лермонтов пленный рыцарь чему учит

Анализ стихотворения «Пленный рыцарь»

Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжёлый да панцирь железный.

В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменный,
Шлема забрало — решётка бойницы,
Каменный панцирь — высокие стены,
Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронёю мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя, —
Слезу и сдёрну с лица я забрало.

История создания стихотворения «Пленный рыцарь»

Стихотворение «Пленный рыцарь» датируется 1840 годом. Известно, что когда Лермонтов был арестован за дуэль с французом Барантом, его навестил Белинский. Воспоминание об этом событии, записано И.И. Панаевым со слов Виссариона Григорьевича, который зашел к нему после встречи с поэтом.

лермонтов пленный рыцарь чему учит. Смотреть фото лермонтов пленный рыцарь чему учит. Смотреть картинку лермонтов пленный рыцарь чему учит. Картинка про лермонтов пленный рыцарь чему учит. Фото лермонтов пленный рыцарь чему учит

Можно предположить, что Лермонтов написал стихотворение «Пленный рыцарь», находясь под впечатлением от беседы с Белинским. А может быть, наоборот, заговорил о шотландском авторе исторических романов потому, что в этот момент создавал новое стихотворение о пленном рыцаре. Ведь, как известно «мало поэтичный» Вальтер Скотт писал как раз увлекательные рыцарские романы.

Тема и идея стихотворения

Находясь в ордонанс-гаузе, Лермонтов имеет возможность работать. Бабушка выхлопотала разрешение, чтобы Лермонтова навещал Шан-Гирей. Тому не разрешалось только заносить в камеру свою шпагу. Ни о каких других запретах Шан-Гирей в своих воспоминаниях не пишет. По его свидетельству, в заточении была написана пьеса «Соседка», которая по теме перекликается с «Пленным рыцарем». Лирический герой – пленный рыцарь. Тема стихотворения – чувства и мысли пленника. В стихотворении «Пленный рыцарь» Лермонтов позиционирует себя с героем стихотворения. Главная идея, конечно, свобода. Произведение написано в жанре лирико-эпического стихотворения.

Композиция, построение стиха

По композиции – это одночастное стихотворение, в котором выражены мысли узника, заключенного за решетку. Пленник сидит у окна и смотрит на небо, в котором играют вольные птицы. Это единственный, доступный ему уголок природы. Вольные птицы противопоставляются пленнику. Узник-Лермонтов вспоминает коня, битвы, в которых успел принять участие во время первой ссылки на Кавказ, но свои мысли он передает узнику рыцарю. А как еще он может выразить свои чувства, не оскорбляя верноподданических чувств своих читателей? Только изменив время и место происходящего.

По форме стихотворение состоит из пяти четверостиший, написанных стихотворным размером четырехстопный дактиль, придающий стихотворению протяжность, и передающий безнадежность, уныние пленника. Рифмовка в произведении перекрестная, все рифмы женские.

Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности помогают читателю почувствовать душевное состояние героя, который удручен неволей.

Обращает на себя внимание тот факт, что когда Лермонтов говорит о свободе, он называет вещи своими именами синее небо, вольные птицы, тяжелый меч, железный панцирь. Как только заговаривает о заключении, появляются метафоры (грешная молитва, каменный панцирь). А на аллегориях построена целая строфа.

Источник

Лермонтов «Пленный рыцарь» читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.

Михаил Юрьевич Лермонтов – русский поэт, прозаик, драматург, художник. Его произведения символизируют рассвет русской литературы. Они послужили вдохновением для художественных полотен, по ним сняты кинопроизведения, поставлены пьесы. Его творчество стало основой для оперного, симфонического и романсового творчества.

Одним из его произведений является стихотворение «Пленный рыцарь», написанное в 1840 году.

Краткое содержание

Читайте по теме:

Главные герои

1) Главный герой – от его имени написано произведение, находится в темнице, ему одиноко, он желает смерти.

Главная мысль

Пребывание в неволе тяжело отражается на моральном состоянии человека.

Чему учит?

Стихотворение учит, находясь в заточении, рассуждать, давать волю воображению, стараться не падать духом.

Пословицы

1) Не в богатстве счастье, а в свободе.

2) Соя воля всего дороже.

3) Хорошо птичке в золотой клетке, а того лучше на зеленой ветке.

Отзыв

«Пленный рыцарь» интересное, но пессимистичное стихотворение. Оно написано, когда автор был в тюрьме за дуэль. В нем все пропитано духом пессимизма и одиночества. Автор сравнивает себя с рыцарем, закованным в тяжелые латы, где панцирь брони – это тюрьма, забрало – решетка на окне, шит – двери тюрьмы, а конь – быстротечное время. Автор устал от одиночества, от тяжелых мыслей, хотя, он не впал в отчаяние. Он просит время идти быстрее, чтобы он встретился со своей смертью.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса.

Источник

Михаил Лермонтов

Пленный рыцарь (+ Анализ)

лермонтов пленный рыцарь чему учит. Смотреть фото лермонтов пленный рыцарь чему учит. Смотреть картинку лермонтов пленный рыцарь чему учит. Картинка про лермонтов пленный рыцарь чему учит. Фото лермонтов пленный рыцарь чему учит

лермонтов пленный рыцарь чему учит. Смотреть фото лермонтов пленный рыцарь чему учит. Смотреть картинку лермонтов пленный рыцарь чему учит. Картинка про лермонтов пленный рыцарь чему учит. Фото лермонтов пленный рыцарь чему учит

лермонтов пленный рыцарь чему учит. Смотреть фото лермонтов пленный рыцарь чему учит. Смотреть картинку лермонтов пленный рыцарь чему учит. Картинка про лермонтов пленный рыцарь чему учит. Фото лермонтов пленный рыцарь чему учит

лермонтов пленный рыцарь чему учит. Смотреть фото лермонтов пленный рыцарь чему учит. Смотреть картинку лермонтов пленный рыцарь чему учит. Картинка про лермонтов пленный рыцарь чему учит. Фото лермонтов пленный рыцарь чему учит

История создания и анализ стихотворения «Пленный рыцарь»

Стихотворение «Пленный рыцарь» датируется 1840 годом. Известно, что когда Лермонтов был арестован за дуэль с французом Барантом, его навестил Белинский. Воспоминание об этом событии, записано И.И. Панаевым со слов Виссариона Григорьевича, который зашел к нему после встречи с поэтом.

лермонтов пленный рыцарь чему учит. Смотреть фото лермонтов пленный рыцарь чему учит. Смотреть картинку лермонтов пленный рыцарь чему учит. Картинка про лермонтов пленный рыцарь чему учит. Фото лермонтов пленный рыцарь чему учит

Можно предположить, что Лермонтов написал стихотворение «Пленный рыцарь», находясь под впечатлением от беседы с Белинским. А может быть, наоборот, заговорил о шотландском авторе исторических романов потому, что в этот момент создавал новое стихотворение о пленном рыцаре. Ведь, как известно «мало поэтичный» Вальтер Скотт писал как раз увлекательные рыцарские романы.

Нет, не тебя так пылко я люблю… (+ Анализ)

Тема и идея стихотворения

Находясь в ордонанс-гаузе, Лермонтов имеет возможность работать. Бабушка выхлопотала разрешение, чтобы Лермонтова навещал Шан-Гирей. Тому не разрешалось только заносить в камеру свою шпагу. Ни о каких других запретах Шан-Гирей в своих воспоминаниях не пишет. По его свидетельству, в заточении была написана пьеса «Соседка», которая по теме перекликается с «Пленным рыцарем». Лирический герой – пленный рыцарь. Тема стихотворения – чувства и мысли пленника. В стихотворении «Пленный рыцарь» Лермонтов позиционирует себя с героем стихотворения. Главная идея, конечно, свобода. Произведение написано в жанре лирико-эпического стихотворения.

Композиция, построение стиха

По композиции – это одночастное стихотворение, в котором выражены мысли узника, заключенного за решетку. Пленник сидит у окна и смотрит на небо, в котором играют вольные птицы. Это единственный, доступный ему уголок природы. Вольные птицы противопоставляются пленнику. Узник-Лермонтов вспоминает коня, битвы, в которых успел принять участие во время первой ссылки на Кавказ, но свои мысли он передает узнику рыцарю. А как еще он может выразить свои чувства, не оскорбляя верноподданических чувств своих читателей? Только изменив время и место происходящего.

По форме стихотворение состоит из пяти четверостиший, написанных стихотворным размером четырехстопный дактиль, придающий стихотворению протяжность, и передающий безнадежность, уныние пленника. Рифмовка в произведении перекрестная, все рифмы женские.

Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности помогают читателю почувствовать душевное состояние героя, который удручен неволей.

Обращает на себя внимание тот факт, что когда Лермонтов говорит о свободе, он называет вещи своими именами синее небо, вольные птицы, тяжелый меч, железный панцирь. Как только заговаривает о заключении, появляются метафоры (грешная молитва, каменный панцирь). А на аллегориях построена целая строфа.

лермонтов пленный рыцарь чему учит. Смотреть фото лермонтов пленный рыцарь чему учит. Смотреть картинку лермонтов пленный рыцарь чему учит. Картинка про лермонтов пленный рыцарь чему учит. Фото лермонтов пленный рыцарь чему учит

Анализ стихотворения Лермонтова «Пленный рыцарь»
2 вариант

Несмотря на благородное происхождение, Михаил Лермонтов ощущал себя по-настоящему свободным лишь в раннем детстве. Однако уже с 7 лет его жизнь была подчинена строгому распорядку, в котором учеба чередовалась с освоением светских манер. В подростковом возрасте Лермонтов грезил о том, что станет великим полководцем и сумеет совершить хотя бы один подвиг, достойный упоминания в истории. Но очень скоро он осознал, что время настоящих героев осталось в прошлом, и даже если ему удастся завоевать пол-Европы, как Наполеон, этого все равно никто не оценит.

Тучи (Тучки небесные, вечные странники!) (+ Анализ)

В последние месяцы жизни Михаил Лермонтов много раз возвращался к теме жизни и смерти, каждый раз отмечая, что с радостью отдал бы предпочтение последнему варианту. В наши дни такое поведение психологи бы назвали кризисом среднего возраста, когда человек оглядывается назад и понимает, что ему нечего оставить своим потомкам. Однако следует учитывать, что Лермонтов был весьма самокритичен, и собственные произведения, которыми сегодня восхищается весь мир, считал юношеской забавой, не стоящей внимания. Возможно, если бы его стихи были признаны в обществе, то судьба поэта сложилась бы совершенно иначе, и он смог бы понять, что литература является его главным жизненным предназначением.

Анализ стихотворения «Пленный рыцарь» Лермонтова
3 вариант

Стихотворение «Пленный рыцарь» (1840 г.) было написано Лермонтовым во время нахождения под арестом за дуэль с сыном французского посла де Барантом. Оно полностью отражает настроение поэта в последние годы жизни.

Русская мелодия (+ Анализ)

В поздний период творчества Лермонтовым все больше овладевает отчаяние от чувства невероятного одиночества. Непонимание и равнодушие общества больно ранят душу поэта. По свидетельству современников, Лермонтов стремился к своей смерти. Дуэль и последующее заключение под стражу еще больше ожесточили его против окружающего общества.

Автор и на воле уже давно не чувствовал себя абсолютно свободным. Физическая неволя повергла его в состояние крайнего пессимизма. Лирический герой через окно наблюдает за «вольными птицами», испытывая боль и стыд. Он никого ни в чем не обвиняет и не просит прощения. Одиночество подчеркнуто тем, что у героя даже нет любимой женщины, во славу которой он бы мог сложить песню. Из всей своей жизни он помнит лишь «старинные битвы», символизирующие литературную борьбу Лермонтова за высшие идеалы добра и справедливости.

Когда-то лирический герой чувствовал себя могучим рыцарем на боевом коне в полном вооружении. Он и в плену остается настоящим воином, но его облик кардинально изменился. Характеризуя свое нынешнее состояние, поэт применяет очень удачные сравнения: «каменный панцирь — высокие стены», «забрало — решетка бойницы», «щит… — чугунные двери», а ретивый конь — «быстрое время».

Источник

344. Анализ стихотворения Пленный рыцарь Лермонтова 8 класс. Русский язык, литература

Анализ стихотворения — Пленный рыцарь. Русский язык и литература

Произведение «Пленный рыцарь» было написано в последние годы жизни поэта, во время его пребывания в заключении за дуэльную схватку. В нем он продолжает тему связанную с лишением свободы начатую в «Узнике».

В качестве основного персонажа стихотворения выступает образ рыцаря, представленного лирическим героем, находящимся в заточении и выражающего собственные мироощущения в форме монолога, раскрывающего конфликтную составляющую между личностью и обществом, свободой и неволей.

Структурная композиция произведения состоит из кольцевой системы и выражена в пяти строфах, лишенных сюжетной развивающейся линии, но при этом передающих ритмику и традиционные приемы, присущие рыцарской балладе.

Стихотворным размером стихотворения является четырехстопный дактиль, сочетающийся со сплошными женскими рифмами, которые придают поэтическому содержанию напевную мелодичную монотонность в виде унылых и тоскливых душевных терзаний лирического героя.

Среди художественных средств выразительности автором применяются развернутые метафоры, противопоставления, метонимические переносы, антитеза, а также литературные приемы в форме внутреннего параллелизма образов и аллитерации шипящих звуков, передающих безнадежные и трагические интонации.

Первые четыре строфы стихотворения демонстрируют душевные переживания и страдания лирического героя, вынужденного находится в заточении и неспособного тем самым исполнять свой воинский долг.

Однако в заключительной строфе автор использует противопоставление в виде внесения в четверостишие двух восклицательных предложений в повелительном наклонении, вносящих мажорный мотив в финал стихотворения и осуществляющих интонационный перелом. Тем самым поэт демонстрирует изменение в настроении лирического героя, который побеждает изможденное уныние узника и обретает волевое начало в виде избавления от страха смерти, став победителем над ней, не желая быть душевно побежденным.

Авторский замысел стихотворения заключается в раскрытии проблематики о неосуществленной самореализации в связи с неразрешимостью конфликта личности и окружающей ее реальной действительности, выход из которого может стать лишь предоставление творческому человеку истинной и настоящей свободы выражения собственных чувств, не ограниченной никакими способами и средствами.

Вариант 2

Произведение является стихотворением зрелого творчества поэта, основной тематикой которого представляется проблема вынужденного затворничества в виде узничества, связанного с трагическим одиночеством.

Мотивационная составляющая заточения сплетается с чувством трагической покинутости, которая вызвана личностным конфликтом с миром. Стихотворение передает трагическое миропонимание поэта, который полагал, что духовное чувство свободы возможно только за пределами земной жизни. Подчеркивается вся безнадежность упования на земную свободу.

Состоящее по структурной композиции из пяти катренов, стихотворение представлено в форме монолога, который раскрывает личностный и общественный конфликт.

Конфликт появляется с помощью антитезы в первом катрене «темница — синее небо». Наречие «молча» ассоциируется с неволей. В образе темницы герой представляет весь мир, и только лишь птицы выступают представителями безграничной воли. Рыцарь испытывает боль и стыд из-за того, что оказался сломлен и заточен. Соответствуя рыцарскому кодексу необходимо было одержать победу либо погибнуть в битве.

Настоящее для героя представлено в форме горестных раздумий и бессмысленном ожидании исхода.

Третий катрен представлен в виде развернутой метафоры, в которой рыцарские доспехи становятся тюремными атрибутами. Подчеркивается полное бессилие героя, он закован и на него давит шлем, который в сочетании с прилагательным «каменный» создает образ тесного пространства в форме склепа.

Герой понимает своё абсолютное ограничение и видит избавление от этого только в смерти, приход которой он старается поторопить.

Произведение выполнено в размере четырехстопного дактиля, который сочетаясь с постоянной женской рифмовкой создает стихотворению некую напевность, передавая ощущения тоски и печали. Множественное повторение твердых шипящих звуков [ж], [ш] создают интонацию трагизма.

Анализ стихотворения Пленный рыцарь по плану

Источник

Анализ стихотворения пленный рыцарь лермонтова. «пленный рыцарь»

Михаил Юрьевич Лермонтов имел дворянское происхождение, поэтому с раннего детства его воспитывали в строгости, с полным освоением светских манер. И безусловно, огромное внимание уделялось образовательному процессу. Бабушка поэта Елизавета Алексеевна, у которой он с раннего возраста воспитывался, не жалела средств на обучение своего любимого внука. Иначе откуда бы у него взялись такие великолепные знания русской и зарубежной литературы и нескольких иностранных языков? Лермонтов также учился музыке и прекрасно рисовал. Все это вскоре принесло свои плоды.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пленный рыцарь»

«Пленный рыцарь» был написан Михаилом Юрьевичем в 1840 году. Это стихотворение, как и многие другие, тесно переплетается с творчеством Пушкина, который часто рассуждал на тему узничества. Лермонтов тоже не приемлет заточения, он погибает без свободы.

В роли лирического героя в стихотворении выступает некий рыцарь. Ему одиноко и стыдно, так как рыцарь в первую очередь – воин, а так как он находится в заточении, значит, он проиграл. Он завидует птицам, которые парят в вышине синего неба, и вспоминает о боях, в которых он побывал.

Если раньше он был в доспехах, защищающих его, то теперь он как в панцире находится в темнице, где стены и потолок давят на него. Рыцарь вспоминает о коне, им никто не правит. Скорее всего конь здесь предстает как символ времени, которое несется без остановки не щадя никого. Рыцарь находится в заточении, а время-то идет. Он мечтает, чтобы время шло быстрее и тогда он наконец-то познает свободу.

«Пленный рыцарь» – это монолог лирического героя, рассуждающего о темнице и о свободе. Неволя здесь противопоставляется свободе, т.е. используется прием антитезы. Лермонтов написал данное стихотворение четырехстопным дактилем. Произведение отличается мелодичностью и напевностью, подобное ощущение обеспечивает женская рифма.

Лермонтов сопоставляет себя с пленным рыцарем. Поэт практически все жизнь чувствовал себя одиноким. Он переживал в первую очередь о том, что в стране запрещена свобода слова. Талант поэта не может существовать в каких-то рамках, ему нужна полная свобода. Именно это угнетало Лермонтова и делало его одиноким пленником.

Тема и идея стихотворения

Находясь в ордонанс-гаузе, Лермонтов имеет возможность работать. Бабушка выхлопотала разрешение, чтобы Лермонтова навещал Шан-Гирей. Тому не разрешалось только заносить в камеру свою шпагу. Ни о каких других запретах Шан-Гирей в своих воспоминаниях не пишет. По его свидетельству, в заточении была написана пьеса «Соседка», которая по теме перекликается с «Пленным рыцарем». Лирический герой – пленный рыцарь. Тема стихотворения – чувства и мысли пленника. В стихотворении «Пленный рыцарь» Лермонтов позиционирует себя с героем стихотворения. Главная идея, конечно, свобода. Произведение написано в жанре лирико-эпического стихотворения.

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Пленный рыцарь»

Автор его написал уже во взрослом возрасте в 1840 г. Поэт создавал произведение после того, как состоялась его поединок с Э. Барантом. А опубликовано только через несколько месяцев, в «записках». В нем продолжается тема тюрьмы, узничества.

В нем заключение в камеру связано неразрывно с чувством одиночества. Оно вызвано конфликтом поэта с окружающим миром. Здесь описаны душевные переживания автора, потому что его идеалы никак не перекликаются с той действительностью, которая существует.

Стихотворение имеет пять строф, и выглядит как монолог, в котором раскрываются противостояния сообщества и человека, заточения и свободы. Цитата «темница – синее небо» создает конфликт. Молчание — так поэт выражает свою связь с пленением, причем тюрьма в этом случае распространяется на все вокруг. А «вольные птицы», которые резвятся на небосводе, подразумевают свободное чувство.

Рыцарь очень переживает из-за того, что ему приходится сидеть в заточении, хотя ему надо было выйти победителем или погибнуть в сражении. Все его отважные подвиги ушли в забытье, а сейчас остались только печальные думы и простое проживание, ожидая своей гибели.

Развернутая метафора содержится в 3 строфе, где поэт ввел лексику, которая еще сильнее подчеркивает бездеятельность героя. Он закован, заколдован. Ведь из каменных стен очень тяжело выйти.

4 столбец выстроен весь на фигуральных изменениях (щит это двери темницы, шлема забрало – решетки бойницы). Сочетания слов показывают то, как состязаться за свободную жизнь – это камень, железо. Художественное свойство получается из-за внутреннего параллельного соотношения образов. Герой, сознавая свою несвободу, хочет вырваться из плена. Но за счет различных художественных приемов делается сильнее трагическая безысходность всей ситуации рыцаря.

Рекомендуется к прочтению:

Анализ стихотворения Лермонтова «Пленный рыцарь»

Молча сижу под окошком темницы,Синее небо отсюда мне видно:В небе играют всё вольные птицы;Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Стихотворение «Пленный рыцарь», написанное в 1840 году, относится к зрелым произведениям М. Лермонтова. Проводя подобную аналогию, Лермонтов дает понять, что чувствует себя точно так же, как и пленный рыцарь, который и хотел бы выполнить свое жизненное предназначение, но лишен такой возможности.

387. ОЗ. 1841, № 8. — — Печ. по копии ПД, тетр. 15. Датируется предположительно 1840 г. Ст-ние завершает тюремную тему в творчестве Лермонтова и, скорее всего, написано в марте-апр. Несмотря на благородное происхождение, Михаил Лермонтов ощущал себя по-настоящему свободным лишь в раннем детстве.

Таком образом, Лермонтов считал себя заложником времени и общественных устоев, понимая, что обрести духовную свободу в данном случае невозможно. Скончался Геннадий Бортников в Москве 24 марта 2007 года от инфаркта. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе.

Но очень скоро он осознал, что время настоящих героев осталось в прошлом, и даже если ему удастся завоевать пол-Европы, как Наполеон, этого все равно никто не оценит. В последние месяцы жизни Михаил Лермонтов много раз возвращался к теме жизни и смерти, каждый раз отмечая, что с радостью отдал бы предпочтение последнему варианту. Однако следует учитывать, что Лермонтов был весьма самокритичен, и собственные произведения, которыми сегодня восхищается весь мир, считал юношеской забавой, не стоящей внимания.

Вольная жизнь и в этом стихотворении выступает как безусловная ценность, но она уже недоступна «пленному рыцарю», ибо внутренняя связь с нею прервана.

Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Датируется предположительно апрелем 1840 года, когда Лермонтов сидел под арестом за дуэль с сыном французского посланника Э. де Барантом. Вероятно, оно было создано поэтом в марте-апреле 1840 года, в период своего пребывания под арестом после дуэли с Э. Барантом.

1840 г. когда поэт находился под арестом за дуэль с Э. де Барантом. Это произведение перешло в общественное достояние. В первую очередь, отсутствием свободы. При этом автор о, подразумевая под этим собственную жизнь, которую считает бесцельной, никчемной и никому не нужной. В наши дни такое поведение психологи бы назвали кризисом среднего возраста, когда человек оглядывается назад и понимает, что ему нечего оставить своим потомкам.

Возможно, если бы его стихи были признаны в обществе, то судьба поэта сложилась бы совершенно иначе, и он смог бы понять, что литература является его главным жизненным предназначением. Быстрое время — мой конь неизменный, Шлема забрало — решетка бойницы, Каменный панцирь — высокие стены, Щит мой — чугунные двери темницы.

С 1963 в Московском театре им. Моссовета. В Театре им. Моссовета Бортников играл до своих последних дней, исполняя роли в самых различных амплуа. В конце жизни он выпустил новый спектакль «Прихоти любви, или капризы Марианны», где выступил и в главной роли, и как автор инсценировки, и как автор костюмов. Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября 1814, Москва — 15 июля 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник.

Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями. Впервые стихотворение увидело свет спустя год, в восьмом номере «Отечественных записок». Состоящее композиционно из пяти строф, произведение представляет собой монолог, раскрывающий конфликт личности и общества, свободы и неволи.

Текст «Пленный рыцарь» М.Лермонтов

Молча сижу под окошком темницы; Синее небо отсюда мне видно: В небе играют всё вольные птицы; Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы, Нету ни песни во славу любезной: Помню я только старинные битвы, Меч мой тяжелый да панцырь железный.

В каменный панцырь я ныне закован, Каменный шлем мою голову давит, Щит мой от стрел и меча заколдован, Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменный, Шлема забрало — решотка бойницы, Каменный панцырь — высокие стены, Щит мой — чугунные двери темницы.

Анализ стихотворения Лермонтова «Пленный рыцарь»

Несмотря на благородное происхождение, Михаил Лермонтов ощущал себя по-настоящему свободным лишь в раннем детстве. Однако уже с 7 лет его жизнь была подчинена строгому распорядку, в котором учеба чередовалась с освоением светских манер. В подростковом возрасте Лермонтов грезил о том, что станет великим полководцем и сумеет совершить хотя бы один подвиг, достойный упоминания в истории. Но очень скоро он осознал, что время настоящих героев осталось в прошлом, и даже если ему удастся завоевать пол-Европы, как Наполеон, этого все равно никто не оценит.

Таком образом, Лермонтов считал себя заложником времени и общественных устоев, понимая, что обрести духовную свободу в данном случае невозможно. В 1840 году, незадолго до смерти, поэт написал стихотворение «Пленный рыцарь», в котором раскрыл свои мысли и чувства, пусть и в завуалированной форме. Уже с первых строчек становится ясно, что Лермонтов отождествляет себя с героем этого произведения – изможденным рыцарем, который вынужден сидеть «под окошком темницы», испытывая боль и стыд. Чем же вызваны подобные эмоции? В первую очередь, отсутствием свободы. Своего героя поэт описывает как опытного воина, который устал об бездействия, но по какой-то непонятной причине вынужден находиться взаперти. осознавая, что его щитом являются «чугунные двери темницы», панцирем – «высокие стены», а «быстрое время – мой конь неизменный».

В последние месяцы жизни Михаил Лермонтов много раз возвращался к теме жизни и смерти, каждый раз отмечая, что с радостью отдал бы предпочтение последнему варианту. В наши дни такое поведение психологи бы назвали кризисом среднего возраста, когда человек оглядывается назад и понимает, что ему нечего оставить своим потомкам. Однако следует учитывать, что Лермонтов был весьма самокритичен, и собственные произведения, которыми сегодня восхищается весь мир, считал юношеской забавой, не стоящей внимания. Возможно, если бы его стихи были признаны в обществе, то судьба поэта сложилась бы совершенно иначе, и он смог бы понять, что литература является его главным жизненным предназначением.

Метафора

«Пленный рыцарь», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Пленный рыцарь», написанное в 1840 году, относится к зрелым произведениям М. Лермонтова. Вероятно, оно было создано поэтом в марте-апреле 1840 года, в период своего пребывания под арестом после дуэли с Э. Барантом. Впервые стихотворение увидело свет спустя год, в восьмом номере «Отечественных записок».

«Пленный рыцарь» продолжает «тюремную тему», поднятую Лермонтовым в «Узнике» и «Соседе». Наследуя традиции «рыцарской баллады» — характерные образы (молитва, песнь «во славу любезной». оруженосец) и ритмическую организацию, стихотворение лишено сюжетного развития.

Основной мотив узничества. несвободы тесно переплетается с ощущением трагического одиночества, вызванного конфликтом личности с окружающей действительностью. Произведение отражает трагическое мироощущение поэта, полагавшего, что духовная свобода возможна лишь за рамками земного бытия. Стихотворение выражает душевные страдания героя от несоответствия существующей реальности идеалам и подчеркивает безнадежность ожидания свободы.

Состоящее композиционно из пяти строф, произведение представляет собой монолог. раскрывающий конфликт личности и общества. свободы и неволи.

Конфликт заявляется в первой строфе антитезой«темница – синее небо». Слово «молча» вызывает ассоциацию с пленом, при этом темницей для героя оказывается весь мир, а свобода – играющие в небе «вольные птицы» — едва виднеется из тесного окошка. Темница метафорически означает жизнь в неволе, в несвободе. Рыцарю «больно и стыдно» — ведь он побежден и пленен, хотя должен был в соответствии с рыцарским кодексом чести победить или пасть в бою.

Третья строфа представляет развернутую метафору. где элементы рыцарских доспехов становятся деталями тюрьмы. Лермонтов вводит в строфу лексику, подчеркивающую бессилие и пассивность героя – закован, заколдован, давит. Прилагательное «каменный» создает образ склепа, из которого невозможно выбраться.

В четвертой строфе, построенной на метонимических переносах (щит мой – двери темницы, шлема забрало – решетки бойницы ) при помощи антитезы камня и железа (щит, шлем, забрало ) противопоставляются символизирующая неволю темница и бой, как символ борьбы за свободу. Характерной чертой стихотворения является внутренний параллелизм образов – центральные образы (щит, меч, конь ) повторяются в катренах, получая художественное развитие.

Рыцарь осознает свою абсолютную несвободу и стремится вырваться из чуждой жизни, видя свое избавление в смерти и торопя «летучее время». С помощью скрытой кольцевой композиции — противопоставление свободы неволе в первой строфе и противопоставление свободы смерти в последней строфе – поэт усиливает ощущение трагической безысходности жизненной ситуации для героя.

Стихотворение написано четырехстопным дактилем. который в сочетании со сплошной женскойрифмой придает монотонную напевность стихотворению, передавая ощущения уныния и бессилия героя. Аллитерация шипящих звуков (сижу, окошком, грешной, тяжелый, шлем, щит, решетка, душно ) передает интонации безнадежности и трагизма.

В стихотворении «Пленный рыцарь» Лермонтов выразил собственные душевные терзания, вызванные невозможностью самореализации, и нежелание капитулировать перед условностями общества.

Композиция, построение стиха

По композиции – это одночастное стихотворение, в котором выражены мысли узника, заключенного за решетку. Пленник сидит у окна и смотрит на небо, в котором играют вольные птицы. Это единственный, доступный ему уголок природы. Вольные птицы противопоставляются пленнику. Узник-Лермонтов вспоминает коня, битвы, в которых успел принять участие во время первой ссылки на Кавказ, но свои мысли он передает узнику рыцарю. А как еще он может выразить свои чувства, не оскорбляя верноподданических чувств своих читателей? Только изменив время и место происходящего.

По форме стихотворение состоит из пяти четверостиший, написанных стихотворным размером четырехстопный дактиль, придающий стихотворению протяжность, и передающий безнадежность, уныние пленника. Рифмовка в произведении перекрестная, все рифмы женские.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *