лучше 17 мгновений со штирлицем чем всю жизнь с лужей
15 цитат из книги Юлиана Семёнова «Семнадцать мгновений весны»
Самые счастливые люди на земле те, кто может вольно обращаться с временем, ничуть не опасаясь последствия.
Юлиан Семёнов (1931 — 1993) — советский писатель и журналист. Читателям он запомнился прежде всего как автор цикла произведений об Исаеве-Штирлице. После выхода 12-ти серийного телефильма «Семнадцать мгновений весны» с Вячеславом Тихоновым в роли разведчика, Юлиан Семёнов стал одним из самых популярных авторов Советского Союза.
Мы отобрали 15 цитат из его знаменитой книги:
Это свойство русского человека за границей — считать соплеменника товарищем, а знакомого, пусть даже случайного, — закадычным другом — тоже было точно подмечено Штирлицем.
Я люблю молчунов. Если друг молчун — это друг. Ну а уж если враг — так это враг. Я таких врагов уважаю. У них есть чему поучиться.
Он вошел в хвойный лес и сел на землю. Здесь пробивалась робкая ярко-зеленая первая трава. Штирлиц осторожно погладил землю рукой. Он долго сидел на земле и гладил ее руками. Он знал, на что идет, дав согласие вернуться в Берлин. Он имеет поэтому право долго сидеть на весенней холодной земле и гладить ее руками.
А это, видимо, самое сложное: научить народ, целый народ, пользоваться самым дорогим, что отпущено каждому- свободой.
Я вывел для себя, что русскому характеру свойственно чаще оглядываться на идеальные примеры прошлого, чем рисковать в построении модели будущего.
Разведчик, если он оказывается в средоточии важнейших событий, должен быть человеком бесконечно эмоциональным, даже чувственным — сродни актеру, но при этом эмоции обязаны быть в конечном счете подчинены логике, жестокой и четкой.
Призвание вождя — это величие нации! Удел вождя — скромность! Профессия вождя — точное соотнесение обещаний с их выполнением!
Прежде всего мы забыли самих себя, — ответил Штирлиц, — как пальто в гардеробе после крепкой попойки на пасху.
У них не едят простую сметану, — подумал Штирлиц. — А у нас мечтают о простой корке хлеба. А здесь нейтралитет: восемь сортов сметаны, предпочитают взбитую. Как, наверно, хорошо, когда нейтралитет. И для человека, и для государства. Только когда пройдут годы, вдруг до тебя дойдет, что, пока ты хранил нейтралитет и ел взбитую сметану, главное-то прошло мимо. Нет, это страшно — всегда хранить нейтралитет. Какой, к черту, нейтралитет? Если бы мы не сломили Гитлера под Сталинградом, он бы оккупировал эту Швейцарию — и тю-тю нейтралитет вместе со взбитой сметаной.
Самые счастливые люди на земле те, кто может вольно обращаться с временем, ничуть не опасаясь последствия.
В споре важно задавать вопросы: тогда виден контрагент, да и потом, отвечать всегда сложнее, чем спрашивать.
Критиковать и злобствовать всегда легче. Выдвинуть раз умную программу действий — значительно труднее.
Среди рабов нельзя быть свободным. Это верно. Так не лучше ли быть самым свободным среди рабов?
Деньги — это отчеканенная свобода.
Старые добрые анекдоты про Штирлица основанные на эффекте игры слов (каламбуров и парономазий)
1.Штирлиц знал наверняка. Наверняк не знал Штирлица.
2.Штирлиц не любил массовых расстрелов, но отказываться было как-то неудобно.
3.Штирлиц настоял на своем. Вкус получился довольно странный.
4.Штирлиц склонился над картой мира. Его неудержимо рвало на родину.
8.Штирлиц достал из сейфа записку Мюллера. Мюллер отчаяно кричал и отбивался. Штирлиц выбросил записку Мюллера в окно. Мюллер чудом ухватился за 2-ой этаж. Чудо потом болело два дня.
9.Штирлиц вошёл в лес. Посмотрел направо нет грибов, посмотрел налево нет грибов. Наверно не сезон подумал Штирлиц и сел в сугроб.
10.Штирлиц вошёл в комнату, из окна дуло. Штирлиц закрыл окно, дуло исчезло.
12.Гиммлер вызывает своего сотрудника.
— Назовите двузначное число.
— 45.
— А почему не 54?
— потому что 45!
Гиммлер пишет характеристику «характер нордический» и вызывает следующего.
— Назовите двузначное число.
— 28.
— А почему не 82?
— Можно, конечно, и 82, но лучше 28.
Гиммлер пишет характеристику «характер близок к нордическому» и вызывает следующего.
— Назовите двузначное число.
— 33.
— А почему не. А, это Вы, Штирлиц.
17. Штиpлиц выбил ногой двеpь и на цыпочках подкpался к читающему газету Мюллеpу.
19. В кабинет Штиpлица позвонил Мюллеp.
— Штиpлиц! Если ВЫ еще хоть pаз будете pезать на секpетной документации колбасу и селедку, я Вам больше не позволю воpовать из сейфа!
23. Борман мирно спал. Вдпруг в дверь его квартиры кто-то настойчиво постучал. Открыв дверь, Борман увидел человека в шинели, валенках, буденовке и с ППШ за спиной. Человек сказал:
— Слоны идут на север.
— Слоны идут на х. А Штирлиц живет этажом выше.
24. В попыхах Штирлиц оставил секретные документы. На следующий
день в Попыхи нагрянуло Гестапо.
26. Штирлиц топил печку. Через час печка утонула.
29. Штирлиц шел по лесу и увидел голубые ели. Когда он возвращал-
ся, голубые уже пили.
30. Встретив гестаповцев, Штирлиц выхватил шашку и закричал: «По-
рублю!» Гестаповцы скинулись по рублю и убежали.
40. Штирлиц пришел к выводу. Но Вывода не оказалось дома.
44. Штирлиц сидел в машине. А в это время в бункере глубоко под
землей Гитлер оттягивал свой конец.
45. Штирлиц кормил немецких детей украдкой. От украдки дети пухли
и дохли.
До Штирлица не дошло письмо из центра. Он его еще раз перечитал, но все равно не
дошло.
Штирлиц бродил по лесу в ожидании связи. Из-за куста вышла Кэт, и
связь состоялась.
Штирлиц сидел у окна и крутил козью ножку. Коза жалобно блеяла, но
вырваться из крепких рук штандартенфюрера было нелегко.
Штирлиц дал маху, Мах дал дёру, Дёр тоже неплохо дрался.
Штирлиц стоял на своем. Было очень больно.
Штирлиц и Мюллер стреляли по-очереди. Очередь быстро уменьшалась.
Штирлицу пришла радиограмма: «У Вас на Родине родился сын».
Штирлиц прослезился. Вот уже десять лет он не видел своей жены.
Штирлиц тешил себя надеждой.
Hадежда тихо повизгивала.
за окном шел дождь и рота красноармейцев.
Штирлиц сидел в комнате. Мимо него пронёсся Мюллер.
Штирлиц гулял по лесу. На дереве сидел дон Хуан и занимался неделанием.
Перезарядка рандомных предметов
В детстве так же делал))
Пролетарии всех стран объединяйтесь
Юрий Ковальчук захватил берег Ладоги. Подтверждено Росприроднадзором
В ответ на жалобы, поданные в Росприроднадзор и прокуратуру, пришли первые ответы. Росприроднадзор подтвердил наличие нарушения Водного кодекса на участке с кадастровым номером 10:07:0062205:161, расположенном близ «Дачи Винтера» под Сортавалой, а именно отсутствия свободного доступа к берегу Ладоги из-за незаконного забора. Нарушитель — фирма «Прайм» (ИНН 7801206670), связанная с Юрием Ковальчуком, близким другом Владимира Путина и, по невероятному совпадению, сверхбогатым и очень влиятельным дяденькой.
Несмотря на выявленное нарушение, административку в отношении «Прайма» Росприроднадзор пока не возбудил, а лишь пригласил фирму пообщаться по ситуации берегозахвата.
Отмечу, что и такого ответа Росприроднадзора могло не быть, если бы не подключившиеся к истории активисты движения «Против захвата озер», смелые депутаты Законодательного Собрания Карелии и конечно же активные Пикабушники 😉
Наша цель не изменилась — незаконный забор должен быть снесен, а свободный доступ к берегу Ладоги должен быть обеспечен для всех!
Ну а чтобы «общение» Росприроднадзора и «Прайма» шло продуктивно, а его результаты были позитивными для всех ценителей Ладоги, давайте поднажмем и по максимуму распространим и предадим огласке эту ситуацию!
Сила Пикабу! Не сбавляем обороты 😉
[BadComedian] про интервью с Екатериной Мизулиной
Интервью шикарное от А до Я. Его стоит посмотреть ради понимания того, ЧТО ТВОРИТСЯ В ГОЛОВАХ у молодой чиновничьей поросли (Екатерине всего 37 лет).
Какой-то булщит классический.
Не, лучше постик во Вконтакте нашмалять (это может любой пустобрёх вроде меня), зачем делом-то заниматься? Ну видимо опять государство мешает… Или Моргенштерн, или компьютерные игры… Или булщит классический.
P.S. Я не слушаю Моргенштерна, но я смотрю отечественное кино. И раз вы поднимаете вопросы “деструктива”, то стоит сказать, что к фильмам их должно быть куда больше, ведь они на наши налоги снимаются, а Моргенштерн без гос. финансирования творит
В 2007 году Джим Парсонс, тогда еще почти никому не известный актер, сделал это фото после того,
как впервые увидел свое лицо на рекламном плакате.
Своя атмосфера на заводе
График работы посменный и кому-то надоел вечный беспорядок на столике у станка. 🙂
Инфляция
Хожу стричься раз в полтора месяца. В среднем плачу тысячу рублей. Но, если мне парикмахер скажет пять тысяч рублей… Скорее всего откажусь, и попрошу жену стричь меня под машинку. Где эта точка кипения?! Или точка невозврата?! Мы же все понимаем, что зарплаты у большинства останутся на том же уровне?!
117 мгновений весны. Штирлиц в авторских анекдотах
(ШТИРЛИЦ В АВТОРСКИХ АНЕКДОТАХ)
ХАРАКТЕРИСТИКА
Члена НСДАП с 1933 года Штандарнтенфюрера СС Штирлица Макса Отто
Истинный ариец. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет свой служебный долг. Беспощаден к врагам Рейха. Имеет отличное здоровье: чемпион Берлина по теннису. Равнодушен к спиртному. Холост. В связях, порочащих его, замечен не был. Отмечен наградами фюрера и благодарностями рейхсфюрера СС.
Истинный ариец. Характер нордический, выдержанный…
(четырнадцать мгновений)
4. Штирлиц прибыл в Москву и в метро на стекле подъехавшего вагона с удивлением прочитал странную надпись: «От Сар зов: оголи жоп, Циля…». Штирлиц задумался и вошел в вагон. Изнутри надпись читалась уже поприличнее: «Для лиц пожилого возраста».
7. Штирлиц любил камерную музыку. Но музыка в камеру не проникала.
10. Штирлиц шел по городу и наблюдал. Вдруг ему в глаза бросилась одна женщина. Штирлиц едва успел прикрыть глаза рукой.
12. Штирлиц забежал на миг. МиГ разогнался и взлетел. Штирлица сдуло ветром.
14. Штирлиц прочитал на столбе объявление: «Сниму квартиру в многоэтажном доме. Первый, второй и третий этаж не предлагать. Профессор Плейшнер».
C товарищами по работе поддерживает хорошие отношения…
(восемнадцать мгновений)
15. Штирлиц подошел к Холтоффу сзади и подумал: «Сейчас мы его немножко попугаем». И ударил Холтоффа по голове гипсовым попугаем.
16. Штирлиц с Мюллером играли в карты. Мюллер явно был не в форме. Она лежала возле Штирлица.
19. В любой компании Штирлиц сразу же становился заводилой. Водила был его телохранителем.
21. Ради друзей Штирлиц пошел на жертву. Но жертва испугалась и убежала.
24.На Цветочной улице Штирлиц увидел, как собачка возле дерева подняля ногу. Это была нога Плейшнера.
25.Дома Штирлицу стало плохо, когда он обнаружил у себя сибирскую язву. Теща из Красноярска, как всегда, приехала неожиданно.
27.1-го апреля Штирлиц по традиции разыграл профессора Плейшнера. На этот раз Плейшнер достался детскому дому номер пять.
28.Плейшнер ел селедку под шубой. Штирлиц приподнял шубу и сказал ему: «Тебя разве не учили делиться, плешивая крыса?»
29.Штирлиц вышел из дома и увидел, что Плейшнер о чем-то оживленно разговаривает с дворниками. «С утра нажрался профессор! – подумал Штирлиц и отогнал Плейшнера от своей машины.
30.Профессор Плейшнер делал зарядку уже четыре раза в день. «Жадный скупердяй, – смеялся Штирлиц, – купи себе новую мобилу!»
Безукоризненно выполняет свой служебный долг…
(двадцать два мгновения)
33.Последнее время Штирлиц работал в особом накале. На кале с ним ещё в Особом работал Плейшнер.
34. Дело, которому Штирлиц посвятил всю свою жизнь, прогорело. Кэт оставила на нём невыключенный утюг.
35. Штирлиц стоял на углу посольства и продавал настурции. Но Турция в нас не нуждалась.
39. Штирлиц читал листовку по складам. Но охрана складов на провокации поддавалась.
40. У Штирлица в рации сгорели полупроводники. Тогда он заменил их проводниками: стал передавать шифровки через проводников поездом «Берлин-Москва».
42. Штирлиц ел картошку в мундире. Война уже закончилась, и он не боялся его испачкать.
43.У Штирлица неожиданно завис компьютер. Веревки хватило только до третьего этажа.
44.Штирлиц очень аккуратно потушил окурок об урну. Но наблюдатели заметили и вывели его
из избирательного участка.
45.На базаре Штирлиц подобрал копейку. Кэт увидела и засмеялась: «Ты что, не мог себе получше машину подобрать?»
46.Штирлиц и Кэт сидели на берегу океана и настраивали приемник на нужную волну. Но их накрыла ненужная.
47.Штирлиц пошел в народные депутаты, чтобы предупредить в стране коррупцию. Предупрежденная коррупция щедро отблагодарила Штирлица.
48.Штирлица выдвинули в народные депутаты. Он тут же решительно снял свою кандидатуру – и велел развесить снимки по всему городу.
49.Штирлиц имел бизнес на Украине. Он даже слышать о нем не хотел.
52. Профессор Плейшнер всё схватывал на лету. Но на этот раз схватиться было не за что.
53. Штирлиц не выносил объективов кинокамер. Но ему не поверили и обвинили в краже дорогой оптики.
54. Штирлиц решил купить дом под ключ. Маклеры сбились с ног, но ни один дом под его ржавый ключ так и не подошел.
Беспощаден к врагам Рейха…
(пятнадцать мгновений)
55. Штирлиц протянул руку врагу, но повар ударил его черпаком по руке и сказал:
— Рагу еще не готово!
60. Штирлиц приготовил ведро для мусора. Когда мусор вошел, он надел его ему на голову.
61. Штирлиц увидел пастора Шлага и подумал: «Молодчина, решился все-таки на побег». Но побег подломился, и пастор упал с дерева.
66. Штирлиц встретил врагов свинцом. Винцо врагам понравилось.
68. За депутатский мандат Штирлиц расплатился зелеными. Он выложил всё, что знал о делах этой партии.
69. В посольстве Штирлиц увидел пресс-атташе и подумал: «С таким прессом и атташе?»
Имеет отличное здоровье: чемпион Берлина по теннису…
(одиннадцать мгновений)
70.Штирлиц взял свои вещи и сел на судно. Но судно вдруг перевернулось, и Штирлиц полетел на пол, хватаясь руками за стены. Больные в палате заржали.
75. Штирлиц встал и попробовал слив. Потом еще попробовал, еще и еще. А потом он заметил табличку «Слив не работает!».
76. Штирлиц сел задом наперёд. Вскоре перёд заболел.
78. Штирлиц надел коньки и пошел на каток. Когда каток проехал, коньки навсегда остались в асфальте.
79. Штирлиц ударил по мячу и попал точно в девятку. В «девятке» сработала сигнализация.
80. Плейшнер увидел Штирлица, бегущего по горам и склонам. Клон немного опережал.
Равнодушен к спиртному…
(двенадцать мгновений)
82. Штирлиц пропустил два стаканчика вина. Он успел только к третьему.
83. Штирлиц услышал по радио сводки, что немцы взяли Москву, и подумал: «Что только с водки не услышишь!»
85.Штирлиц достал штопор и несколько раз воткнул в пробку. Пробка у дверей пивной сразу рассосалась.
87. Кэт зашла в пивной бар, чтобы попробовать пенистого пивца. Она не подозревала, что того певца хорошо знал Штирлиц.
90. Штириц и Плейшнер построили землянку в три наката. В четвертый раз они накатили ужу в самой землянке.
91. В ресторане Штирлицу принесли бифштекс с кровью. Официант по дороге случайно разбил себе нос об дверь.
Холост. В связях, порочащих его, замечен не был…
(двадцать четыре мгновения)
94. Штирлиц приготовился к бою. Но пришла гёрл.
95. Больше всего на свете Штирлиц любил стариков и детей. Иногда он любил и женщин.
96. Штирлиц пришел домой и сразу завалился на боковую. Средняя от досады заплакала.
99.Штирлиц завалил Кэт на кровать и подумал: «Ну, теперь дело встало за малым». Но малое не встало.
101.Мюллер вышел из воды и увидел, что Кэт на берегу уже спарилась. Когда он подошел поближе, он разглядел, что Кэт спарилась со Штирлицем.
103.На Окружной дороге Штирлиц снял сразу несколько путан. Но сутенёры догнали его и засветили плёнку.
104.Кэт не хотела становиться раком, но пришлось. Штириц ошибочно записал в ее новых
документах дату рождения не первого июня, а первого июля.
105.Штирлиц поставил Кэт задачу. Но и за дачей их нашли папарацци.
106.В спортзале Штирлиц тоскливо выполнял упражнения на бревне. Ему давно что-то не попадались темпераментные женщины.
108.Помывшись, Штирлиц спустил ванну. Анна осталась довольна.
109.Кэт строила Штирлицу глазки. Штирлиц с трудом их опять сдвоил.
111.Штирлиц попробовал икру. Кэт покраснела и убрала ногу.
112.Штирлиц взял книгу. Потом увидел раздел и поставил галочку. Одевалась Галочка уже сама.
113.В больнице Штирлиц долго мучался с ногой. Наконец, нагая расслабилась.
114.Штирлиц остановил машину на берегу и сказал Кэт: «Пойду на море – посмотрю отлив». Отлив, Штирлиц посмотрел на море.
115.Кэт угостила Штирлица яблоком. Штирлиц съел и спросил, а где взяла? «Да там, в саду нападали». Штирлиц выглянул в окно – в саду на падали лежало еще несколько яблок.
116. Штирлиц и Кэт смеялись и кидали в Плейшнера ягоды. Один из арбузов попал профессору прямо в голову.
Отмечен наградами фюрера и благодарностями рейхсфюрера СС.
(одно мгновение)
117. В прошлом году Штирлицу присвоили очередное воинское звание и дали папаху. Пах болит до сих пор.
Новое в блогах
Семнадцать неизвестных мгновений весны
12-серийный советский фильм «Семнадцать мгновений весны», режиссера Татьяны Лиозновой, был снят по роману Юлиана Семенова. Уже во время премьерного показа военная драма завоевала огромную популярность в СССР. Один из самых любимых шпионских сериалов страны был разобран на цитаты, а великолепная музыка Микаэла Таривердиева во вступительных титрах до сих пор пробирает до самого сердца и души…
То, что режиссером «Семнадцати мгновений весны» стала Татьяна Лиознова, отчасти дело случая. В то время режиссер довольно долго «простаивала», искала интересный сценарий. Как-то в библиотеке Киностудии имени Горького ей в руки попал журнал «Знамя», где была опубликована новая повесть Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны». Лиознова прочла ее взахлеб и сразу увидела, что из нее можно сделать динамичный, острый детектив.
Тогда Семенов совершил настоящий поступок: послал телеграмму председателю Комитета по телевидению Лапину, сообщив, что отзывает сценарий с «Ленфильма» и передает его на Киностудию имени Горького Татьяне Лиозновой. Причем деньги, полученные за сценарий, он уже отправил в Ленинград переводом.
Татьяна Михайловна была просто поражена, тем более что никогда не была близкой подругой писателя, а он был человеком богатым и достаточно расчетливым. За спиной шептались, что у Семенова, который был тогда на гребне писательской славы, есть престижная квартира в центре Москвы, дачи в Подмосковье и в Крыму. Вообще, он легко писал и всегда старался поскорее продать еще недописанный роман в какое-нибудь издательство и быстро получить деньги.
Правда, сцены празднования Штирлицем 23 февраля в книге Юлиана Семенова не было. Впрочем, как и встречи разведчика с женой в кабачке «Элефант». Это Лиознова сама придумала и вставила в сценарий. Кстати, сперва режиссер собиралась показать не только жену Штирлица, приехавшую на встречу, но и маленького сына, которого разведчик еще якобы не видел. Но после кинопроб Лиознова поняла, что ребенок будет отвлекать внимание, и отказалась от этой идеи.
Начались съемки 11 апреля 1971 года в Берлине. В течение двух лет съемочной группе пришлось поколесить по свету, ведь снимали в Германии, Прибалтике, Грузии. Актеров пытались подбирать по сходству с их героями.
Вячеслав Тихонов, Вильгельм Леман
На главную роль с одинаковым успехом пробовались Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов, Арчил Гомиашвили. Кандидатуру последнего, только-только прославившегося на всю страну как Остап Бендер в фильме Леонида Гайдая «12 стульев», лично отстаивал Юлиан Семенов.
Но, поговаривают, Арчил накануне съемок расстался с режиссером Татьяной Лиозновой. Стриженов оказался занят, а Смоктуновского не устроило, что съемки могли растянуться на два года.
Многие уже играли нечто подобное. А для Вячеслава Тихонова такой персонаж был чем-то новым, тем более, что он был свободен от других съемок.
У Штирлица был реальный прототип — гестаповец Вильгельм Леман, который был завербован советской разведкой. Правда, на сотрудничество он пошел не по идейным, а по меркантильным соображениям. И ничего общего с образом, придуманным Юлианом Семеновым, не имел. Как внешне (у Вячеслава Тихонова явно не арийский тип лица), так и по содержанию.
В фильме герой Тихонова ведет скромный, почти затворнический образ жизни. Леман же был полной противоположностью — играл на скачках, залезал в долги и менял молодых любовниц как перчатки.
Не похож на реального Мюллера и Броневой. На самом деле шеф гестапо был значительно моложе своего киноперсонажа — в 1945 году ему было 45 лет. На роль Мюллера рассматривался Всеволод Санаев. Но отказался: «Играть фашиста не буду!».
А вот потомки Шеленберга, которого сыграл Олег Табаков, с удовольствием пересматривают «17 мгновений», потому что актер оказался очень похож на него. Они даже письмо Олегу Павловичу написали, мол, когда хотим взглянуть на «дядю Вальтера», смотрим фильм.
Леонид Куравлев оказался неубедительным Гитлером
Самым неожиданным для киногруппы было приглашение в картину Леонида Куравлева. Ему предложили попробоваться на Гитлера. И это после тех образов смешных простаков, которыми запомнился зрителю актер!
«У меня действительно были пробы на Гитлера, — признается Леонид Вячеславович. — Репетировал, меня гримировали под Гитлера. Но я этого антихриста не осилил, моя природа была против». Гитлером стал немецкий актер Фриц Диц, который еще с эпопеи «Освобождение» прописался в этой роли.
Куравлеву Лиознова предложила роль эсэсовца Айсмана. Ему прилепили горбинку на нос, сделали повязку на глаз, за черной повязкой должна была читаться биография жесткого, бывалого бойца. Лиознова поставила Куравлёву задачу, чтобы он этим одним глазом буквально прожигал своего партнера в кадре. И Куравлев в картине вполне достойно сыграл.
Главной конкуренткой Екатерины Градовой, сыгравшей радистку Кэт, была Ирина Алферова, но она в тот момент была за границей.
Светличная хотела оправдать любвеобильность Исаева
Светлана Светличная (Габи Набель) призналась нам, что хотела сыграть сразу две роли:
«Я сказала Лиозновой, что было бы неплохо, если одна актриса сыграет и Габи, и жену Штирлица. Чтобы это был один тип женщины. Это тогда оправдывало бы, почему полковник Исаев вдали от Родины увлекся Габи. Идея Лиозновой понравилась, но я ее поздно озвучила — на эту роль уже была утверждена Элеонора Шашкова.
А если бы воплотили мою идею — получилось бы очень интересно. Не скажу, что расстроилась. Но со стороны режиссера было бы нетактичным отказывать актрисе, которую уже утвердили.
Моя героиня по сценарию была влюблена в Штирлица. Тихонову тогда симпатизировали все женщины СССР. Если бы мне в пару дали старого никчемного актера — пришлось бы фантазировать. Но в данном случае не фантазировал ни Вячеслав Васильевич, ни я. У нас были приятные взаимоотношения, и уверена: он чувствовал то же самое.
Поэтому у нас так идеально получилась сцена, где мы танцуем в его доме. Она уникальна! Там нет объяснений, поцелуев, а лишь неимоверная тяга друг к другу. Там все сказано глазами: Габи обожает Штирлица, а он, увы, как разведчик не мог иметь в Германии любимую женщину. Даже легендарный Сергей Герасимов сказал: “Эту сцену нужно показывать студентам ВГИКа”».
Тихонов наколол себе «Славу» и скрывал
Ходит легенда, что у Вячеслава Тихонова на кисти левой руки была наколка «Слава», сделанная еще в молодости. Естественно, у Штирлица такой быть не могло. И когда требовалось показать крупным планом руки Штирлица, это были руки дублера — ассистента художника Феликса Ростоцкого.
Этот факт подтвердила нам «жена Штирлица» — актриса Театра им. Вахтангова Элеонора Шашкова: «Да, в юности Тихонов сделал такую наколку. Это была ошибка молодости, поэтому даже князя Болконского он играл в перчатках.
Но Слава наколол себе “славу” на всю жизнь — напророчил. А Лиознова обожала Тихонова и не хотела даже малейшей черноты в его биографии, поэтому про наколку все молчали».
Многим зрителям запомнился Леонид Броневой в роли Мюллера, в том числе нервными подергиваниями головой в напряженные моменты. Но эта жестикуляция возникла оттого, что Броневому сшили мундир на два размера меньше и воротник постоянно врезался ему в шею! Увидев такой жест, режиссер предложила его оставить, решив, что такой нервный тик лишь добавит колорита фигуре Мюллера.
Тихонов попросил «глаза»
Один из самых романтических эпизодов картины — встреча полковника Исаева с супругой в кафе Elefant в Германии. Хотя сцены свидания в кафе в романе Семенова не было. Ее предложил вставить Тихонов после общения с одним из разведчиков. Оказывается, многим нашим резидентам устраивались такие бесконтактные встречи с родными.
«Жена Исаева» Элеонора Шашкова рассказала нам, как это было:
«На съемочную площадку меня привел один из ассистентов по актерам, с которым мы работали на съемках “Двух жизней”. Именно в том фильме я впервые увидела Вячеслава Васильевича, игравшего там одну из главных ролей. Он произвел на меня, тогда еще студентку второго курса театрального вуза, снимавшуюся в массовке, сильнейшее впечатление! Хотя я красивых мужчин не воспринимаю.
Для роли жены Исаева я была моложе возраста своей героини, и меня взрослили. Я не удивляюсь, что именно сцена короткого свидания Штирлица с женой стала самой яркой в фильме. Вспомните кадр, когда он поднял глаза. Они были наполнены душой, а в моих глазах читалось: “Я страдаю в разлуке, сильно люблю тебя и очень переживаю, как ты тут живешь без меня?” В последнем крупном плане глаза моей героини говорили: “Может, я вижу тебя последний раз в жизни…”
А на самом деле мы снимались с Тихоновым по отдельности. То, что вы видели в кадре, — монтаж. Раньше же снимали всего одной камерой и на пленку, по две сцены в день. Все было отрепетировано, обдуманно. Это сейчас сплошной конвейер!
В тот день Вячеслав Васильевич пришел на съемочную площадку совершенно неожиданно. Это был его первый выходной за полгода работы, но он не усидел дома и захотел заглянуть в глаза своей экранной супруги, узнать, кто она. Пришел и сел у камеры, на уровне столика. Мы играли в полном молчании… И все получилось, всего за час. С таким великим актером, как Тихонов, иначе и быть не могло!
А на следующий день была его съемка без меня. Но он сказал Лиозновой: “Давай вези мне эти глаза. Без них я сниматься не могу”. И меня тут же доставили на съемки и посадили у камеры. Я постаралась сделать все то же, что и день назад. Поэтому, наверное, Вячеслав Васильевич и сыграл так гениально, глядя в мои наполненные глаза».
Поехали в Германию со своим «Мерседесом»
Говорят же, что со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Однако в Берлин съемочная группа поехала со своим «Мерседесом» для Штирлица.
В первый же день съемок машина заглохла, и завести ее уже было невозможно. Выручил группу звукооператор Леонард Бухов, который разыскал своего приятеля Гюнтера Клибенштайна, коллекционировавшего ретроавто. Из его коллекции и был взят напрокат автомобиль для Штирлица.
Однако модель «Мерседес-седан», доставшаяся «штандартен-фюреру», на самом деле слишком рядовая для такого звания. Хотя в романе Семенова еще более существенный ляп — Штирлиц разъезжает на машине марки «Хорьх» ВКР-821. На самом деле на такой машине в те времена ездили члены правительства, а трехбуквенных номеров не было.
Во время пыток дети улыбались
В эпизоде, где грудного ребенка радистки Кэт распеленывают у открытого окна (на улице холодно, и немцы надеются, что сердце матери дрогнет и она сдаст Штирлица), малыш должен плакать, потому что мерзнет.
На самом же деле детям (в сцене пыток одного малыша играли сразу 18 детей, поскольку съемки проходили долго, а младенцу в присутствии матери разрешено было находиться на съемках не более двух часов) было тепло, поэтому они улыбались и посапывали.
Записать детский плач не удалось, поэтому звукоинженеру пришлось ехать в детскую больницу, чтобы там записать крик.
Пистолет Макарова и советские вагоны
А вот в эпизоде, где Кэт прощается со Штирлицем на вокзале, на вагоне было по-русски написано: «56 тонн». А в сцене отправки телеграмм видно, что они пишутся на бланках «Международная телеграмма СССР» с замазанным чернилами гербом.
В Германии Тихонова чуть не побили
Прогулка от гостиницы до съемочной площадки чуть было не стоила Тихонову обвинения в пропаганде фашизма. Дело в том, что на улицу он вышел в форме штандартен-фюрера СС, за что был немедленно задержан берлинцами. Те сочли его нацистом и устроили разборки. К счастью, заваруху услышали киношники и отбили артиста.
Из-за языка Дуров снимался в лесу
Сцену, в которой Штирлиц убивает Клауса (Лев Дуров), должны были снимать под Берлином. Но, как нам рассказывал Лев Константинович, с поездкой в Германию не сложилось, поскольку его не выпустили из Советского Союза, и все из-за чувства юмора артиста:
«Перед выездом за границу я, как и все выезжающие, должен был пройти собеседование в выездной комиссии. Меня попросили описать флаг Советского Союза. Я вдруг выдал, мол, ну как-как, черный фон, на нем белый череп и две перекрещенные берцовые кости. Называется флаг “Веселый Роджер”. Завернули меня и снимали в лесу под Москвой».
Гафт получил роль американца вслепую
Валентин Гафт (сыграл американца Геверница, участвовавшего в переговорах о капитуляции Германии) рассказал нам: «Я должен был уезжать в отпуск, но мне нужны были деньги. И тут меня пригласил Олег Табаков. Я ехал на съемки и не знал, какого именно персонажа придется играть. Там познакомился с Лиозновой. Она даже к малейшему эпизоду относилась крайне серьезно. Мой мы обсуждали целый день. Не сравнить с сегодняшним процессом съемок!»
Лановой не хотел быть врагом
Василий Лановой, который на тот момент полюбился зрителю в фильме «Офицеры», признался нам, что Лиознова еле уговорила его стать обергруппенфюрером СС Карлом Вольфом:
«Татьяна Михайловна приезжала ко мне в театр дважды, приглашая сняться в фильме. Но я был занят в театре и в другой картине, потому упорно отказывался. Лиознова не отступала, так как видела в этой роли исключительно меня. Я сдался, услышав ее поразительную фразу о моем герое Вольфе: “Он не враг, он ваш противник — мощный и умный”.
Ее слова мне очень понравились, так как я считал, что играть врагов Родины — мартышкин труд. Но я крайне огорчен, что фильм сделали цветным. Это ужасно! Ведь это документальная картина. Голову оторвал бы за такое!»
А самой удачной Василий Семенович назвал сцену, когда его Вольф прилетает на самолете и его арестовывают: «В ней актер Лановой был наиболее точен, как мне кажется».
Микаэла Таривердиева обвинили в плагиате
Мало кто знает, что Микаэл Таривердиев написал для фильма 18 мелодий, но в картину вошли только две. Правда, сразу после выхода картины пошли разговоры, что мелодия «Не думай о секундах свысока» очень похожа на «Историю любви» Мишеля Леграна.
Лиознова старалась защитить Таривердиева. Может, потому, что сама настояла, чтобы именно Таривердиев писал музыку к «Мгновениям». Он был тогда весьма популярен и востребован, и ей пришлось его уговаривать. Композитор отказывался, приводя весьма своеобразный довод: мол, он не пишет для фильмов, в которых снимают Сталина. В итоге все же договорились.
Татьяна Лиознова и Микаэл Таривердиев.
Кстати одна из легенд, в свое время витавших вокруг картины, гласила, что кандидатуру Кобзона «зарубили» сверху, именно поэтому он не попал в титры картины. На самом же деле все было намного прозаичнее. Когда заказывали титры, фамилия исполнителя песен еще не была известна.
Лиознова лишила композитора звания
Лиознова хотела, чтобы в титрах она была как режиссер и как соавтор сценария, поскольку придумала некоторые сцены, но Семенов был против. Разгорелся скандал, и композитора «Мгновений» Микаэла Таривердиева призвали в качестве судьи.
Он решил, что Лиознова неправа. И не получил Госпремию РСФСР (а значит, звание и крупную сумму), которая в 1976-м досталась за фильм Лиозновой, Семенову, Тихонову и оператору Петру Катаеву. Его из списка получающих вычеркнули.
Еле хватило денег на последнюю серию
«17 мгновений» считаются самым дорогим советским сериалом, хотя реальный бюджет картины — тайна, покрытая мраком. Но современные кинопродюсеры сказали нам, что если бы сейчас снималась картина с таким же размахом, то стоимость каждой серии обходилась бы в 100 тыс. долларов минимум.
Более того: на съемки было потрачено столько средств, что Лиозновой не хватало денег, чтобы завершить фильм. Еще бы, ведь съемки длились два года в разных городах и странах.
Шутка ли, только для Тихонова были пошиты 100 рубашек! Что уже говорить о построенных на студии им. Горького декорациях — коридорах рейхсканцелярии, кабинете Мюллера, квартире Штирлица и многом другом.
Прибавьте к этому съемки на натуре — картина снималась в Германии, Прибалтике и Грузии. Правда, то, что Цветочная улица Берна находится на самом деле в Риге, а швейцарскую границу пастор Шлаг переходит на Кавказе, позволило сэкономить бюджет.
Премьера
Говорят, генсек хотел присвоить полковнику Исаеву звание Героя Советского Союза, но в списках органов такой разведчик не значился. Штирлиц действительно стал героем. Правда, Социалистического труда. А через год Тихонову присвоили звание народного артиста СССР.
Первое пожелание выполнили легко, а над вторым пришлось голову поломать. К счастью, Лиознова вспомнила, что у нее есть кадры хроники с Эрнстом Тельманом. Их ловко вмонтировали в уже готовую серию.
Как закончил Штирлиц? Этот вопрос задавал себе каждый, кто смотрел на заключительную сцену последней серии – задумчивый разведчик Исаев сидит на обочине и смотрит на стаю птиц в небе. Впереди – дорога в Берлин, впереди – победа, однако он еще об этом не знает.
Возможно, по возвращению в Берлин Исаева ждут новые задания от центра, с которыми он блестяще справится, и через 45 дней, после окончания войны, вернется в Россию, к жене. Это самый желаемый финал, и каждый зритель наверняка надеется, что именно так и произошло за кадром, после титров.
Режиссер Татьяна Лиознова однажды призналась в интервью, что знает о Штирлице все. И после титров Штирлица ждут совсем не лучшие дни: «Он так долго ходил в счастливчиках, на краю просто, что это должно иметь не самый веселый конец». Помолчав, она добавила задумчиво: «Я при этом присутствовать не хочу. И не хочу заставлять зрителя это видеть».
Несколько кадров со сьемочной площадки