимать свое прошлое как урок, а не как определяющий фактор нашего настоящего.

Научитесь наслаждаться моментом

Счастье живет в настоящем моменте, а не в прошлом и не в будущем. Возможно, мы были счастливы в прошлом, и мы можем быть счастливы в будущем, но прошлое уже было, а будущее еще не наступило. Давайте сосредоточимся на настоящем, потому что счастье наступает именно в этот момент.

Одним из факторов, способствующих проявлению психопатологии, особенно депрессивного и тревожного типа, является неспособность перестать обращать внимание на вещи, которые невозможно изменить, в основном прошлое и будущее. Что мы можем изменить, что может принести нам пользу и удовольствие, так это настоящее, если у нас есть время и возможность.

Прошлое, состоящее из пережитого опыта и извлеченных из него уроков, является руководством, которое помогает нам подумать, как действовать дальше. Проблема в том, что, согласно нашему разуму, если мы слишком невротичны или одержимы, это то, что порождает множество эмоциональных дисбалансов.

Важность внимательности

Хотя название этой техники современное, ее корни довольно глубоки, они основаны на буддийских философских доктринах, рассматривая опыт настоящего момента как неиссякаемый источник знаний.

Как научиться жить настоящим?

Это особенно полезно при отрицательных эмоциях, таких как печаль, боль или импульсивность. Принимая эти негативные эмоции, не зацикливаясь на том, что они есть, они теряют свою силу. Они там, как пламя камина зимним днем. Мы можем либо попытаться добавить воду в пламя, которое, как ни удивительно, оживит его, либо мы можем сесть в кресло, сесть рядом с огнем, посмотреть на пламя и признать, что оно есть, позволяя времени быть единственным. погасить его.

Пережив эмоциональную часть опыта, прикоснитесь к его интерпретации. Давайте на мгновение остановимся, думая о том, что мы чувствовали и почему мы это почувствовали. Стоило ли так чувствовать? Это было так серьезно? Как прошли неприятности? Как мы будем действовать? Прежде чем принять решение о следующем шаге, подумайте об этом, поскольку импульсивность никогда не бывает хорошим советчиком.

Чтобы жить настоящим, необходимо признать, что есть вещи, которые мы не сможем контролировать. Это правда, что через изменение мыслей и действий мы строим наше настоящее. Если мы хотим что-то сделать, например, привести себя в форму, выучить язык или восстановить дружбу, нет лучшего способа, чем приступить к делу.

Однако есть вещи, которые мы никогда не сможем контролировать, и это не обязательно плохо. Фактически, желание контролировать абсолютно все, как если бы наша реальность была механическим устройством, в котором можно управлять движением всех шестерен, рычагов и частей, является серьезной ошибкой. Это худший способ жить настоящим, порождающим напряжение и стресс. Вы должны остановить течение обстоятельств, как воды реки.

Перпендикулярная линия: характеристики, примеры, упражнения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *