красные линии в градостроительном плане земельного участка что
«Красные линии» в кадастре и градостроительстве? Зачем про них знать?
Айвар Асбапов 12 ноября 2020 года, 15:41 просмотров: 2646
Многие не знают и не понимают, что такое «красные линии» в силу того, что не сталкивались с данным понятием никогда. Однако, сведения эти могут пригодится когда придется решать вопросы строительства нового либо реконструкции ранее возведенного здания (сооружения). В ситуации, когда в полученном градостроительном плане Вы обнаружите, что красные линии проходят по Вашему земельному участку, а иногда и по зданию или сооружению.
Итак. Для начала определение.
Красные линии — это линии, обозначающие границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (например, линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги и другие сооружения.
Они отделяют частные земельные участки от общественных территорий, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары.
Как узнать где проходят красные линии? В администрации муниципалитета, в отделе архитектуры можно сделать запрос на получение копию ППТ. Информация об утвержденных проектах должна размещаться на официальных сайтах администраций, однако это делается не всегда.
Если красные линии установлены, то строительство нужно планировать не пересекая данную линию, чтобы в последующем избежать ненужных проблем.
Также отметим, что у Вас есть возможность самостоятельно установить красные линии, подготовив проект межевания и планировки территории, пройдя публичные слушания и утверждение таких проектов.
Что делать если Ваш участок уже выходит за красные линии?
Здесь считаем необходимым сообщить о рисках. Ведь при необходимости, такую землю могут изъять, зарезервировать и ввести ограничения на использование такой землей.
Как показывает практика, в некоторых случаях правообладателям участков, попавших в подобную ситуацию, удается добиться изменения или корректировки красных линий без обращения в суд или даже отмены красных линий, путем признания через суд градостроительную документацию недействующей в соответствующей части.
Подытожим: земли общего пользования ограничены в обороте и не могут быть предоставлены в частную собственность. Строительство новых объектов и реконструкция существующих должна проходить с соблюдением красных линий: без пересечений и в ряде случаев с отступлением расстояния от них.
Следовательно, знать, как проходят красные линии при формировании земельного участка важно.
Красные линии – вид градостроительных ограничений для земельных участков и регулятор застройки поселений
Содержание
Линии градостроительного регулирования
Строительство на земельных участках (ЗУ), как понятно, ведётся не в произвольном порядке. На территориях, предназначенных по зонированию для жилой застройки нельзя размещать производственные здания, а в сквере – частную хозяйственную постройку.
К требованиям градостроительных регламентов правил землепользования и застройки (ПЗЗ) плюсуются ограничения, определяющие зоны, в которых может вестись строительство, и те, где оно запрещено.
Для отображения таких зон в материалах территориального планировании территорий городских и сельских поселений используется комплекс условных линий (границ) градостроительного регулирования.
Все линии градостроительного регулирования:
Соблюдение их назначения строго обязательно для правообладателей, земельные участки которых оказались затронутыми такими линиями.
Состав линий градостроительного регулирования
Красные линии – вид градостроительного ограничения
Красные линии (КЛ) – один из видов градостроительных ограничений:
К территориям общего пользования, которыми пользуется неограниченный круг лиц, относятся:
К территориям, занятым линейными объектами, относятся:
Красные линии территорий линейных объектов – границы полос отвода:
Земли общего пользования ограничены в обороте и не могут быть предоставлены в частную собственность. Земельные участки планируемых территорий общего пользования подлежат резервированию.
Красная линия отграничивает от зон общего пользования и зон линейных объектов не отдельный участок, а блоки земельных территорий. В городских и сельских поселениях она становится «непереступаемой» в плане застройки границей между территорией квартала, микрорайона, других элементов планировочной структуры и улицами, дорогами, проездами, площадями, иными землями общего пользования.
Строящийся объект не должен пересекать красных линий. Строительство на ЗУ во многих случаев должно вестись с установленным отступлением от КЛ.
Разработка проектов красных линий – компетенция органов власти
Красные линии (КЛ) – существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые):
Проект красных линий подлежит согласованию и утверждению в составе градостроительной документации поселения. Обязательное требование – их соответствие генеральному плану и ПЗЗ. Границы красных линий могут изменяться и отменяться в соответствии с законодательными положениями:
Корректировка КЛ выполняется по решению властей, утвердивших их (пункт 4.6 РДС 30-201-98).
В графических материалах (чертежах):
контуры публичной зоны и линейных объектов выделяются красными линиями.
Правовой статус красной линии
Значение красной линии такое же, как у границы земельного участка, обозначающей крайние точки владения, находящегося в собственности физического или юридического лица, муниципалитета, государства.
Красная линия и границы ЗУ используются для достижения одной цели – отделения наделов друг от друга. Обе линии являются объектом кадастрового учёта – регистрируются а ЕГРН.
Красные линии, в сравнении с границами ЗУ, имеют больший «юридический вес»:
Красная линия на земельном участке
На территории, ограниченной красными линиями, капитальное строительство запрещено, ведь действие градостроительного регламента, как указано в ГрК РФ (пункт 4 статьи 36), не распространяется на земельные участки:
Красные линии могут пересекать земельные участки. В таких случаях на планах ЗУ красными линиями отграничиваются :
налегающие на участки полностью или частично. Иными словами, КЛ на плане ЗУ могут обозначать границы земельных участков с инженерными сетями, проходящими через участок или затрагивающими его своими охранными зонами, защитными полосами, например:
Все, что находится между красными линиями на участке, – своеобразный коридор для прохождения инженерных сетей. Это ограниченные красными линиями замкнутые зоны внутри участка застройки, на которых запрещено строительство капитальных объектов.
Установление красной линии для ЗУ фактически превращает его весь или частично в часть территории общего пользования или в часть зоны линейного объекта – с запретительными ограничениями в застройке, с уменьшением объёма прав собственника по эскплуатации всей площади участка.
ГПЗУ – источник сведений о наличии/отсутствии красной линии на участке
Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) – не единственный канал получения информации о наличии или отсутствии красных линий на земельном участке. Об этом сказано выше. ГПЗУ – более удобный, понятный, бесплатный источник необходимых сведений.
Расположение красных линий на участке нужно выяснить заблаговременно – до начала строительства, в период планирования мест для будущих строений. Именно для этой задачи необходимо получить ГПЗУ. В его чертеже указываются:
Например, забор частного двора может идти по красной линии, но дом нужно строить в 5 м от неё.
Дистанция между строением и красной линией может быть нарушена по причине выступа крыши за край здания при том, что его фундамент расположен на удалении от КЛ по установленным нормам. Расстояние от красной линии отсчитывается от выступающих частей строения, а не от стен дома.
Отступы от КЛ, расстояния между красной линией и границей земельного участка и стенами зданий устанавливаются Сводами правил:
В соответствии с их положениями:
На самом участке также существуют требования по соблюдению дистанций между жилым домом и хозяйственными постройками по санитарно-бытовым и противопожарным условиям (подробности здесь).
ГПЗУ и СПОЗУ – эффективная помощь
Несмотря на то, что при подготовке к строительству жилого дома на садовых участках или наделах для ИЖС, ЛПХ исключена необходимость получения ГПЗУ и разработки схемы планировочной организации земельного участка (СПОЗУ), отказ от их получения и подготовки – откровенная халатность застройщика. Она может спровоцировать градостроительные нарушения с весьма неприятными последствиями.
В СПОЗУ указываются границы участка, расположение красных линий, будущего объекта капитального строительства и всех других строений. Ни один из объектов не должен выходить за границы, обозначенные красными линиями, и пересекать их.
Соблюдение ограничений, связанных с красной линией, – требование, установленное законом. Неисполнение влечёт административную ответственность. Возможные последствия – штрафы, снос строений, построенных с нарушением границ КЛ, определяющих допустимую зону строительства.
Выступ строящегося здания за красные линии – административное правонарушение. Оно оценивается как самовольные занятие территории общего пользования или зоны отвода линейного объекта. В этом случае к застройщику-нарушителю применяются меры наказания, прописанные в статье 7.1 КоАП РФ.
Красные линии автомобильных дорог
Типичная ситуация – установление красных линий при планируемом размещении в их границах автомобильных дорог общего пользования.
В состав проектируемой автомобильной дороги входят:
Граница приодорожной полосы определяется на основании документации по планировке территории с учётом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса – в зависимости:
После утверждения проекта автомобильной дороги и её строительства на участках или частях территорий участков, оказавшихся в границах красных линий, «включается» специальный правовой режим ограниченного землепользования полосы отвода. В частности, начинают своё действие следующие запреты (статья 25 ФЗ № 257 от 08.11.2007):
Риски при установлении красных линий на земельном участке
Установление и изменение красных линий на земельном участке – функции органов власти, связанные, в частности, с реализацией градостроительной политики, с достижением целей генеральных планов поселений.
Следствием утверждения красных линий могут стать как ограничение имущественных прав собственников земли, так и более серьёзные итоги:
Оспаривание, изменение и отмена красных линий
Дисбаланс публичных и частных интересов, возникающий при установлении красных линий на земельных участках, нередко влечёт необходимость защиты законных прав владельцев земли. Не исключается при этом судебный порядок рассмотрения споров.
Существуют ситуации, при которых правообладателям ЗУ удаётся добиться изменения (корректировки) красных линий без обращения в суд. Это те «счастливые случаи», когда изменения по КЛ вносятся в градостроительную документацию уполномоченными органами.
Если же красные линии пересекают постройки, возведённые на приватизированных территориях, владельцев могут обязать снести здание на основании судебного решения.
Местоположение уже существующих красных линий можно оспорить, если они проведены по территории участка, который находился в частной собственности до утверждения проекта выделения территории общего пользования.
Отмена красных линий, как правило, производится на основании решений суда, признавшего градостроительную документацию, устанавливающую красные линии не действующей в соответствующей части.
Основания для признания градостроительной документации, не действующей в части установленных красных линий
Правообладатель ЗУ может использовать конкретные основания в обосновании своих требований для оспаривания в судебном порядке документации по планировке территории в части установления красных линий:
Основания для отказа признания градостроительной документации, не действующей в части установленных красных линий
Суды рассматривают в качестве оснований для отказа следующие обстоятельства:
Резюме
Использование всех правовых инструментов для предотвращения установления красных линий на земельном участке – это способ и попытка защиты ЗУ, находящихся на участке сооружений и зданий.
Нужно изучать публикации в официальных СМИ о планируемых публичных слушаниях, в результате которых объекты недвижимости могут быть затронуты красными линиями, принимать участие в таких слушаниях, чтобы отстоять и сохранить имущественные права собственника.
Полезно знать
Красная линия земельного участка: что это и ее отличия от границ ЗУ
Для того чтобы отделить наделы, принадлежащие разным владельцам друг от друга, проводится межевание.
Подобные земельные работы устанавливают границы каждого конкретного участка, находящегося в частной собственности.
Для отделения земель, которые находятся в общественном пользовании, используются специальные красные линии.
Они устанавливают границу территории, приватизировать которую невозможно.
При рассмотрении подобных понятий часто наблюдается путаница. Многие считают, что красная линия и граница земельного участка это одно и тоже. На самом деле между ними имеется ряд существенных различий.
Понятие
Основное предназначение имеющихся на схеме застройки красных линий (КЛ) установлено в 11 пункте статьи 1 ГсК РФ.
Обозначение введено для выделения границ территорий, которые предназначены для общего использования. Даже если присвоение подобной категории землям только находится в планах, контуры все равно обозначаются подобным образом.
Красными контурами выделяются границы следующих объектов:
Так как на ограниченных красным контуром участках уже находятся объекты общего пользования, либо их возведение планируется в будущем, проводить самовольную застройку земель, а также выступать при строительстве за установленные границы строго запрещено.
Отличия от границ участка
По сути, красная линия и крайние точки участка используются для достижения одной цели – отделения наделов друг от друга.
Однако между обозначениями имеются существенные отличия:
Не все имеющиеся на схеме территории красные контуры имеют одинаковую юридическую силу. Выделяют несколько типов, отличающихся по предназначению и значимости.
Проектная
Если возведение объектов или выделение территории под общественное пользование только находится в планах властей, то на схеме застройки появится проектная красная линии.
Она означает, что региональные органы имеют намерение в дальнейшем использовать указанную территорию.
Однако отчуждения подобных земель пока что не производилось, а значит, юридической силы подобная граница не имеет.
Проектная линия призвана довести до сведения общественности, что в дальнейшем территория будет переведена в категорию земель общественного пользования. Однако когда это произойдет неизвестно.
Возможно, план властей не будет реализован, и обозначение скоро исчезнет со схемы застройки. Поэтому считать проектную линию объектом, подлежащим кадастровому учету, не следует.
Обычно обозначения, которые еще не приняты, проходят по существующим границам ЗУ.
Существующая
Если объекты, которые необходимо отделить от окружающих их приватизированных территорий и государственной собственности, уже построены и действуют, то их границы обозначаются существующей красной линией.
О ее закреплении свидетельствует утвержденный нормативный акт, делающий границы юридически значимыми. Точные координаты линии подобного типа отмечаются на плане застройки и фиксируются в органах кадастрового учета.
Даже если все участки земли, которые находятся вокруг территории, заключенной в красный контур, официально зарегистрированы в Кадастровой палате и имеют установленные в ходе межевых работ границы, красная линия по-прежнему будет более значимой. Крайние точки участков не должны выступать за ее пределы.
Проблемные ситуации
Зачастую даже существующие контуры территории общественного пользования становятся объектом проблем.
Однако в каждом случае можно найти решение и преодолеть возникшие трудности с определением местоположения красных линий или иных трудностей.
Отсутствие в истории проектных решений
До введения такого понятия, как красная линия, застройка общественных территорий обозначалась на планах иначе.
Поэтому в истории проектных решений некоторых городских территорий она может отсутствовать, несмотря на наличие фактических границ участков общественного пользования.
Решить вопрос об установлении красных линий на плане в подобном случае можно при помощи разработки специального проекта.
Трудностей с планировкой территории обычно не возникает, так как границы улиц и частных домовладений фактически отражены на местности. Необходимо лишь перенести их на план и выделить контур общественных земель.
Проводить проектные линии на стадии рассмотрения схемы застройки при этом бессмысленно, так как на местности фактически уже имеются существенные.
Несоответствие реально существующим
Если на плане обозначены контуры, которые фактически не соответствуют границам реальной застройки, следует внести изменения в существующую схему.
Для этого определяются координаты в натуре, и в соответствии с полученными сведениями вносятся изменения в кадастровую документацию.
Отсутствие планировочной документации
Утеря планов или частичное наличие схем планировки, в силу исторической давности не признающихся юридически значимыми, не влечет за собой обязательство составления новой документации и внесения изменений для проектных контуров.
Фактически, линии застройки существуют на местности и могут быть отражены в различных материалах кадастрового учета после их исследования.
Части зданий пересекают границы общественной территории
Если фасад или иная часть строения выступает за границы контура земель общественного пользования, следует обратиться к Правилам землепользования. В нормативном акте обозначены размеры разрешенных выступов фасадных частей.
Однако стоит помнить, что если красные линии пресекают постройки, которые возведены на приватизированных территориях, то на основании решения суда владельцев могут обязать снести здание.
Заключение
Местоположение уже существующих красных линий можно оспорить, особенно если они проведены по территории участка, который находился в частной собственности до принятия проекта о выделении территории общественного пользования.
Следует знать, что муниципалитет обязан согласовать устанавливаемые границы с землепользователями соседних участков. Отстаивать права в подобных случаях собственнику нужно в суде. Заручившись поддержкой квалифицированного юриста по земельным вопросам.
Генеральный план меняет правовой режим только тех участков, в отношении которых установлен градостроительный регламент
Согласно ч. 12. ст. 9 Градостроительного кодекса РФ “утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон” (введена Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ).
На практике суды толкуют эту норму следующим образом: сносить существующее не нужно, новое строительство (смена разрешенного использование участка) запрещено. По сути применяются п.п. 8,9 ст. 36 ГрК РФ, согласно которым земельные участки, которые не соответствуют градостроительному регламенту, могут застраиваться (в том числе через реконструкцию существующих объектов капитального строительства) только путем приведения в соответствие с градостроительным регламентом. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства на них также может осуществляться только путем приведения в соответствие с градостроительным регламентом.
Таким образом, в случае если генеральный план поселения реализован через Правила землепользования и застройки, и, например, территория индивидуальной застройки отнесена к зоне многоэтажной многоквартирной застройки, то должен быть запрет на строительство нового индивидуального дома, а даже на его реконструкцию, путем надстройки второго этажа, например.
Однако, действие градостроительного регламента не распространяется на территории общего пользования (ч.4 ст. 36 ГрК РФ).
Территории общего пользования также могут быть застроены, например, инженерными сооружениями: дорогами, дамбами, мостами, причалами, эстакадами, туннелями и др. При этом если на участке на генеральном плане отображена такая планируемая дорога, то ни о каком приведении к такому положению при использовании участка речи быть не может. Означает ли это, что участок уже ничем нельзя застраивать или его использование не ограничивается до момента изъятия такого участка для публичных нужд?
Казалось бы, какой смысл застраивать такой участок, если все равно здесь будет дорога и все надо будет сносить. С другой стороны, совершенно непонятно, будет ли это дорога на самом деле и когда выкупят участок под нее. При этом строить нельзя уже сейчас. C другой стороны, нет никакого смысла строить, если дорога все-таки будет.
Судебная практика часто не видит разницы, идет речь об изменении документом территориального планирования градостроительного регламента или же о планировании в этом месте территории общего пользования. Во всех случаях, суды склонны говорить о запрете нового строительства.
Однако, в этом случае законодательство содержит все ответы. Во-первых, любое ограничение права собственности на землю должно быть прямо предусмотрено законом. И запрета на новое строительство в случае с территориями пользования законодательством не предусмотрено. Зато есть другие положения.
Согласно ч. 12.6 ст. 45 ГрК РФ проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов, для размещения которых допускается изъятие земельных участков, не действует в этой части, если в течение трех лет не принято решение об изъятии.
Однако данное положение не применяется в отношении проектов планировки территории, утвержденных до 1 апреля 2015 года, и в России много городов, где нарисованные с 2004 года планируемые дороги таким образом ограничивают право частной собственности.
В законодательстве решение об изъятии напрямую связано именно с проектом планировки территории и может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов. ( ч. 3 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ). Правило это введено в 2015 году, но нет оговорки, что оно не применяется к проектам планировки прошлого периода. Получается, после 2018 году такие решения уже не могут быть приняты.
Возможно ли в таком случае, что генеральный план, который не может быть реализован без проекта планировки, все равно будет ограничивать права землевладельца?
Очевидно, к этому нет никаких оснований.
Более того, ст. 280 ГК РФ вообще не связывает утверждение в документах территориального планирования функциональных зон с возникновением каких-либо ограничений гражданских права владельца участка. Единственное ограничения возникает уже после принятия решения об изъятии участка и выражено оно в том, что после этого момента лицо, чей участок изымается, несет риск отнесения на него затрат и убытков, связанных со строительством, с реконструкцией зданий, сооружений, осуществлением неотделимых улучшений. То есть стоимость такого нового строительства не возмещается после изъятия.
Из этой же нормы можно сделать вывод, что новое строительство после принятия генерального плана и до принятия решения об изъятия не только возможно, но и стоимость его должна быть возмещена при изъятии. И это справедливо, так как с точки зрения баланса публично-частных интересов решения об утверждении документа территориального планирования и об изъятии участка принимает одна сторона.