лексикология что изучает 5 класс
Лексикология
Лексикология — это раздел лингвистической науки, который изучает слово и словарный состав языка.
Чтобы понять, что такое лексикология, выясним происхождение и значение слова. Этот языковедческий термин восходит к греческим словам lexikos (словесный) Что изучает лексикология?
В лингвистике слово исследуется в разных его проявлениях, начиная с внешней звуковой оболочки (фонетика) и заканчивая внутренним содержанием (лексическое значение). Одним из разделов языкознания является лексикология, которая изучает слова языка как целостную систему, имеющую свои внутренние связи, функции, категории и понятия. Эта лингвистическая наука исследует не только отдельные слова, а весь словарный запас языка в его взаимосвязи как нечто цельное, объективно существующее и функционирующее по своим внутренним законам.
Узнаем подробнее, что изучает лексикология, какие аспекты слова её привлекают.
Лексикология и значение слова
Предметом изучения лексикологии является слово, в первую очередь, с точки зрения его способности что-то называть. Любое самостоятельное слово в языке соотносится с определённым предметом, признаком, действием и пр. Оно обладает номинативной функцией, которая интересна лексикологии с точки зрения смыслового содержания слова, его лексического значения. Лексикология выясняет связь значения слова с понятием, которое оно выражает, и выделяет различные типы его значения.
Прямое значение слова чётко соотносится с обобщённым понятием об определённой реалии действительности, с представлением о предмете, сложившемся в сознании носителей языка.
Переносное значение слова возникает на его основе в результате переосмысления связей между понятиями или предметами и установления дополнительных логических, метафорических или метонимических отношений между ними. Так возникают многозначные слова, например:
Кроме того, лексикология ставит перед собой задачи решения проблем, связанных не только с его способностью обозначать предмет или с дифференциацией смысла слова. Номинативной функцией слова не ограничивается его исследование как основной единицы языка. Значение слов является объектом самого внимательного изучения лексикологией. По семантике, по отношению друг к другу выделяют лексико-грамматические группы слов: синонимы, антонимы, омонимы и паронимы.
Лексикология и происхождение слов
Лексикология изучает слова с точки зрения их происхождения. Этими исследованиями занимается раздел лексикологии — этимология. В словарном составе русского языка различают исконно русские слова как самобытный пласт лексики (ворог, шолом, берег) и заимствованные слова.
Множество иноязычных слов (утюг, сарафан, пюре, матч) пополнили состав лексики в результате контактов с другими народами, обмена бытовой и культурной информацией, с развитием научно-технического прогресса и появлением новых понятий и реалий действительности. Особо отметим заимствования из старославянского языка, которые получили вторую жизнь в русском языке и сейчас составляют значимую часть книжной лексики.
Активная и пассивная лексика
В русском языке отметим огромный слой востребованной лексики, необходимой для повседневного общения людей. В активную лексику входят слова, которые понятны всем говорящим и находятся в постоянном употреблении. На фоне активной лексики выделяются устаревшие слова — историзмы и архаизмы, которые составляют её пассивный слой. Пассивная лексика понятна всем говорящим, но не употребляется в обычном речевом общении. К ней принадлежат также неологизмы — новые слова, которые обозначают вновь возникшие понятия и предметы. Эти слова отличаются своей новизной. Они еще не прижились в языке и не стали общеупотребительными и привычными в речи.
Лексикологию интересует словарный состав языка с точки зрения его использования. В языке выделяют общеупотребительную лексику и лексику ограниченной сферы употребления (диалектизмы, профессионализмы, жаргон, сленг, арго). В литературный язык входят также некоторые областные слова (диалектизмы), употребление которых вначале было ограничено территорией (колдобина, всполох, околица, пахать и пр.)
Стилистическая лексикология
Словарный состав русского языка начали изучать в 18 веке. Неоценимый вклад в развитие науки о словарном составе внес русский ученый М. В. Ломоносов. Он обратил самое пристальное внимание на стилистическое расслоение лексики русского языка, на особенности сочетаемости слов и использовании их в общественной жизни.
Лексикология изучает стилистическую дифференциацию словарного состава языка, соотношение стилей речи друг с другом. С этой точки зрения лексика русского языка принадлежит основным функциональным стилям:
К этим книжным стилям письменной речи примыкает разговорный стиль, свойственный непринуждённому общению людей в обычной жизни. Для него характерны разговорные слова (электричка), слова с уменьшительно-ласкательным значением (матушка, братишка), обращения, прямая речь и пр.
Отметим, что основную часть любого функционального стиля составляет общеупотребительная нейтральная лексика.
Составляющей частью лексикологии является фразеология, которая изучает устойчивые выражения, часто синонимичные по значению одному слову (кот наплакал — мало; куры не клюют — много).
Видеоурок
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Повторение и обобщение материала по теме «Лексикология»
Перечень рассматриваемых вопросов
1. Предмет изучения лексикологии.
2. Лексические разряды слов.
Многозначные слова – слова, имеющие несколько лексических значений.
Синонимы – слова, близкие по значению, но различные по написанию.
Омонимы – одинаковые по написанию, но различные по значению слова.
Паронимы – слова, близкие по написанию, но с разным значением.
Антонимы – слова с противоположным лексическим значением.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вы знаете, что языкознание (по-другому эту науку называют лингвистика) изучает язык во всём его разнообразии. Вы изучили такие разделы, как фонетика, морфология, синтаксис… а теперь и лексикологию, то есть раздел, изучающий словарный состав языка. Именно в этом разделе вы познакомились с интересными языковыми явлениями, научились украшать свою речь с помощью средств художественной выразительности. Давайте вспомним о том, что изучает лексикология, и о тех лексических разрядах, которые вам уже известны.
Слово – важнейшая языковая единица. Слово выражает смысл и связано с другими словами в потоке речи. То есть слово обладает лексическими и грамматическими значениями. Лексикология изучает именно лексическое значение слова, то есть тот смысл, который передаётся с помощью слова в речи.
Посмотрим на предложение: Маленький воробей пьёт воду. У каждого из этих слов есть лексическое и грамматическое значения. Например, слово воробей обозначает знакомую вам птицу, слово пьёт – процесс употребления жидкости и так далее. Грамматические значения выражаются с помощью окончаний, мы знаем, что слово воробей – существительное мужского рода в единственном числе и именительном падеже, грамматическую характеристику других слов вы также можете дать. Отличие грамматического значения от лексического прежде всего в том, что лексическое значение индивидуально: слово воробей обозначает только небольшую птичку. А вот существительных мужского рода в русском языке очень много!
Но вы можете возразить: да, слово воробей означает только маленькую птичку, а как же, например, слово орёл?
Это и птица, и обозначение смелого человека, и обратная сторона монеты, и название города. Давайте разберёмся. Орёл в значении «хищная птица» – первое и прямое значение этого слова. Переносное значение – храбрец (по аналогии со смелой и величественной птицей). Орёл как одна из сторон монеты будет одним из значений этого слова, в словаре рядом будет помета разг., то есть разговорное.
У многих слов языка есть «братья», то есть слова, похожие на них по значению – синонимы.
Так, к слову пить можно подобрать синонимы глотать, лакать. А вот антоним, то есть слово с противоположным значением, подобрать можно далеко не ко всем словам. Из нашего предложения антоним можно подобрать лишь к слову маленький – большой.
Мы не упомянули о паронимах, а ведь в них так легко ошибиться, так как это слова, близкие по написанию, часто однокоренные, но с разным значением.
Например: отличный – отличительный. Чтобы не написать отличные особенности вместо отличительные особенности, сверяйтесь с толковым словарём.
Кроме обычных толковых словарей есть особые словари синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.
Проверяйте себя, чтобы ваша речь была грамотной и красивой.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Установление соответствий между элементами двух множеств.
Составьте пары синонимов.
1. грязный, бежать, голубой, животное;
2. зверь, бирюзовый, неопрятный, мчаться.
Для выполнения задания нужно применить алгоритм:
Подберём к каждому слову близкое по значению из другой группы: грязный и неопрятный очень близки по значению, мчаться означает бежать очень быстро, бирюзовый, то есть цвета бирюзы, – синоним слова голубой, животное по-другому можно назвать зверем.
Грязный – неопрятный, бежать – мчаться, голубой – бирюзовый, животное – зверь
Сортировка элементов по категориям
Соберите в одну группу многозначные слова. В другую – слова с одним значением.
Вилка, подоконник, Аргентина, тяжёлый, укроп, накрывать.
Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:
Необходимо подумать о лексических значениях этих слов, если их несколько – слово является многозначным, а не однозначным.
Слово вилка означает и столовый прибор, и часть электрического прибора – это многозначное слово. Слово тяжёлый может описывать и вес предмета, и, например, быть синонимом слова трудный, – это также многозначное слово, как и глагол накрывать, который имеет несколько значений.
Слова подоконник, укроп и Аргентина имеют лишь одно значение, то есть являются однозначными.
Однозначные слова: подоконник, Аргентина, укроп
Многозначные слова: вилка, тяжёлый, накрывать.
Лексикология
Всего получено оценок: 299.
Всего получено оценок: 299.
Лексикология – это наука, занимающаяся изучением словарного состава языка, то есть его лексики, основной единицей которой является слово. Фактически лексикология изучает не только конкретные языковые единицы – слова (они же лексемы), но и отношения между ними, совокупности слов, что знает каждый ученик 5 класса. Таким образом, можно сделать вывод, что у этой науки целых два объекта.
Слово как то, что изучает лексикология
Несмотря на то, что эта языковая единица является предметом изучения нескольких разделов науки о языке, лексикология изучает ее с новой стороны. Для нее слово – это и форма, которую принимает значение (оно рассматривается с точки зрения предметно-понятийного содержания), и единица, входящая в такую целостность, как словарный состав языка.
Слова могут объединяться в группы на основании не только общих, но и противоположных признаков, а также разных семантических связей.
Понять, что имеется в виду, помогут простые примеры. Так, слово “звезда” будет рассматриваться лексикологией как название нескольких предметов и явлений с одной стороны и как единица лексической системы, входящая в определенные классы слов – названия небесных тел, названия геометрических фигур и так далее.
Разделы лексикологии, ее задачи
Основная задача лексикологии – это изучение слова в указанных выше проявлениях, то есть как носителя значения и как части языковой системы. Когда общая масса информации о словах перестала быть целостной, она разделилась на несколько частей. Первая – это общая лексикология, которая изучает словарные составы разных языков, в то время как предмет частной лексикологии – это определенный язык.
Если говорить о науке в историческом разрезе, то она делится на синхроническую, то есть изучающую современное состояние языка, и историческую, которая занимается изучением лексики в развитии.
Что касается деления науки на разделы, то она включает в себя:
С семантической точки зрения слово может изучаться в двух аспектах, то есть по пути от значения к форме и напротив, от формы к значению.
Что мы узнали?
Как и многие другие разделы науки о языке, лексикология занимается изучением слова. Но изучает она его в особом аспекте, точнее, аспектах – понятийном и системном, то есть как носитель значения и как часть языковой системы. Лексикология, в свою очередь, подразделяется на пять разделов, каждый из которых занимается изучением своей части лексики или рассматривает ее только с какой-то одной точки зрения. В то же время лексикология как наука подразделяется и на несколько частей – на общую и частную с точки зрения того, изучается только один язык или все, а также на синхроническую и историческую, которые изучают язык в современном состоянии и историческом разрезе соответственно.
Урок русского языка в 5 классе по теме «Лексикология как раздел лингвистики. Слово и его лексическое значение»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока в 5 классе по теме: «Лексикология как раздел лингвистики. Слово и его лексическое значение».
!Опережающее задание для двух учеников: сообщение о толковых словарях, авторах словарей (учащиеся заранее находят информацию о существующих словарях, выстраивают свое сообщение по своему плану).
Ребята, мы с вами уже изучили несколько разделов русского языка, давайте их повторим:
Синтаксис и пунктуация
И сегодня мы приступим к изучению нового раздела, а какого именно вам предстоит определить самим…
Чтобы определить тему, послушайте стихотворение:
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушным холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах).
Это только первая часть нашей темы.
А теперь посмотрите на доску:
С..деть на стуле – с..деть к старости
Прим..рять платье – прим..рять врагов
Пол..скать белье – пол..скать ребенка
Обсудите в парах данные словосочетания и вставьте пропущенные буквы. (Работают в парах)
Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной? (от значения слова, от лексического значения).
А только ли лексическое значение есть у слова? подсказка:
Я пойти завтра на прогулка.
— Как же будет звучать тема нашего урока? (Слово, его лексическое и грамматическое значения). Откройте тетради и запишите число и тему урока
Определение целей урока
— А теперь поставим цели нашего урока:
1. Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова», «грамматическое значение слова».
2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка.
3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.
4. Узнавать новые слова и их значения. Уметь строить с ними предложения…
— Как вы думаете, благодаря какой практической работе нам удастся добиться поставленных целей? (выполнение упражнений учебника, работа с теоретическим материалом учебника, выполнение различных заданий учителя)
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова
«Для всего, что существует в природе. в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
Как вы понимаете эти слова?
Как же верно назвать всё множество слов?
Какой раздел русского языка изучает слово?
Если ребята не отвечают на какие-то вопросы, то спрашиваем: Откуда мы можем с вами это узнать? (Из учебника).
Давайте самостоятельно прочитаем параграф 64 (С. 149-151). Я попрошу вас делать в ходе чтения пометки в тексте ( прием «Инсерт»):
? – эта информация для меня не понятна, остались вопросы.
После чтения текста беседа:
— Какая информация вам была знакома?
— Какие новые сведения вы для себя отметили?
— Все ли понятно? Какие появились вопросы?
Какие корни имеет слово лексикология? Что значит в переводе с греческого «логос»? Какие еще слова с этим корнем вы знаете? (биология, геология, экология).
Итак, что мы знаем о слове?
— слово называет понятия, предметы, лица, признаки, действия, оценки.
— слово имеет лексическое и грамматическое значение
А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке?
Давайте прочитаем текст упр. 327.
Обсуждаем основную мысль текста. Предлагаем заголовки. Обсуждаем. Выбираем самые (-ый) успешные (-ый).
Почему же даже в самых полных словарях отмечаются далеко не все слова? С чем это может быть связано?
Верно, лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете, почему это происходит? (открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего употребления).
Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что-то сказать?
Так какова наша задача?
Наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь.
Посмотрите, пожалуйста, на упр. 336. Сходятся ли ваши мысли по поводу обогащения речи с мыслями писателя Горького?
А если вы не будете знать значения какого-либо слова, как вы поступите? (Обратимся к словарю).
Давайте узнаем, к каким словарям вы может обратиться за помощью, справкой.
Послушаем выступление ребят о существующих толковых словарях, которыми вы можете пользоваться.
Выставка словарей. Краткая характеристика.
Узнали ли вы что-то полезное и интересное для себя?
Выполнение упражнения с использованием толкового словаря
Ребята, а почему существует такое высказывание французского писателя и критика Анатоля Франса: «Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке»? Чтобы быстро и легко найти нужное слово в словаре, мы должны хорошо знать алфавит.
Чему мы научились при выполнении этого упражнения?
Расскажите, как выглядит словарная статья в словаре? Какие сведения содержит? Чем может быть полезен для вас толковый словарь?
Вы указали, что в словарной статье дается пример. А для чего?
Можно ли составить такие словосочетания: большой великан, юный мальчик, гигантская громада? Почему? Обсудите в парах. (Нужно учитывать ЛЗ и обращать внимание на примеры, данные в словарных статьях).
Оцените свою работу.
Значение ли каждого слова вам необходимо смотреть в словаре? Конечно, нет. Ребята, я думаю, что каждый из вас может дать определение слова ДРУЖБА.
Какое лексическое значение имеет это слово? Дайте определение этому понятию из своего жизненного опыта.
Дружба- это отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов.
Как же ещё можно определить значение слов, особенно, если вам его значение непонятно и под рукой нет словаря? Обсудите в парах и представьте свои идеи. Докажите на примерах.
Теперь давайте проверим себя по учебнику. С. 152. Прочитайте и скажите, правы ли мы были.
Кто считает, что справился полностью? Кто справился не полностью?
Посмотрите, пожалуйста, на те слова, значение которых вы записали недавно в свои тетради. Может ли еще какое-либо слово или слова иметь абсолютно такое же значение? Верно, лексическое значение уникально.
Взгляните на слова:
Берёза, бабушка, ёлка, доска.
Это грамматическое значение слов. (Если не называют, возвращаемся к теме урока, спрашиваем, о каком значении мы еще сегодня подробно не поговорили).
Как вы думаете, для чего важно грамматическое значение слова? ( Чтобы правильно строить словосочетания, предложения, тексты).
Интересно, что важнее лексическое или грамматическое значение слова?
Предлагаю, чтобы точнее ответить на этот вопрос, решить такую лингвистическую задачу Ларисы Петрушевской
Текст сказки есть на каждой парте.
Чтение сказки Л.Петрушевской «Пуськи бятые».
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку, и волит:
— Калушата, калушаточки!Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали, и подудонились.А Калуша волит:
—Ой-е-е! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.А Калуша волит:
—Бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые, от бутявок
дудонятся.А бутявка волит за напушкой:
—Калушата подудонились! Калушата подудонились!
Зюмо-зюмо некузявые! Пуськи бятые!
Понимаете ли о чем речь? Давайте предположим, какие части речи здесь могут быть представлены?
имена прилагательные:некузявая, дюбые,бятые;
глаголы:сяпала,увазила,волит,присяпала, стрямкали, подудонились,вычучила, вздебезнулась, сопритюкнулась, усяпала, не трямкают,дудонятся,подудонились;
имена существительные:калуша, по напушке, бутявка,калушата, калушаточки, пуськи.
Сделайте морфологический разбор:
I По напушке( по чему?) – им.сущ.
II.Н.ф. (что?) напушка;
Пост.:неодуш., нариц., жен.р., 1скл.;
Непост.:ед.ч., дат.п.;
III. (по чему?) по напушке – дополнение.
Назовите однокоренные слова:
а)Калуша, калушата, калушаточки
б)Сяпала, усяпала, присяпала
в)Трямкают, стрямкали
г)Дудонятся, подудонились
-Ребята, о ком же этот текст? ( о калуше, калушатах, бутявке);
-Опишите их устно: форма, масса, характер.
— Как могли бы перевести название сказки? ( Птички маленькие. Детки маленькие. Детки шаловливые.)
Какой вывод можно сделать? Для чего же нужно ЛЗ, для чего ГЗ. Что важнее? (для понимания текста важно ЛЗ, а для построения предложений, текстов, связи в них слов важно ГЗ).
Подведение итогов урока:
С каким разделом лингвистики мы познакомились сегодня? Что изучали на уроке? Что было для вас новым? Интересным? Открыли ли для себя что-то новое?
Что нужно сделать еще?
Где можно применить новые знания?
Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
Поднимите руки те, кто считает, что справился абсолютно со всем сегодня.
Кто справился не со всеми заданиями?
Кто не понял совсем ничего?
Кому было интересно?
Сегодня на уроке я узнал…
Урок заставил меня задуматься о …
А особенно мне удалось …
Мне было интересно, потому что …
Для меня стало открытием, что …
Мне было непонятным….
Захотел узнать больше о…
Дифференцированное домашнее задание:
Для всех по вариантам (6 вариантов) выпишите из толкового словаря лексическое значение слов:
1 вариант компания и кампания
2 вариант невежа и невежда
3 вариант землистый и земельный
4 вариант понятный и понятливый
5вариант песочный и песчаный
6 вариант бережный и бережливый
Составьте с данными словами предложения.
составить свой словарик из 3-5 неизвестных ранее слов разных частей речи//
Первое издание «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля вышло в 1863-1866 гг. Словарь В.И. Даля содержит более 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок и присловий. В основу словаря был положен живой народный язык с его областными видоизменениями. Словарь охватывает лексику письменной и устной речи 19 века, а также терминологию и фразеологию различных профессий и ремёсел. Особенность его состоит в том, что он не является нормативным. В нормативных словарях предусматриваются отбор и стилистическая характеристика лексики. Даль же не стремился отбирать лексику, а включал в словарь все известные ему слова, не снабжая их стилистическими пометами: он полагал, что не должен навязывать носителю языка стилистические оценки
Начало работы над словарём относится к 20-м гг., когда русский язык претерпевал изменения: появлялись новые слова, развивались новые значения, многие слова выходили из оборота, старели, работа над словарём велась более десяти лет. В четырёхтомном словаре описано свыше 85 000 слов. В четвёртом томе в качестве приложения дан список слов, по каким-либо причинам не вошедших в словарь. Этот словарь новаторский во всех отношениях. В него вошла лексика различных сфер употребления: диалектные и просторечные слова, профессиональные и специальные термины, устаревшая лексика, новые слова. Словарь не ограничивался лишь толкованием слов, а давал сведения об их правильном произношении, написании, этимологии, сообщал грамматическую и стилистическую информацию.
Однотомный словарь в компактном виде представляет тот актуальный лексико-фразеологический фонд языка, который является общим для его носителей. Перед автором словаря встала задача ограничения словника, за пределами словаря осталась профессиональная лексика, областные слова, «некоторые грамматические разряды слов, если они принадлежат к числу легко образуемых производных слов
Словарь современного русского языка: В 17 т. (М.; Л., 1948-1965) – БАС
В 1937 г. Президиум АН СССР принял постановление о прекращении работы над «Словарём русского языка» шахматовской редакции и о начале нового лексикографического издания. В подготовке нового словаря принимали участие: С. П. Обнорский, О. О. Советов, И. А. Фалев, В. И. Чернышёв, Е. С. Истрина. Выпуск первого тома был намечен на конец 1941 г. Но Великая Отечественная война и блокада Ленинграда прервала процесс подготовки словаря почти на пять лет. Первый том вышел в свет только в 1948 г. Задуманный словарь должен был быть достаточно полным. Не являясь тезаурусом, он ориентировался на включение лексического богатства только литературного русского языка как средства национального общения. БАС охватывал словарный запас русского литературного языка с конца XVIII в. до его современного состояния с упором на развитие языка, начиная с пушкинской поры до времени создания словаря.
Словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. А. П. Евгеньевой. – МАС