менеджер стм что это
Как стать специалистом по собственным торговым маркам?
Специалисты по собственным торговым маркам становится все более востребованными в области ритейла, поскольку все больше розничных сетей уделяют внимание развитию СТМ. Что же входит в обязанности человека, который должен заниматься развитием и продвижением товаров СТМ?
Кто такой специалист по СТМ?
Это профессионал, который занимается продвижением на рынке определенной группы товаров. Эта группа объединена под одним брендом (торговой маркой). Именно грамотное, продуманное позиционирование бренда на рынке позволяет в дальнейшем увеличить и стабилизировать прибыль от продажи товара. В связи с этим, должность специалиста по собственным торговым маркам является весьма перспективной в плане не только карьеры, но и финансового дохода.
Где работает специалист по СТМ?
Поскольку специалисты по СТМ считаются одними из ключевых фигур в успехе бизнеса, крупные и средние компании-производители и ритейлеры регулярно нуждаются в квалифицированных кадрах в этой области. Какие обязанности у специалиста по СТМ?
Помимо вышеперечисленного, в должностные функции специалиста по СТМ часто входит тесное сотрудничество с конструкторами и дизайнерами, которые отвечают за внешний вид упаковки продукта. Также зачастую приветствуется разработка идей новых продуктов и оценка тех идей, которые предлагают коллеги.
Иногда специалисту могут предложить полностью взять под контроль управление разработкой уникальных новинок продукции, брендинг и позиционирование продукции, в т.ч. разработку, контроль выполнения, оценку эффективности мероприятий по продвижению. В таком случае от сотрудника ожидается не только активное участие на всех этапах разработки продукции, но и контроль сроков всех этапов производства продукта.
Кроме того, в обязанности специалиста по СТМ также могут входить следующие направления деятельности:
Эти должностные обязанности специалиста по СТМ являются дополнительными и зачастую зависят от специфики деятельности компании и требований работодателя.
Какие требование предъявляют к специалисту по СТМ работодатели?
Кроме того, зачастую работодатели ищут специалиста, готового к командировкам и обладающего водительскими правами категории В (иногда сюда входит и требование иметь личный автомобиль).
Таким образом, специалистом по собственным торговым маркам может стать человек, получивший высшее образование в сфере маркетинга, рекламы и PR. Кроме того, на эту должность могут претендовать выпускники вузов экономической направленности. Заработная плата специалиста зависит от компании-работодателя и квалификации соискателя. Кроме того, компании часто предлагают своим работникам дополнительное обучение современным методам ведения бизнеса и помогают в развитие лидерских навыков.
Как и почему изменился СТМ?
Тема private label, или собственной торговой марки, актуальна как никогда. До начала пандемии, по данным Nielsen, продажи СТМ росли в денежном выражении на 5,5%. Во время карантина они увеличились практически в три раза.
На первый взгляд кажется, что рост СТМ обусловлен снижением покупательской способности, так как большинство частных марок представлены в низком ценовом сегменте.
Однако данные Nielsen демонстрируют сильные изменения потребительских предпочтений, что в результате должно привести к серьёзным изменениям на рынке — аудитория всё чаще обращает внимание на premium private label. В премиальном сегменте заинтересованы 65% опрошенных, в линейке продуктов для здорового питания — 79%.
В первую очередь СТМ является дополнительным источником доходов для торговой сети.
Во-вторых, private label — это трафикообразующий инструмент. За счёт отсутствия издержек на продвижение и брендинг, ритейл может максимально снижать наценку на собственную продукцию, привлекая в магазин новые аудиторные группы.
В-третьих, СТМ увеличивает число лояльных потребителей сети. Ритейл предлагает продукцию по низкой цене, которая аналогична по качеству и вкусу предложениям федеральных и глобальных игроков на рынке. В такой ситуации выбор очевиден, а аудитория, лояльная к СТМ, лояльна и к ритейлу.
В-четвёртых, частная марка, которая продаётся только на полках конкретной сети, позволяет ритейлу дифференцироваться и отстраиваться от конкурентов за счёт ассортимента.
В-пятых, частные марки дают ритейлерам больше инструментов для влияния и управления поставщиками, так как при взаимодействии с производителями они глубже погружаются в процессы производства и ценообразования.
Однако на рынке постепенно появляется межкатегорийный дизайн, который не привязан к конкретному продукту, а, скорее, передаёт атмосферу и настроение. В большей степени подобные графические решения нацелены на формирование лояльности аудитории, поэтому важно, чтобы дизайн считывался сразу и вызывал ассоциации с головным брендом. Например, СТМ от сервиса доставки «Самокат» или «Яндекс Лавка».
2. За последний год некоторые ритейлеры запустили в продажу отдельные премиальные линейки частных торговых марок. Их дизайн кардинально отличается от привычных образов СТМ и «играет» на поле с известными дорогими брендами. Например, Market Collection от Перекрестка — это буквально 7 SKU, которые позволяют бренду выходить на новую аудиторию и дифференцироваться от конкурентов, работающих в лоу-сегменте.
Также сеть «Перекрёсток» провела редизайн СТМ «Новый океан», чтобы вывести его в более высокий ценовой сегмент. Сдержанные графические элементы, строгая вёрстка и тонкая графика преобразили линейку и выделили её на полке.
Другое решение по переводу СТМ в премиум приняла сеть Ашан. Дизайн остался практически таким же, был сделан акцент именно на цветовое кодирование. Продукция получила стандартное премиальное сочетание золотого и чёрного. Крупное вынесение бренд-зоны осталось, однако фон стал намного чище и спокойнее, а фудзона приобрела более аппетитный вид.
Другая премиальная коллекция продуктов представлена в сети «Азбука вкуса» и не имеет аналогов у конкурентов — Selection. Узнаваемость СТМ осуществляется за счёт паттерна и сложных по цвету кодировок для дифференциации SKU. Сеть в основном делает ставку на конструктив, предлагая покупателям необычные решения в материалах, форм-факторах и т.д.
3. Мимикрия под бренды
На рынке давно появились СТМ, которые мимикрируют под отдельные бренды. Некоторые из вас, скорее всего, даже не знали, что Global Village или «Шарли» — это СТМ «Пятёрочки». У ритейлеров при выводе private label есть огромные преимущества: скопировать удачные решения у лидеров и снизить стоимость за счёт поставщиков. Так, например, СТМ «Шарлиз» повторила дизайн-код бренда «Шармэль» и захватила часть его аудитории.
Другой интересных ход — СТМ Bonvida от «Ленты», созданная специально для оптовиков. Продукция продаётся в групповой упаковке, выглядит минималистично: лаконичная продуктовая зона, строгая стилистика и сдержанная палитра. У многих потребителей СТМ ассоциируется с зарубежным брендом.
Некоторые СТМ ритейла выглядят как самостоятельные бренды и составляют конкуренцию действующим игрокам на рынке за счёт активного продвижения и рекламы.
Например, СТМ от «Пятёрочки» спагетти Trattoria Di Maestro Turatti. Многие потребители даже не догадываются о том, что это частная торговая марка, считая продукт абсолютно самостоятельным за счёт традиционного для отрасли дизайна, итальянского настроения и названия продукта.
4. Другой тренд в дизайне СТМ — отсутствие дизайна.
В своё время этот тренд задал «ВкусВилл» и показал рынку, что СТМ может стать лидирующим направлением сети, и в данном случае дизайн не обязателен. Даже термочек может выступать как элемент узнаваемости.
Другой пример — СТМ от «Достаевский» — Smekalka. Только строгая вёрстка, крупный логотип и единый фон этикетки.
Также мы в Ферме подготовили портфель СТМ крупных ритейл-игроков. Сохраняйте в закладки.
Запуск нового продукта под СТМ: что нужно знать?
Продукция «Жизньмарта» на 85% состоит из товаров под собственной торговой маркой. Хлеб, мясо и рыба, десерты и кофе: в магазинах уральской ритейл-сети почти всё забрендировано под СТМ.
Операционный директор «Жизньмарта» Сергей Третьяков рассказывает о том, зачем в магазинах сети столько собственной продукции, как работает такой формат и каких ошибок нужно избегать.
Завести продукт на полку – это многоэтапная работа. У нас этот процесс занимает от двух недель до полугода. Начинается всё с переговоров, тестирования и дегустации продуктов. Затем работаем над этикеткой, определяем тип упаковки, находим для товара логичное место на полке.
Вначале тестовая поставка, которая попадает на слепую дегустацию. Пробуем десятки образцов продукции, изучаем составы и заносим данные в анкеты. Такая дегустация – must have для любого ритейлера, который запускает продукцию под СТМ. Если вы сами не попробовали товар, то как вы можете знать, насколько он понравится покупателю?
Далее товар должен пройти своего рода естественный отбор в рамках одного взятого магазина. Оцениваем его и по уровню продаж, и по отзывам клиентов. Гости пишут в чат Телеграм, на сайт, а также ставят оценку товару на кассе. Рейтинг продукта отображается на сайте. Система оценки – 10-балльная.
Если товар за тестовый период набирает ниже 7 баллов и получает критичные отзывы (например, покупатели часто пишут о кислом вкусе), то убираем товар из продажи. Очень помогает система автозакупа, которая мониторит продажи, контролирует остатки и заказывает товары. Продукцию, что «не заходит», она сама постепенно убирает из заявок магазинов.
Если товар «закрепился» и показывает стабильный спрос, то мы запускаем его во все магазины сети. Но на этом работа не заканчивается. Типичная ситуация: недавно отправили на доработку хумусы, потому что заметили ухудшение качества. Правило выработали такое: видим больше 2-3 повторяющихся отзывов с негативом, сразу проверяем продукт.
Устраиваем внеплановую дегустацию, пробуем и, если видим проблему, то снимаем с полки и отдаем поставщику на доработку. Это кропотливая работа и по сути ручное управление. Однако она приносит свои дивиденды в виде доверия покупателей: они видят, что их замечания берут в работу, им не приходят стандартные отписки.
Поставщики: всё сложно
Подключать поставщиков к СТМ – это действительно трудоемкий процесс. К примеру, наш отдел закупа проделывает огромный объем работы по переговорам с поставщиками. KPI – вывод на полку около 60 новинок каждый месяц. За этот же период у нас внедряется порядка ста доработок формата.
Далеко не все поставщики готовы принять «правила игры». Крупным производителям нужны большие объёмы закупа, чтобы согласиться на условия по СТМ, у нас таких возможностей нет. В ряде случаев подстраиваемся, когда считаем поставщика лучшим на рынке. Под своими марками, например, у нас выходят Midori (морская капуста), Bite (батончики), BioSaurus (кукурузные снеки).
Нужно быть готовыми и к тому, что производители могут отказаться от условий. Каждый поставщик должен быть задублирован. У нас был случай, работали с очень хорошим поставщиком йогуртов, условия всех устраивали. Партнер за это время вырос и решил, что для него приоритет – развивать свою торговую марку, а не выпускать продукцию под нашим брендом. К тому времени покупатели привыкли к йогурту под СТМ «Жизньмарт», поэтому пришлось найти замену. Теперь под каждый товар ищем «дубль».
Кому с СТМ жить хорошо
Курс на СТМ – это не дань моде, а способ позиционирования бренда. В борьбе за клиента далеко не всегда главную роль играет ценовая политика. Сейчас речь идет больше о доверии к бренду, которое уже определяет доверие к конкретному продукту на полке. Клиент оказывается в «матрице» одного бренда. Феномен СТМ построен на этом.
В нашем случае, мы изначально сделали в главным на полках бренд «Жизньмарт». Решение было непростым, но в итоге стало стратегически правильным. Сейчас мы видим: если продукт под нашей торговой маркой понравился покупателю, то он уже с большим доверием покупает товар из другой категории. У гостя нет сомнений, что это за незнакомое молоко или сорбет, например. Ему не нужно читать мелкие составы, «гуглить», искать отзывы. Клиенты с интересом покупают новые для себя товары, на которые ранее не обращали внимания: твёрдый шампунь, постная колбаса и другие.
Еще одно преимущество – отстройка от конкурентов по стоимости. Когда в магазине представлены только товары под СТМ, покупателю сложнее сравнить цены на товары с тем, что есть в других магазинах. Соответственно, нам не нужно подстраиваться под ценовую политику других ритейлеров.
СТМ-модель очень удобна тем ритейлерам, которые работают с мелкими производителями, фермерами. Они не могут выдавать большие объемы, у них нет бюджета на маркетинг и красивую упаковку, зато продукция у них высокого качества. Поскольку мы в основном работаем с местными, то такая модель устраивает всех.
Безусловно, курс на СТМ не гарантирует того, что магазин будет успешным. Нужно проводить комплексную работу. Это и постоянный отбор, а затем контроль поставщиков, работа с отзывами покупателей. Здорово, когда СТМ – это часть вашей философии. У нас, например, концепция «зашла» в том числе благодаря формату магазина. В каждой категории решили представлять только по одному товару. Только то, что посчитали лучшим. Это совершенно другой уровень ответственности перед потребителем.
Самые популярные товары под СТМ – это сосиски, смородиновый морс с базиликом, сыр «Гауда» и сливочное мороженое с бананом.
Сергей Третьяков,
операционный директор «Жизньмарта».
Для New Retail
Как перестать ненавидеть и начать продавать СТМ
Всем первостольникам приходится работать с СТМ. У одних аптекарей это не вызывает сложностей, но большинство испытывают при этом дискомфорт и даже отторжение, а некоторые и вовсе ненавидят СТМ. Давайте разберемся, зачем аптеке нужна СТМ и как изменить свое отношение к ней, раз нельзя изменить обстоятельства.
Зачем аптеке СТМ
В отличие от товаров, которые аптека закупает у дистрибьютора и зарабатывает по сути лишь на наценке, СТМ — высоко маржинальный продукт. То есть, чем больше СТМ мы продаем, тем выше прибыль нашей сети, а это значит, сеть может больше инвестировать в развитие собственного бренда и в персонал: дополнительное обучение, стимулирующие выплаты.
Собственная торговая марка (СТМ) — это товар, права на производство и реализацию которого принадлежат вашей сети. В случае с условно собственной торговой маркой (УСТМ) компания — правообладатель товара отдает аптеке этот товар на реализацию под определенное соглашение. И в случае с СТМ, и в случае с УСТМ бенефициаром от продаж данных продуктов будет являться ваша аптечная сеть.
Первое преимущество от реализации СТМ — рост доходности.
СТМ может закрывать потребность по доступности лекарств в категории. Например, один раз приобретя СТМ и закрыв сразу стоимостную потребность, пациент с хроническим заболеванием сможет раз за разом возвращаться именно за этим товаром. А удовлетворенность от приема данного продукта только увеличит приверженность потребителя к СТМ.
Второе преимущество СТМ — повышение лояльности клиентов.
Мы хорошо знаем примеры, когда покупатели могут не помнить конкретное название продукта, но при этом запоминают элементы дизайна — цвет упаковки, логотип, производителя. Данный аспект СТМ важен для выстраивания долгоиграющего мостика «аптека—СТМ—покупатель».
Третье преимущество — формирование «зонтичного» бренда и имиджа линейки товаров СТМ в глазах покупателя.
Силу сарафанного радио никто не отменял. Транслирование из уст в уста, от соседа к соседу, от родственника к родственнику — отличная возможность получить новых клиентов.
Четвертое преимущество СТМ — увеличение трафика.
Мало кто об этом задумывается, однако успехи в продажах СТМ — прекрасная графа в резюме. В отличие от «не своих» товаров аптечного ассортимента, которые промотируются с использованием разных каналов продвижения фармацевтическими компаниями-производителями, СТМ приобретают вес лишь благодаря активности первостольников.
Как предлагать покупателю СТМ
Теперь давайте поговорим о том, как можно повышать продажи СТМ.
Первый шаг
Обеспечение заметности СТМ в торговом зале/на витрине. По тем позициям, выкладка которых разрешена, необходимо постоянно следить за наличием и присутствием товара на полке. Помните, что незаметность СТМ в аптеке — один из основных барьеров к их покупке.
Второй шаг
Обратите внимание покупателей на цены. Большинство СТМ доступны для покупателя. Об этом прекрасно знаете вы, но знают далеко не все посетители вашей аптеки. Просто называйте стоимость СТМ, сопровождая это такими словами, как «доступный», «экономный». Помните, зачастую покупатель выбирает кошельком.
Третий шаг
Хорошо разбирайтесь в свойствах и преимуществах СТМ. Ценовое преимущество — это чудесно, но не только цена может быть определяющим фактором для покупателя. Выучите уникальные свойства товара. Определите, какому посетителю аптеки вы сразу можете порекомендовать СТМ.
Для покупателей, которые ранее не слышали о СТМ вашей сети, для большей вероятности покупки не стесняйтесь показать упаковку, дать товар в руки, открыть и показать инструкцию, обратив внимание на важные для клиента пункты. После того как сомневающийся клиент принимает решение в пользу СТМ, обязательно поддержите его выбор. Для части покупателей важно быть уверенными в свой правоте.
Помните, некоторые посетители вашей аптеки приходят с конкретными жалобами, для которых вами может быть рекомендована та или иная СТМ. Держите в голове ответы на возможные вопросы покупателя: каковы сильные и слабые стороны, чем товар лучше других в классе? Продумайте ответы на возможные возражения: «Все равно дороговато», «А что теперь аптека и лекарства делает?», «Не знаю, раньше я принимал другое» и т.д. Вы должны в этом разбираться и быть подкованными. У покупателя не должно возникать восприятия манипулирования им. Необходимо быть уверенным в своих аргументах и транслировать эту уверенность.
Как принять отказ
Попробуйте привлечь внимание к другим СТМ. Скажем, к вам за покупкой СТМ возвращается постоянный его потребитель. Обратите внимание на новинки в ассортименте СТМ (у него могут быть сопутствующие заболевания) или задайте вопрос, например: «У вас есть дети?» Это будет служить мостиком для актуализации детских СТМ. Также хорошая возможность привлечь внимание при лечении сезонных заболеваний. Предлагайте СТМ в составе комплексной терапии. Например, если покупатель приходит со списком противопростудных препаратов и у вас нет СТМ в этой категории, предложите вашу СТМ с витаминами как средство для восстановления после перенесенного заболевания.
Не забывайте про «импульсную» продажу — гематогены, батончики и т.п. СТМ, порекомендованные вами после набора корзины основных продуктов, могут быть весьма кстати для покупателя.
Не бойтесь отказа от вашего предложения. Если часть покупателей выбирает вместо СТМ другой бренд — это нормально. Не делайте из этого трагедию, даже если это случилось у нескольких клиентов подряд. Подумайте, что можно улучшить в ваших аргументах.
Если в вашей сети за приобретение СТМ покупателю начисляются дополнительные баллы на карту лояльности, существует дополнительный кешбэк и т.д. — обязательно об этом говорите. Это долгоиграющая история, которая может побудить клиента изучить полный ассортимент СТМ и, возможно, подобрать для себя или своих близких релевантные позиции из разных терапевтических групп.
Помните, что, набив руку на ежедневном предложении СТМ из разных категорий, вы значительно прокачиваете свои навыки, а это будет хорошим заделом для последующего практического их применения. Воспринимайте продажи СТМ не как барьер, а как возможность вашего профессионального и карьерного развития.
Что должен уметь руководитель по СТМ?
Какими компетенциями должен обладать руководитель направления товаров private label ритейлера?
Для того, чтобы на практическом примере разобрать все тонкости подбора специалиста по private label, был рассмотрен практический кейс на примере российского ритейлера.
Компания-работодатель в рамках продвижения private label ищет закупщика и маркетолога в одном лице. Эксперты считают, что отыскать такого специалиста будет очень сложно, тем более что предлагается относительно скромное вознаграждение. Однако в плане опыта вакантная позиция дает ценную возможность практически самостоятельно реализовать проект.
Вакансия
Директор направления по закупкам (Private Label)
Компания
Розничная сеть магазинов (один из лидеров рынка России, продукты питания /non food)
Требования
Идеальный кандидат: в/о, успешный опыт работы по созданию и продвижению товаров под собственной торговой маркой в розничной торговле
Коммуникабельность, системность мышления, здоровые амбиции, гибкость
Функции
Условия
Компенсационный пакет: 5000 долл. в месяц, обсуждается
Почему private label?
Выбор именно этой вакансии для анализа во многом обусловлен спецификой той предметной области, в которой предстоит работать успешному кандидату. Дело в том, что практика формирования и продвижения private label становится все более популярной в России и в странах СНГ, создавая спрос на профильных специалистов. Private label, или собственная торговая марка ритейлера, – это выпуск товаров крупными розничными сетями под собственной маркой. На сегодня большинство известных ритейл-компаний в России занимаются реализацией проектов частных марок: «Рамстор», «Перекресток», «Пятерочка», «Ашан», «Патэрсон», «Техносила», «36,6». Как отмечают аналитики, это прибыльный маркетинговый ход, поскольку производителям не надо тратиться ни на рекламную кампанию, ни на дистрибуцию.
В свою очередь, продвижение private label значительно отличается от продвижения брендированных продуктов, составить конкуренцию которым не всегда получается, несмотря на заведомо меньшую стоимость товаров частной марки. Соответственно, к нанимаемым менеджерам предъявляются особые требования. Особые, как выясняется, еще и потому, что представления российских компаний о роли и задачах тех, кто работает с private label, сильно отличаются от зарубежных стандартов. В России по-прежнему разыскивают «полипрофильных многостаночников».
Многопрофильный менеджер
Опрошенные эксперты считают, что в данной вакансии описан функционал и компетенции сразу нескольких специалистов. Как подчеркивает Илья ПОТАПЕНКО, консультант по персоналу «Империи кадров», такой «ансамбль» является как раз спецификой скорее российских, нежели зарубежных компаний. В частности, руководителю направления по закупкам в западном его варианте из сферы маркетинга достаточно знать лишь методы стимулирования сбыта для своевременной продажи ассортимента. «Совершенно непонятно, зачем от кандидата требуется опыт создания и продвижения торговой марки, – соглашается с подобной точкой зрения Наталья КОДАЧЕНКО, менеджер по работе с клиентами по направлению FMCG в компании «Амплуа-Брокер». – Такой опыт был бы очень ценен для директора по маркетингу или для коммерческого директора. В заявленном же функционале только три из всех пунктов традиционно относятся к закупкам: формирование ассортимента, определение и выбор потенциальных поставщиков, а также поиск партнеров по производству, ведение переговоров. Остальные функции можно смело передать маркетологам».
Михаил ЕЛИЗАРОВ, управляющий партнер компании Head Solutions LLC, и Анна ЛИТОВКИНА, руководитель сектора «Бытовая техника» кадрового агентства Cornerstone, также сошлись во мнении, что справиться со всем списком предложенных задач одному человеку будет сложно. Если маркетолог занимается аналитикой и креативом, то закупщик – «технической» стороной дела: он ищет поставщиков и проводит переговоры. «Будущему работнику делегируют массу обязанностей, которые должны выполнять совершенно разные специалисты, – полагает Михаил ЕЛИЗАРОВ. – Работодатель хочет увидеть в одном лице и маркетолога – бренд-менеджера с аналитическим уклоном, и закупщика-переговорщика, и администратора».
Если же говорить о классических требованиях к кандидатам на такую позицию, то специалисты должны иметь опыт успешного построения и управления системой закупок и обладать хорошими коммуникативными навыками. «Желательно, если за их плечами будет ряд успешно проведенных сложных переговоров», – добавляет Наталья КОДАЧЕНКО. А Михаил ЕЛИЗАРОВ считает, что эта вакансия будет прежде всего интересна тем, кто любит «играть в проекты», так как «дает практическую возможность самому осуществить проект».
Широкий круг обязанностей
Что же касается реальных задач, которые будут стоять перед претендентом, то это, по мнению Натальи КОДАЧЕНКО, выстраивание системы закупок, поиск и привлечение поставщиков или партнеров-производителей, налаживание эффективных кросс-функциональных связей внутри компании, выстраивание транспортно-логистической системы, оптимизация ассортимента в рамках торговой марки, а также управление остатками. Директор по закупкам, как полагает эксперт, обязательно будет участвовать в разработке и выполнении стратегического бизнес-плана, ценообразовании и бюджетировании. «Кроме этого, – добавляет Елена РЫБАКОВА, руководитель отдела по подбору персонала на постоянной основе Coleman Services, – успешному кандидату предстоит осуществлять контроль качества и следить за своевременностью поставок, соблюдением стандартов, предъявляемых к продукции под собственной торговой маркой».
Вдобавок к этому длинному списку довольно разных по своей сути обязанностей эксперты указали еще на несколько трудностей, поджидающих нового сотрудника. Поскольку это стартап проекта, то, по словам Натальи КОДАЧЕНКО, возможно несоответствие амбициозности планов имеющимся в компании средствам, ограничение полномочий на практике, отсутствие у руководства четкого видения места и образа новой торговой марки. Михаил ЕЛИЗАРОВ со своей стороны отметил, что часто список поставщиков оказывается ангажированным: «Кто-то из руководства компании с кем-то заранее договорился, а директора по закупкам уже ставят перед фактом. В таких условиях работать очень сложно, да и ответственность лежит именно на закупщике».
Ценность «многостаночника»
По мнению Михаила ЕЛИЗАРОВА, если проект небольшой, то предлагаемая зарплата вполне адекватна. Но если компания занимает лидирующее место на рынке, как это следует из объявления, то список обязанностей входит в диссонанс с указанной суммой. «Если работодатель хочет получить кандидата, способного полноценно руководить частной маркой как отдельным значимым направлением бизнеса, то компенсация должна находиться на соответствующем уровне – от 100 тыс. долл. до 120 тыс. долл. в год плюс бонусы, которые могут достигать размера самой зарплаты», – замечает эксперт. Как полагает Анна Литовкина, директор с такими обязанностями должен получать ежемесячно около 7000 долл. плюс годовые бонусы. Наталья КОДАЧЕНКО назвала вилку от 3000 до 7000 долл. (в зависимости от реального положения компании, «западности» требуемого опыта и уровня владения иностранным языком).