корпускулярно волновой дуализм гласит что

Корпускулярно-волновой дуализм подтвердили экспериментально. Что это значит?

Иногда вещи, которые на первый взгляд кажутся невероятно простыми, на самом деле оказываются чуть ли не самыми сложными. Взять, к примеру, свет. Древние цивилизации испытывали больше трудностей в понимании его природы, чем в понимании вещества – чего-то, к чему можно прикоснуться. Сегодня мы знаем, что свет – это не только способ переноса энергии от Солнца к Земле, делающей жизнь на нашей планете возможной, но и невидимая сеть из фотонов, которая позволяет электромагнетизму работать на расстоянии. Интересно, что до конца XVII века существовало две противоположные теории света. Так, Ньютон считал, что свет состоит из крошечных частиц, которые он назвал корпускулами. Но другие ученые, включая современников английского физика, полагали, что свет состоит из волн, как рябь, движущаяся по поверхности воды. Многим позже шотландскому физику Джеймсу Клерку Максвеллу удалось объединить Ньютоновские корпускулы и волновую теорию света, создав теорию, в которой эти явления были хорошо собраны воедино.

корпускулярно волновой дуализм гласит что. Смотреть фото корпускулярно волновой дуализм гласит что. Смотреть картинку корпускулярно волновой дуализм гласит что. Картинка про корпускулярно волновой дуализм гласит что. Фото корпускулярно волновой дуализм гласит что

Перед вами первый в истории снимок света и как волны, и как частицы. Фото сделано в лаборатории Фабрицио Карбоне (Fabrizio Carbone) в Федеральной политехнической школе Лозанны

Интересный факт
В работе 1801 года английский физик Томас Юнг описал создание двух узких пучков лучей, идущих от одного и того же источника. Опыт показал, что световые волны интерферируют друг с другом, приводя к появлению на экране темных и светлых полос. Используя пару узких щелей Юнг в конечном итоге заставил свет охватить весь листок бумаги.

Природа света

Сегодня мы знаем, что свет может вести себя как частица и как волна. Но достигнуть этого понимания было непросто. Так, к началу XIX века было известно, что волны света могут интерферировать друг с другом (то есть усиливать или ослаблять друг друга).

Если бросить в воду два камушка, в некоторых точках водной глади волны от этих камней будут одновременно подниматься, усиливая друг друга и порождая интенсивную волну. При этом в других точках они будут колебаться в противоположных направлениях и гасить друг друга. В ходе эксперимента Томас Юнг увидел на листе бумаги светлые и темные полосы – это означает, что световые волны подвергались такому же процессу интерференции.

корпускулярно волновой дуализм гласит что. Смотреть фото корпускулярно волновой дуализм гласит что. Смотреть картинку корпускулярно волновой дуализм гласит что. Картинка про корпускулярно волновой дуализм гласит что. Фото корпускулярно волновой дуализм гласит что

Интерференция волн. Изображение: Юлия Кузьмина для ПостНауки

Основоположником волновой теории света был Христиан Гюйгенс, развивал ее Опасен-Жен Френель, а Джеймс Клерк Максвелл описал электромагнитное поле и электромагнитное излучение в своих уравнениях, сделав возможным понимание природы света. На основе интерференции можно строить голограммы и объяснить интерференцию и дифракцию.

Однако свет можно также рассматривать как поток частиц – фотонов или квантов света. В основе корпускулярной теории лежат идеи Исаака Ньютона. В ХХ веке эти положения развил Макс Планк. Интересно, что используя представление о свете как о потоке частиц, можно объяснить фотоэффект и теорию излучения. В настоящее время считается, что свет может проявлять себя и как волна и как поток частиц.

Корпускулярно-волновой дуализм

Итак, свет может в любой момент времени вести себя как частица или волна, однако демонстрировать одно из двух состояний одновременно он не может. Если эксперимент требовал от него свойств волны, то свет вел себя как волна – и то же самое для частицы. Позже этот принцип стал известен как корпускулярно-волновой дуализм.

Эту по-настоящему странную картину в итоге удалось завершить французскому физику Луи де Бройлю в 1924 году. Если свет, который рассматривается как волна, может вести себя как поток частиц, то, возможно, частицы, например электроны, могут вести так, как если бы они были волнами.

корпускулярно волновой дуализм гласит что. Смотреть фото корпускулярно волновой дуализм гласит что. Смотреть картинку корпускулярно волновой дуализм гласит что. Картинка про корпускулярно волновой дуализм гласит что. Фото корпускулярно волновой дуализм гласит что

Древние греки считали, что свет является формой огня, предполагая, что он направлялся из глаз к объектам, которые человек мог видеть.

По сути, концепция де Бройля иллюстрировала, насколько квантовая физика подрывала старые предположения, ведь составляющими веществами материи были электроны, или вещества, а фотоны образовывали невидимый свет. И тем не менее, при некоторых обстоятельствах они вели себя как волны, а при других – как частицы. Как только квантовый мир ворвался в мир классической физики, прежние различия стали менее определенными.

Хотите всегда быть в курсе последних новостей из мира науки и высоких технологий? Подписывайтесь на наш новостной канал в Telegram чтобы не пропустить ничего интересного!

Между тем, идея о том, что электроны могут проявлять волновые свойства, отлично вписывалась в модель атома Нобелевского лауреата Нильса Бора. В ней электрон мог занимать только определенные орбитали вокруг ядра и прыгать между орбиталями в квантовых скачках при потере или получении энергии в виде фотона. Напомню, что структура волны электрона, окружающая ядро атома, также известна под названием «орбиталь».

Квантовая революция

Основоположник современной атомной физики, Нильс Бор, пытался разрешить экзистенциальную дилемму квантовой механики. Он изобрел принцип дополнительности, согласно которому в некоторых экспериментах квантовые объекты будут локализованы и действовать как частицы, а в других различных экспериментах точно такой же квантовый объект будет распространяться и действовать как волна.

В 2018 году исследователи из Университета Рочестера в статье, опубликованной в научном журнале Optica, сообщили, что разрешили эту странную и неизбежную корпускулярно-волновую двойственность, обнаружив тесную связь между двойственностью и другой столь же странной особенностью квантовой механики, а именно квантовой запутанностью. Подробнее о том, что представляет собой это удивительное явление, я рассказывала в этой статье.

Ведущий автор исследования Сяофэн Цянь и его коллеги пришли к выводу, что каждая из особенностей квантовой странности — запутанность и двойственность — точно контролирует другую.

Запутанность – это квантово-механическое поведение двух частиц, в котором ни одна из них не может быть описана отдельно, независимо от описания другой, даже если частицы разделены огромным расстоянием. Это то же самое свойство, которое нобелевский лауреат по физике Эрвин Шредингер использовал для объяснения своего знаменитого мысленного эксперимента с участием кошки, счетчика Гейгера и небольшого количества яда в запечатанной коробке.

корпускулярно волновой дуализм гласит что. Смотреть фото корпускулярно волновой дуализм гласит что. Смотреть картинку корпускулярно волновой дуализм гласит что. Картинка про корпускулярно волновой дуализм гласит что. Фото корпускулярно волновой дуализм гласит что

Совсем недавно запутанность стала важным элементом в продолжающемся развитии квантовых вычислений и квантовой информатики.

Новое открытие вытекает из открытия о двойственности, сделанного Уильямом Вуттерсом и Войцеком Зуреком, двумя аспирантами-физиками Техасского университета в Остине, когда они размышляли о знаменитом эксперименте по оптике, проведенном Томасом Юнгом. В 1979 году Вуттерс и Зурек предсказали, что в одном и том же эксперименте можно измерить как волнообразное рассеяние, так и частичную локализацию света, но сумма измеренных величин не может быть больше.

Исследователи из Рочестера, однако, отмечают, что эксперимент с двумя щелями Юнга также может привести к тому, что обе меры будут равны нулю, что противоречит принципу дополнительности Бора. Согласно общепринятой интерпретации, это означает, что ни частицы, ни волны нет, но свет все еще можно обнаружить, – говорит Цянь.

Это исследование мало назвать революционным – результатом является первое полное описание взаимодополняемости – недостающей части головоломки квантовой запутанности. Описывая способ учета запутанности, наряду с наличием волн и частиц, работа исследователей из Рочестера означает, что каждый эксперимент Юнга, связанный с двойственностью, даст измеренную сумму с точным значением, которая удовлетворяет условиям, изложенным Бором более девяти десятилетий назад.

Новые особенности

Но вернемся к корпускулярно-волновому дуализму. Для количественной проверки его фундаментального принципа и взаимодополняемости необходима квантовая составная система, которой можно управлять с помощью экспериментальных параметров. После того, как Нильс Бор ввел концепцию «взаимодополняемости» в 1928 году, лишь несколько идей были проверены экспериментально.

Таким образом, концепция дополнительности и корпускулярно-волнового дуализма все еще остается неуловимой и еще не полностью подтверждена экспериментально.

Но эта проблема, как и любая другая, имеет решение. Так, исследовательская группа из Института фундаментальных наук (IBS, Южная Корея) воспользовалась результатами опытов в «схеме однофотонной интерферометрии с частотной гребенкой» (оптическая схема, которую физики использовали для демонстрации однофотонной интерферометрии с частотной гребенкой, для проверки предсказанных ранее соотношения дополнительности).

Новое, разработанное исследователями устройство – двухлучевой интерферометр – генерирует фотоны когерентного сигнала (кванты), которые используются для измерения квантовых помех. Затем кванты проходят по двум отдельным путям, прежде чем достичь детектора.

Сопряженные «холостые» фотоны используются для получения информации о пути частиц с контролируемой точностью, что позволяет количественно оценивать комплементарность, – пишет портал Phys.org со ссылкой на исследование.

корпускулярно волновой дуализм гласит что. Смотреть фото корпускулярно волновой дуализм гласит что. Смотреть картинку корпускулярно волновой дуализм гласит что. Картинка про корпускулярно волновой дуализм гласит что. Фото корпускулярно волновой дуализм гласит что

Схема эксперимента. PPLN1 и PPLN2 – это СПР кристаллы, BS1, BS2 и BS3 – светоделители, DA и DB – детекторы холостой моды. PD – фотодетектор, фиксирующий квантовую интерференцию между сигнальными фотонами.
T. H. Yoon / Science Advances, 2021; Перевод N+1

Физики также отмечают, что данные, полученные ими на этой установке ранее, могут быть использованы для исследования связи предсказуемости, видимости и квантовой запутанности. В ходе эксперимента им удалось управлять числом фотонов в «холостых модах» с помощью маломощного лазера и, следовательно, чистотой состояний сигнальных фотонов. Полученные результаты продемонстрировали, что экспериментальные данные довольно точно описываются выведенными соотношениями.

Интересный факт
Как пишет в своей книге «Физика для каждого образованного человека» Спектор Анна Артуровна, фотоэлементы сделали возможным звуковое кино. На кинопленку стали наносить звуковую дорожку – прозрачные окошки различной площади. Свет через них достигал фотоэлемента, затем преобразовывался в электрический сигнал и подавался на громкоговоритель.

В целом, из всего вышеописанного можно сделать вывод, к которому в свое время пришел один из выдающихся исследователей ХХ века, физик Ричард Фейнман. «Решение загадки квантовой механики заключается в понимании эксперимента с двумя щелями», – писал он.

Все потому, что результаты нового исследования, вероятно, будут иметь фундаментальные последствия для лучшего понимания принципа дополнительности и количественного соотношения двойственности волны и частицы. Вообщем, фундаментальные силы природы, кажется, все больше поддаются изучению.

Источник

Корпускулярно-волновой дуализм. Гипотеза де Бройля.

Корпускулярно-волновой дуализм (от лат. dualis — двойственный) — является важнейшим универсаль­ным свойством природы, которое состоит в том, что каждому микрообъекту присущи сразу и корпускулярные, и волновые характеристики.

Например, электрон, нейтрон, фотон в одних условиях ведут себя как частицы, которые двигаются по классическим траекториям и имеют определенную энергию и импульс, а в других — обнаруживают свою волновую природу, которая характерна для явлений интерференции и дифракции частиц.

Ранее всего корпускулярно-волновой дуализм был определен для света. Распространение света как потока фотонов и квантовый характер взаимодействия света с веществом подтверждаются многочисленными экспериментами. Но ряд оптических явлений (интерференция, поляризация, дифракция) неоспоримо говорят о волновых свойствах света.

Классическая физика всегда отчетливо разделяла объекты, которые обладают волновой природой (на­пример, свет и звук), и объекты, которые обладают дискретной корпускулярной структурой (например, системы материальных точек). Одним из самых важных достижений современной физи­ки является убеждение в ложности противопоставления волновых и квантовых свойств света. Если рас­сматривать свет как поток фотонов, а фотоны — как кванты электромагнитного излучения, которые обла­дают в одно время и волновыми, и корпускулярными свойствами, современная физика может объединить антагонистичные теории — волновую и корпускулярную. В результа­те создалось представление о корпускулярно-волновом дуализме, которое лежит в основе современной физики (корпускулярно-волновой дуализм оказывается первичным принципом квантовой механики и квантовой теории поля).

Квант света — не является ни волной и ни корпускулой в понимании Ньютона. Фотоны — это специфические микро­частицы, у которых энергия и импульс (в отличие от обычных материальных точек) выражают­ся при помощи материальных характеристик — частоту и длину волны.

В 1924 г. французским ученым Луи де Бройлем была озвучена гипотеза о том, что корпускулярно-волновой дуализм присущ каждому без исключения виду материи — электронам, протонам, атомам, причем количественные соотношения между волновыми и корпускулярными свойствами частиц те же, что и установленные раньше для фотонов. Т.е., если частица обладает энергией Е и импульсом, абсолютное значение которого равняется p, значит, с этой частицей связана волна частотой v=E/h и длиной

корпускулярно волновой дуализм гласит что. Смотреть фото корпускулярно волновой дуализм гласит что. Смотреть картинку корпускулярно волновой дуализм гласит что. Картинка про корпускулярно волновой дуализм гласит что. Фото корпускулярно волновой дуализм гласит что,

где h — в данном случае является постоянной Планка.

Это знаменитая формула де Бройля — одна из важнейших формул в физике микромира.

Стоит заметить, что длина волны де Бройля уменьшается с увеличением массы частицы m и ее скорости v: для частиц с корпускулярно волновой дуализм гласит что. Смотреть фото корпускулярно волновой дуализм гласит что. Смотреть картинку корпускулярно волновой дуализм гласит что. Картинка про корпускулярно волновой дуализм гласит что. Фото корпускулярно волновой дуализм гласит чтоправдиво корпускулярно волновой дуализм гласит что. Смотреть фото корпускулярно волновой дуализм гласит что. Смотреть картинку корпускулярно волновой дуализм гласит что. Картинка про корпускулярно волновой дуализм гласит что. Фото корпускулярно волновой дуализм гласит что.

Таким образом, частице массой 1 г, которая движется со скоростью 1 м/с, соответствует волна де Бройля длиной корпускулярно волновой дуализм гласит что. Смотреть фото корпускулярно волновой дуализм гласит что. Смотреть картинку корпускулярно волновой дуализм гласит что. Картинка про корпускулярно волновой дуализм гласит что. Фото корпускулярно волновой дуализм гласит что, настолько маленькой, что это невозможно наблюдать. Поэтому волновые свойства являются несущественными в механике макроскопических тел, что полностью согласуется с принципом соответствия.

Источник

О загадке корпускулярно-волнового дуализма

Квантовую механику не понимает никто.
Р. Фейнман.

Существует только то, что подвергается наблюдению.
Д. Уилер.

Мир – игра квантов, а человек – Игра Духа.
Книга УФС.

В результате научных исследований конца 19 – начала 20 века были сделаны важнейшие открытия, связанные со строением вещества и взаимосвязью вещества и энергии, которые полностью изменили научные представления о мироустройстве. Единый механистический мир разделился на три большие области: микромир, макромир и мегамир, которые хотя и связаны между собой, но имеют существенно различные закономерности взаимодействий. Было установлено, что по мере углубления в микромир вещественная материя все более проявляет волновые свойства и, в конце концов, превращается в загадочную область элементарных взаимопревращающихся частиц-волн.

Исследования микромира привели к созданию в первой половине 20 века новой науки – квантовой механики (КМ). К началу 21 века она стала серьезной теорией, нашедшей широкое практическое применение, но остающейся во многом непонятной из-за парадоксальности ее законов и сложности математического аппарата. Самым трудным для понимания является корпускулярно-волновой дуализм и связанные с ним квантовые эффекты, когда в разных условиях эксперимента частица ведет себя то, как вещественная частица то, как волна вероятности.

При рассмотрении проблемы дуализма следует выделить в ней три составляющих проблему микромира, проблему материи и проблему сознания экспериментатора. Помимо этого самым важным является выбор модели явления и системы, связанных с ней, понятий. Микромир является предельным состоянием реальности, в котором все составляющие этого уровня Мироздания проявляют свою онтологическую сущность.Он начинается от 10 в минус 4-й степени метра до 10 в минус 18-й степени. По сути это мир нано размеров, который прослеживается до предельного уровня разрешающей способности аппаратуры. К настоящему времени она позволяет увидеть структуры отдельных молекул и атомов. Установлено, что на этом уровне реальности проявляются волновые и вещественные свойства материи и свойства сознания, позволяющие ему непосредственно взаимодействовать с материей.В микромире наиболее отчетливой становится волновая сущность реальности.

Волна есть процесс передачи возбуждения среды от одной точки к другой, который заключается в возникновении и распространении неоднородности под действием противонаправленных сил. Это означает, что волна есть результат утраты равновесности системы в разных ее частях под влиянием внешних или внутренних противоположно направленных сил. Подобные волны возникают в любой среде и бывают продольными и поперечными в твердой среде и только продольными в жидкой и газообразной. Кроме того волны бывают линейными гармоническими, отображаемыми синусоидой, и нелинейными более сложного типа. Поэтому Волна есть всеобщая форма проявления состояний реальности, отражающая свойства колебательных систем и процессов движения.

При значительном увеличении амплитуды волны теряют линейность и возникают ударные волны типа удара грома, вспышки лазера и т.п. Если среда распространения волн дисперсная, то в ней возникают особые волны – солитоны, которые являются уединенными волнами. Они способны долго сохранять свою форму в движении и вести себя подобно твердым частицам. Энергия волн-солитонов полностью соответствует формуле Эйнштейна, если вместо скорости света взять скорость солитона. Хотя солитоны были открыты в 1834 году, все эти и другие свойства солитонов получили известность и теоретическое обоснование только с 1965 года. Это позволило установить их многообразие широкую распространенность в природе.

В неоднородной среде волны испытывают на ней многократные отражения и, если они имеют не нулевую кривизну, то могут замыкаться, и образовать устойчивую бегущую по замкнутой траектории волновую структуру. Размер таких структур очень широк от нанометровых колец до галактик, а форма от сферических спиралей до тороидальных колец типа «лент Мебиуса». Это уже не совсем солитоны, а солитоноподобные структуры (СПС), которые характеризуются не только частотой, амплитудой и фазой, а эквивалентным диаметром их орбит, шагом спирали, направлением и скоростью вращения плоскости ее поляризации и другими, во многом гипотетическими параметрами. Они приближенно описываются в квантовой электродинамике как вероятностные волновые пакеты, которые способны оставлять точечный след в камере Вильсона и на фотоэмульсии, похожий на след частицы.

Эти факты привели к представлению о корпускулярно-волновом дуализме, хотя вихревая модель атома была предложена У. Томсоном в конце 19 века, но не была достаточно обоснована для того времени. Более удобной в микромире оказалась квантовая теория позволившая заменить механистический подход прямого расчета движения тел алгебраическим расчетом вероятности тех же событий. Однако при этом пришлось ввести странное противоестественное понятие частицы-волны, а их взаимодействие объяснять обменом условными частицами. В настоящее время, с использованием понятия о СПС формах, происходит дальнейшее развитие представлений о природе материи на уровне микромира.

Многообразие СПС позволяет объяснить многообразие «элементарных частиц» и их взаимопревращений, а также химические, электрические, магнитные, термические, механические и другие свойства атомов. В статье профессора В. Эткина « О волновой природе материи» (volna.pdf) предложено назвать эти структуры кловертонами от английского слова «closed wave» – замкнутые волны. Все это подтверждает идею Дж. Джинса утверждавшего, что «в природе существуют волны и только волны: замкнутые волны, которые мы называем материей, и незамкнутые волны, которые мы называем излучением или светом».

Устойчивость кловертонов и всех атомных структур, обеспечивается резонансным характером их колебаний, а не балансом центробежных и центростремительных сил. Именно резонансность более понятно объясняет структуру электронных оболочек атомов, которые являются узлами стоячих волн кловертона, а не орбитами электрона.

Кроме того с помощью туннельного сканирующего микроскопа получены фотографии атомов имеющие вид кольцевых структур, прямо показывающие их волновую природу. Это дает основания для создания оболочечно-узловой, кольцегранной и других моделей атома. Подобный подход снимает основное противоречие корпускулярно-волновой теории, которое заключается в том, что она не способна объяснить, почему обмен частицами происходит путем их притяжения вместо естественного для этого отталкивания. Все это не устраняет полностью проблемы строения материи, но дает основание считать ее чисто волновым явлением.

Моделью гармонической волны в двухмерном фазовом пространстве является обычный маятник, который в своем движении имеет три особых положения: два крайних и среднее, трудноуловимое, которое посредством нити подвески моделирует векторность колебательного процесса. Именно в среднем положении любое малое случайное воздействие способно изменить плоскость колебаний, то есть создать новое качество явления. Поэтому вполне очевидно, что любая двойственная реальность имеет обязательную скрытую третью векторную составляющую, и мир по своей внутренней сути является триадным в первооснове.

Триадность является всеобщим фундаментальным свойством, которое может быть сформулировано в виде принципа. Принцип триадности мироустройства: в любых противоположностях всегда есть скрытая связующая составляющая, определяющая суть явления. Например: прошлое – настоящее – будущее, добро – справедливость – зло, свобода – воля – ответственность, отец – дитя – мать и т.п. Триадность является основой устойчивости вещественной материи, которая на атомном уровне обеспечивается комбинацией трех частиц: протона, нейтрона и электрона, а на субатомном уровне моделируется триплетными комбинациями элементарных частиц. Подробнее http://www.proza.ru/2016/03/31/965.

Другой моделью волнового процесса является световой конус, который моделирует вспышку света в 4-х мерном пространстве, соответствующем нашей реальности, и, по сути, является таким же маятником. Упрощенно, световой конус – это обычные песочные часы. Кроме того световой конус является моделью принципа инверсии или мгновенного превращения противоположностей. Принцип инверсии являет собой переход количественных состояний в качественные, а его центр является знаменитой сингулярной точкой или точкой смены состояний. По своей сути принцип инверсии является проявлением принципа квантования на основе резонанса, действующего, как в микро, так и макромире. Это позволяет применить подобную модель к множеству явлений реальности.

Наиболее запутанной в вопросе дуализма является проблема сознания, которое считается производным от материи см. http://www.proza.ru/2016/04/25/1061. В макромире сознание является свойством живых существ, проявляется в осознанном поведении и в изменении поведения при взаимодействии сознаний. В микромире априори нет живых существ и тем более личностей, но установлено неосознаваемое влияние сознания наблюдателя на особенности происходящих взаимодействий. Этот факт наводит на мысль о том, что на этом уровне реальности сознание проявляется в некоей обезличенной нематериальной форме и в единстве с материей, поскольку позволяет менять ее состояние при наблюдении или измерении.

Самым простым объяснением этого является предположение о том, что в микромире сознание проявляется в виде нелокального поля информационной природы, поскольку основным свойством сознания является превращение восприятия в информацию. В данном явлении проявляется организационная сторона информации, управляющая состоянием материи на ее самом предельном уровне существования. Это сразу выводит понятие сознания на уровень онтологической философской категории присутствующей наравне с материей в виде единого энергоинформационного (ЭИ) явления. Об этом было известно древним философам, говорившие о духе, присутствующем в составе любой частички материи, что дает основание назвать его условным «духом поведения», а подобное поле всеобщим или вселенским информационным полем (ВИП). Такое поле известно с глубокой древности в разных культурах под названиями поле духа, акаши, дао, эфира и т.п. Исходя из принципа триадности, для непосредственной реальности получаем триаду материя – дух – сознание, а для соответствующих им условных мер триаду энергия – организация – информация. Получается, что в микромире сознание проявляется как «объективный дух», о котором размышлял Г. Гегель.

Философия духа подробно исследована Гегелем, который обосновал безличность духа и его способность познать самого себя только посредством личностей, осуществляя в этом свой субъективный аспект. Именно в этом смысл двойственного единства субъективного и объективного. Самопознание духа эволюционирует от неопределенного инстинктивно-интуитивного ощущения (предчувствия) к определенности понятия и Представления, как интеграции понятий, или от чувственного сознания к разуму (информации). В микромире единство материи-сознания проявляется как условный «дух поведения», который, по сути, является совместным произведением сознания наблюдателя и ВИП.

Подобное предположение позволяет отчасти прояснить представления о сознании. Сознание, как свойство живых существ, возникло в макромире под действием ВИП для восприятия окружающего в виде внешних объектов с целью выживания. Поэтому оно локально относительно ВИП и имеет объектную природу (свойство объективации окружающего). По теории происхождения человека и возникновения разума (В. В. Тен 2005) самосознание возникло как инверсионное взаимодействие двух равноценных мировосприятий (полушарий мозга) с единым каналом связи см. http://www.proza.ru/2017/07/28/1324.

Это произошло в форме раздвоения сознания и появления внутреннего диалога. В ходе этого процесса произошло вытеснение одного из собеседников во внешний мир. При этом восприятие человека, не только разделилось на субъект и объект, но объект приобрел личностные качества мирового духа или бога. Из этого следует, что персонифицированный Бог, продукт воображения человека и создан им по своему образу и подобию. Кроме того, очевидно, что сознание человека локально относительно ВИП, имеет субъект-объектную природу и способность неосознаваемо и осознаваемо взаимодействовать с ним. Обезличенность поля сознания подтверждается и на макроуровне, когда в состоянии глубокой медитации персонифицированное сознание выходит за пределы своего «я» и из мира воображаемых форм, в невыразимое состояние, называемое «вечностью».

В квантовом эксперименте отмечено три основных аспекта, кажущихся наиболее загадочными или парадоксальными. Во-первых, загадка двойственности или дополнительности, когда элементарная частица может существовать в виде вещественной частицы или в виде волны вероятности присутствия частицы, но никогда не проявляется одновременно в виде волно-частицы. Во-вторых, установлено, что в микромире все его элементарные частицы существуют в виде волн вероятности, описываемых волновой функцией (уравнением Шредингера) и только при процессе наблюдения проявляются как вещественные объекты-частицы. В третьих, если две частицы имеют общую волновую функцию, то они способны мгновенно обмениваться информацией о своем состоянии на любом расстоянии.Все три аспекта полностью раскрываются в предположении о существовании материи в форме СПС или кловертонов. Остается только проблема влияния сознания на результат эксперимента.

Все это показывает, что понятие энергии недостаточно для полного представления о материи, и что сознание человека не является условностью, а имеет основания на самом предельном уровне проявленного мироустройства. Из этого следует, что в микромире материя, находясь в своем предельном состоянии в виде кловертона, является единым соединением вещества и сознания или энергии и информации (ЭИ-суперпозиции). Это соединение представляет собой нелокальное всеобщее ЭИ поле (поле духа или ВИП). При процессе наблюдения или измерения локальное сознание человека взаимодействует с ВИП и объективирует в нем процесс взаимодействий в виде частиц, а при отсутствии сознания наблюдателя возникает результат в виде волновой картины. Наблюдение творит материальную частицу, переводя ее в состояние доступное наблюдению. Это процесс соединяющий вместе субъективное и объективное, наблюдаемое и осмысляемое. Таким образом, в корпускулярно-волновом дуализме проявляется ограниченность восприятия реальности человеческим сознанием, которое способно ощутить только ее объектную сторону, а волно-частица есть условная воображаемая модель.Можно сказать, что в микромире сознание человека способно материализовать энергию в вещественную форму.

В этом понимании никакой загадки корпускулярно-волнового дуализма не существует, а происходят процессы взаимодействия полей сознания экспериментатора и ВИП, существующих относительно независимо друг от друга. При этом снимается проблема мнимого дальнодействия передачи состояний волно-частиц, поскольку это одна и та же волно-частица (составляющая ВИП), а проблема мгновенности заключается в объектности сознания человека и относительности пространства и времени в микромире.

В свете подобных представлений становится понятной и знаменитая загадка эффекта Козырева, когда он получал информацию от звезды, направив телескоп в расчетную точку истинного нахождения звезды в настоящем, а свет от нее был еще в далеком прошлом. Попросту, этот эффект создан сознанием самого Козырева, взаимодействующим с ВИП. Это одновременно иллюзия и реальность, подтверждающая присутствие единого поля духа на всех масштабных уровнях Вселенной.

Гипотеза ВИП позволяет объяснить опыты Масару Эмото по структурированию форм снежинок под действием биополя человека или вербальных способов воздействия. Все дело в том, что все вещества являются ЭИ системами, с преобладанием однозначных жестких структурных связей (зафиксированной информации), а вода является ИЭ системой многозначной связи информации (формы) и энергии (подвижности). Это позволяет структурировать воду прямым воздействием сознания человека. Именно это делает ее основой жизни, в качестве связующего звена между материальными и нематериальными системами реальности. Поэтому такие воздействия, в зависимости от направленности этого вектора, позволяют структурировать или деструктурировать материальные формы снежинок и является проявлением КМ в макромире. Это подтверждает реальность нематериального ВИП и дает возможность использовать водные структуры как материальный индикатор при исследовании нематериального поля сознания. Кроме того, возможно, что ВИП имеет гексагональные формы структурирования, которые соответствуют принципу триадности мироустройства.

Мысленный эксперимент Шредингера с котом показывает лишь локальность человеческого сознания в макромире и субъективную сторону явления редукции волновой функции. Это значит, что поле сознания наблюдателя экранируется вещественными объектами и сам эксперимент некорректен. Для корректности необходимо присутствие экстрасенса прямо воспринимающего сознание кота.

КМ-эффекты наглядно показали, что в микромире материя-сознание проявляются в форме единого «духа поведения» или ЭИ феномена в составе, которого энергия сконцентрирована в виде массы (частицы), а информация о ней распределена в виде волны. Это представление позволяет дополнить понятие кванта, как единой ЭИ системы. Именно в этом физический смысл принципа неопределенности Гейзенберга, означающий, что нельзя одновременно определить энергетические и информационные параметры квантовой системы. Квантовая ЭИ система изначально неопределенна, из-за невозможности прямо определить информационные параметры, которые определяются косвенно через поведение массы.

Что такое масса и как она создает гравитацию, неизвестно. Пока понятно, что существует три вида массы гравитационная, известная как вес, инерционная, возникающая как центробежная сила отталкивания при вращении и количественная, определяемая числом частичек вещества. Из них только последняя фундаментальна, а другие лишь переходы форм энергии. В каждом виде присутствует информация в виде силы, скорости и количества, но этого недостаточно для понимания феномена, поскольку неизвестно о связи массы с концентрацией сознания (духа поведения). В тайне массы, возможно, заключена тайна возникновения Вселенной, суть которой заключается в связи массы и информации, что является другой стороной связи энергии с информацией. Все связи идут через неуловимый дух. Поэтому проблема единой физической теории не может быть решена без введения понятия информации в уравнение волновой функции, для чего еще надо расширить и углубить само понятие информации (сознания) на уровне микромира.

В явлении дуализма проявляется подлинная природа любой формы сознания, в которой дух моделируется световым конусом и является его центром. Именно в нем происходит мгновенный инверсионный переход от материальных структур к нематериальному полю восприятия. Поэтому дух или сознание так неуловимо, и его нельзя увидеть или непосредственно измерить, а можно только ощутить в субъективном сознании или зафиксировать как информацию в квантовых процессах. При этом структура материи не «производит сознание», а только создает условия проявления и поддержания локального динамического поля конкретного организма. Чем совершеннее материальная система восприятия-реакции организма, тем больше масштаб мира данного существа, что означает условный рост концентрации сознания (информации). В подобном представлении ВИП является полем концентрации имеющим градиент в направлении ее роста, называемым вектором эволюции или временем.

Осмысление КМ-парадоксов современной наукой, стоящей на жесткой позиции материализма и атеизма, привело многих ученых в недоумение, которое в массе сохраняется до сих пор. Ряд крупных ученых перешел на сторону крайнего идеализма, в форме солипсизма. Например, Д. Уилер выдвинул «теорию соучастной Вселенной», по которой наличие Наблюдателя (Бога) является необходимым условием существования Вселенной, а без него она якобы в неопределенном состоянии, наподобие кота Шредингера. Это привело его к абсурдному выводу о том, что Вселенная существует только, пока наблюдается. Подобный вывод есть перевернутое мышление, в котором причина и следствие поменялись местами. В реальности Вселенная «имела целью» создать наблюдателя, в качестве формы самоотражения процесса самоорганизации.

Более осторожно подходит А. Линде из Стэнфорда, утверждающий, что «Вселенная и наблюдатель существуют в паре». На основе этого можно предположить, что Вселенная является живым и даже разумным существом, подобным человеку, что весьма сомнительно и не подтверждаемо.

Ближе всего к пониманию проблемы подошел биолог Р. Шелдрейк, предложивший в 1981 году гипотезу о формирующей причинности, в которой представил идею о существовании морфогенетических полей в качестве невидимых структур, создающих формы кристаллов, микроорганизмов, растений и животных и каким-то образом обуславливающих их поведение. Подобные поля служат своего рода матрицей, которая формирует и регулирует каждую последующую единицу одного и того же типа на основе морфорезонанса. Отсюда всего лишь шаг до идеи ВИП в качестве градиентного поля концентрации информации (сознания).

Все загадки КМ возникли от абсолютизации разума, как несуществующей условности, вопреки всему предшествующему знанию, утверждавшему приоритетность духа над материей, а по сути утверждавших ведущую роль информации в материальных процессах. Это означает принципиальное непонимание основ мироустройства современной наукой, изгнавшей сознание из онтологических категорий, и объявившей его субъективностью, производной от материи. Подобный подход возник из противостояния науки, утверждавшей абсолютную материальность мира и верований, утверждавших духовную творческую основу мироустройства в форме персонифицированного духа или бога. Для своего времени оба подхода к мироустройству были относительно достоверными, поскольку видимый макромир реально материален, но материальной составляющей не исчерпывается, а наличие духовной составляющей, хотя и подтверждено обширной практикой верований, в том числе опытами измененных состояний сознания (ИСС), не является основанием для материальной науки, замкнутой в однозначности материального опыта.

Только опыты КМ, показавшей единство и взаимовлияние материи-сознания на квантовом уровне, и понимание природы сознания на основе инверсионной теории, позволили отчасти объединить оба подхода к мироустройству. При этом оказалось, что в основе наблюдаемой Вселенной действительно присутствует духовное организующее начало в форме ВИП, но которое не персонифицировано и потому не подходит под определение бога или высшего разума, а является природным феноменом, требующим исследования. С другой стороны оказалось, что сознание человека локально, ограничено сферой субъективного «я» и является его временной условной составляющей существующей в форме вселенной смыслов личности (ВСЛ). Оно относится к ВИП как часть к целому, а после смерти субъекта сливается с полем духа (ВИП), оставляя в реальности след в виде информации и дальнейшее его состояние неизвестно.

При этом персональное «я» является всего лишь логическим конструктом, возникшим при отождествлении восприятия субъекта со своим телом, что подтверждается многими буддистскими психологическими практиками. Этот подход позволяет решить принципиальную проблему отношения материи и сознания или объективного и субъективного в макромире. Получается, что воспринимаемая реальность не является творением субъективного разума, а существует объективно, независимо от него. Субъективный разум, на основе восприятия, творит свою внутреннюю вселенную, которая является персональным приближением к реальности (моделью мира), которая изменяется при изменении восприятия и познания различными способами. Поэтому не надо путать личную вселенную с реальной, возводя свое восприятие в абсолют реальности, поскольку это чистая глупость обыденного разума, мыслящего абстракциями.

Принимая факт существования поля духа, следует понимать, что подобный дух в форме безличного поля не является Богом. Под Богом люди всегда понимали высшую творческую личность или высший разум в виде некоего существа, устанавливающий законы природы и общества. При этом люди не понимали, что любой творец ограничен рамками творчества и созданными им законами, а дух в форме поля безграничен и потому свободен. Дух являясь, полем концентрации градиента информации, открыт по всем направлениям и есть путь к самоорганизации мира в любом направлении, выбранном субъективным разумом на основе прямого контакта с объективным ВИП. В таком понимании свобода духа ограничена ответственностью человека, выбирающего смыслы реальности, для осуществления всей вселенской жизни и потому не является произволом хаоса, а набором ступеней совершенствования живого.

В этом заключается принципиальное отличие поля духа, от «божественного мира» религии, который сотворен по плану и этим планом ограничен. Кроме того наличие поля духа имеет подтверждение, а существование персонального бога нельзя, ни подтвердить, ни опровергнуть и потому, он не более чем иллюзия воображения. Для тех, кто неспособен отказаться от термина «бог», можно расшифровать его как Безличный Организационный Градиент, что наиболее близко к мусульманскому понятию Аллах и китайскому Дао.

Иллюзорность персонального бога означает, что все изрекаемые от него «истины», являются лишь вербализациями субъективного контакта локального и всеобщего полей сознания и их ценность всегда относительна. Попросту, все божественные истины есть плод фантазии человека, хотя порой в них скрыты существенные закономерности действительности. Это можно отразить в триаде реальность – действительность – фантазия, означающей, что все реально наблюдаемое действительно, но не все действительное реально наблюдаемо и существует в виде фантазии. Из этого следует, что нельзя создавать личный духовный мир на основе религиозных фантазий, а необходимо сочетание науки, воображения и здравого смысла.

В итоге можно прийти к выводу, что весь окружающий мир одновременно реален как результат интеграции индивидуального и коллективного восприятия в процессе эволюции, и иллюзорен, поскольку этот результат существует только как наблюдаемая форма и вне ее не существует. Именно человеческое сознание позволило представить относительно простой волновой мир в виде сложнейшего многообразия форм и процессов. Сознание есть волшебный инструмент, превращающий двойственную ЭИ волну в прекрасный объект реальности. Это самое великое чудо самоорганизующегося мира.

Однако все изложенное не означает, что тайна дуализма, как первоосновы мироустройства, полностью раскрыта. Это всего лишь первое приближение к ней, которое обозначило общее направление дальнейших исследований в сфере сознания, информации и их связи с энергией. В отдаленной перспективе на основе квантовой теории с учетом сознания станут возможны не только способы мгновенной связи на любом расстоянии, квантовые компьютеры, по эффективности, не уступающие живому мозгу, но и способы телепортации в пределах волновой Вселенной, которые позволят человеку стать реальным космическим существом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *